Педагогические условия для продуктивной деятельности детей. Методы и приёмы организации продуктивной деятельности. Особенности разных видов продуктивной деятельности

Введение 3

Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте 4

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка-дошкольника 6

Способы организации продуктивной деятельности ДОУ 11

Заключение 17

Список литературы 18

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

Олицетворение плана продуктивной работы происходит с помощью разных изобразительных средств. Осваивая данную деятельность, ребенок обучается выделять в настоящем предмете те стороны, которые могут быть отражены в каком-нибудь ее виде. Следовательно, качества и показатели изображаемых вещей считаются опорными точками ребенка в познании реальности.

Продуктивная работа в дошкольном учреждении отвечает нуждам и интересам дошкольников и вмести с этим владеет широкими полномочиями для высоконравственного, умственного и эстетического воспитания детей.

Цель работы — изучить содержание и способы организации продуктивной деятельности дошкольников.

Задачи работы

1. Изучить развитие продуктивных видов деятельности дошкольников,

2. Определить степень влияния продуктивной деятельности на развитие личности ребенка-дошкольника,

3. Рассмотреть способы организации продуктивной деятельности дошкольника.

Список использованной литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильина М.Н., Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты, Санкт-Петербург, Дельта, 2011

2. Инновационные процессы в дошкольном и начальном школьном образовании., Материалы международного семинара, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2014

3. Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми», М., Педагогическое общество России, 2011

4. Мещенко Н.Н. Управление дошкольным образованием -СПб., 2005.

5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2010

6. Шакуров Р.Х. Социально -психологические проблемы руководства педагогическим коллективом -М., 2012.

7. Шиф Ж.И., Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе, М., Педагогика, 1972

8. Харламов И.Ф. Педагогика, М., 2013

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Организация продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Методы в организации продуктивной деятельности детей

1. Информационно - рецептивный

Он направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации

2. Репродуктивный

Он направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны.

3. Эвристический

Направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности.

Педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.

  • (Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения.
  • 4. Исследовательский

Самостоятельное решение целостной задачи детьми.

Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов.

Варвара Латина
Организация продуктивной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «продуктивная деятельность» включает в себя несколько видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, - традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть особым образом отображают реальный мир.

Перечисленные виды активности представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата. Продуктивная деятельность - это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом).

Продуктивная деятельность в дошкольном учреждении организуется по отдельным ее видам в рамках специальных занятий, одинаковых для всех (вне контекста конкретных детских интересов). Цель таких занятий, зачастую, научить ребенка специальным умениям и навыкам работы с теми или иными материалами и инструментами.

Программ по обучению детей рисованию, лепке, конструированию и пр. в настоящее время очень много; некоторые вписаны в целостные дошкольные образовательные программы, другие существуют как отдельные (парциальные). Воспитатель, не имея никаких оснований для выбора (от каких упражнений можно отказаться, какие необходимы, вынужден точно следовать программно-заданным содержанием. Это сковывает его инициативу и исключает возможность гибко проектировать содержание работы, ориентируясь на особенности детей группы и их конкретные интересы.

Для того чтобы педагог мог гибко проектировать работу со своей группой, ему нужно уметь самому подбирать подходящие содержания из имеющегося множества, учитывая, с одной стороны, развивающие задачи, а с другой - интересы детей группы. Для этого необходимо иначе взглянуть на знакомые содержания, иным образом их систематизировать. Взяв за основу основания систематизации содержаний представляют своего рода посредствующее звено между развивающими задачами и конкретными содержаниями продуктивной деятельности, позволяющими их реализовывать.

Первым основанием для систематизации и подбора конкретного содержания продуктивной деятельности взрослого с детьми могут быть четыре типа работы:

1)работа по образцам;

2)работа с незавершенными продуктами;

3)работа по графическим схемам;

4)работа по словесному описанию цели-условий.

В данных типах работы реализуется весь спектр обще развивающих функций продуктивной деятельности. Прежде всего, это эмоционально-личностное становление ребенка - в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Продуктивная деятельность так же создает условия для формирования целеполагания и способности к длительным волевым усилиям. К спектру общеразвивающих функций следует отнести развитие творческой активности и совершенствование ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность любого рода.

Для старших дошкольников целесообразно использовать все типы работы, от более простых к более сложным:

От "Работы по образца" к "Работе по графическим схемам";

От "Работы с незавершенными продуктами" к "Работе по словесному описанию".

По мере взросления детей необходимо постепенно усложнять предлагаемые им цели в плане состава и объема промежуточных операций, необходимых для достижения конечного результата.

Каждый из типов работы, может быть, развернут с самыми разнообразными материалами. Это такие традиционные материалы как: бумага (белая и цветная, картон, различные конструктивные объемные модули (картонные и спичечные коробки, кусочки пенопласта, природный материал, выступающий в функции объемных модулей, - желуди, шишки, ракушки и пр., кусочки ткани, бросовый материал, графические и живописные материалы (простые и цветные карандаши, восковые мелки, гуашевые краски, пластические материалы (пластилин, глина, соленое тесто, проволока). Все они могут использоваться как в чистом виде, так и во всевозможных сочетаниях.

Вторым основанием подбора конкретных содержаний для совместной деятельности взрослого с детьми могут быть смысловые поля. Каждый из развивающих типов работы нужно включить («упаковать») в смысловые поля, которые, обусловят привлекательность работы для дошкольников и выведут продуктивную деятельность в более широкое культурное пространство.

Смысловые поля могут быть определенны исходя из субкультурных содержаний, привлекающих старших дошкольников, и общеобразовательных задач введения детей в мир человеческой культуры: изобразительного и театрального искусства, архитектуры, художественного дизайна.

В качестве таких смысловых полей «обрамляющих» работу, можно предложить следующие:

Изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;

Создание произведений для собственной художественной галереи;

Создание коллекций;

Создание макетов;

Изготовление украшений-сувениров;

Создание книги;

Изготовление предметов для собственного театра.

Остановимся на каждом подробнее.

1. Изготовление игрушек, игровых материалов и предметов, обслуживающих познавательно-исследовательскую деятельность детей. Работа в этой «упаковке» строится, по преимуществу, на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивные, изобразительные, бумага, ткани и пр.) и развивать соответствующие специфические умения и навыки.

Подбор конкретной тематики зависит от актуальных игровых интересов детей группы (например, самолеты и кораблики или мебель для маленьких кукол из объемных модулей и бумаги и т. п., и реализуемых в этот момент задач познавательно-исследовательской деятельности (к примеру, картонные горки и трамплины для опытов с движением, парашюты и вертушки для опытов с воздушными потоками).

Возможны все типы работы, но наиболее адекватна для этой «упаковки» работа по образцам и схемам.

2. Создание и оформление работ для собственной художественной галереи. Эта «упаковка» связанна с художественной изобразительной деятельностью (живопись, лепка, коллаж – аппликация) и соответствующими материалами. Используется для введения детей в виды и жанры изобразительного искусства, знакомства с основами гармоний линий, цветов, масс (объемов, гармоничным сочетанием частей в целостном пространстве.

Целенаправленное создание работ для определенной, периодически сменяющейся экспозиции собственной художественной галереи (по жанрам, темам, материалам) позволяет в осмысленной для детей форме ориентировать их на овладение все более сложными изобразительными средствами, на совершенствование специфических для изобразительной деятельности умений и навыков.

Для этой «упаковки» более всего подойдут работа с незавершенными продуктами (свободное завершение неопределенных цветовых и графических набросков, кляксография и т. п.) и работа по словесному описанию (обсуждение темы, замыслов, словесное описание детьми будущего результата). В отдельных случаях возможна работа с использованием образцов (например, декоративное рисование).

3. Создание коллекций разного рода и их оформление (от оформления гербария до создания коллекции моделей транспортных средств, марок и монет для воображаемой страны и т. п.). Работа в этой «упаковке» преимущественно связана с моделированием отдельных вещей (включающим собственно конструктивные и художественные элементы) и их классификацией, связывающей ее с познавательно – исследовательской деятельностью. Может использоваться для введения детей в культурное пространство Музея как места сбора и хранения коллекций (возможен выход на создание собственного музея).

Наиболее подходящие типы работы - по образцам и схемам (возможно использование и других типов работы).

4. Создание макетов как предметное воплощение целостных возможных миров (вымышленных, реалистических, представленных в художественной литературе, мультфильмах, детской сюжетной игре. Работы в этой «упаковке» могут быть постепенно дополняющимися, и длящимися, пока в группе удерживается увлечение той или иной историей, сказкой или игрой. К примеру, макеты сказочных городов с дворцами и крепостями, космодромов и аэродромов, морских портов, зоопарков, различных ландшафтов. Работа такого рода включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Она сочетается с введением элементарных представлений о природных и культурных ландшафтах, о видах архитектурных сооружений, искусстве архитектуры. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре детей.

Самые подходящие типы работы - с незавершенным продуктом (частично оформленным воспитателем полем макета, требующим заполнения) и по словесному описанию (обсуждение предполагаемых эле-ментов макета). Возможно сочетание этих типов работы с работой по образцам («умножение» отдельных элементов макета).

5. Изготовление украшений и сувениров к тем или иным общезначимым событиям (праздникам). Работа в этой «упаковке» дает возможность широкого использования разнообразных материалов (включая элементы рисования, аппликации, конструирования); связывает детскую жизнь с традициями и обычаями общества; ориентирует на художественное оформление пространства или вещи. Примерами могут служить поздравительные открытки и пригласительные билеты, афиши и праздничные панно, гирлянды, елочные украшения, подарки близким и пр. Целесообразно использование всех типов работы.

6. Создание и оформление Книги. Эта «упаковка» включает широкий комплекс работ по изготовлению и иллюстрированию книг на основе рассказов детей, подготовке и сборке тематических словарей с собственными рисунками (или специально подобранными и наклеенными, ведению летописи группы, дневника природы и пр. Такая работа предполагает развитие изобразительных умений (иллюстрация - рисунок: предметный, сюжетный, орнамент). Она используется для введения многоаспектного представления о книге (книга - как вещь, как синтез искусств, как источник знания); связывает продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской, со словесным творчеством детей, способствует освоению чтения и письма. Может иметь выход на создание собственной библиотеки группы как хранилища приобретенных знаний. Наиболее подходящие типы работы - с незавершенным продуктом и по словесному описанию.

7. Подготовка материалов для собственного Театра (спектакля). Театр как общий смысловой контекст для разнообразных работ (изготовление декораций, реквизита, элементов костюмов для спектакля, материалов для кукольного и плоскостного театра и пр.) связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы. Сочетание различных материалов (конструктивных, графических, живописных) позволяет использовать эту «упаковку» для совершенствования широкого спектра изобразительных и конструктивных умений, навыков работы с разными инструментами. Возможно использование всех типов работы для этой «упаковки».

Каждая из представленных «упаковок» наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов группы, тематики познавательно-исследовательской деятельности, художественных текстов, читаемых в настоящее время, интересных событий, происходящих внутри и за пределами детского сада. Именно этим определяется выбор конкретной темы для работы: какие игрушки мастерить, что рисовать, какие коллекции или макеты создавать, какой спектакль оформлять и т. д.

Некоторые из этих смысловых полей воспитатели могут использовать в своей работе, но делать это эпизодически, время от времени, «разбавляя» ими занятия (например, сезонное изготовление поделок из природного материала, подарков к праздникам).

Таким образом, в подборе содержаний для совместной партнерской продуктивной деятельности взрослого с детьми целесообразно опираться одновременно на типы работы и на смысловые поля.

Использование такого подхода для систематизации и подбора продуктивной деятельности,позволит разнообразить программный материал, освобождая всех участников образовательного процесса от излишней регламентации.

Список литература:

1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.-208 с.

План:

1.Классификация методов и приёмов.

особенностей детей.

4.Использование игровых приёмов обучения и развития в разных возрастных группах.

1. Методы обучения изобразительной деятельности и конструированию - это система действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определённого программой воспитания и обучения в детском саду.

Приёмы обучения - это составные части

Классификация методов

по характеру познавательной деятельности

(Лернер И.Я., Скаткин М.Н.)

Информационно-рецептивный метод;

Репродуктивный метод;

Эвристический метод;

Исследовательский метод;

Метод проблемного изложения.

2. Информационно-рецептивный метод - заключается в том, что воспитатель разными средствами сообщает готовую информацию, а дети её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

Обследование;

Готовые образцы;

Показ способов действия;

Объяснение, рассказ педагога.

А) Обследование - это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определённой последовательности выделяет стороны и свойства предмета, необходимые для его изображения.

Структура обследования:

1. целостное восприятие предмета;

2. анализ воспринимаемого предмета;

3. повторное восприятие предмета.

Б) Готовые образцы - как метод обучения применяется в тех видах изодеятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоит задача по развитию отдельных моментов этой деятельности (чаще в декоративных и конструктивных работах).

В) Показ способов действия - наглядно-действенный метод, направленный на обучение детей сознательному созданию изображения предмета на основе их конкретного опыта.

Виды показа:

Полный показ;

Частичный показ.

Г) Объяснение, рассказ, пояснения, указания - словесные методы обучения, направленные на уточнение представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приёмами изображения.

Репродуктивный метод - заключается в деятельности педагога, направленной на закрепление знаний, выработку умений и навыков.

Практические упражнения.

Эвристический и исследовательский методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи.

Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности.

Исследовательский метод предполагает выполнение детьми творческого задания: передача сюжета литературного произведения, реализация собственного замысла.

3. Выбор методов и приёмов организации и проведения продуктивной деятельности дошкольников зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего определяются цели и задачи конкретного занятия. Отбор методов требует учёта специфики вида деятельности, а также знаний возрастных особенностей детей и уровня их овладения конкретной деятельностью.

4. Включение игровых приемов в изобразительную деятельность, не должно нарушать ее естественного хода. Изображение – своеобразный центр игры. Игровые действия могут органически включаться в изобразительный процесс или завершать его. Очень похожи на «режиссерские игры» и представляют собой индивидуальную сюжетную игру, но только не с обычными игрушками, а с изображениями. Еще только создаваемые или уже выполненные рисунки ребенок наделяет определенными ролями, иногда берет роль на себя или выполняет за них разнообразные действия.

На занятиях по изобразительной деятельности педагог может применять следующие виды игровых приемов :

Обыгрывание предметов, игрушек, картин;

Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.д.) с кисточками о карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать («бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.)

При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой). Это прием применяется во всех возрастных группах, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и доступные им способы игрового действия. Педагог использует его перед началом занятия или в начале его в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения. (Педагогам предлагается привести пример использования приема обыгрывания предметов, игрушек, картин)

Обыгрывание выполненного изображения;

Это прием применяется в корце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. (Педагогам предлагается привести пример использования приема обыгрывания готового изображения). Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т.д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки.

Обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения:

Этот прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также разнообразны. Они могут быть выражены словом, например, воспитатель, увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла без шапки?». Таким образом он ненавязчиво подсказывает возможность выполнения рисунка.

Игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

В этом случае изобразительная деятельность соотносится с соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров, фотографов, строителей и тд. Такая деятельность часто носит коллективный характер. Например, дети в роли художников рисуют иллюстрации к одной сказке. При выполнении взятой на себя ребенок особенно увлечен делом, наиболее изобразителен.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Выделяют следующие методы:

  • - Информационно - рецептивный, направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации;
  • - Репродуктивный, направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны;
  • - Эвристический, направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности, педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений (Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения);
  • - Исследовательский - самостоятельное решение целостной задачи детьми.

Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов, основные из которых наглядные, словесные и игровые.

Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:

Наглядные приёмы

Наблюдение

В процессе наблюдения формируются у ребёнка представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.

Требования к наблюдению

  • 1. Целенаправленность (особенности объекта)
  • 2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия
  • 3. Осмысленность наблюдения (осознание тех свойств, которые предстоит изобразить: форма, цвет. Пропорции, расположение в пространстве и т.д.)
  • 4. Активность детей (эмоциональная, речевая, мыслительная, двигательная)
  • 5. Повторность наблюдения (изменяющиеся условия)
  • 6. Учёт возрастных особенностей детей.

Обследование

Целенаправленное аналитико - синтетическое восприятие объекта осязательно - двигательным и зрительным путём.

У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу изображения.

Обследование - это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.

Вычленение внешних изобразительных признаков

Обследование можно разделить на 3 этапа

1 этап - целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой то выразительный признак (например Пушистый котёнок - самый выразительный признак "пушистый"

Цель: вызвать желание изобразить.

2 этап - аналитическое восприятие предмета т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

Порядок выделения (соответствует с последовательностью изображения)

  • 1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение.
  • 2. Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от её назначения, условий жизни и т. д.)
  • 3. Определяют положение этой части в пространстве (различия у разных видов одного предмета)
  • 4. Затем выделяют другую достаточно крупную часть, выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной.
  • 5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
  • 6. Обращают внимание на детали

При обследовании используется обследующий жест: обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.

3 этап - целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ.

Обследование в разных видах изобразительной деятельности

Аппликация

  • - обследующий жест как и в рисовании, только обводить в другую сторону (справа налево)
  • - обследующий жест воспитателя сопровождается словом. (ваза: внизу линия округлая, сверху у горлышка - прямая)

Порядок операций в обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.

Порядок обследования в лепке предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец). И сложной расчлененной формы

1. Выделение общей формы если предмет целостный.

Выделение формы основной части если предмет расчленённой формы.

  • 2. Выделение специфической характерной формы (отличия от геометрической формы)
  • 3. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.
  • 4. Определение величины других частей. По сравнению с основной.
  • 5. Определение положения этих частей по отношению к основной
  • 6. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке углубление, форму мелких деталей - клюв, ушки)

Движение пальцев при обследовании - соответствуют движению пальцев при лепке.

Схема лепки при данном обследовании

  • (круглой формы)
  • 1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре
  • 2. Лепка формы специфической
  • 3. Лепка основных рельефных особенностей предмета
  • 4. Дополнительные детали (веточки, листочки)

Схема лепки - при данном обследовании

  • (сложной расчленённой формы)
  • 1. Лепка подставки
  • 2. Лепка основной наиболее крупной части (обобщенной формы)
  • 3. Лепка других крупных частей обобщённой формы
  • 4. Лепка специфической (характерной формы этих крупных частей)
  • 5. Соединение крупных частей в одно целое.
  • 6. Лепка мелких деталей предмета
  • 7. Обработка поверхностей

Зависимость обследования от способа изображения.

Изображение с натуры

Рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнено изображение. Фиксируют внимание на видимых частях

Изображение по представлению

Важно, чтобы дети смогли "увидеть" не только основные формы предмета, строение, но и возможные их варианты. (разные яблоки, разные машины)

Обследовать лучше натуральные предметы, обследование игрушек, скульптур, животных, птиц проводить только после наблюдений в природе, чтобы дети представляли образ "живым" выразительным не статичным.

Обследование по возможности лучше проводить после наблюдений.

Рассматривание

Картин и книжных иллюстраций (широко используемый метод).

Ни в коем случае картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.

Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.

Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения представлений

Образец

Образец - это, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий.

Нельзя злоупотреблять этим приёмом - дети рисуя по образцу, рисуют по видению воспитателя, а не по своему замыслу.

Результат - однообразие работ, не умение рисовать самостоятельно.

Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.

При декоративном рисовании детям предлагают 2-3 примерных образца, и помогают им увидеть общее и различия.

Показ

Показ - публичная демонстрация одного из вариантов изображения.

Широко используемы метод. Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми способами изображения.

Показ может быть:

  • 1. Полный показ
  • 2. Частичный показ
  • 3. Общий показ (для всех детей сразу)
  • 4. Индивидуальный показ
  • 5. Показ педагога
  • 6. Показ в форме совместного действия педагога и ребёнка
  • 7. Показ способа действий ребёнком.

Словесные приёмы

Беседа - организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом предмете или явлении.

  • - максимальное стимулирование детской активности
  • - используется в первой части работы и после завершения
  • 2. Пояснение

Пояснение - способ воздействия на сознание детей, помогающий понять и усвоить, что и как делать.

Совет используется при затруднениях детей. Важно не спешить с советом - дать ребёнку самостоятельно найти решение.

4. Напоминание

Напоминание - короткое указание. Используют перед началом процесса. Чаще речь идёт о последовательности выполнения работы, планировании и организации деятельности.

5. Поощрение

Поощрение следует чаще применять в работе с детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно. Вселяет в детей ощущение успеха.

Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать рисунки, поделки. Такими методами - можно воспитать закомплексованного, неудачника.

6. Художественное слово

Художественное слово - вызывает интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.

Словесные приёмы неотделимы от наглядных и игровых.

Игровые приёмы

Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации к деятельности.

Признаки игровых приёмов

  • 1. Игровая задача - цель предстоящих игровых действий (построим мишке домик, позовём Петрушку в гости…)
  • 2. Развитие игрового замысла (сделаем Петрушке фотографию на память)
  • 3. Игровые действия (дети фотографы - рисуют фотографии, дарят Петрушке)

Игровые действия бывают:

  • 1. Моторные (практические)
  • 2. Имитирующие действие (машут рукой - как крылом..)
  • 3. Изобразительными (рисунок в воздухе - снегопад)
  • 4. Звукоподражанием

Игровые приёмы - это способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Виды изобразительной деятельности

  • 1. Изобразительная деятельность по представлению (по воображению)
  • - подготовка на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового и др.)
  • - участие процессов памяти
  • - рисование по представлению на основе впечатлений полученных из различных источников (события, книги, телевидение, мультфильмы, наблюдения). Такой вид наиболее естественен для дошкольников.
  • - изображения по литературным, музыкальным произведениям
  • - изображения по замыслу на свободную темы выбранную самим ребёнком по содержанию может быть предметным, сюжетным, декоративным)
  • - изображения на свободную тему с ограниченной тематикой ("моя любимая игрушка", "Все работы хороши - выбирай на вкус"
  • 2. Изобразительная деятельность по памяти

Чаще проводится в старшей группе, в подготовительной группе в конце года

  • - процесс воспроизведения на бумаге какого - либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент восприятия.
  • - развитие восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, приучение детей к наблюдению и запоминанию, а затем к воспроизведению (для рисования малодетальных предметов, или простых пейзажей)

Последовательность действий.

  • 1 этап - наблюдение - целостное эмоциональное восприятие. Перед рисованием внимательно рассмотреть, обследовать, запомнить, чтобы затем нарисовать очень похоже - такую задачу следует ставить после первого обследования. На эмоциональном подъёме.
  • 2 этап - выделение главных объектов их своеобразие (форма. Цвет, величина, пропорции, место расположение)
  • 3 этап - вспомнить, представить рисунок. Подумать с чего следует начать рисование.
  • 4 этап - После просмотра обратить внимание на качестве запоминания.
  • 3. Изображение с натуры.
  • - изображение предмета в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора, с целью как можно более точной и выразительной его передаче.
  • - задачи: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, различать своеобразие, точно передавать в рисунке.
  • - начинать обучение с плоской или приближённой к плоской натуре, затем прямоугольных форм с фронтальной стороны (не был виден объём) небольшим количеством деталей не заслонявших друг-друга.
  • - устанавливать натуру. Чтобы дети видели самую характерную сторону (на уровне глаз ребёнка)
  • - натура должна представлять интерес (ветка черёмухи отцветёт, а мы её красоту сохраним в рисунке)
  • - воспитатель говорит: "Как видим - так и рисуем. Сколько листочков справа - столько рисуем справа…")
  • - можно простым карандашом делать набросок, чтобы наметить пропорции и спланировать изображение.

Изобразительная деятельность, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности

  • (рисование, лепка, аппликация)
  • - Обобщенный способ действий помогает детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности
  • 1. Восприятие - умение всматриваться в предметы, явления - как первая ориентировка
  • 2. Ориентировка в окружающих цветах, формах в процессе изобразительной деятельности
  • 3. Способы самостоятельных действий при выборе выразительных средств
  • 4. Способы творческих действий в передаче образа в рисунке, лепке. Аппликации

В этом случае наиболее полно раскрываются возможности поисковой деятельности

5. Сотворчество воспитатели и детей (вместе с воспитателем выполняют ряд заданий, представляющий результат коллективной работы

Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.