Картины народной жизни в поэме Н. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. «Я лиру посвятил народу своему Некрасов Н. А

Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт 19го века. Огромную славу ему принесла поэма- эпопея « Кому на Руси жить хорошо». Мне бы хотелось именно так определить жанр этого произведения, потому что в нем широко представлены картины жизни пореформенной России.

Эта поэма писалась 20 лет. Некрасов хотел представить в ней все социальные слои: от мужика-крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.

Конечно, крестьянская тема занимает главное место в произведении, а вопрос, который мучает автора, звучит уже в заглавии: «кому на Руси жить хорошо».

Некрасова тревожит мысль о невозможности жить так, как жила Россия того времени, о тяжелой крестьянской доле, о голодном, нищенском существовании мужика на Русской земле в этой поэме Некрасов, как мне показалось, вовсе не идеализирует крестьян, он показывает нищету, грубость и пьянство крестьян.

Каждому, кто встречается на пути, мужики задают вопрос о счастье. Так постепенно из отдельных рассказов счастливцев складывается общая картина жизни после реформы 1861 года.

Чтобы полнее и ярче передать ее. Некрасов вместе со странниками ищет счастливого не только среди богатых, но и в народной среде. И перед читателем возникают не только помещики, поп, зажиточные крестьяне, но и Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов

А в главе «Счастливые» изображений и соленений народа передается наиболее реалистично. Один за другим на зов являются крестьяне: их слушает «вся площадь людная». Однако никого из рассказчиков мужики не признали.

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое, с заплатками,

Горбатое с мозолями…

Прочитав эти строки, я сделала вывод о том, что народ во всей России беден и унижен, обманут своими бывшими хозяевами и царем.

Положение народа отчетливо рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне- странники: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Горелово.

Так в поэме ярко изображается безрадостная, бесправная, голодная жизнь крестьянства.

Описание природы в поэме так же дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина. В нашем воображении возникает образ земли, лишенной жизни, - «ни зелени, ни травки, ни листа»

Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. С особой, трогающей душу силой звучит этот мотив в описании деревни Клин «селенья Незавидного»:

Что ни изба-с подпоркою

Как нищий с костылем:

А с крыш солома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Убоги дома.

Ненастной поздней осенью

Так смотрят гнезда галочьи,

Когда галчата вылетят

И ветер придорожные

Березы обнажит

Так же описывается и село Кузьминское с его грязью, училищем «пустым, забитым наглухо», избой, «в одно окошечко». Одним словом, все описания-это убедительное свидетельство того, что в жизни крестьянина по всей России «бедность, невежество, мрак».

Однако образы особенных крестьян таких, как Савелий-богатырь, Матрена Тимофеевна помогают судить о том, что Русь–матушка полна духовности. Она талантлива.

То, что Некрасов в свое поэме соединил людей разных сословий, сделало, на мой взгляд, изображение России того времени не только обширным, но и полным, ярким, глубоким и патриотическим.

Мне кажется, что поэма «Кому на Руси жить хорошо» отражает умение автора передавать действительность, реальность, а соприкосновение с таким художественным произведением приближает меня к высокому искусству и истории.

“Некрасов – это все равно что
Нашелся бы такой мужик, с громадными
Способностями, с русскими, мужицкими
Болями в груди, который бы взялся этак
И описал свое русское нутро и показал
Бы его своим братьям-мужикам:
“Смотрите-де на себя!”
(Газета “Правда”, 1 октября 1913 г.)
Всю жизнь вынашивал Н. А. Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, т. е. книгой “полезной, понятной народу и правдивой”, отражающей самые важные стороны его жизни. “По словечку” в течение 20 лет накапливал

Он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась эта поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”.
Широкая социальная панорама, развернутая в ней, правдивое изображение крестьянской жизни начинают занимать в этом произведении главенствующее место. Отдельные сюжетно-самостоятельные части и главы эпопеи связаны внутренним единством поэмы – изображением жизни народа.
С первой главы первой части начинается исследование главной жизненной силы России – народа. Именно желание изобразить всю народную Русь повлекло поэта к таким картинам, где можно было бы собрать массу людей. Особенно полно она предстает в главе “Сельская ярмарка”.
Пришли на площадь странники:
Товару много всякого
И видимо-невидимо
Народу! Не потеха ли?
С большим мастерством Некрасов передает колорит русского гулянья. Возникает ощущение непосредственного участия в этом празднике, будто ходишь среди пестрой толпы и впитываешь в себя атмосферу всеобщей радости, праздника. Все вокруг движется, шумит, кричит, играет.
А вот эпизод, подтверждающий представления о нравственной силе и красоте народного характера. Крестьяне рады поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки:
Зато крестьяне прочие
Так были разутешены,
Так рады, словно каждого
Он подарил рублем!
Картины народной жизни – это не только веселье, радость, праздник, но и темная, неприглядная, “безобразная” ее сторона. Веселье перешло в пьянство.
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные,
И стоном стон стоял!
Дорога многолюдная
Что позже – безобразнее:
Все чаще попадаются
Избитые, ползущие,
Лежащие пластом.
“Пропился” и мужик, который “раздумался над топором”, и парень “тихонький”, который поддевку новую в землю закопал, и “старая”, “хмельная баба”. Высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа.
Крестьянский мир предстает предельно обнаженным во всей хмельной откровенности и непосредственности. Кажется, что сменяющие друг друга слова, фразы, быстрые диалоги и выкрики случайны и бессвязны.
Но среди них различимы резкие политические реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение.
– Добра ты, царская грамота,
Да не про нас ты писана.
А вот картина коллективного труда – “веселой косьбы”. Она проникнута чувством праздничным и светлым:
Народу тьма! Там белые
Рубахи баб, да пестрые
Рубахи мужиков,
Да голоса, да звяканье
Проворных кос.
Радость труда ощущается во всем: “травы высокие”, “косы проворные”, “косьба веселая”. Картина косьбы рождает представление о труде вдохновенном, способном вторить чудеса:
Размахи сенокосные
Идут чредою правильной:
Все разом занесенные
Сверкнули косы, звякнули.
В главе “Счастливые” Некрасов показал народ уже как “мир”, т. е. как что-то организованное, сознательное, с силой которого не способен тягаться ни купец Алтынников, ни крючкотворы подьячие (“Хитры, сильны подьячие, а мир их посильней, богат купец Алтынников, а все не устоять ему против мирской казны”).
Народ побеждает организованным действием в экономической борьбе и активно ведет себя (пусть еще стихийно, но все же решительнее) в политической борьбе. В этой главе поэмы писатель рассказал, “как бунтовалась вотчина помещика Обрубкова Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки.”. А в следующей главе (“Помещик”) поэт еще раз для “догадливых” людей иронически скажет: “Должно быть, взбунтовалося в избытке благодарности селенье где-нибудь!”.
Некрасов продолжает воссоздавать коллективный облик героя. Достигается это, прежде всего, мастерским изображением народных сцен. Художник не останавливается долго на показе отдельных типов крестьянской массы.
Рост крестьянского сознания раскрывается теперь в историческом, социальной, бытовом, психологическом планах.
Нужно сказать о противоречивой душе народа. В массе крестьян есть старуха старая, “рябая, одноглазая”, видящая счастье в урожае репы, “солдат с медалями”, довольный, что не убит в сражениях, дворовый человек князя Переметьева, гордящийся подагрой – благородной болезнью. Странники, искатели счастья, всех выслушивают, а народ в своей основной массе становится верховным судьей.
Как судит он, к примеру, дворового князя Переметьева. Наглость и спесь холуя-лизоблюда вызывает презрение мужиков, они гонят его прочь от ведра, из которого потчуют на сельской ярмарке “счастливых”. Нельзя упустить из вида, что “любимый раб” Переметьева еще раз мелькает среди картин пьяной ночи. Его секут за воровство.
Где пойман – тут и суд ему:
Судей сошлось десятка три,
Решили дать по лозочке,
И каждый дал лозу.
Не случайно об этом сказано вслед за тем, как нарисованы сцены народного доверия: Ермилу Гирину без расписок дают деньги на покупку мельницы, и так же – на честность – он их возвращает. Этот контраст наводит на мысль о нравственном здоровье массы крестьянства, о прочности его моральных правил даже в атмосфере крепостничества.
Большое и особое место занимает в поэме образ крестьянки Матрены Тимофеевны. Рассказ о доле этой героини – это повествование о доле русской женщины вообще. Рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве. Некрасов сумел совместить частную жизнь героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Некрасов все время стремился расширить значение образа героини, словно бы объять как можно большее количество женских судеб. Это достигается вплетением в текст народных песен и причитаний. Они отражают характернейшие черты народной жизни.
Песни и причитания – это малая толика художественного своеобразия поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Писать о народе, писать для народа можно только по законам народного поэтического творчества. И дело не в том, что Некрасов обратился к фольклору, используя словарь, ритмику и образы народного творчества. В поэме “Кому на Руси жить хорошо”, прежде всего, раскрыта народная тема – поиск народом пути к счастью. И эта тема утверждается Некрасовым как ведущая, определяющая движение народа вперед.
За многочисленными картинами народной жизни встает образ России, той “убогой и обильной, забитой и всесильной.” страны. Патриотическое чувство, проникновенная любовь к родине и народу наполняет поэму тем внутренним горением, той лирической теплотой, которые согревают суровое и правдивое эпическое ее повествование.

  1. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” писалась Некрасовым в послереформенную эпоху, когда стала ясна помещичья сущность реформы, обрекшей крестьян на разор и новую кабалу. Основная, пронизывающая всю поэму идея –...
  2. Время Н. Некрасова – это 50-70-е годы XIX века. Главным в жизни русского общества этих лет был вопрос о народе. Поэтому центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям,...
  3. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени – революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были...
  4. Планы к неосуществленным главам поэмы, конечно, представляют большой интерес при изучении творческого замысла Некрасова. В воплощении этих планов поэт дальше набросков не пошел. Это говорит не только о том, что...
  5. Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского “Зимнего утра”. Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется “мороз и солнце”, “солнечная зима”....
  6. Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного...
  7. Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,. и сколько человеческих страданий в...
  8. Долгое время в Н. А. Некрасове видели общественного деятеля, но не поэта. Его считали певцом революционной борьбы, но нередко ему отказывали в поэтическом таланте. Ценили гражданский пафос Некрасова, но не...
  9. Поэма печаталась отдельными частями в двух журналах “Современник” и “Отечественные записки”. Поэма состоит из четырех частей, расположенных по мере их написания и связанных со спором о том, “кому живется весело,...
  10. Эпический охват общественной жизни, изображение персонажей с разными социально-психологическими и индивидуальными характеристиками, часто – с элементами “ролевой лирики”; Опора на народное мироощущение и народную систему ценностей как на главный нравственный...
  11. Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал...
  12. Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна. Да, только здесь могу я быть поэтом! Н. А. Некрасов Демократическое движение в России в середине...
  13. Целая галерея образов помещиков проходит перед читателем поэмы Некрасова. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьянина, без всякой идеализации рисуя их образы. Эту сторону некрасовского творчества отметил В. И. Белинский, когда...
  14. В плане композиционном поэтическая цельность стихотворения достигается образами сна, в которые включены размышления о народе, составляющие основную часть стихотворения: с образа сна начинается первое обращение – к вельможе, образ сна...Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Н. А. Некрасов Н. А.Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим Трагизм ее положения и воспевавшим борьбу...
  15. Глава “Крестьянка” не фигурировала в первоначальном замысле поэмы. В “Прологе” не предусмотрена возможность найти счастливого среди крестьян, а тем более крестьянок. Некоторая композиционная неподготовленность главы “Крестьянка” обусловлена, возможно, причинами цензурного...
  16. Мое знакомство с творчеством Н. А. Некрасова произошло еще в шестом классе. Хорошо помню его “Вчерашний день часу В шестом”, “Железную дорогу” и, конечно же, поэмы “Русские женщины”. Мне трудно...
  17. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Н. А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не...

"Некрасов - это все равно что нашелся бы такой мужик, с громадными способностями, с русскими, мужицкими болями в груди, который бы взялся этак и описал свое русское нутро и показал бы его своим братьям-мужикам: "Смотрите-де на себя!" (Газета "Правда", 1 октября 1913 г.)

Всю жизнь вынашивал Н.А. Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, т.е. книгой "полезной, понятной народу и правдивой", отражающей самые важные стороны его жизни. "По словечку" в течение 20 лет накапливал он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась эта поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо".

Широкая социальная панорама, развернутая в ней, правдивое изображение крестьянской жизни начинают занимать в этом произведении главенствующее место. Отдельные сюжетно-самостоятельные части и главы эпопеи связаны внутренним единством поэмы - изображением жизни народа.

С первой главы первой части начинается исследование главной жизненной силы России - народа. Именно желание изобразить всю народную Русь повлекло поэта к таким картинам, где можно было бы собрать массу людей. Особенно полно она предстает в главе "Сельская ярмарка".

Пришли на площадь странники:

Товару много всякого

И видимо-невидимо

Народу! Не потеха ли?

С большим мастерством Некрасов передает колорит русского гулянья. Возникает ощущение непосредственного участия в этом празднике, будто ходишь среди пестрой толпы и впитываешь в себя атмосферу всеобщей радости, праздника. Все вокруг движется, шумит, кричит, играет. А вот эпизод, подтверждающий представления о нравственной силе и красоте народного характера. Крестьяне рады поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки:

Зато крестьяне прочие

Так были разутешены,

Так рады, словно каждого

Он подарил рублем!

Картины народной жизни - это не только веселье, радость, праздник, но и темная, неприглядная, "безобразная" ее сторона. Веселье перешло в пьянство.

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные,

И стоном стон стоял!

Дорога многолюдная

Что позже - безобразнее:

Все чаще попадаются

Избитые, ползущие,

Лежащие пластом.

"Пропился" и мужик, который "раздумался над топором", и парень "тихонький", который поддевку новую в землю закопал, и "старая", "хмельная баба". Высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Крестьянский мир предстает предельно обнаженным во всей хмельной откровенности и непосредственности. Кажется, что сменяющие друг друга слова, фразы, быстрые диалоги и выкрики случайны и бессвязны. Но среди них различимы резкие политические реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение.

Добра ты, царская грамота,

Да не про нас ты писана.

А вот картина коллективного труда - "веселой косьбы". Она проникнута чувством праздничным и светлым:

Народу тьма!

Там белые

Рубахи баб, да пестрые

Проворных кос.

Радость труда ощущается во всем: "травы высокие", "косы проворные", "косьба веселая". Картина косьбы рождает представление о труде вдохновенном, способном вторить чудеса:

Размахи сенокосные

Идут чредою правильной:

Все разом занесенные

Сверкнули косы, звякнули.

В главе "Счастливые" Некрасов показал народ уже как "мир", т.е. как что-то организованное, сознательное, с силой которого не способен тягаться ни купец Алтынников, ни крючкотворы подьячие ("Хитры, сильны подьячие, а мир их посильней, богат купец Алтынников, а все не устоять ему против мирской казны").

Народ побеждает организованным действием в экономической борьбе и активно ведет себя (пусть еще стихийно, но все же решительнее) в политической борьбе. В этой главе поэмы писатель рассказал, "как бунтовалась вотчина помещика Обрубкова Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки.". А в следующей главе ("Помещик") поэт еще раз для "догадливых" людей иронически скажет: "Должно быть, взбунтовалося в избытке благодарности селенье где-нибудь!"

Некрасов продолжает воссоздавать коллективный облик героя. Достигается это, прежде всего, мастерским изображением народных сцен. Художник не останавливается долго на показе отдельных типов крестьянской массы. Рост крестьянского сознания раскрывается теперь в историческом, социальной, бытовом, психологическом планах. Нужно сказать о противоречивой душе народа. В массе крестьян есть старуха старая, "рябая, одноглазая", видящая счастье в урожае репы, "солдат с медалями", довольный, что не убит в сражениях, дворовый человек князя Переметьева, гордящийся подагрой - благородной болезнью. Странники, искатели счастья, всех выслушивают, а народ в своей основной массе становится верховным судьей. Как судит он, к примеру, дворового князя Переметьева. Наглость и спесь холуя-лизоблюда вызывает презрение мужиков, они гонят его прочь от ведра, из которого потчуют на сельской ярмарке "счастливых". Нельзя упустить из вида, что "любимый раб" Переметьева еще раз мелькает среди картин пьяной ночи. Его секут за воровство.

Где пойман - тут и суд ему:

Судей сошлось десятка три,

Решили дать по лозочке,

И каждый дал лозу.

Не случайно об этом сказано вслед за тем, как нарисованы сцены народного доверия: Ермилу Гирину без расписок дают деньги на покупку мельницы, и так же - на честность - он их возвращает. Этот контраст наводит на мысль о нравственном здоровье массы крестьянства, о прочности его моральных правил даже в атмосфере крепостничества. Большое и особое место занимает в поэме образ крестьянки Матрены Тимофеевны. Рассказ о доле этой героини - это повествование о доле русской женщины вообще. Рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве. Некрасов сумел совместить частную жизнь героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Некрасов все время стремился расширить значение образа героини, словно бы объять как можно большее количество женских судеб. Это достигается вплетением в текст народных песен и причитаний. Они отражают характернейшие черты народной жизни.

Песни и причитания - это малая толика художественного своеобразия поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Писать о народе, писать для народа можно только по законам народного поэтического творчества. И дело не в том, что Некрасов обратился к фольклору, используя словарь, ритмику и образы народного творчества. В поэме "Кому на Руси жить хорошо", прежде всего, раскрыта народная тема - поиск народом пути к счастью. И эта тема утверждается Некрасовым как ведущая, определяющая движение народа вперед. За многочисленными картинами народной жизни встает образ России, той "убогой и обильной, забитой и всесильной." страны. Патриотическое чувство, проникновенная любовь к родине и народу наполняет поэму тем внутренним горением, той лирической теплотой, которые согревают суровое и правдивое эпическое ее повествование.

Я лиру посвятил народу своему.
НА. Некрасов
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создавалась на протяжении более десяти лет (1863-1876). Основная проблема, интересовавшая поэта, - положение народа, русского крест ьянина при крепостном праве и после «освобождения». О сущности царского манифеста Н.А. Некрасов говорит словами народа: «Добра ты, царска грамота, да не про нас ты писана». Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени.
Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, автор делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях с характерными названиями: Заплатово, Дырявино, Разутово, Зно- бишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Цель их путешествия - найти счастливого человека на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми. Выслушав рассказ попа о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне говорят:
Известны нам они!
Правдоискатели не удовлетворяются «дворянским» словом, им нужно «слово христианское»:
Дай слово христианское!
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам!
Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:
А мы на что, кума?
Давай серпы! Все семеро
Как станем завтра, - к вечеру
Всю рожь твою сожнем!
Так же охотно они помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии.
Наиболее полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением.
В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле...
Читая описание облика крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном клочке земли, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщиками», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян: Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три долыцика: Бог, царь и господин!
Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме, и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинками, любит меткое слово, речь его полна пословиц й поговорок. Яким - образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос-- голос самых передовых крестьян:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная -
Гневна, грозна, - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям...
С большим сочувствием относится поэт к своему герою Ермилу Ги- рину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян,
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил.
Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой».
Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром.
И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда «бунтовалась вотчина помещика Обрубкова». Ермил Гирин - защитник крестьянских интересов.
Следующий и наиболее яркий образ в этом ряду - Савелий, богатырь святорусский, борец за народное дело. В молодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова и его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, он закопал в землю живым немца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения» получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, он сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. «Клейменый, да не раб!» - говорит он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель:
...Наши топоры
Лежали до поры!
О пассивных крестьянах он говорит презрительно, называя их «погибшие... пропащие».
Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.
Этот образ дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера. Матрена Тимофеевна проходит через многие испытания. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Заступилась за Федотушку, когда его хотели наказать розгами. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не дело - между бабами счастливую искать». В главе, названной «Бабья притча», крестьянка говорит о женской доле:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого.
Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова:
Еще ты в семействе покуда - раба,
Но мать уже вольного сына!
Некрасов с особым чувством создал образы правдоискателей, бордов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако поэт не мог не обратиться и к темным сторонам жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые свыклись со своим рабским положением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с дворовым человеком, который считает себя счастливым потому, что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней «училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью- подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:
А я князей Утятиных
Холоп - и весь тут сказ!
С детства и до самой старости барин всячески издевался над своим рабом Ипагом. Все это лакей принимал как должное:
...выкупал
Меня, раба последнего,
Зимою в проруби!
Да как чудно!
Две проруби:
В одну опустит в неводе,
В другую мигом вытянет -
И водки поднесет.
Не мог Ипат забыть господских «милостей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит его «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской».
Покорный раб это и «холоп примерный - Яков верный». Он служил у жестокого господина Поливанова, который «в зубы холопа примерного... походя дул каблуком». Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.
С негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином- адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей».
Для характеристики дворовых крестьян, лишенных чувства собственного достоинства, поэт находит презрительные слова: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:
Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает: счастливых среди них нет, крестьяне и после отмены крепостного права по- прежнему обездолены и обескровлены, изменились только формы угнетения. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту. И потому поэт верит, что в будущем на Руси наступит хорошая жизнь:
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» задумана как эпопея, т. е. художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в судьбе народа. Поэт воссоздает широкую панораму жизни пореформенной России, показывает горькую долю многомиллионного русского крестьянства после «освобождения» в 1861 году.

Поэт трагически переживает события тех лет. С самого начала поэмы — с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень — автор приковывает внимание читателя к бедственному положению

Народа. Уже первые строки о полях с бедными всходами рождают у автора тревожные мысли о народной судьбе: «Какое счастье тут?» Герои поэмы — крестьяне-странники идут по Руси и перед их взором возникают картины невеселой крестьянской жизни. Описание природы во второй главе дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина: «жаль бедного крестьянина». Чувство сострадания вызывают пахари, потому что из-за холодной весны их ждут неурожаи, голод.

Согнала снег, а зелени
Ни травки, ни листа!
Вода не убирается,
Земля не одевается
Зеленым ярким бархатом,
И, как мертвец без савана,
Лежит

Под небом пасмурным
Печальна и нага.

Сравнение земли с мертвецом наполняет душу поэта горькими предчувствиями о судьбе бедняков в предстоящую зиму.

С особой силой мотив крестьянской обездоленности звучит и в описании деревни Клин — «селенья назавидного»:
Что ни изба — с подпоркою,
Как нищий с костылем;
А с крыш солома скормлена
Скоту. Стоят как остовы,
Убогие дома.

Из частной картины вырастает обобщающая картина оскудения русской деревни и ужасающего положения русской женщины:
Деревни наши бедные,
А в них крестьяне хворые
Да женщины печальницы,
Кормилицы, поилицы,
Рабыни, богомолицы
И труженицы вечные…

С горькой иронией называется село Кузьминское «богатым». Оно богато кабаками, в которых русский мужик заливает водкой смертную тоску. В селе повсюду грязь, запустение. Показательны детали: училище — «пустое, забитое наглухо». Значит, занятия по обучению грамоте крестьянского люда начнутся вряд ли в скором будущем. В избе, где принимает больных фельдшер, — всего «одно окошечко». Нищета, мрак, невежество — вот в таких условиях существует «освобожденный» народ.

В то же время все эти описания дают представление о духовном богатстве человека из народа. Странники используют в своей речи меткое слово, яркие эпитеты и сравнения, поговорки и пословицы, отражающие природный ум простых тружеников. Автор рисует живые картины, помогающие остро почувствовать, как бедна, бесправна, но в то же время талантлива крестьянская Русь.

В поэме выделяется образ каменотеса, «плечистого», «молодого. Который не знает нужды и которого поэтому можно назвать «счастливцем». Его облик и слова вызывают восхищение. Это человек, любящий труд, умеющий трудиться: «молотом, как перышком махнул». Героя отличает и нравственная, и физическая красота. Это настоящий богатырь, который работает от зари до зари:
Коли проснусь до солнышка
Да разогнусь о полночи,
Так гору сокрушу.

Однако комментарии одного из странников заставляют задуматься о том, что непосильный труд обязательно обернется к старости трагедией:
… а не будет ли
Носиться с этим счастием
Под старость тяжело.

У крестьян-тружеников все равно будущее оказывается беспросветным. «Мужик с одышкой», тоже надорванный работой, вспомнил про судьбу «не хуже каменщика», который теперь «зачах».

Картины жизни Матрены Тимофеевны показывают, через какие испытания проходят русские женщины: подневольное положение в семье мужа, вечные унижения, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденным уходить на заработки, нужда: пожары, падеж скота, неурожаи; угроза остаться солдаткой — самым бесправным человеком. Матрена Тимофеевна с горечью говорит странникам, как ее «ославили счастливою, прозвали губернаторшей». Действительно, у крестьянки был самый счастливый день в жизни — встреча с добрым человеком из «верхов». Отзывчивая губернаторша спасла мужа Матрены Тимофеевны от солдатчины. Но не уберегла судьба первенца женщины — сына Демушку. После его смерти страшное отчаяние испытала страдалица. За другого сына Матрену публично высекли розгами. Рассказ героини о своей жизни — это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины-матери. Однако автору дорого в ней чувство достоинства, протест против угнетения. Героиня в поэме произносит гордые слова:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!

Другой представитель крестьянского мира в произведении — Яким Нагой. Он протестует против несправедливого отношения к трудовому крестьянству:
Работаешь один,
А чуть работа кончена
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!

В словах Якима о народной душе звучит грозное предупреждение:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная —
Гневна, грозна…

В образе Савелия, богатыря святорусского, заключается сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. У героя:
В рабстве спасенное, сердце свободное,
Золото, золото, сердце народное.

С другой стороны, он призывает Матрену к терпению: «Терпи, многокручинная. ты — крепостная женщина!»

Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы. Поэтому ведущее место в поэме занимают образы крестьян, не примиряющихся со своим положением, протестующих против угнетателей.

Сочинения по темам:

  1. В своей поэме Н. А. Некрасов создает образы «новых людей», вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо...
  2. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и...
  3. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершинное произ­ведение творчества Н. А. Некрасова. Он долго вынашивал за­мысел этого произведения, четырнадцать...
  4. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) — вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение,...
Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.