Допускается ли обучение в 3 смены. Основные положения санпин для школ. V. Требования к помещениям и оборудованию

В школе учебно-воспитательный процесс проводят с учетом возра­стных морфофункциональных возможностей детей и подростков. В на­чальной школе (1-4 классы - I ступень обучения) дети обучаются чте­нию, письму, счету, а также элементарным трудовым навыкам. В непол­ной средней школе (5-9 классы - II ступень) изучают основы наук, ре­шают задачи профессиональной ориентации подростков. В средней об-


щеобразовательной школе (10-11 классы - III ступень) завершают среднее образование школьников, осуществляют подготовку к трудо­вой и профессиональной деятельности.

За последние годы значительно ускорился темп обучения, учебный материал излагают на более высоком уровне сложности, введена каби­нетная система, технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Эти изменения способствовали интенсификации умственной деятельности школьников, увеличилась нагрузка на ЦНС, зрительный и слуховой анализатор.

Профилактика переутомления заключается в рациональном состав­лении учебного расписания с учетом соответствия учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Организация учебного процесса необходимо строить с учетом физи­ологических принципов изменения работоспособности. В учебном про­цессе различают несколько периодов: врабатывания, высокой продук­тивности, снижения работоспособности, или утомление. Отсюда следу­ет, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным. В середине учебной недели, четверти, года должны пла­нироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные за­нятия и др.

Расписание уроков необходимо составлять с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. Необходимо чередовать в течение дня и недели для обучающихся де­тей I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительно­го искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно-математического и гуманитарного цикла.



Учебные занятия следует начинать не ранее 8-ми часов, без прове­дения нулевых уроков. Запрещается вводить пятидневную учебную неделю для учащихся 5-11 классов всех видов ООУ с углубленным изучением предметов, занятия проводят только в первую смену. В ООУ, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обу­чаться в первую смену. Для остальных школ организация учебных за­нятий по пятидневной учебной неделе допустима при условии работы школы не более чем в две смены. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 в началь­ных классах и не более 6 - в 5-11 классах. Максимально допустимая недельная нагрузка при разной продолжительности недели представ­лена в табл. 7-1.


Таблица 7-1. Максимально допустимая недельная нагрузка при разной продолжительности недели

Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивают перерыв продолжительностью в 45 мин. Часы фа­культативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

Средняя продолжительность уроков должна составлять 45 мин. Про­ведение сдвоенных уроков в начальных классах запрещается. Для уча­щихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускают для проведения лабора­торных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назна­чения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускают при условии их прове­дения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продол­жительностью не менее 30 мин. В 10-11 классах допускают проведение сдвоенных уроков по основным и профильным дисциплинам.

В классах компенсирующего обучения количество учащихся не долж­но превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах должно составлять не более 40 мин. Независимо от продолжительности учебной недели количество уроков в день не должно быть более пяти, а в основной школе - не более шести. Для предупреждения утомления уча­щиеся должны иметь облегченный учебный день в середине недели.

Гигиенические требования к структуре урока едины для всех клас­сов и дисциплин. Урок должен включать вводную, основную и заклю­чительную часть. Вводная часть необходима для организационных ме­роприятий и опроса, основная - для изложения нового материала, зак­лючительная - для тренировки. Наиболее трудные предметы следует включать в расписание в период высокой продуктивности работы, зави­сящей от смены, в которую занимается ребенок. Биоритмический опти­мум умственной работоспособности у детей школьного возраста прихо-


дится на интервал 10-12 ч в I смену, и с 15 до 17 часов - во II смену. В эти часы отмечают наибольшую эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому основные предметы лучше изучать на втором и третьем уроках для уча­щихся младших классов; на втором, третьем и четвертом уроках - для учащихся среднего и старшего возраста Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на втором-четвертом уроках в середине учебной недели.

Умственная работоспособность неодинакова у детей и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низ­ким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому учеб­ную нагрузку в течение недели распределяют таким образом, чтобы на­ибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включают либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Предметы, требующие больших затрат време­ни на домашнюю подготовку, не рекомендуют группировать в один день школьного расписания. Не допускают постоянные занятия одних и тех же детей во II смену в течение нескольких лет.

Для рационального составления школьного расписания необходимо учитывать дневную и недельную кривую умственной работоспособнос­ти учащихся, трудность предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Для оценки расписания используют ранговую шкалу трудности (Сивков И.Г., 1975). Дополни­тельно к таблице И.Г. Сивкова следует указать, что информатика, про­фильные и все новые предметы оценивают в 10 баллов (табл. 7-2).

Таблица 7-2. Ранговая шкала трудности уроков


При изучении учебно-воспитательного процесса необходимо про­вести экспертную оценку соблюдения норм учебной нагрузки, т.е. про­вести суммирование числа уроков за неделю по классам и сопоставить их с нормативом. При этом подсчитывают сумму балов по дням недели в отдельных классах. Эти цифровые значения изображают графически.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее коли­чество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников (9-11 классы). Для учащихся младшего и среднего возрас­та (5-8 классы) распределять учебную нагрузку в недельном цикле сле­дуют таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. При неправильно составленном расписании наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 мин, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 мин (вместо одной большой перемены допускают после 2-го и 3-го уроков устраивать две перемены по 20 мин каждая). Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в под­вижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы раз­решается удлинять большую перемену до 45 мин, из которых не менее 30 минут необходимо отводить на организацию двигателыю-активных видов деятельности учащихся на спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

Особое внимание врач школы должен обращать на продолжитель­ность подготовки домашних занятий, превышение которой недопусти­мо (табл. 7-3)

Начало самоподготовки для занимающихся в I смену рекомендуют с 16 ч (второй пик повышения работоспособности), а для занимающихся во II смену с 9 ч утра (первый пик повышения работоспособности).

Для поддержания трудоспособности в течение учебного года предус­мотрены каникулы, общей продолжительностью 4 месяца (летние, осенние, зимние, весенние). На каникулы, приходящиеся на учебный год, отводят один месяц, использование его зависит от решения педаго­гического совета школы и, как правило, в течение самой длинной треть­ей четверти выделяют детям начальной и средней школ 3-4 дополни­тельных выходных дня.


Таблица 7-3. Продолжительность подготовки домашних занятий

Одна из проблем нашего времени: что важнее для ребенка — учебная нагрузка или все таки детство? И как это все совместить.

Учебная нагрузка на школьников общеобразовательных школ осуществляется на основании Санитарно — эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02 (с изменениями и дополнениями)

В соответствии с вышеприведенными нормативами допустимая недельная нагрузка в часах для школьников составляет:

1 класс – 20 часов при 5-дневной неделе;

2 – 4 классы – 25 часов при 6-дневной неделе и 22 часа при 5-дневной неделе;

5 класс – 31 час при 6- дневной неделе и 28 часов при 5-дневной неделе;

6 класс – 32 часа при 5- дневной неделе и 29 часов при 5-дневной неделе;

7 класс – 34 часа при 6 – дневной неделе и 31 час при 5-дневной неделе;

8 – 9 классы – 35 часов при 6 – дневной неделе и 32 часа при 5-дневной неделе;

10 – 11 классы 36 часов при 6 – дневной неделе и 33 часа при 5-дневной неделе.

При 35-минутной продолжительности уроков во 2 — 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе — 25 часов.

Продолжительность урока для школьника не должна превышать 45 минут.

Обучение школьников в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

— учебные занятия проводятся только в первую смену;

— 5-дневная учебная неделя;

— организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

— проведение не более 4-х уроков в день;

— продолжительность уроков — не более 35 минут;

— организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;

— организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

— обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки для школьника:

— в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый;

— со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.

В образовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно — вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте

На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Общая длительность практической работы для обучающихся в 1 — 2 классах — 20 — 25 минут, для обучающихся в 3 — 4 классах — 30 — 35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2 — 3-х — 5 — 7 минут, для обучающихся в 4-х — 10 минут, а при работе с деревом и проволокой — не более 4 — 5 минут.

Длительность практической работы на уроках труда для школьников 5 — 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах — не более 10 минут, в 6-х — 12 минут, в 7-х — 16 минут.

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для школьников 5 — 9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5 — 9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10 — 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

Домашние задания даются школьникам с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3 — 4-м — до 2 ч, в 5 — 6-м — до 2,5 ч, в 7 — 8-м — до 3 ч, в 9 — 11-м — до 4 ч.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Учебная нагрузка (пункт 10.6. и 10.11)

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

  • для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;
  • для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей

Максимально допустимая недельная нагрузка

в академических часах

при 6-дневной неделе,

при 5-дневной неделе,

Организация профильного обучения в 10 - 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

  • для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков (пункт 10.6. и 10.8.)

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 - 4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.

Продолжительность урока (пункт 10.9.)

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80%.

Особенности обучения первоклассников (пункт 10.10.)

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый).
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:

  • полдника и прогулок для всех учащихся;
  • полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.

Перемены (пункт 10.12. и 10.13.)

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. При составлении учебного расписания необходимо учитывать, что учебные предметы различаются по характеру деятельности, трудности, степени нагрузки первой или второй сигнальной системы, по преобладанию статического и динамического компонентов.

В связи с вышеуказанными факторами на начало учебного дня, когда еще высока работоспособность учащихся, следует ставить предметы, основанные на вербальном, словесном преподавании, т.е. нагружающими вторую сигнальную систему (русский язык, математику). В часы врабатывания (1 урок) и в период снижения работоспособности (последний урок), в расписание включаются те предметы, которые основаны на предметном, образном восприятии, что существенно легче, чем восприятие речи (пение, рисование), а также занятия, характеризующиеся выраженным динамическим компонентом (физкультура, труды, ритмика). После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы. Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2- 4 классов - 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4 уроках.

При составлении расписания необходимо чередовать для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (физика, математика, иностранный язык), необходимо чередовать их с менее трудными предметами (история, география).

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся, так как это приводит к быстрому утомлению школьников. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков - в 5-11 классах.

С целью уменьшения неблагоприятного влияния умственных и статических нагрузок на функциональное состояние организма школьников, между уроками следует предусмотреть перерывы (перемены), обеспечив одновременно их физиологически целесообразную продолжительность и организацию. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

С изменениями и дополнениями от:

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1 , , настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3 , в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов

Общеобразовательные предметы

Математика

Русский (национальный, иностранный язык)

Природоведение, информатика

Русская (национальная) литература

История (4 классов)

Рисование и музыка

Физическая культура

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 - 9 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Геометрия

Экономика

Черчение

Мировая художественная культура (МХК)

Биология

Математика

Иностранный язык

Русский язык

Краеведение

Природоведение

География

Граждановедение

Литература

Физическая культура

Экология

Информатика

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 - 11 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов

(ранг трудности)

Геометрия,

Русский язык

Литература,

Иностранный язык

Биология

Информатика,

Экономика

Обществознание,


Приложение 4. >>
Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток
Содержание
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10...
Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.