Буквы сходные по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация Б – Д. Конспект занятия Дифференциация Ё -Ю Речевой материал для дифференциации букв е ю

Думаю, хотя бы один раз в два-три года появляются ученики, в письменных работах, которых встречаются стойкие замены букв й – е. Как правило, у таких ребят помимо смешения на письме букв й – е встречаются и другие специфические «ошибки» при выполнении письменных работ, такие как: пропуски, перестановки, вставки гласных и согласных букв, слогов; замены согласных по акустическому и/или акустико-артикуляционному признаку; смешение гласных букв ё-ю; написание гласных I ряда вместо гласных II ряда после мягких согласных (а-я, о-ё, у-ю,); смешение букв по их сходному начертанию (д-б, и-у, п-т и др.). В подобных случаях по отношению к таким нарушениям письма принято применять термин дисграфия. При этом в диктантах наблюдается немалое количество орфографических и грамматических ошибок.

Помимо вышеперечисленного, у таких учащихся, по сравнению со сверстниками, не имеющими подобных нарушений, часто наблюдается недостаточный уровень развития памяти, слухового (фонема тического) и пространственного восприятия, мышления. Дети, в большинстве своем, путаются в определении правой и левой сторон, неточно употребляют предлоги, наблюдается заметное снижение качественного состава словаря, трудности вызывают операции обобщения, нахождения сходства между понятиями и др. У учащихся с дисграфией, чаще всего наблюдается недостаточность произвольного внимания, повышенная отвлекаемость, и, как следствие, пониженная работоспособность, утомляемость. Недостаточно сформировано чувство саморегуляции, самоконтроля. Все вышеперечисленные особенности детей-дисграфиков в результате являются причиной невысокого уровня учебной деятельности .


Поэтому вупражнениях на дифференциацию букв й – е даются различные задания на уровне слов, словосочетаний и предложений, которые будут способствоватьне только формированию умения не путать буквы й – е на письме, но и формировать, развивать такие умения и навыки, которые, в дальнейшем, помогут учащимся успешно осваивать программу по изучению русского языка . В упражнения включены задания на закрепление умения делить слова на слоги, ставить ударение, находить и выделять гласные, твердые и мягкие согласные буквы. Даются задания на словоизменение , словообразование , подбор родственных слов, уточнение значения некоторых слов, определение оттенков значения слов. При выполнении грамматических заданий закрепляются понятия слово, словосочетание, предложение; в работе над предложением закрепляется умение выделения главных членов предложения. При самопроверке написанных учеником слов, словосочетаний, предложений происходит формирование навыков самоконтроля, самокоррекции.

В самом начале работы с учеником (не забываем, что мы работаем с учащимися начальной школы) над дифференциацией букв й – е на письме необходимо уточнить, что буква е– гласная, которая тянется, т. е. может произноситься долго (уточнять, что буква е состоит из двух звуков йэ не нужно), а также, как и все гласные, имеет слогообразующее значение. Буква же й обозначает мягкий согласный звук и произносится коротко, что обозначается в её названии – и-краткая. Можно попробовать написать два имени прилагательных в единственном числе мужского рода и во множественном числе (добрый – добрые). Далее попросить ребенка определить, сколько слогов в каждом слове (доб-рый - 2 слога, доб-ры-е – 3 слога), после чего уточнить, что в слове добрый буква й входит в состав второго слога, а в слове добрые третий слог состоит из одной гласной буквы е. Делаем вывод, что для самопроверки, в случае сомнения, какую букву писать - й или е, нужно разделить слово на слоги и проверить, как звучит на слух й(е) долго или коротко. Как правило, такой прием помогает ученику в дальнейшем не смешивать буквы й – е на письме.

УПРАЖНЕНИЯ.

1. Прочитай слова. Раздели слова на слоги. Поставь ударение. Подчеркни все буквы е красным карандашом, буквы й зеленым. Объясни, почему буквы е подчеркиваются красным, а й – зеленым.

Майка, лейка, копеечка, ручей, рисование, помойка, воробей, реечка, трамвай, решение, скамейка, рисует, зайка, кофейник, рай, пение, чайник, муравейник, чтение, трамвай

Устно определи, какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?

2. Прочитай слова, произнося выделенные буквы й – коротко, е – протяжно. Сравни значения слов каждой строке.

Составь и запиши словосочетания со словами под №2, 7.

Например: белые облака – белый плащ – белее снега

1.Нарисуй – нарисуешь – нарисует

2.Слушай – слушаешь – слушает

4. Решай – решаешь – решает

5.Дуй – дуешь – дует

6.Вымой – вымоешь – вымоет

7.Считай – считаешь – считает

Составь и запиши словосочетания со словами под №2, 5.

Например: нарисуй дерево – (ты) нарисуешь человека – (он, она) нарисует дом

2.3.Прочитай сначала слова, написанные слева, затем – справа. Чем отличаются слова?


Майка – маечка

Лейка – леечка

Копейка – копеечка

Скамейка – скамеечка

Лайка – лаечка

Составь и запиши словосочетания со словами скамейка, скамеечка. В слове скамейкаподчеркни гласные Iряда одной красной чертой, II ряда – двумя красными чертами, твердые согласные –синим цветом, мягкие согласные – зеленым. Раздели слова скамейка и скамеечка на слоги, поставь ударение.

3. Прочитай слова. Объясни значение слов. Если слова тебе непонятны, спроси у взрослых или найди их значение в словаре. Запиши, изменяя слова так, чтобы из большого предмета получилсямаленький. Раздели слова на слоги, подчеркни буквы е красным карандашом, буквы й зеленым.

Например: сойка - соечка

Майка, лайка, сойка, рейка, стойка, стройка, сайка, гайка, фуфайка.

4. Отгадай загадки. К каждому отгаданному слову придумай и запиши 2 родственных слова.

Например: соловей – соловьиная, соловушка

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела!"
(

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.

Птица слов немало знает,

Все на свете повторяет!

Сюртучок на птице пестрый,

Клюв – изогнутый и острый!

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

Спозаранку за окошком

Стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Слова-отгадки: воробей, чайник, попугай, поезд, трамвай, ель, ручей)

5. Измени слова в словосочетаниях так, чтобы из одного предмета получилось много:

Например: большой дом – большие дома

Высокий стол, широкий диван, старый шкаф, строгий дежурный, опасный поворот, чистый костюм, светлый класс.

Перепиши, раздели на слоги, поставь ударение. Подчеркни все буквы е красным цветом, буквый зеленым.

6. Прочитай слова с предлогами. Перепиши, раздели на слоги, поставь ударение. Подчеркни все буквы е красным цветом, буквый зеленым. Устно составь предложения с первым и последним словом с предлогом.

Перед трамваем, за чаем, в мае, около лейки, на скамеечке, с линейкой, за урожаем, в чайнике, с копейкой, около деревьев, на стройке, за чайкой.

7. Прочитай. Найди, исправь ошибки и запиши словосочетания, заменяя там, где нужно буквы й на е или е на й.

Например: рыжий муравее – рыжий муравей

Рыжий муравее, белая чаека, чистая майчка, шустрый заечик, новая копеека, вымоет чаеник, пустое кофееник, подуе на чае, на зелёной скамейчке, думать над решенийм, ехать в трамвай, мечтайт об отдыхе, решайм задачу.

Перепиши словосочетания, исправь допущенные ошибки. Объясни свой выбор.

8. Вставь буквуй или е. Запиши словосочетания.

Большая стро…ка, зажига…т свет, звонки… солове…, Серге… Алексе…вич, реша…м задачу, шустры… воробе…, выле… воду, ...лена Андре…вна

Объясни, почему слова Сергей Алексе…вич, …лена Андре…вна пишутся с большой буквы. Вспомни и назови, какое имя и отчество у твоей мамы, твоего папы, дедушки, бабушки.

9. Прочитай предложения. Вставь букву й или е.

Налужа…ку прискакал серы… за…чишка. Никола…, закро… форточку – из окна сильно ду…т в спину. Придума… предложени… о стро…ке. Реша…м эти примеры устно. Большо… мураве…ник был виден издалека. Весно… к нам прилета…т много разных птиц. Под старо… …льюрасположилась семе…ка жёлтых сыро…жек.

Прочитай и проверь себя.

10. Вспомни сказочных персонажей, литературных героевв именах которых есть буквы й или е. (Елена Прекрасная, Кощей Бессмертный, Соловей-Разбойник, Дюймовочка, Пьеро, царь Берендей, доктор Айболит, Бармалей, королевич Елисей …)

Запиши их.

11. Запиши под диктовку словосочетания:

Налей в чайник, ехать в трамвае, перейти через ручей, новые копеечки, весёлый воробей, звонкое пение, хитрый муравей, зелёные скамейки, рисует зайца, вкусный каравай, белые маечки, много стульев, отдыхать в мае и т. д.

Проверь себя. Раздели слова на слоги, поставь ударение. К словам зелёные, воробей придумай по 3 – 5 родственных слов, подчеркни в родственных словах общую часть.

12. Прочитай пословицы. О чем они? Прочитай ещё раз. Запиши пословицы по памяти.

Добрый добру научает, а злой на зло наставляет.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Запиши выражения по памяти, проверь себя, раздели слова на слоги.

13. Прочитай скороговорки сначала медленно, потом быстро. Прочитай еще раз и запиши по памяти.

У ежа и ёлки иголки колки.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Михейка на скамейке плетёт лапти Андрейке.

Прочитай еще раз и проверь, правильно ли ты все написал(а). Подчеркни буквы е красным цветом, буквы й – зелёным.

14. Запиши по памяти. (Логопед читает первое предложении е, состоящее их двух слов. Ученик повторяет и записывает. Затем второе предложение … и т. д.)

Андрей рисует.

Андрей Алексеев рисует.

Андрей Алексеев рисует трамвай.

Андрей Алексеев рисует желтый трамвай.

Андрей Алексеев рисует большой желтый трамвай.

Проверь себя. Раздели слова на слоги, поставь ударение. Во всех предложениях найди и подчеркни главные члены предложения.

15. Запись предложений под диктовку.

Мама купила Рае новые майки. В сарае стояли две ржавые лейки. Дмитрий рисует майскую розу. Старый воробей уселся на самой крепкой ветке. Высоко над морем летали белые чайки. Евгения Михайловна испекла для гостей пышный каравай. У Егора сегодня хорошее настроение. Елена поставила на стол пирог с ежевикой. Приехал Емеля на печке прямо к царскому дворцу.

Медленно, по слогам прочитай предложения. В третьем и четвертом предложениях найди и подчеркни главные члены предложения.

Словарик:

Имена существительные:- майка (маечка), лайка (лаечка), стойка, сойка, зайка, помойка, чайка, рейка, лейка, копейка, стройка, гайка, тройка, фуфайка, двойка, лужайка, семейка;

Лай, чай, май, рай, ручей, воробей, соловей, муравей, трамвай, каравай, сарай, герой, попугай;

Муравейник, чайник, кофейник, сотейник, затейник, репейник;

Егор, Андрей (Андреевна, Андреевич), Сергей (Сергеевна), Алексей (Алексеевна), Михайловна, Дмитрий (Дмитриевна) и т. д.

Настроение, еда, поединок, единица, здание, ежевика, егоза, поезд, переезд.

Имена прилагательные: - белый – белые. Имена прилагательные мужского рода и имена прилагательные множественного числа, имена прилагательные, образованные от имен существительных (см. выше): чайный, гаечный и т. д.

Ежевичный, единый.

Глаголы: - мой (моет, моем, моете), помой, вымой, слушай, налей, перелей, залей, закрой, открой, зажигай, дай, стой, рисуй, нарисуй, дуй, думай, дергай, считай, решай, копай, мечтай, летай, пой, ехать.

Лиература:

1. Живое русское слово. Русские народные пословицы и поговорки/ Сост. - М.: Гос. изд. детской литературы Мин. просвещения РСФСР, 1961.

2. Детские скороговорки / Запись и сост. Г. Науменко. – М.: Планета детства, 1999.

3. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2001.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слова лук, люк. Сравните эти слова по смыслу и написанию. Скажите, какими буквами различаются эти слова.

Задание 2. Прочитайте слоги первой и второй строчек.

Му, ну, пу, су, ку, ду, ту, ру, гу. Мю, ню, пю, сю, кю, дю, тю, рю, гю.

Скажите, чем отличается произнесение согласных в слогах первой и второй строчек. Какую букву вы будете писать после мягких согласных?

Игра «Наоборот».

Логопед называет слог с твердым согласным звуком, учени­ки называют слог с мягким согласным звуком, выделяют голо­сом гласные звуки у, ю.

Образец: Логопед: Ученики: му мю - ю

мю му - у

Задание 3. Запишите слоги в две колонки: с буквой у - в первую, с буквой ю - во вторую.

Бу, бю, тю, ту, лу, лю, рю, сю, ру, су, пю, пу

Задание 4. Запишите слоги под диктовку. (Используются слоги пре­дыдущих заданий.)

Задание 5. Запишите слова графически, надпишите буквы у, ю над соответствующим слогом.

Уля, Юля, лук, сук, пою, мою, юла, Люба, рисую, руки, тюль, трус, сплю, слюни, туфли, слюда, тюлень, служба, трусы Слова для объяснения: тюль, слюда.

Задание 6. Прочитайте стихотворения. Выпишите слова с буквой у в один столбик, с буквой ю - в другой столбик, слова с буквами у, ю - в третий.

На уроке. Мой спутник.

На уроке я читаю, На полу юлу пока я,

И рисую, и считаю. Как умею, запускаю,

Руку тихо поднимаю. Подрасти скорее мне бы,

Если спросят, отвечаю. Запущу я спутник в небо.

Задание 7. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю.

Лей, ...ла, сп...тник, ...рта, пл...с, мин...с, сл...х, кра...-ха, ...литка, ...лит.

Задание 8. Измените слово по образцу. Подчеркните последнюю бук­ву в измененном слове.

Образец: писать - пишу.

Писать - ..., кричать - ..., петь - ..., лететь - ..., спать - 1 ..., читать - ..., вертеть - ..., качать - ..., смотреть - ..., пи­щать - ..., трещать - ..., говорить - ... .

Задание 9. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю.

Кат...шакормитк...р. К...рыкл...ют зерна. Ил...шал...бит л...к. ...ля надела...бку. Л...ба и Ил...ша г...ля...т. Я вста... рано...тром. Ил...шарис...ет ваз... .

Задание 10. Спишите предложения. Подчеркните буквы у, ю разны­ми карандашами. Выделенные слова разделите на слоги.

Люся мыла шею. Ооня грела утюг. Петя и Нюра кормят ин­дюка. Люба любит айву. Юра и Уля вместе учат уроки.

Задание 11. Прочитайте стихотворения. Выпишите слова с буквами у,ю. Ответьте на вопросы.

Кто что любит. Про Юленьку.

Юра - малину. Юля - Юленька - юла,

Нюра - рябину. Юлька юркая была.

Леля - брюкву. Усидеть на месте Юлька

Коля - клюкву. Ни минуты не могла. А наш Сережа любит изюм.


Какая была Юлька? Почему ее назвали юркой!

Задание 12. Словарный диктант: а) графический диктант с выделени­ем букв у, ю; б) те же слова записываются под диктовку логопеда.

Люба, Луша, Павлуша, юбка, индюк, краюшка, старушка, крючок, петрушка, качают, шагают, пишут, стрекочут, стри­гут, моют, играют, рисуют, поют.

Задание 13. Проверочные диктанты.

Мама купила Илюше юлу. К Илюше пришла Люда. Она на полу запустила юлу. Юла вертится и гудит. Забавная игрушка юла.

Встала Люба возле дуба. Любо нам глядеть на Любу.

На краю леса стояла избушка.

Октябрята - дружные ребята: читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Однажды в студеную, зимнюю пору я из лесу вышел - был сильный мороз.

Дифференциация ё-ю

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слова ёж, юбка. Назовите начальные звуки. Вспомните, как образуются гласные ё, ю. Сравните эти гласные по арти­куляции губ.

Задание 2. Прослушайте слоги. Назовите гласную букву. (Логопед называет слог, ученики называют только гласный звук).

а) Юм, ём, ёт» ют, юн, ён, ёс, юс, ёр, юл, юр, ур;

б) мё, мю, не, ню, сё, рё, сю, лё, рю, лю, тю, вё;

в) юм, мю, ню, ён, ёр, рю, рё, ёл, лё, юр, ёс.

Задание 3. Прослушайте, запомните и произнесите ряды слогов. ём - юм мё -мю те - тю ёт - ют мю -мё - мю юм - ём мю - мё тю - те ют -~ ёт мё - мю - мё

Задание 4. Прослушайте слова. Назовите только гласный ё или ю.

Юг, ёж, Юля, Алёша, Юра, вёл, всё, всю, юбка, орёл.

Задание б. Запишите слоги в две строчки: в первую - с буквой ё, во вторую - с буквой ю.

Ёт, мю, юм, мё, сю, сё, юс, ню, не, рю, рё.

Задание 6. Спишите слова. Подчеркните буквы ё, ю карандашами разного цвета.

Юг, мёд, июнь, ёрш, июль, клён, Лёня, Стёпа, Нюра, ёжик, юрта.

Задание 7. Запишите слова графически. Надпишите над соответству­ющим слогом буквы ё, ю.

Клён, юркий, ковёр, блюдо, самолёт, флюс, свёкла, овёс, плюс, клюква, шлюпка, костёр.

Задание 8. Закончите предложения по образцу. О б р а з е ц: а) Юра поет - дети поют; б) Дети поют - Юра поет.

Юра поёт - дети.... Ворона вьёт - птицы.... Швея шьёт - швеи.... Курица клюёт - куры.... Люба пьёт - дети.... Дождь льёт - дожди....

Распространите предложения по образцу.

О б р а з е ц: а) Юра поёт песню; б) Дети поют песни. Дети поют - Юра.... Вороны вьют - ворона.... Швеи шьют -швея.... Куры клюют - курица.... Дети пьют - Люба.... Дожди идут - дождь....

Задание 9. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Л...ня л...бит из...м. Л...да л...бит св...клу. Л...ба ела кл...кву. Ал...на носит...бку. ...ра зав...л...лу. С бер...зы и кл...на пада...т листь... . Тел...нок попал в ов...с.

Задание 10. Словарный диктант.

Клён, клюв, клёв, даю, сплю, полю, бельё, твоё, моё, старьё, люк, лук, лёд, слюда, слёзы, на краю, на землю, вёз, вьюн, вьют, гнёзда, всё, всю.

Задание 11. Проверочные диктанты.

На березе грачи вьют гнезда. У Левы новые шлепанцы. Надо иметь свою расческу. По изгороди вьются вьюны. Баю-баюш-ки-баю, не ложись на краю. Над избушкой висит хлеба краюш­ка. (Луна.) Птицы собрались в стаю. Под елочкой Алеша нашел колючего ежика.

Степа и Алеша поют любимые песни. Я стою на краю обры­ва. Бабушка любит пшеничные лепешки. В магазине продава­ли плюшки и сдобные лепешки. Дай мое полотенце и мою рас­ческу. Надень теплую кофту и синюю юбку. У школы клен. Мы любим сидеть у клена. Гудят пчелы, поют птицы.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте пары слов. Сравните их по смыслу и написанию.

Семенюта Людмила Васильевна,

Загребина Елена Леонидовна ,

Сабитова Маргарита Кадыровна

Семенюта Людмила Васильевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» муниципального образования город Ноябрьск;

Загребина Елена Леонидовна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск;

Сабитова Маргарита Кадыровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» муниципального образования город Ноябрьск

Тетрадь самостоятельных работ для учащихся 2 класса с нарушениями речи.

Логопедия, 2 класс.

Самостоятельные работы являются контрольно-измерительными материалами, которые соответствуют структуре (по разделам и темам) рабочей программы «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2 классов с ФФНР/НВОНР» на 1 этапе коррекционной работы («Коррекция нарушений речи у младших школьников/Авт.-сост. С.Е.Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А.Маленьких.-М.:ТЦ Сфера, 2011.). В ней заложены возможности предусмотренного ФГОС начального общего образования формирования у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Они могут быть использованы учителями-логопедами, родителями, учениками.

Тетрадь самостоятельных работ для учащихся 2 класса с нарушениями речи. I этап.

Самостоятельные работы являются контрольно-измерительными материалами, которые соответствуют структуре рабочей программы «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2 – 4 классов с ФФНР/НВОНР» (по разделам и темам).

Они могут быть использованы учителями-логопедами, родителями, учениками.

г.Ноябрьск


Речь. Предложение. Слово. 4

5

Дифференциация а – я .. 6

Дифференциация у – ю ... 7

Дифференциация о – ё .. 8

Дифференциация ы – и .. 9

Дифференциация э – е .. 10

Дифференциация ё – ю ... 11

Дифференциация С – З .. 12

Дифференциация Ш – Ж ... 13

Дифференциация в – ф .. 14

Дифференциация П – Б .. 15

Дифференциация Т – д .. 16

Дифференциация Г – К . 17

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ с – ш ... 18

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ з – ж ... 19

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч – Т’ 20

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ щ – с’ 21

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Щ – Ч .. 22

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ц – С .. 23

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ц – Ч .. 24

.. 25

Дифференциация А – О .. 26

Дифференциация И – У .. 27

Дифференциация П – Т .. 28

Дифференциация И – Ш ... 29

Дифференциация Л – М .. 30

Дифференциация К – Н .. 31

Дифференциация Н – П .. 32

Литература .. 33

Самостоятельная работа № 1

Речь. Предложение. Слово.

1. Составь текст, выбрав правильный порядок предложений.

1) Мальчики радовались обильному улову.

2) Они забросили удочки и стали следить за поплавками.

3) В выходной день ребята пошли на рыбалку.

4) Только к вечеру ребята вернулись домой с полными ведёрками рыбы.

5) Ближе к обеду начался клёв.

2. Отметь верные предложения знаком «+»

1) Я учусь на одни пятёрки.

2) У дороги.

3) Бегает высоко прыгает.

3. В каком случае слово, верно разделили на слоги? Отметь знаком «+».

1) рыб-ал-ка

2) у-доч-ка


Самостоятельная работа № 2

Звуко-слоговой анализ. Ударение.

1. Раздели на слоги, поставь ударение.

папа столы думаю огурчик

окно мост рыбаки корзина

2. Собери слова из слогов.

ша, кры -_________ ка, ба, буш -_________

ре, мо -________ ны, мо, ли -_________

3. Сначала выпишите слова, состоящие из одного слога, затем из двух и из трёх слогов. Подчеркните гласные буквы.

Пушка, суп, кошка, сапоги, тыква, ключ, вишни, лук, рысь, брат, ребята, мальчики, стон, капуста, щука, тишина, ракета.


Самостоятельная работа № 3

ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ.

Дифференциация а – я

1. Прочитай слова. Отметь твёрдые согласные синим цветом, мягкие согласные – зелёным перед гласными А, Я.

Клякса, пряжа, завял, утята.

2. Вместо точек вставь гласную А или Я. Подчеркни мягкие согласные.

п__рус л__мки м__з__ли

п__тки к__ток з__р__дк__

мор__к гл__зной н__м__ли

3. Вставь пропущенные буквы А или Я в предложения.

Д__д__ Миш__ д__л Н__де св__зку ключей.

В__л__ и Кол__ сид__т р__дом.

4.Внимательно прочитай слова и найди ошибки.

Гразь, земла, силяч, салат, вишна.

_____________________________________________


Самостоятельная работа № 4

Дифференциация у – ю

1. Прочитай слова. Отметь твёрдые согласные синим цветом, мягкие согласные – зелёным перед гласными У, Ю.

Клюква, клюшка, нужно, нюхать, клубок.

2. Вместо точек вставь гласную У или Ю. Подчеркни мягкие согласные.

Т__г с__ш__ __н__хал

Р__к р__бл__ __ркн__л

К__с с__н__л кл__н__л

3. Вставь пропущенные буквы У или Ю в предложения.

Ил__ше купили хоккейн__ю кл__шк__.

Павл__ша л__бит кл___кву.

Леплу, верчю, встречайу, ищю, куплю.


Самостоятельная работа № 5

Дифференциация о – ё

1. Прочитай слова. Отметь твёрдые согласные синим цветом, мягкие согласные – зелёным перед гласными О, Ё.

Клёны, кошка, слёзы, гвозди, котёл.

2. Вместо точек вставь гласную О или Ё. Подчеркни мягкие согласные.

Жик п__л__т __п__н__к

Р__л п__т__к ут__н__к

Ршик к__т__л реб__н__к

3. Вставь пропущенные буквы О или Ё в предложения.

У Л__вы в л__дке н__вые в__сла.

Л__шадь вез__т др__ва.

4. Внимательно прочитай слова и найди ошибки.

Слозы, везот, полот, гвёзди, осёл.

_______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 6

Дифференциация ы – и

1. Прочитай слова. Отметь твёрдые согласные синим цветом, мягкие согласные – зелёным перед гласными Ы, И.

Лоси, глина, зарыл, сынок, глыба.

2. Вместо точек вставь гласную Ы или И. Подчеркни мягкие согласные.

п__рог т__ква ш__р__на

кр__ло в__лка ж__л__ще

зар__л с__нок р__ж__ки

3. Вставь пропущенные буквы Ы или И в предложения.

Дельф__н__ пл__ли к берегу.

З__мой р__б__ ушл__ на дно рек__.

4. Внимательно прочитай слова и найди ошибки.

Рыбак, сапогы, ужынал, машина, крило.

____________________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 7

Дифференциация э – е

1. Вместо точек вставь гласную Э или Е. Подчеркни мягкие согласные.

Хо __скиз __стаф__та

Жиха по__зия __нот

м__тро п__тух __кл__р

2. Вставь пропущенные буквы Э или Е в предложения.

В __льнике жила __жиха с __жонк__м.

П__тя жив__т на ч__тв__ртом __таже.

Екран, пэтух, енот, эльф, електрик.

______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 8

Дифференциация ё – ю

1. Вместо точек вставь гласную Ё или Ю. Подчеркни мягкие согласные.

бр__вна пл__щ пл__с

вер__вка сер__жки кост__р

т__ль ка__ та л__ __т

2. Вставь пропущенные буквы Ё или Ю в предложения.

Ст__па и Ал__ша по__т свои л__бимые песни.

Рта была т__плая и у__тная.

3. Внимательно прочитай слова и найди ошибки.

Каута, веровка, бровна, плус, тюлень.

_______________________________________


Самостоятельная работа № 9

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация С – З

1. Вставь в слова пропущенные буквы С и З.

мага__ин __олотая __ле__а

ки__лый __алют ко__мо__

му__ей ла__точка __апа__

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы С и З.

Олотые ли__тья

Апах __ирени

Еленые __о__ны

3. Вставь в предложения пропущенные буквы С и З.

В ле__у по__пела __емляника.

В темном небе __а__ияла __олотая __ве__да.


Самостоятельная работа № 10

Дифференциация Ш – Ж

1. Вставь в слова пропущенные буквы Ш или Ж:

ланды__и но__ницы __а__ки

лягу__ка пиро__ное __ивё__ь

бума__ный ве__алка __емчу__ина

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы Ш или Ж:

ко__аная __апка

Адный медве__онок

кро__ечный мы__онок

3. Вставь в предложения пропущенные буквы Ш или Ж:

В __ивом уголке __ивут мы__и.

После до__дя боль__ие лу__и.


Самостоятельная работа № 11

Дифференциация в – ф

1. Вставь в слова пропущенные буквы В и Ф.

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы В и Ф.

краси__ый сара__ан
__ысокое дере__о
с__ежие __рукты

3. Вставь в предложения пропущенные буквы В и Ф.

Ера закры__ает __орточку.

Федя подарил __иалки __ере __ёдоро__не.


Самостоятельная работа № 12

Дифференциация П – Б

1. Вставь в слова пропущенные буквы П и Б.

аз__ука аль__ом __о__еда

Укварь __альто __у__ен

шай__а __агаж __оку__ка

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы П и Б.

Елые голу__и

соленые гри__ы

с__елые __ананы

3. Вставь в предложения пропущенные буквы П и Б.

Араны __или в __ара__аны.

Елки __ыстро __рыгали с ветки на ветку.


Самостоятельная работа № 13

Дифференциация Т – д

1. Вставь в слова пропущенные буквы Т и Д.

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы Т и Д.

коро__кие __ни

чис__ая посу__а

холо__ная пого__а

3. Вставь в словосочетания пропущенные буквы Т и Д.

Де__и си__я__ по__ с__арым __убом.

В пол__ень __ам гус__ая __ень.


Самостоятельная работа № 14

Дифференциация Г – К

1. Вставь в слова пропущенные буквы К или Г:

сапо_и __апля пу__ов__а

ябло__о __руша по__ремуш__а

Гядки __уби__и пры__ал__и

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы К или Г:

зна__омый __олос

Рибная полян__а

доро__ой подаро__

3. Вставь в предложения пропущенные буквы К или Г:

Света помо__ает маме __опать __рядки.

Соба__а __рызёт __ость под __рыльцом.


Самостоятельная работа № 15

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ с – ш

1. Вставь в слова пропущенные буквы С и Ш.

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы С и Ш.

3. Вставь в предложения пропущенные буквы С и Ш.

Ла__точка __вила гнёзды__ко.

Са__а у__тупил ме__то бабу__ке.


Самостоятельная работа № 16

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ з – ж

  1. Вставь в слова пропущенные буквы З или Ж:

де__урный гво__дика дру__ный

Абор пры__ок му__ыка

Еле__о ра__ре__у __а__им

  1. Вставь в словосочетания пропущенные буквы З или Ж:

Елёный __ук

све__ий во__дух

Елёная лу__айка

  1. Вставь в предложения пропущенные буквы З или Ж:

В небе за__глись __олотые звё__ды.

Имой на окнах сне__ные у__оы.


Самостоятельная работа № 17

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч – Т’

1. Вставь в слова пропущенные буквы Ч или Т’.

пе__а__ь __айник __ё__ька

зада__а све__а бабо__ка пя__ёрка __ёло__ка ле__е__ь

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы Ч или Т’.

соско__ила с пе__и

расс__егни замо__ек

ес_ь бульон__ик

3. Вставь в предложения пропущенные буквы Ч или Т.

Полей води__кой цвето__ки в горшо__ке.

В гос__и пришёл Кос__я с ко__ёнком.


Самостоятельная работа № 18

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ щ – с’

1. Вставь в слова пропущенные буквы С" – Щ.

Егол тря__ина мор__ина

я__ду товари__ та__ил__я

у__и__и по__е__ал о__енний

2. Вставь словосочетания пропущенные буквы С"-Щ.

Ердитый стеколь__ик

Емена __авеля

Иний пла__

3. Вставь в предложения пропущенные буквы С"-Щ.

В о__иновой ро__е пи__али __еглята.

Скуля__ий __енок __идел у ве__ей.


Самостоятельная работа № 19

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Щ – Ч

1. Вставь в слова пропущенные буквы Ч или Щ.

пи_а све__а я__и__ек

и__ейка верёво__ка ве__и__ка

мо__алка пе__ера вол__и__е

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы Ч или Щ.

по__товый я__ик

жгу__ие лу__и

о__и__енные ово__и

3. Вставь в предложения пропущенные буквы Ч или Щ.

Но__ью лету__ие мыши покидают убежи__а.

Солне__ный лу__ заглянул в лесную __а__у.


Самостоятельная работа № 20

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ц – С

1. Вставь в слова пропущенные буквы Ц и С.

коль__о __оловей __ахарни__а

реди__ка пале__ __толи__а

ме__яц мельни__а __ини__а

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы Ц и С.

пе__трая кури__а

Вежая води__а

знакомая ули__а

3. Вставь в предложения пропущенные буквы Ц и С.

На __ухой __кале рас__вел __веток.

Коню на__ыпали ов__а.

На __аре __апели __квор__ы.


Самостоятельная работа № 21

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ц – Ч

1. Вставь в слова пропущенные буквы Ц и Ч.

гра__и __епо__ка скворе__

Апля молод__ы __истый

п__ёлка у__ени__а вол__и__а

2. Вставь словосочетания пропущенные буквы Ц и Ч.

__ёрная кури__а

отли__ная о__енка

Етырнад__атое __исло

3. Вставь в предложения пропущенные буквы Ц и Ч.

К скворе__нику прилетел скворе__.

Красна пти__а перьями, а __еловек у__еньем.


Самостоятельная работа № 22

Буквы сходные по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация Б – Д

1. Вставь в слова пропущенные буквы Б или Д.

за__ор кори__ор __оро__а

Илет __упло __рига_а

2. Вставь пропущенные буквы Б или Д. Запиши словосочетания.

Елые ле__е__и

О__рая __а__ушка

Линная __оро__а

______________________________________________________________________________

Большую, Володя, поймал, бабочку.

______________________________________________________________________________
Самостоятельная работа № 23

Дифференциация А – О

1. Вставь в слова пропущенные буквы А или О.

ск__зк л__жки р__б__т__

кр__шки кр__ски в__р__н__

2. Вставь пропущенные буквы А или О. Запиши словосочетания.

ус__тый к__тик

сед__я б__р__дк__

н__вый ст__л

______________________________________________________________________________

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Ротик, котик, лапой, моет.

______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 24

Дифференциация И – У

1. Вставь в слова пропущенные буквы И или У.

Лей __литка с__к__

кенг__р__ __кол __ч__тель

2. Вставь пропущенные буквы И или У. Запиши словосочетания.

ш__мная __гр__шка

Гривый т__грёнок

с__д__т __л__тка

______________________________________________________________________________

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Стуле, на, Ирина, сидит.

______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 25

Дифференциация П – Т

1. Вставь в слова пропущенные буквы П или Т.

ка__ок кру__а ка__ус__а

салфе__ка __арус __ру__ик

2. Вставь пропущенные буквы. Запиши словосочетания.

Ляжный кос__юм

Анцевальная __ара

Ома__ная __ас__а

______________________________________________________________________________

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

На, сидит, стуле, Ирина.

______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 26

Дифференциация И – Ш

1. Вставь в слова пропущенные буквы И или Ш.

Р__ска мы__ка __гру__ка

Гла пу__ка __збу__ка

2. Вставь пропущенные буквы И или Ш. Запиши словосочетания.

х__трая ко__ка

мам__на ча__ка

р__совая ка__а

______________________________________________________________________________

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Шарф, бабушка, вяжет, Саше.

______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 27

Дифференциация Л – М

1. Вставь в слова пропущенные буквы Л или М.

ко__ар __одка __е__кий

по__ощь __арка __а__ина

2. Вставь пропущенные буквы Л или М. Запиши словосочетания.

Е__кий __ук

И__оный сок

Исья __орда

______________________________________________________________________________

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Кисель, Марина, малиновый, любит.

______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 28

Дифференциация К – Н

1. Вставь в слова пропущенные буквы К или Н.

ба__ти__ клоу__ __озлё__о__

Анава __и__ка __и__о

2. Вставь пропущенные буквы К или Н. Запиши словосочетания.

Лубо__ __ито__

и__терес__ое __и__о

крас__ый ба__ти__

______________________________________________________________________________

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Купила, бант, красный, Марина.

______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 29

Дифференциация Н – П

1. Вставь в слова пропущенные буквы Н или П.

Ушка ка__ава __авли__

А__ка к__ига __а__ама

2. Вставь пропущенные буквы Н или П. Запиши словосочетания.

си__яя __а__ама

зуб__ая __аста

шерстя__ые __оски

______________________________________________________________________________

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Получил, папа, письмо, заказное.

______________________________________________________________________________


Литература

1. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 2005.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Книголоюб, 2003.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголоюб, 2005.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с НВОНР или ОНР на первом этапе обучения. – Воронеж: Изд-во «Учитель», 2000.

6. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий № 1.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

7. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий № 2.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

8. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

9. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

10. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 1. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»


11. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 5. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

12. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 2. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

13. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

14. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

15. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

16. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

17. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В.Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

19. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.

Цели:

1. Умение различать гласные Ё, Ю в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3.

4. Развитие связной речи;

Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, слоговая таблица, перфокарты

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II.

С какими гласными звуками вы работали на прошлом занятии? К гласным какого ряда относятся эти звуки?

Игра «Узнай звук». Хлопайте в ладоши в том случае, если в слове есть звук Ю.

ЁЛКА, ЮРКИЙ, ЁРШИК, ЮЛА, ЁЖ, ЮРА, ЮЛЯ, ВЕРБЛЮД

III.

Сегодня продолжим работу над различением звуков Ё и Ю в слогах.

1. Дифференциация гласных Ё и Ю в слогах.

а) Повторение слогов за логопедом.

РЁ, МЁ, ТЮ, НЮ, РЮ, БЮ, ДЁ, ПЁ, ПЮ, ВЁ, ВЮ, ФЁ, ФЮ, СЁ, СЮ

б) Чтение слогов по слоговой таблице.

Прочтите сначала слоги с буквой Ё, затем с буквой Ю.

в) Запишите слоги в две строчки: с Ё в первую, с Ю во вторую, разными пастами.

Проверка: прочесть слоги первой строчки, затем второй.

2. Дифференциация гласных в словах.

а) Работа с сигналными карточками по магнитофонной записи.

ШЬЁТ, БЕЛЬЁ, КОПЬЁ, ВЬЮНОК, СТАРЬЁ, ЧЬЁ, ЧЬЮ, ПЬЮТ, ЛЬЁТ, ВЬЮН, КЛЮЁТ, ПОЁТ, БЬЮТ, ПОЮТ, ЧИТАЮТ.

б) Запись слов в два столбика разными пастами.

КАЮТА, ЁЛОЧКА, ЮЛА, ЕЩЁ, БЕЛЬЁ, ВЕРЁВКА, УТЮГ, ТЮЛЬПАН, КРЮЧОК, ВЁСЛА.

3. Дифференциация гласных в предложениях.

а) Списать предложения, вставить пропущенные буквы Ё или Ю. Подчеркнуть их разными карандашами.

Л…ба ела кл…ву. Л…ба л…бит сладкий из…м. Ор…л напал на ста… воробь…в. Ал…ша и Л…ба собира…т кл…кву.

Подсчитайте количество букв Ё и Ю в предложениях. Определите, каких букв больше.



б) Запись предложений на слух.

Люба любит свёклу. Над избушкой висит хлеба краюшка. Дети собирают берёзовый сок. Охотник нащёл лисью нору. Голубь клюёт зёрна.

Анализ предложений: найти главные слова в предложениях.

в) Игра «Исправь ошибку» (устно).

ИЗЁМ, ОРЮЛ, АЛЮША, СВЮКЛА.

4. Дифференциация гласных в связной речи.

а) Работа с перфокартами. Вставить пропущенные буквы.

Не потрудишься – м…ду не поешь.

Не разгрыз…шь ореха – не съешь ядра.

Л…бишь кататься – л…би и саночки возить.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

II ЭТАП.

РАБОТА

НАД МОРФОЛОГИЧЕСКИМ СОСТАВОМ

СЛОВА.

Состав слова.

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №11

ТЕМА: РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

Цели:

1. Дать учащимся понятие о родственных словах;

2. Развитие грамматического строя;

3.

4.

Оборудование: плакат с изображением чудо-дерева карточки со словами: сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов.

САД, САДОВЫЙ, ПОСАДИТЬ, ПОСАДКИ, САДОВНИК.

СОЛЬ, СОЛЁНЫЙ, ПОСОЛИТЬ, СОЛЁНЫЕ, РАССОЛ.

ЛЕС, ЛЕСНИК, ЛЕСОК, ЛЕСНОЙ.

ВОЗ, ВОЗИТЬ, ПЕРЕВОЗКА, ПОВОЗКА, ВОЗЧИК.

Словарная работа: РАССОЛ.

II. Работа с текстами.

Логопе читает текст рассказа:

Родник родит речку, а река льётся через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, корит народ. Вы глядите, как это складно выходит: РОДНИК, РОДИНА, НАРОД. Все эти слова как бы родня.

Словарная работа: РОДНИК, РОДИНА, РОДНЯ.

Это родственные слова.

Затем, логопед читает стихотворение:

Как растут слова.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод,

С ним садовник идёт, очень интересно

Гулять в саду словесном.

Вновь выясняется понимание смысла слов: РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК.

Из какого слова выросли слова: РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК? Из слова САД, это КОРЕНЬ.

III. Работа с плакатами.

Логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово САД прикрепляют к корню дерева.

Назовите слова, которые выросли из слова САД.

Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорезь дерева. Все эти слова произошли от одного корня и называются ОДНОКОРЕННЫМИ, РОДСТВЕННЫМИ.

Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень.

Образец записи: сад – рассада, посадки, садовод, садовник.

IV. Закрепление материала.

1. Работа с однокоренными словами, не являющими родственными. Логопед записывает на доске пары слов:

РИС – РИСУНОК ГОРА – ГОРЕВАТЬ ВОДИТЕЛЬ – ВОДА

Логопед предлагает ученикам найти общаю часть этих слов. Затем записать пары слов, выделить общую часть – корень слова.

Сравнить пары слов по смыслу. Сказать будут ли эти слова родственными? Почему? (Эти слова не могут быть родственными, у них разный смысл).

2. Придумать предложения с этими словами.

3. К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки. Запишите в тетради, выделите корень.

4. Прочитайте слова на доске. Найдите лишнее, не подходящее по смыслу. Объясните, почему оно не подходит.

Шиповник, шины, шипит, шиповки;

Маленький, малыш, малевать, малявка;

Шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.

Логопедическая физминутка.

5. Прочитайте слова, найдите в них общую часть. Спишите слова, обозначьте в них общую часть. Поставьте в словах ударение. Прочитайте слова, в которых ударение падает на гласную в корне.

Бег, бегун, беговой, пробег, выбегу, бегаем, забеги.

Варит, варю, варенье, варёный, повар, заварим.

Ход, ходит, заходит, переход, поход, выходит.

V. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №12

ТЕМА: РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

Цели:

1.

2. Обогащение и активизация словаря;

3. Совершенствование грамматического строя;

4. Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими словами вы познакомились на прошлом занятии? Что общее есть в родственных словах? Приведите примеры родственных слов.

III. Закрепление пройденного материала.

1. Прочитайте слова. Выпишите сначала слова с общей частью БЕГ, потом слова с общей частью ВАР, а затем слова с общей частью ХОД. Подчеркните слова, в которых ударение падает на гласную в корне. Запомните эту гласную.

ПОВАР, ВЫХОД, РАЗБЕГ, БЕГАЕТ, ВАРИТ, ВАРЁНЫЙ, ХОДИТ, ПОХОД, ВАРЕНЬЯ, ЗАХОД, БЕГУН, СВАРИЛ, ВАРЕНИК, ХОДЬБА, ПОБЕГ, БЕГОВАЯ, ОТВАР, БЕГУЩИЙ.

2. Внимательно прочитайте слова. Запишите их в два столбика. Выделите корни в словах каждого столбика. Логопед предлагает детям сначала прочитать слова и подумать, какой смысл заключён в каждом слове. Затем один ученик читает похожие по смыслу слова, второй ученик читает другую группк слов, остальные контролируют правильность ответов. После этого ученики выполняют задание.

БОЛЕТЬ, БОЛЬНОЙ, БОЛТАТЬ, ЗАБОЛЕЛ, БОЛТУН, ВЫБОЛТАТЬ, БОЛЬНИЦА, БОЛТУШКА, БОЛЕЗНЬ, БОЛТУНЬЯ, БОЛЬ, БОЛЬНО.

ВАЛИТ, ВАЛ, ВЯЛЫЙ, ЗАВЯЛ, УВЯЛ, СВАЛИТЬ, ВАЛУН, ВЯЛЕНЫЙ, ЗАВАЛИТЬ, ВАЛЯТЬ, ПОВАЛИТЬ, ВЯЛИТЬ.

3. «Каверзные вопросы».

1) Почему не шипит шиповник?

2) Почему не горюет гора?

3) С кем не водится водица?

Логопедическая физминутка.

4. Укажите слова с общим корнем. Близки ли по значению данные пары слов? Какие из них являются родственными?

КОШКА – КОТЯТА ЛОШАДЬ – ЖЕРЕБЁНОК

ОВЦА – ЯГНЯТА УТКА – УТЯТА

СВИНЬЯ – ПОРОСЯТА КОРОВА – ТЕЛЁНОК

ГУСИ – ГУСЯТА ЛИСА – ЛИСЁНОК

Составьте предложения с родственными словами.

5. Прочитайте текст.

Найдите и выпишите родственные слова. Выделите в них общую часть, поставьте ударение. Назовите слова, в которых ударение падает на гласную в корне.

Славин папа – моряк. Он плавает на большом морском теплоходе. Папа бывал во многих заморских странах. Слава живёт в приморском крае. Его называют ещё Приморьем. Славин дом стоит на берегу моря.

VI. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №13

ТЕМА: РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

Цели:

1. Закрепить знания учащихся о родственных словах;

2. Обогащение и активизация словаря;

3. Совершенствование грамматического строя;

4. Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала.

Какие слова называются родственными? Приведите примеры родственных слов.

1. Сегодня продолжим работу над родственными словами. К выделенным словам подберите из скобок похожие по смыслу слова. Выделите во всех словах общую часть.

После окончания работы ученики читают группы слов, объясняют их общий смысл и называют корень. Логопед обращает внимание детей на то, что слова с одинаковым корнем имеют разный смысл, поэтому они не являются родственными.

2. Прочитайте слова. Являются ли они родственными? Докажите это.

БЕ ЛКИ – БЕЛКИ ПЛА ЧУ – ПЛАЧУ

КРУ ЖКИ – КРУЖКИ ЗА МОК - ЗАМО К

3. Прочитайте слова. Выделите лишнее слово. Почему оно лишнее? Спишите родственные слова.

КРУЖИТ, КРУЖКИ , КРУЖИТЬСЯ, КРУ ЖКИ, ОКРУЖИЛ

КОЗЛЯТА, КОЗЛЫ , КОЗА, КО ЗЛЫ, КОЗЛИНЫЙ

ЗАМОЧЕК, ЗАМО К, ЗАМКНУТЬ, ЗАМОЧНАЯ, ЗА МОК

4. Измените выделенные слова по образцу. Напишите пары словосочетаний. Выделите корень в родственных словах.

Образец: медвежья берлога – берлога медведя

Воронье гнездо –

Коровье молоко –

Морская форма –

Лётная форма –

Школьная форма –

Логопедическая физминутка.

5. Работа с карточками.

Ответьте на вопрос одним словом. Найдите в вопросе родственное ответу слово. Напишите слова парами, выделите общую часть. Поставьте в словах ударение (1 ученик у доски).

1) Кто летает на самолёте? Образец записи: Лётчик летает.

2) Кто плавает на морских кораблях?

3) Кто охраняет границы нашей Родины?

4) Кто работает на заводах?

5) Кто работает в колхозах?

6) Кто работает на тракторах?

7) Кто продаёт игрушки в магазине?

Проверка: сверте записи в тетрадях с записью на доске.

6. Прочитайте слова. Найдите в них общую часть (корень). С каждым словом придумайте предложение:

СТОЛ, СТОЛЯР, СТОЛОВАЯ

ЛИСА, ЛИСЯТА, ЛИСЬЯ НОРА

МОРОЗ, МОРОЗНЫЙ, ЗАМОРОЗКИ

III. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №14

Государственная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 Ставропольского края г.Ставрополя

Конспект группового логопедического занятия

«Дифференциация звуков и букв ё-ю».

подготовила

учитель –логопед

Ишкова Ольга Васильевна.

г. Ставрополь

2011г.

Тема: Дифференциация звуков и букв ё-ю.


Цель: научить различать звуки ё-ю на слух и буквы ё-ю на письме. Задачи: образовательные:
    Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ё» и «ю», имеющих акустико-артикуляционное сходство. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Уточнение значения предлогов. Расширение словарного запаса. Формирование связной речи.
коррекционные:
    Развитие фонематического восприятия на звуки «ё» - «ю». Развитие зрительного восприятия на буквы ё-ю. Развитие внимания, памяти, мышления.
воспитательные: 1. Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение работать в группе. Оборудование: карточки с буквами, предметные картинки, картинки-символы, индивидуальные карточки, индивидуальные зеркала.

Ход занятия.

1.Орг.момент.
2.Повторение. - Из чего состоит наша речь? (из предложений) - Из чего состоит предложение? (из слов) - На что делятся слова? (на слоги) - Из чего состоят слоги? (из букв и звуков) - Чем отличается звук от буквы? (звуки – говорим и слышим, а буквы пишем и видим).
3.Выявление темы. - Доскажи словечко и определи первый звук в угаданном слове. За рекой росли, На одной ноге кружится, Их на праздник принесли. Беззаботна, весела. На веточках – иголки. В пёстрой юбке танцовщица Что же это?....(ёлки). Музыкальная ….(юла). - Сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы ё-ю.
4.Уточнение артикуляции и связь звука с буквой. - Посмотрели в зеркало и сказали какое положение принимают губы на звуки ё –ю? (овал, трубочка). Какие картинки надо запомнить на буквы ё – ю?(ёжик – юла). Определите по беззвучной артикуляции какой звук я произнесла ё или ю.
5.Развитие фонематического восприятия. 1)чтение слогов по слоговой таблице; 2)игра «Наоборот» (перекидывание мяча рё-рю, сё-сю и т.д.); 3)игра «Эхо» (повторить отражённо рё-рю-рю, мю-мю-мё и т.д.); 4)игра «Молчанка» (молча поднять карточку с буквой, которая есть в названии предметной картинки); 5)игра «Чего не стало?» (определить какая картинка исчезла).
6.Физ.минутка. На напряжение и расслабление мышц: Приготовьтесь – мы – деревья. Руки вверх мы поднимаем, Мышцы сильно напрягаем- Тихо листьями качаем. Руки вниз мы опускаем- Мышцы с вами расслабляем. Руки снова поднимаем и т.д.
7.Письменная работа. 1.Записать в две строчки слоги с буквами ё-ю (сё, мю,рё,тю…) 2.Картинный диктант (салют, берёза, индюк, брюки, василёк, колёса, ключ, шахтёр – уточнить значение слова шахтёр). 3.Отгадать загадку, записать отгадку. Пройдусь слегка горячим я, В белом сарафане И гладкой станет простыня. Стала на поляне. Могу поправить недоделки Летели синицы И навести на брюках стрелки. Сели на косицы. (утюг). (берёза). У него большие уши, Зверь я горбатый, Он хозяину послушен… А нравлюсь ребятам. И хотя он невелик (верблюд). Но везёт, как грузовик! (осёл). 4.Составить предложение с любой отгадкой и написать его. 5.Дописать предложения: Стёпа открыл дверь своим ….. У свиньи маленький ……. Папа гладит брюки новым ….. В поле росла белая ….. 6.Составить и записать предложения с сочетаниями На землю…. Над землёй…. Объяснить значения предлогов. 7.Работа по индивидуальным карточкам. Записать предложения, вставив пропущенные буквы ё-ю.
8.Итог занятия. - Какие звуки и буквы различали на занятии?

Литература.

1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. . М.: Владос, 1997. 2. А.Е.Сланская А.Е. 100 загадок обо всём. Юнипресс 2006г. 3. 1. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2001. 4.Коррекция письменной речи: Логопедия: Пособие для начальной шк. / Е.В. Юрова. - М. : Аквариум, 1998. - 208 с. : ил.
Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.