Развитие и сохранение русского языка. Проблема развития и сохранения русского языка Сохрани современный язык

10.12.2013 - 15:25

Почему сейчас так остро встаёт вопрос о защите русского литературного языка? Дело в том, что в последние годы наращиваются попытки ослабить и подорвать роль русской культуры и языка, засорить его псевдокультурой.

Русский язык в последние два десятилетия особенно сильно обтрепался и оскудел, исчезло много красивых и значимых слов, которые заменяются символами и обрывками фраз, как у первобытных людей, лексикон которых был не богат, – они понимали друг друга и с помощью набора звуков. Такая опасность нависает сейчас и над русским языком.

Русский язык – это один из важных элементов русской культуры и высоких духовных ценностей. Это важная часть исторического наследия русского народа и способ взаимодействия с другими братскими народами. Защита русской культуры и языка является важной задачей патриотических сил.

Однако в последние годы стало стыдно быть патриотом, это слово почти исчезло из СМИ и современной литературы. А ведь сохранение родного языка – это и есть патриотизм, любовь к своей Родине. Русский патриотизм никак не ущемляет интересы других народов и наций, в нём нет насилия: говори, пиши, читай и думай на любом языке. Это не значит, что защитники русской культуры против современного профессионального и технического языка, пополнившего язык в последние годы. И это нормально с ростом научно-технического прогресса.

От кого надо защищать русский язык? Ответ очевиден – прежде всего, от нас самих россиян. Ведь именно мы сами помогаем замусориванию русского языка ненужными иностранными словами, сокращениями и вольными изменениями, попустительствуем проникновению в язык жаргонных слов.

Каким образом? Своим равнодушием, ленью, безразличием. Например, во время не научили правильно говорить наших детей, с детства не привили вкус к богатству литературного языка, когда-то не сделали замечание внуку за жаргонное слово, не подсказали соседскому мальчишке, промолчали на работе. Вот так русский язык деформировался и обеднел.

Кто должен позаботиться о сохранении, а теперь уж и о возрождении русского языка? Прежде всего – это семья, особенно на ранних стадиях развития ребёнка. Однако семья зачастую устраняется от необходимости сохранения чистоты языка, а ведь именно здесь ребёнок получает азы русской литературной речи. Возьмём, к примеру, русские народные сказки. Вот где истоки русской речи! Русский язык очень богат, певуч, образен, мелодичен. Сказки умиляют, умиротворяют, успокаивают. Не зря психотерапевты рекомендуют детям, нервным и пожилым людям читать на ночь народные сказки. Но в последние годы родители перестали читать своим детям сказки. Да и дети не приучены к самостоятельному их чтению. У них теперь совсем иное мышление, сформированное средствами массовой информации не на русской литературе, а на фильмах ужасов и мультистрашилках про Шрека и других чудовищ. Телеэкраны заполнены образцами американской субкультуры. Сравнительно молодая американская культура, не основанная на глубоких исторических корнях, а их просто нет, не в состоянии родить богатый литературный язык. Поэтому американская нация пишет и говорит одинаково упрощённым языком условностей. На наши экраны попадает самое низкопробное зарубежное искусство. А мы, не задумываясь о последствиях, всё это перенимаем и поощряем в детях.

Роль носителя русского языка принадлежит не только семье, но и школе. Она и зародилась именно с целью преподавания языка. А предметом изучения является, прежде всего, литературный язык. Если говорить о школе, то вспоминается, что в прошлые годы школа заботилась о формировании у детей хорошего русского языка, понимая, что он является носителем нравственных ценностей. Нам дарили хорошие книги, из которых собиралась домашняя библиотечка. На всю жизнь запомнилась повесть Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты», автор её посвятил своему сыну Никите. Какой понятный детям и чистый русский язык! И сразу рождается образ любимого в семье благовоспитанного ребёнка и, потому, спокойного, уравновешенного, любящего всё вокруг, отрытого миру, любознательного и жизнерадостного. Эта повесть рождает в душе юного читателя самые чистые и светлые мысли о счастливом детстве. Такая литература прививает любовь и к своей семье, к стране.

Современная школа пытается учить детей правильной устной и письменной речи и знанию языка посредством написания, чтения и обсуждения литературных произведений. Но каких? Русская классическая литература почти изъята из преподавания. От классики остались одни крохи. Возьмём, к примеру, «Книгу для литературного чтения» для 3 класса и читаем рассказ: «Папа, скажи, а что такое папа»,- спрашивает Варламка. И отец отвечает: «Папа – это почти то же самое, что и я, только у него усы длиннее и он ростом повыше»…, и продолжается список других сравнений с мифическим папой. И такой бред изучают наши дети! Что может дать подобная литература уму и сердцу? Можно ли таким произведением привить вкус к литературному языку? Чем руководствуются составители? И главное, каким образом отбираются образцы литературы для школьных учебников? Где берут таких авторов? Безответственность ответственных за учебные программы и учебники работников образовательных ведомств оборачивается невежеством, бездуховностью и пустотой в душах детей.

Известно, что на изучение русского языка в учебном году отводится 204 учебных часа, в то время, как на иностранный язык – 408. Да и заработная плата преподавателя иностранного языка значительно выше, чем у других педагогов. На преподавание русского языка и литературы школа махнула рукой. И результаты не заставили себя долго ждать. Так, в ряде городов страны в 2011 году прошёл «тотальный диктант» на знание русского языка.

Несколько тысяч образованных людей разных возрастов и профессий добровольно приняли в нём участие. Оказалось, что на пять написала 1,3 % участников, а свыше 61 % – получили двойки. То же повторилось и в 2012 году.

Велика роль профессионального учителя, способного наполнить души детей богатством языка. Если не будет таких педагогов – активных носителей литературного языка, то он станет мёртвым, и, как следствие, исчезнет с лица земли и русский народ. Теперь посмотрим современную школьную программу по литературе. Она настолько необъятна, что на глубокое изучение и осмысление каждого произведения просто нет времени. Учитель обязан выполнить программу. Педагогу некогда слушать, как «мямлят» ученики невыученный урок. Поэтому он берёт на себя всё: и краткий пересказ произведения, и его обсуждение. Поэтому из заданного на дом школьники почти ничего не читают. А потому проговаривать свои мысли вслух и записать их многие дети и подростки просто не умеют, им не хватает словарного запаса. Их не научила ни семья, ни школа. Поэтому чаще всего такие дети либо молчат, когда надо говорить, либо общаются между собой на первобытном языке. А придя в институт, многие молодые люди удивляются тому, что им приходится обсуждать с преподавателем серьёзные темы, делать сообщения на семинарах, высказывать свою точку зрения и предлагать пути решения вопроса. И это для них зачастую бывает непосильно.

Обеспокоилась положением дел в стране и Русская Православная Церковь. Так Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл стал всё чаще обращать внимание светских властей на необходимость принятия скорейших мер к изменению преподавания русского языка и литературы в школе, к наведению порядка в СМИ, к нравственному отношению к речи. И это не удивительно, так как у русского языка есть душа. Богатый язык помогает нам наслаждаться многогранными творениями великих писателей и поэтов, а также хорошо понимать друг друга, наши эмоции, чувства, настроения, - литературный образный язык позволяет это. Не зря у части иностранцев растёт потребность в изучении нашего языка. Они «раскусили» его духовность, многообразие, богатство красок и оттенков и хотят читать произведения на языке автора. Русский язык глубоко связан и с православной духовной культурой. О духовном подходе к слову говорит Священное Писание: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» (Еф. 4,29); «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12,36). Но, к великому сожалению, немногие сегодня вспоминают это предупреждение Спасителя. Святые просветители Кирилл и Мефодий возглашали, что «душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит» .

А что сейчас мы читаем? Почти ничего стоящего. Страну захлестнули примитивные «шедевры» детективов, которые всячески поддерживаются издателями. От такого убогого творчества, заполонившего книжные прилавки, просто стыдно за страну. А что мы смотрим? Криминальные программы и фильмы с насилием, многочисленные развратные шоу, рассчитанные на умственно неполноценных людей. А что мы слышим?

Очень мало полезного для духовного развития современного человека. Пустые разговоры героев художественных фильмов, пустые диалоги со слушателями радиопередач, море нецензурной брани и жаргонных словечек. Речь современных ведущих теле- и радиопередач торопливая, скороговоркой, с ошибками, либо программа построена в стиле капустника, понятная только самим участникам, когда одновременно говорят все и всё, что угодно. А ведь когда-то мы слушали радиоспектакли по произведениям Л.Н.Толстого, Ф.И. Достоевского, И.А. Бунина. Для детей – географические, исторические и литературные программы, которые были образцом русской речи, мы восхищались экранизацией произведений русских классиков. Всё это сейчас сведено к минимуму.

Возникает вопрос: когда и почему многие СМИ заняли враждебное отношение к русскому языку?

Ответ кроется в неуважении к русскому народу и к русской культуре, в нарушении языкового суверенитета русских, которые усилились в постсоветский период. Откровенно и неприкрыто идёт подмена веками выработанных идеалов и духовных ценностей людей на ценности бездуховные. В массовом сознании нашего народа, особенно жителей небольших городов, сёл и деревень, – народа совестливого, бесхитростного, сердобольного, доверчивого – уже посеяна паника. СМИ, которые мало интересуются русской культурой, – у них другие цели, – навязчиво нам вещают, что в современном мире человек человеку уже не друг и брат, что материальное благополучие выше духовного. Они призывают нас жить в земном раю – красиво, в роскоши, убеждая, что цель жизни человека – в обогащении. Особенно подвержены этой философии жизни – молодые люди. И все юноши теперь видят себя богатыми и «крутыми», ничего при этом не умея делать. А девушки не хотят быть золушками, они видят себя принцессами. Но принцев и принцесс много не бывает. Так на глазах рушатся прежние представления о добре и зле. И люди растеряны, они не знают, каким идеалам теперь служить.

В результате упрощения и искажения русский язык становится всё более плоским, лишается духовной основы. Опошляется и выхолащивается речь, мышление и, как следствие, поведение людей. Жаргон, нецензурная брань и ненормативная лексика нескончаемым потоком несутся с кино- и теле- экранов, и даже со сцены. Ненормативную лексику великий русский учёный и просветитель М.В. Ломоносов называл «подлыми словами». Усиленно подбираются иностранные аналоги русским словам, которые постепенно вытесняются из обращения. В итоге это приводит к катастрофическому обеднению языка, его вульгаризации и примитивному мышлению.

Прерывается преемственность поколений, к закату идёт национальная русская культура. В скудном лексиконе молодых людей так мало словарного запаса, что они не могут общаться полноценно. В результате на смену образному мышлению приходит предметное мышление на самом примитивном уровне, что отбрасывает развитие личности на ранние стадии развития человека. Отсюда непонимание, отчуждённость и неуважение друг к другу властвуют не только между поколениями, но и в среде самой молодёжи, всё это приводит к разобщённости нации, не имеющей будущего. И такое духовное наследство мы передаём будущим поколениям? Вот почему так остро стоит сейчас проблема сохранения русской культуры и русского языка, защита и борьба за его чистоту.

Уже во второй половине XIX века И.С. Тургенев увидел надвигающуюся угрозу языку. В романе «Отцы и дети» устами литературного героя Е. Базарова он вынужден был встать на защиту родного языка: «Сколько иностранных … и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» . Как бы ужаснулся великий писатель сейчас в XXI веке!

Литературный критик В.Г.Белинский писал, что «русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен» . Или вспомним пророческие слова И. Бунина: «Умейте же беречь – Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь» .

Почему же мы всё-таки становимся «Иванами, не помнящими родства?» Кому это выгодно? Особенно это заметно в поведении молодежи, которая является показателем жизни российского общества. Об этом говорит Михаил Дунаев, профессор МДА: «Молодежь вознамерилась как бы выделить себя из окружающего мира, ошибочно принимая некоторую непонятность своей речи за собственную внутреннюю непонятность вообще. Чем же оборачивается в реальности проблема молодежного языка в наше время? Разобщенностью и разрывом внутренних связей между отцами и детьми. Кому это нужно? Кто-то на это и рассчитывает»?

Кого имеет в виду профессор? Кто манипулирует общественным сознанием россиян?

Властелины мира. Те, кто хорошо знает правило: разделяй и властвуй. Их цель: развалить нравственные основы русского народа, объединяющие нацию, вырвать их с корнем и выбить почву из-под его ног, разобщить славянские народы, тем самым устранить конкурента в борьбе между крупными международными корпорациями за мировое господство.

Властелины мира не гнушаются ничем, чтобы ослабить славянские народы, древнейшие на земле, которые вросли корнями и традициями в многовековую историю человечества. Особенно их натиску подвергаются дети и молодёжь, у которых в силу возраста слабый нравственный иммунитет. Противостоять этому натиску – наша задача!

За двадцать последних лет потеряно очень много. Сейчас пишутся проекты о возрождении нашего Отечества на основе духовности. Страна теряется в поисках объединяющей национальной идеи, но пока найти не может. Однако нельзя забывать, что возрождение страны невозможно без возрождения русской культуры. Как писал К.Г. Паустовский: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа» . А ведь это вполне возможно в недалёком будущем, когда общество таких «дикарей» будет общаться на убогом языке чисто информативно, и они без сожаления разрушат всю многовековую культуру России.

Сейчас, когда стали очевидны большие потери в языке и культуре, государство делает попытки вести борьбу за чистоту и восстановление русского языка. Теперь у русского языка есть свой день рождения, который отмечается 6 июня – в день рождения поэта, основоположника современного русского литературного языка – А.С. Пушкина. Также, недавно принят закон «О государственном языке Российской Федерации». Но как он действует?

К сожалению, закон не препятствует каждому из нас калечить русский язык, за исключением сфер государственной деятельности, где запрещается использование бранных слов и выражений, например, в международных отношениях. В остальных случаях бояться нечего: никаких наказаний, штрафов, цензуры или контроля за соблюдением требований закона нет. Он больше похож на декларацию, чем на документ государственной важности. Этим и пользуются нравственно нечистоплотные люди: закон вроде бы есть, но выполнять его не обязательно.

Русский философ ХХ века Иван Александрович Ильин говорил о языке: «В нём вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений... Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его – его язык» .

Однако театральный критик Ольга Егошина в театральном языке не смогла увидеть ни русскую душу, ни божественность, ни самобытность. Она так пишет о современном театре: «В словарном запасе творцов новой драмы исключительно заборный набор трёх-пяти букв. Свои сведения о жизни новая драма черпает из криминальной хроники и порносайтов» .

Возможно, на первый взгляд, сказано резко, пока не посмотришь ежегодный международный чеховский фестиваль. Бедный А.П. Чехов! Как хорошо, что он не видит своего изуродованного творчества. На театральном фестивале авторами предлагается своё собственное, как они считают, современное видение произведения. В чём заключается эта современность? Здесь почти нет Чехова в его истинном варианте. Тут есть современный танец и экстравагантный балет, опошленная драма, а в основном сплошной секс. К счастью, не все театры рассчитывают свои спектакли на убогого зрителя. Да и не все литераторы и журналисты рассчитывают на убогого читателя.

Что государство и мы можем сделать, чтобы не потерять хотя бы то, что осталось от языка? Срочные и действенные меры просто необходимы!

1. Прежде всего, государство должно оградить своих граждан от засилья иностранных слов, от бранных и жаргонных выражений, потоком льющихся с телеэкранов, радиоэфира, с театральной сцены и печатных изданий.

2.Остановить антирусские манипуляции в общественном сознании россиян, направленных на развращение народа и подмену моральных ценностей, выработанных веками, на псевдоценности и псевдокультуру. Отрегулировать все вопросы в области культуры, образования и просвещения в интересах государствообразующего народа России.

3. Русский язык – это язык государственный. Поэтому изучение русского языка и русской литературы должно быть безусловным и приоритетным в школьном и среднем образовании.

4. За нарушение закона «О государственном языке Российской Федерации» должны быть предусмотрены меры пресечения и наказания, вплоть до закрытия печатного издания или теле-, радиопрограммы.

5. СМИ, особенно Первый канал телевидения и радио Россия, зачастую единственные для многих россиян, должны быть доступны для всех граждан, проживающих в самых отдалённых уголках страны, и выполнять государственный заказ на сохранение и укрепление русского языка и литературы и русской культуры.

6. Комитет по печати и массовым коммуникациям должен оказывать всемерное содействие в расширении и распространении печатных органов, входящих в «золотой фонд прессы» за приверженность национальным традициям России. Всемерно поддерживать литераторов, журналистов, работающих в жанре – чистое русское слово и чистая русская речь.

7. Комитету по печати и массовым коммуникациям широко использовать интернет ресурсы для вовлечения россиян, особенно молодёжи, в конкурсы и викторины, в проекты, направленные на изучение русского языка и русской литературы.

8. Союзам писателей, литераторов, журналистов и другим творческим объединениям, имеющим доступ к СМИ, к общественным слушаниям и конференциям, активно поднимать вопросы укрепления государственного языка России. Вовлечь россиян в обсуждение жизненно важной темы.

9. Каждый образованный человек должен считать для себя почётной обязанностью быть активным носителем чистого русского языка. Помнить, что русский язык может стать «могущественным орудием, в руках умелых он в состоянии совершать чудеса!» - И.С.Тургенев.

Наталья Морсова
Преподаватель ВУЗа, член международного Союза
славянских журналистов,
член литературного объединения «Свежий взгляд»

Акимовская Марина 11 класс МБОУ СОШ №2

Русский язык является одним из самых распространённых на земном шаре, самых развитых языков мира, на котором написана богатейшая литература и в котором полностью отражён исторический опыт русского народа. В течение нескольких веков проблема развития и сохранения языка находится в центре внимания писателей, критиков, общественных деятелей-всех, кому небезразлична судьба русской культуры, письменности. Развитие и сохранение русского языка- одна из тем, предлагаемых для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Проблема развития и сохранения русского языка». «Удивительный мир научных книг» «Энциклопедия аргументов» Работу выполнила: Акимовская Марина, обучающаяся 10класса МБОУ СОШ №2 г.Петровска Руководитель: Полякова М.В., учитель русского языка и литературы.

План написания сочинения-рассуждения: Выделяется проблема исходного текста. Выполняется её комментарий. Формулируется авторская позиция в исходном тексте. 3. Формулируется собственная позиция (согласие/не согласие с мнением автора) 4. Проводится аргументация выраженного мнения: Аргументация выполняет определенную функцию и занимает то место в композиции сочинения, которой этой функцией определено.Таким образом аргумент должен удовлетворять двум главным требованиям: обосновать сформулированный тезис; обеспечить композиционную целостность текста. 5. Заключение. Цель презентации: подготовка аргументов для написания сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ).

« Да будет же честь и слава нашему языку …» Н. М. Карамзин Р усский язык является одним из самых распространенных на земном шаре, самых развитых языков мира, на котором написана богатейшая литература и в котором полностью отражен исторический опыт русского народа. Он входит в число рабочих языков Организации Объединенных Наций, на нем пишутся важнейшие мировые документы, международные соглашения. В течение нескольких веков проблема развития и сохранения языка находится в центре внимания писателей, критиков, общественных деятелей - всех, кому небезразлична судьба родного языка, русской культуры, письменности. Развитие и сохранение русского языка одна из тем, предлагаемых для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

М.Кронгауз «Русский язык на грани срыва» Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды. Название книги – авторская точка зрения на этот вопрос. Для аргументации данной темы можно использовать следующую литературу:

Н. Галь «Слово живое и мертвое» Проблему сохранения и развития русского языка затрагивает известная переводчица Н. Галь в своей книге «Слово живое и мертвое».В ней она рассуждает: о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих живую речь; о бережном отношении к великому нашему наследию – русскому языку.

К.И. Чуковский «Живой как жизнь» В книге «Живой как жизнь» Корней Чуковский видит семь основных проблем русского языка, волнующих его читателей: иностранщина, вульгаризмы, засоренность диалектами и наоборот изгнание их из своей речи, ханжеские вкусы, канцелярит и сложносоставные слова. Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.

Публицистическая статья посвящена проблемам языковых нелепостей, которыми полны речи политиков и некоторых журналистов. Автор приводит примеры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствований, свидетельствующих о неумении выступающих и пишущих использовать богатейший арсенал русского языка. « New сладостный stil ? На каком языке мы говорим и пишем» В. Ступишин Для аргументации данной проблемы Вы можете использовать и публицистические статьи:

А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!» В своей иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими. «- Сегодня день индепендности эврибади. Пейджер президента выразил фрустрацию и регрет, что электоратчики Костромского Прованса выступают за индепендизацию ареала.»

«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.) Хорошим аргументом для вашего сочинения могут послужить некоторые цитаты и высказывания известных людей: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев) «...Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире.» (В. Распутин) «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский) «Нравственность человека видна в его отношении к слову.» (Л.Н. Толстой)

Многие писатели восхищались величием и красотой русского языка и посвятили ему немало своих произведений. Несомненно, каждому из нас знакомо одноименное стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева, в котором он воспевает "великий, могучий, правдивый и свободный русский язык". Для писателя язык и народ - неразделимые понятия: "но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!" Неразделимы эти два понятия и для Анны Ахматовой: будущность родины напрямую зависит от целостности языка. "Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова. И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово", - писала поэтесса в стихотворении "Мужество" в годы Великой Отечественной войны.

…русский язык красив, богат, многозначен и способен к видоизменениям. Это утверждение принимается без возражений. Но можно ли считать, что его потенциал неистощим? К сожалению, состояние современного русского языка с каждым днем вызывает все больше беспокойства. Сохранение языка, забота о его распространении и обогащении - гарантия сохранения национальной культуры. Любите русский язык и оберегайте его от искажений, помните, что этот могучий язык был дан великому народу. Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что …

Использованные ресурсы: ЕГЭ-2012 ФИПИ-ШКОЛЕ Под редакцией И.П.Цыбулько Галина Егораева: ЕГЭ 2013. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С) http://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi

Русский язык является государственным языком в Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков ООН и других международных организаций. Из 3000 ныне действующих языков русский язык входит в группу двенадцати наиболее распространенных мировых языков, которые имеют аудиторию свыше 100 миллионов человек.

Очередное заседание Женского клуба «Деловая слава России», который создан по инициативе межотраслевого альманаха «Деловая слава России», Сенаторского клуба Совета Федерации и Совета по сохранению природного наследия нации посвящено проблемам сохранения и развития русского языка. Заседание ведет руководитель Женского клуба «Деловая слава России» Зотова Татьяна Владимировна, член президиума Совета по сохранению природного наследия нации, руководитель программ развития Сенаторского клуба Совета Федерации, вице-президент межрегиональной общественной организации «Природное наследие нации», помощник председателя Комитета Совета Федерации по образованию и науке.

Утрата языка — разрушение цивилизации и культуры, исчезновение народов и государств

Татьяна Владимировна Зотова ,

руководитель Женского клуба «Деловая слава России»

Русский литературный язык является прямым преемником староцерковнославянского языка, созданного славянскими первоучителями Кириллом и Мефодием. Он богат и велик, емок и точен одновременно… В человеке все должно быть прекрасно, как давно сказали классики. Преобразить внешний вид поможет аутоплазма , а великолепное владение родной речью сделает привлекательным внутренний мир каждого россиянина.

Великий русский педагог Ушинский писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, — народа нет более!». Если есть язык, то есть народ, а если его нет, то нет и народа. Это прописная истина, которая не требует ни подтверждения, ни опровержения.

Давайте посмотрим на опыт мировой истории. Переворачивая ее страницы, мы можем говорить о том, что разрушение цивилизации и культуры, исчезновение с лица Земли народов и государств всегда начиналось с утраты языка, с отказа от языковой самостоятельности, с капитуляции перед лингвистической экспансией. С утратой языка народ как личность перестает осознавать свою самобытность, свою культуру, свою идентичность.

Что касается русского языка, то со сложившимися культурно-историческими традициями он является основным средством межнационального общения народов России. Наша страна никогда не вытесняла и не вытесняет другие языки, не ассимилирует их, а осуществляет функционирование и выполнение своих собственных общественных функций параллельно с ними.

Проблема сохранения русского языка и повышение его культуры должна стать сейчас одной из приоритетных задач как для законодательных, так и для исполнительных органов власти. В подтверждение этому в качестве исторического примера можно привести Японию. Потерпев в 1945 году сокрушительное поражение, возрождение своей страны японцы начали с создания теории и программы повышения культуры языка как решающего фактора национального и культурного прогресса.

Русский язык является важнейшим фактором обеспечения государственных интересов и государственной безопасности. Это язык жизнедеятельности почти тридцати миллионов российских соотечественников ближнего зарубежья, который является сильнейшим интегрирующим фактором на постсоветском пространстве.

Проблема функционирования русского языка неразрывно связана с поддержкой русской культуры и образования на русском языке. По сути дела, язык, культура и образование составляют триединый организм, от здоровья или болезни любой его составной зависит состояние других.

О сохранении русского языка на территории СНГ

Надежда Васильевна Герасимова,

заместитель Председателя Государственной Думы.

Забота о сохранении и процветании русского языка является важной и актуальной задачей национального русского государства, воплощающего народные интересы и заботящегося о народном благе.

Русский язык является одной из составляющих, которая сможет объединить всех россиян, независимо от их национальности и вероисповедания. Отрадно, что сейчас в рамках языкового союза стран СНГ русский язык является официальным языком межнационального общения, средством интеллектуального общения, способствующим развитию и обогащению народов, населяющих страны СНГ. Сохранение человеческих связей и духовной общности на постсоветском пространстве — важнейшая политическая задача, одним из главных направлений решения которой является сохранение языкового пространства. Поэтому распространение и сохранение русского языка на территории СНГ — ключевая миссия и стратегическая задача России.

В настоящее время существует проблема вытеснения русского языка из общественно-политической и культурной жизни ряда государств — участников СНГ, которая требует мер по восстановлению и укреплению русского культурного и языкового пространства в странах Содружества.

Необходима эффективная и конструктивная работа по сохранению позиций русского языка в государствах постсоветского пространства, которая позволит вырастить новые поколения людей, знающих русских язык и ориентированных на Россию. Не следует также забывать, что русский язык — наше национальное достояние, и мы должны обходиться с ним как с национальным богатством — сохраняя и приумножая его.

Язык как мировоззрение

Галина Семеновна Буслова ,

советник Председателя Совета Федерации.

Русский язык — одна из важнейших сил, которая соединяет наш многонациональный народ. Язык является главным средством общения внутри народа, задает общий набор понятий, которыми живет и мыслит народ. Это своего рода мировоззрение.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?» — в свое время воскликнул писатель Иван Тургенев.

Изучение русского языка и владение им является одним из наиболее эффективных путей культурного воспитания человека и его приобщения к непреходящим гуманистическим ценностям, что особенно важно в сложных условиях современной общественной жизни. Во всем цивилизованном мире признано, что русская литература и русская культура в широком понимании этих слов занимают в таком воспитании одно из ведущих мест.

Русский язык сегодня — это необходимое и крайне важное средство консолидации общества и обеспечения государственной целостности России, объединяющее элемент политической, экономической и культурной сфер жизни нашей страны.

Самая большая ценность народа — его язык, на котором он говорит, пишет, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Поэтому лучший способ узнать человека — его умственное развитие, моральный облик, характер — это прислушаться к тому, что и как он говорит. Язык человека является важным показателем общей культуры личности. Но сегодня на родине Толстого и Достоевского сложилась ситуация, когда приходится ежедневно и ежечасно бороться за выживание нашего великого языка.

В настоящее время идет лихорадочная переделка русского языка. Подбираются иностранные аналоги русским словам, и затем к ним приучают людей через радио, телевидение и прессу. Происходит эстетизация блатного фольклора и пропаганда криминального жаргона. Матерные слова, загрязняющие русский язык, обрушиваются на нас со страниц книг, газет и журналов, теле- и киноэкранов, театральных подмостков. Уродованию подвергается не только словарь обиходного русского языка, но и строение фразы, ритм, интонации.

Защита русской культуры и русского языка должна стать общенациональной задачей. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры нуждается в охране и его правильном использовании. А русский язык как знаковая система передачи информации требует дальнейшего совершенствования на новом этапе развития цивилизации.

Современный период характеризуется повсеместным возрастанием интереса к русскому языку, увеличением числа лиц, желающих изучать русский язык. Изучение русского языка ведется в российских культурных и языковых центрах, расширяется подготовка по русскоязычным программам в национальных вузах, растет число заявок на обучение в россий-ских вузах, начинается изучение русского языка в национальных школах. Положительные изменения, происходящие в положении русского языка в мире, тесно взаимосвязаны с возросшей общей политической активностью России и с конкретными мероприятиями, проводимыми российской стороной. На это направлены федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010 годы)», мероприятия Минобрнауки России, деятельность Россотрудничества, российских посольств, многочисленных центров русской культуры и русского языка. С целью поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и национального языка русского народа, с целью расширения использования русского языка в межнациональном и международном общении, повышения культуры владения русским языком по инициативе председателя Комитета Совета Федерации по образованию и науке Х. Д. Чеченова и члена президиума Совета по сохранению природного наследия нации, руководителя Женского клуба «Деловая слава России» Т. В. Зотовой при Комитете Совета Федерации по образованию и науке создан Экспертный совет по поддержке, сохранению и развитию русского языка в Российской Федерации и за рубежом. Члены данного Экспертного совета будут приглашены для участия в различных заседаниях Женского клуба «Деловая слава России» по данной проблеме.

  • СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ
  • ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ
  • ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В статье затрагивается проблема необходимость сохранения национального русского языка как важнейшего объекта культурного наследия.

  • Исторические этапы развития английского языка с точки зрения языковых и внеязыковых факторов

Сохранение собственного культурного наследия – одна из важнейших задач любого государства, если оно заинтересовано в дальнейшем своем развитии. Движение вперед невозможно без опоры на материальный и духовный базис, оставленный предыдущими поколениями. В те исторические периоды, когда общество находится на очередном узловом этапе развития, когда на кон поставлены серьезные ставки, обращение к опыту предков помогает найти оптимальные векторы дальнейшего пути .

Для нашей страны, с ее огромными территориями, на которых проживают десятки национальностей и народностей, принадлежащих к разным религиозным конфессиям, имеющих разные культурные традиции и колоссальные различия в экономике, важнейшим объектом культурно-исторического наследия становится русский язык, объединяющий непохожие регионы в единое государство . По словам доктора исторических наук, академика, Председателя Правления Союза писателей России, заместителя главы Всемирного Русского Народного Собора Валерия Ганичева «…русский язык явился в полном смысле языком-мостом, сакральным удерживающим началом, языком собирания и взаимного культурного обогащения» .

За свою историю русский язык неоднократно проходил через сложные периоды, когда многим казалось: настают последние времена его существования. Это и петровская эпоха с ее потоком заимствований из европейских языков, и первая треть ХХ столетия, и, безусловно, наше непростое время. И если наследие петровских реформ и революционных изменений в конце концов было преодолены, то сегодняшняя языковая ситуация вызывает сильнейшую тревогу как у лингвистов, так и у многих представителей общественности, ясно осознающих урон, который наносит и еще может нанести жизни общества низкий уровень владения родным языком.

Бесспорно, современная языковая ситуация имеет несколько серьезных отличий от периода почти столетней давности и, тем более, от ситуации начала XVIII века. Во-первых, еще никогда в истории человечества на повседневную жизнь и сознание людей не влияли СМИ и электронные средства связи, которые, к сожалению, в массе своей перестали являться источником нормативной русской речи.

Соответственно, грамматические, лексические, орфоэпические ошибки, транслируемые в эфире, незаметно размывают само понимание необходимости правильного словоупотребления. Во-вторых, резко сократилось количество часов, отводимых в учебных программах средней школы на изучение русского языка и литературы (в 10-11 классах по стандарту на изучение сложнейших произведений русской литературы – «Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита» и др. отводится 3 часа в неделю). Также у школьников и студентов (и это поддерживается новыми стандартами образования) происходит постепенная переориентация восприятия информации с чтения на просмотр (презентации, иллюстрации, видео). Все это в итоге приводит к тому, что молодежь не впитывает прекрасные образцы русской речи, не окунается в стихию «великого и могучего, правдивого и свободного» русского языка и даже не предполагает о тех грандиозных возможностях, которые дает один из самых развитых, сложных и красивых языков на планете для выражения своих мыслей и чувств .

В итоге в современной России не только снижается уровень владения национальным языком, что косвенно подтверждается снижением порога на ЕГЭ по русскому языку и литературе, но и грозит разорваться «связь времен». Возможность этого разрыва подчеркнул Патриарх Кирилл на учредительном собрании Общества русской словесности: «Школьник, не знающий свой язык и не приобщающийся к национальной культуре и, в первую очередь, к литературе, отрывается от своих корней. Ему сложнее осознавать и тем более чувствовать сопричастность по той самой исторической вертикали со своим народом, с великими событиями прошлого, разделять нравственные, духовные и культурные идеалы с национальными героями и выдающимися личностями». В подтверждение слов настоятеля Русской Православной церкви можно сказать, что многие молодые люди, читая стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, утверждают, что их не заинтересовали эти произведения, потому что непонятно, о чем идет речь, непонятны слова, использованные классиками русской литературы. Современным школьникам и студентам требуется перевод «с русского на русский», а чаще всего они просто не утруждают себя прочтением – и тем более анализом – произведений первой половины XIX века, язык которых, гибкий и полнокровный, сильно отличается от привычного им упрощенного разговорного варианта.

Как известно, громкий призыв «сбросить Пушкина с парохода современности» - предвестник революционных преобразований - раздался в русской истории 18 декабря 1912 года в манифесте футуристов: «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности» . И это неудивительно: Пушкин – ярчайший символ русской национальной культуры, создатель русского литературного языка. Отрицание его духовного авторитета, забвение его кристально ясного языка давало неограниченные возможности для манипуляций со смыслами и понятиями, заключенными в словах, что, естественно, приводило к искажению картины мира и манипуляции общественным сознанием.

Опасность, крывшаяся в безобидном, на первый взгляд, поиске новых форм в искусстве, была осознана быстро. И.Бунин в 1915 году пишет короткое стихотворение «Слово», которое часто цитируется сегодня: «И нет у нас иного достоянья!/ Умейте же беречь/ Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,/ Наш дар бессмертный - речь», в котором национальный язык понимается как единственное достояние народа и страны .

Сходная мысль была высказана и В.В.Розановым в статье «А.С.Пушкин», опубликованной в «Новом времени» в 1899 году: «Россия получила сосредоточение вне классов, положений, вне грубых материальных фактов своей истории; есть место, где она собрана вся, куда она вся внимает, это - русское слово» .

Таким образом, для нашей страны одним из важнейших достояний отечественной культуры является русский национальный язык . Сохранение его чистоты и богатства – одна из главных обязанностей как государства, так и каждого носителя языка . И если для отдельного человека такая обязанность не кажется необходимой, то государство должно в полной мере осознавать опасности, которые могут возникнуть в жизни общества при постепенной деградации языка. Введение ряда обязательных требований к публичным персонам и представителями СМИ (например, государственный экзамен на знание норм русского языка при поступлении на работу или вступлении в должность), а также увеличение количества часов школьной программы, отводящихся на курс русского и литературы, на наш взгляд, позволят остановить негативные изменения, угрожающие на данный момент русскому национальному языку.

Список литературы

  1. Белозорова Л.А., Бондарева О.Н., Князева О.Н. Влияние арт-терапии на психологическое здоровье личности // Культура физическая и здоровье. 2010. № 4. С. 56-58.
  2. Гатило В.Л., Сухоруков В.В. Религиозный фактор трансформации образовательного процесса в РФ // XVIII Туполевские чтения. Материалы конференции. 2010. С. 608-610.
  3. Жигулин А.А. Понимание феномена культуры // Территория науки. 2014. Т 2. № 2. С. 112-123.
  4. Жиляков С.В. К вопросу о литературных связях в курсе преподавания «культурологии»: сравнительно-исторический подход // Территория науки. 2013. № 5 168-173
  5. Мегирьянц Т.А. Творчество Т.Г. Шевченко в контексте украинской и русской культуры // Территория науки. 2014. Т 2. № 2. С. 124-129.
  6. Мельников (Давыдов) П.И. О стиле научного философствования М.Ломоносова // Территория науки. 2012. № 3. С. 147-154.
  7. Никитенко Л.И. Эпитет и его функции в поэзии Н.С. Гумилёва // Территория науки. 2016. № 1. С. 15-20.
  8. Палий О.В. Оставить Пушкина на корабле современности // Территория науки. 2016. № 3. С. 17-20.
  9. Палий О.В. Семантика предикатов с целевой валентностью в системе ССЦ // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2010. № 12. С. 271-275.
  10. Палий О.В. Комплексный анализ текста на занятиях по русскому языку и литературе СПО // Материалы XIX Отчетной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава под редакцией С.Л. Иголкина. 2016. С. 176-178.
  11. Петракова Л.Г. Повторяющийся герой чеховских произведений // Территория науки. 2012. № 2. С. 116-120.
  12. Чеснокова Е.В. Личностно-профессиональное развитие студента в современной образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 12 (80). С. 172-178.
  13. Щербакова Н.А. Мотивы чтения современной молодежи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 5. С. 189-195.
  14. Щербакова Н.А. Индивидуально-типические особенности восприятия произведений художественной литературы // Библиотековедение. 2009. № 5. С. 65-70.

I. Введение

«Русский язык является богатейшим из всех европейских наречий...

Одаренный чудесной сжатостью он довольствуется одним словом для передачи мысли,

когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы».

П. Мериме

Цель: Определить, что угрожает русскому языку сегодня и нуждается ли он в защите. Выявить меры, которые можно предпринять для сохранения русского языка.

Задачи:

    Провести социологический опрос.

    Осуществить анализ данных, сделать выводы и прогнозы.

    Изучить новые нормы современного русского языка.

    Узнать, какое влияние оказывает на русский язык ненормативная лексика, сленги.

    Узнать мнения разных людей о введении закона о защите русского языка.

    Составить программу действий для сохранения русского языка.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, анализ, обобщение, сравнение, а также собственный съёмочный материал.

Объект исследования: русский язык, лексика людей разной возрастной категории.

Гипотеза: Мы предполагаем, что в современном мире русский язык оказывается под сильным влиянием общества. В речи появляется много несоответствий и ошибок. Люди перестали следить за своей речью, в которой нередко мы можем слышать иноязычного происхождения, сленг, ненормативную лексику и неграмотную речь, что приводит к большой угрозе грамотности населения.

Актуальность: В современном информационном мире русский язык нуждается в защите. Ведь язык любой нации – ее главная ценность, отличительная особенность, культурное достижение, национальное отражение. Наша страна будет великой до тех пор, пока мы будем правильно говорить по-русски, знать русскую литературу.

Не секрет, что русский язык – самый богатый язык в мире. В нем ценны все элементы языка. Но как любую ценность, язык надо охранять. Опасности подстерегают с разных сторон. Это и давление на русский язык англо-американского "языка глобализации". Это и засорение языка непристойностями, грубостью, отрицательное влияние халатность работников СМИ и телевидения.

II. РУССКИЙ ЯЗЫК XXI ВЕКА

Русский язык постепенно утрачивает статус мирового. В одном из своих выступлений ректор МГУ В.А. Садовничий сказал, что сегодня русским языком владеет 278 миллионов человек. Для 164 миллионов он родной; 114 миллионов владеют им как иностранным. Если сравнить наши дни с восьмидесятыми годами прошлого века, когда в мире русским владело более 500 миллионов человек, то мы наглядно увидим, что за три десятилетия количество людей, владеющих русским языком, уменьшилось почти вдвое. Русский язык в настоящее время по распространенности занимает четвертое место в мире после китайского, английского и испанского. Если же падение интереса к русскому языку будет продолжаться, то, по прогнозам специалистов, через пять лет русский язык будет оттеснён с мировых позиций целым рядом иностранных языков, в первую очередь - французским, хинди, арабским.

Особенно тяжёлым является положение русского языка в некоторых бывших республиках СССР, прежде всего в прибалтийских. Там его дискриминация превратилась в государственную политику.

Русский язык планомерно вытесняется из всех сфер жизни. Им запрещено пользоваться в госучреждениях, объём передач на радио и телевидении на русском языке ограничен десятью процентами от общего эфирного времени, школ с преподаванием на русском языке с каждым годом становится всё меньше, и это при том, что, например, в Эстонии он является родным для сорок процентов населения.

В самой России ситуация тоже далека от идеальной. Конечно, это наш государственный язык, он преподаётся в школах, на нём производится теле- и радиовещание, издаются книги, газеты, журналы.

Но и в России, особенно в столицах - Москве и Петербурге - русский язык постепенно превращается в язык бытовой. Сокращаются и тиражи толстых журналов, серьёзных газет, на радио и в телеэфире царит языковая безграмотность, сленг. В молодёжных кругах мегаполиса становится модным говорить и писать по-английски, к русскому языку «продвинутая» молодёжь начинает относиться так же, как относились к нему русские дворяне XVIII-XIX веков, между собой говорившие по-французски, а русский оставлявшие исключительно для общения с простонародьем. Но благодаря А.С. Пушкина судьба русского языка изменилась.

III. Угроза русскому языку

1. Результаты социологического опроса среди учащихся 4-го класса

По результатам опроса учащихся 4-го класса МОУ «Лицей №4 г.Дмитрова», использующих молодежный жаргон (сленг), оказалось 93%, а не использующих такие слова, как: музон, домашка и т.д. – всего лишь 7%.

    Благодаря анкетированию мы выявили и другие жаргонизмы учащихся: препод, матека, физ-ра, реально, гулянка, круть, агась, покань, телик, училка, литра, магаз и др.

    Самым популярным словом у опрошенных оказалось «домашка». Около 15% сказали, что часто употребляют именно его.

На вопрос, почему ты используешь такие слова, около 60% ответили, что это сокращает их личное время, позволяет коротко спрашивать и отвечать.

    Около 4% процентов сказали, что такие слова им просто нравятся.

    Примерно 6% затруднились ответить на поставленный вопрос.

    Остальные 30% давали разные ответы:

Кто-то уже привык использовать эти слова.

Кто-то считает эти слова крутыми.

Кто-то употребляет с целью выражения своих эмоций.

На главный вопрос «Считаете ли вы, что русский язык нуждается в защите?» - 60% опрошенных ответили: «Конечно».

    30% считают, что русский язык в защите нуждается не сильно.

    Нашлись и те, кто защиту русского языка считают ненужной, - 10%.

На вопрос о том, какие меры вы бы предприняли для сохранения русского языка, дети давали разнообразные ответы.

60% предлагали лишь по одному ответу, 40% по 2-3 ответа.

    16 человек считают наилучшим решением чтение и учение стихов русских поэтов;

    6 опрошенных считают лучшим выходом из ситуации углубление изучения русского языка и увеличение количества интеллектуальных мероприятий;

    6 человек думают, что привлечение к уголовной ответственности поможет в решении проблемы, связанной с сохранением русского языка;

    5 опрошенных считают запрет ненормативной лексики на телевидении самым действенным методом;

    Двое думают, что штраф является действенным методом. И еще двое считают, что предпринимать ничего не нужно;

    И лишь один опрошенный сказал, что самым лучшим решением проблемы является желание человека, а какой это будет метод не важно.

Выводы социального опроса

1) Первый враг русскому языку является перед нами страшный и коварный, проникающий в сокровенные уголки душ, мешающий передавать возвышенные чувства, - молодежный сленг. Сленг - это пласт речи и, следовательно, письменно специально не фиксировался. Иногда некорректное использование просторечной и жаргонной лексики может нарушить коммуникацию, обидеть и даже оскорбить собеседника, вызвать определенную реакцию со стороны взрослых. К сожалению, подростки не всегда чувствуют неуместность того или иного словоупотребления. Существуют социально широкие и социально узкие источники пополнения молодежного сленга. Пути и способы образования молодежного жаргона весьма разнообразны. Например, словообразование, создающееся при помощи суффиксации, чаще передающих экспрессию грубости, пренебрежительности, ироничности: кликуха, заказуха. Прижилось и в семье, и в школьном общении слово «блин», его употребляют чуть ли не ежеминутно. «Нравятся» подросткам и следующие слова: «круто», «норм», «тупость», «клёво», «класс».

2) Не менее важным противником можно назвать бедность словаря. Ушли из речи пословицы и поговорки, фразеологизмы, крылатые слова. Беда, что словарный запас людей может вскоре достигнуть минимума и состоять из жаргонизмов и просторечных слов. Школьники чаще всего употребляют в лексике: физра (физическая культура), историчка (преподаватель истории), читалка (читальный зал), домашка (домашняя работа).

Учащиеся 4-го класса в основном используют жаргонизмы, связанные со школьной жизнью. Зачастую, просто сокращая слова, используя компрессию (сокращение слов).

4) Варваризмы. Прозвище таких слов уже говорит нам о том, что они варварски ворвались в страну и стерли подлинную ценность речевой культуры. Употребляя иностранные слова, школьникам надо быть уверенными, что они понятны слушателю. Рекомендуется избегать употребление иностранных слов, если в языке есть русские слова с таким же значением, например: лимитировать – ограничивать, ординарный – обыкновенный, индифферентно – равнодушно, корректив – исправление, игнорировать – не замечать. Иностранные вкрапления в русском тексте губят красоту слов, рожденных в нашей стране.

Как следствие этого, потеря интереса к родному языку, русской литературе и культуре, косноязычие, снижение грамотности, языковой и общей культуры.

2. Использование сниженной лексики

Ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) или обсценная лексика (от лат. obscene - непристойный, распутный, безнравственный) - сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, богомерзкие, невыносимо отвратительные, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.

Давно установлено, что русская обсценная лексика имеет древние славянские и индоевропейские корни. Современные исследователи не рассматривают всерьёз бытующее в русском народе ненаучное представление о том, что обсценная лексика была заимствована русскими из татарского во время татаро-монгольского ига. При этом предлагаются различные варианты этимологии основных словообразовательных корней, однако все они, как правило, восходят к индоевропейским или праславянским основам.

Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи: повышение эмоциональности речи, разрядка психологического напряжения, оскорбление, унижение адресата речи, демонстрация раскованности, независимости говорящего, демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов, демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и т. п.

Наверное, трудно встретить человека, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь. Лингвисты называют сленгом слова, идущие вразрез с нормами литературного языка. Действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.

Есть также выражения, которые, будучи вырванными из контекста, звучат вполне литературно, например: «Не наезжай!» или «Не тормози!»

Можно назвать несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг. Первая из них весьма печальна: школьникам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль. Многие дети объясняют употребление жаргона стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно! То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется и на речь.

Выделяют виды жаргонов:

    Компьютерный жаргон (сленг): джобает – работает, глючит - перестало работать, дрова – драйвера, Винда – операционная система Windows, форточка – оболочка Windows, прога - компьютерная программа.

    Тюремный жаргон: малява – записка, ксива – документ удостоверения личности, фраер – тот, кто находится на воле.

    Школьный жаргон: училка/учиха – учительница, пара – двойка, трояк – тройка, шпора – шпаргалка, контра – контрольная работа, домашка – домашнее задание.

    Молодежный жаргон (сленг): кидать понты – выпендриваться, мальчик-мажор – избалованное дитя обеспеченных родителей, гаврик, шибздык – навязчивый малолетка, дискач – дискотека.

3. Русский язык в СМИ

Также очень часто мы можем встретить подобного рода сленг в газетах и журналах:

Хроника светской жизни. «Еле выполз. По дороге начались глюки. Меня стало вырубать. В голове замкнуло от передоза, а самого веселого продюсера поперло от музыки. Укуренная публика тащилась от диких зарубов.»

Гороскоп. «Если не будешь тупить, делать глупости, то все замуты пройдут гладко, а там полная лафа. Тельцов колбасит на разрыв между «хочу» и «нельзя».

б) Интернет

Интернет давно уже завоевал прочные позиции не только в среде профессиональной деятельности, но и стал одним из любимейших источников развлечений. Всемирная сеть – это общение с миром посредством клавиатуры, то есть при помощи письменного языка, а значит, Интернет и грамотность тесно взаимосвязаны, вряд ли кто-то осмелится оспорить данное утверждение.

Из-за заниженных требований к этикету страдает уровень вежливости и уважения к собеседнику (имя-обращение, написанное с маленькой буквы, разговорный стиль в письме студента к преподавателю или подчиненного к начальнику, отсутствие знаков препинания, превращающее письмо в свободный поток сознания). Страдает текстовая оформленность, речевые действия становятся более свернутыми, исчезает вариативность. Возможность автоматического пользования функциями проверки орфографии и грамматики, заранее предлагаемыми форматами (письмо и другие жанры) приводит к ухудшению языковых знаний. Более того, письма часто отправляются непроверенными.

Представим себе среднестатистического пользователя, который совсем недавно открыл для себя широкие Интернет-возможности. Человек, пришедший сюда за необходимой информацией на серьезные сайты, вряд ли сразу подвергнется влиянию безграмотности, а значит и не о нем сейчас речь. А вот тот, кто забрел в сеть, ну, скажем, пообщаться или просто убить время, имеет все шансы в короткие сроки подцепить вирус «свободнописания». И вот здесь может образоваться несколько поворотов, спровоцированных ситуацией на форуме или чате, куда попал наш человечек.

Неграмотность обыкновенная. Что она собой представляет, знает каждый, кто учился в школе. В силу лени, а может, в силу простой неспособности овладеть азами русской орфографии (а мы сейчас говорим именно о русском языке и его носителях), некоторые представители человечества так и не научились грамотно писать. И эта самая безграмотность перекочевала из тетрадей в линеечку в сетевые посты. Ничего загадочного или неординарного.

Другой вопрос, что небрежное отношение участников полилога к собственному и чужому правописанию, провоцирует неокрепшего человека на прекращение борьбы с безграмотностью. Зачем надрываться, если тебя и так понимают?

Неграмотность нарочитая. Те, кто регулярно переписывается при помощи ICQ или подобных же средств общения, хорошо знают, что это такое. Печатая слова так, как они слышатся и произносятся («дефачка»), меняя звонкие согласные на глухие, А на О, и наоборот (например, «кросафчег»), а также всевозможные «исчо», «превед», «чёнить» и «какнить» ты становишься своим.

Оба пункта, о которых говорилось выше, несомненно, влияют на всеобщую грамотность Интернет-пользователей, любящих общение сверх всяких границ. Дело в том, что и нарочитая безграмотность, и потеря грамматической и орфографической бдительности одинаково входят в привычку. А привычка, как опасная болезнь. Заразиться легко, да попробуй после вылечи! И теперь уже хромое правописание переселяется со страниц форумов в рефраты, деловые письма и официальные документы.

Дело дошло до того, что, к примеру, генеральный директор одной из нефтяных компаний разработал для своих сотрудников систему штрафов после того, как обнаружил в исходящем письме фразу «Заказчег обязуется».

Также в последние годы в школьных сочинениях увеличилось количество ошибок, связанных с употреблением интернет-сленга, а также смайлики и сокращения учителя все чаще вылавливают в письменных работах российских учеников.

в) Неграмотность на телевидении

Язык - это то, что объединяет нацию, обеспечивает связь между людьми. Но отсюда - одно важнейшее требование к языку. Он должен быть нормирован, нормирован именно для того, чтобы россияне, независимо от профессии, региона проживания и социального слоя, могли понимать друг друга. В современном мире таким нормирующим механизмом являются средства массовой информации и, прежде всего, телевидение. Телевидение - истинный "нормализатор" устного языка.

Если столь сильна нормирующая сила телевидения, то в репликах, звучащих с экрана, не должно быть вовсе или предельно дозировано то, что отклоняется от нормы. На экран-то зачем выносить всю эту грязь, весь этот мусор? Ведь тогда возникает иллюзия, что такой язык и есть норма.

К сожалению, телевизионные руководители в России сами не всегда владеют в должной мере русским языком и недостаточно осознают, насколько важно демонстрировать правильный, красивый, безупречный русский язык на телеэкране.

В связи с этим остро встает проблема профессионального уровня работников телевидения. А он в России недостаточно высокий. Так, по данным Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, среди сотрудников телерадиокомпаний России лишь около 20% имеют высшее образование. Эта цифра ввергает в уныние, ибо низкий уровень культуры, представленный на экране, о котором в один голос говорят и телевизионные и внешние эксперты, в значительной степени обусловлен именно низким уровнем образования самих работников телевидения.

4. Социологический опрос среди взрослого населения жителей г.Дмитрова

а) По результатам опроса случайных прохожих удалось выяснить следующее:

На главный вопрос, считаете ли вы, что русский язык нуждается в защите, абсолютно все опрошенные в возрасте от 30 до 50 лет ответили: «Конечно».

Вопрос, что угрожает русскому языку, не вызвал ни у одного из участников опроса затруднений: «Безусловно, русскому языку угрожают иноязычные слова, сокращенные слова, жаргонизмы, общение в интернете, чтение неправильной литературы».

На вопрос, какие меры вы бы предприняли для сохранения русского языка, все опрошенные давали одинаковый ответ: «Больше читать русскую классику!», «Ввести дополнительные уроки чтения для учащихся 1-4 классов».

б) По результатам социологического опроса преподавателей-предметников «Лицея №4 г. Дмитрова» удалось выяснить следующее:

На главный вопрос, считаете ли вы, что русский язык нуждается в защите, абсолютно все преподаватели ответили; "безусловно".

"Что угрожает русскому языку?". Этот вопрос не вызвал ни у одного из участников опроса затруднений: «Угрозу представляет отсутствие читательского интереса, чтение произведений жанра фантастика, Использование сокращенных слов, иноязычных слов, недопонимание значений слов».

На вопрос, какие меры вы бы предприняли для сохранения русского языка, все учителя давали одинаковый ответ: «Вернуть русскому человеку культуру чтения, приобщить молодежь к чтению художественной литературы».

5. Мнения Законодателей о законе защищающий русский язык

Вопрос: От чего нужно защищать русский язык?

Анатолий Локоть, член Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, заместитель руководителя фракции КПРФ: «Русский язык надо защищать от искажений. Чтобы защитить русский язык, надо, во-первых, читать русскую классическую литературу: Пушкина, Толстого, Чехова, Бунина, Андреева. Тогда у человека формируется правильная русская речь. Во-вторых, надо почаще слушать правильную русскую речь – она ещё сохранилась, особенно в глубинке. И в-третьих, я бы посоветовал не смотреть телевизор и не заходить в Интернет».

Игорь Брынцалов, председатель Московской областной Думы: «От брани и абсурдных искажений слов, которые появляются в Интернете. Сегодня дети начинают пользоваться компьютером в совсем раннем возрасте, ещё до того, как начинают изучать «русский язык» в школах. Речь идёт не об ограничении свободы слова в Интернете - необходимо усиливать не только правовое регулирование, но и позитивную пропаганду грамотности речи. Особая надежда на тех, кто является кумиром для молодёжи».

Вопрос: Нужен ли закон о Защите русского языка?

Виктор Рогоцкий, член Комитета Совета Федерации по экономической политике: «Вне сомнений, такой закон нужен, так как сегодня идёт размывание и ослабление языка как основного связующего звена между всеми народами и национальностями России. Русский язык - это язык межнационального общения, поэтому без закона о его защите нашему государству никак нельзя».

Андрей Соболев, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре: «Русский язык - один из главных признаков российского народного единства. Но защищать его законодательно неэффективно. Нужны другие неформальные меры: надо посмотреть на вещательную, издательскую политику, образование и книгопечатание. Если в этих сферах мы сможем поправить ситуацию, то и правоприменительная практика языка будет меняться».

Елена Сенаторова, член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей: «Конечно, пора уже принимать такой закон - русский язык требует мощной защиты. И я это говорю не потому, что я по профессии учитель русского языка и литературы. Надо сделать всё возможное, чтобы избавиться от засилья иностранных слов. Судя по тому, как был сдан ЕГЭ в прошлом году, нужна всеобъемлющая программа защиты русского языка».

IV. Меры, которые мы хотим предпринять для защиты русского языка

Мы хотим предложить следующий реализационный проект для учеников начальной школы:

    Сентябрь – лингвистические игры. Игра позволит вспомнить пройденный материал на уроках русского языка и закрепить изученное с помощью интересной формы игры. (См. приложение №1)

    Октябрь – составление словарика новых слов. Составление словаря позволит детям понять значение незнакомых для них слов. Дети смогут записывать услышанные на уроках новые слова. После чего учитель раскроет понятие данных слов ученикам. (См. приложение №2)

    Ноябрь – «Архимед». Цель игры: озвучить несколько идей решения определённой проблемы. Интерес игры заключается в том, что проблемы могут быть различными. Игра позволяет вырабатывать у детей логическое мышление и правильное построение своей речи. (См. приложение №3)

    Декабрь – инсценированные пьесы. Это время дети смогут провести с пользой, читая сказки по ролям и основные произведения русской литературы. (См. приложение №4)

    Январь – синонимы. Цель игры: попробовать за 3 минуты назвать как можно больше синонимов определенного слова. (См. приложение №5)

    Февраль – «Венок сравнений». Игра идёт по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он отвечает. Игра позволяет развивать свою речь, подбирая правильное объяснение своему высказыванию. (См. приложение №6)

    Март – «Одним словом». Учащимся необходимо заменить словосочетание одним словом. Игра способствует развитию выявления основной мысли и подбора точной информации, требуемой в задании. (См. приложение №7)

    Апрель – изучение стихов и прозы о весне. Благодаря маленькому размеру, яркой картинке с персонажами мультиков дети заинтересуются текстами. Способствует развитию памяти и актерскому мастерству. (См. приложение №8)

    Май – Игра ко Дню славянской письменности и культуры, которая способствует развитию мировоззрения и изучению истории. (См. приложение №9)

Все это в той или иной степени немного, но помогло бы приобщить школьников к культуре речи, так как учить легче, чем переучивать.

V. Заключение

Многие считают, что русскому языку ничего и никто не угрожает. Но на самом деле, наш язык в очень большой опасности.

При проведении данной исследовательской работы мы выяснили, что большинство людей, независимо от возраста, признают тот факт, что в современном обществе русский язык теряет свою значимость и мощь по той причине, что люди забывают о правильном отношении к своей речи, при этом используя сленг.

Такое отношение несправедливо, ведь русский язык – часть русской души. Поэтому, подводя итоги работы, мы в очередной раз убеждаемся сами и пытаемся убедить общество в том, что защита нашему языку буквально необходима. Это показали как результаты опроса, проведённого нами, так и собственные выводы по изученному материалу. Самая большая опасность для русского языка – это, как ни печально, само общество. Люди должны контролировать свою речь, получать новые знания, которые напрямую связаны с построением их речи.

Мы уверены, каждый человек, желающий помочь любимому языку, может легко это осуществить, ведь главное – это уважение к речи, без которой невозможно представить будущее нашей страны.

Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.