Где находится собор парижской. Описание собора парижского богоматери. Южное окно-роза — Rose sud

1. Одно из самых великих творений человека - Нотр-Дам де Пари - стоит на берегу Сены. Вот уж точно музыка, застывшая в камне. Другими словами это произведение искусства назвать не поворачивается язык.



2. Уже в четвертом веке нашей эры на том месте, где сейчас стоит собор, была прекрасная церковь Св. Стефана. К сожалению, ее разрушили норманны, которые вторглись на территорию Франции. В шестом веке рядом построили церковь, посвященную Божьей Матери.

3. К двенадцатому веку обе церкви пришли в такой упадок, что парижский епископ решил воздвигнуть храм. Так началась история великого храма.

4. Строительство храма длилось почти два века: с 1163, когда король Людовик VII и Папа Александр III заложили первый камень в основание, до 1330 года.

5. По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа (а их в то время было около десяти тысяч). Сейчас население Парижа многократно возросло, но Нотр-Дам де Пари по-прежнему готов принять в своих стенах более девяти тысяч человек.

6. Расположен самый главный храм Франции на острове Сите посреди Сены. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.

7. Интересно, что в соборе нет ни одной стены. Все пространство занимают столбы, соединенные арками. В проемах арок - витражи.

8. В средний неф собора (он самый больший из пяти) можно с легкостью поставить двенадцатиэтажный дом. Два центральных нефа пересекают друг друга, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос.

9. Три остроконечных арки служат входами. Около них стоят статуи святых, пророков и ангелов. Также статуи стоят в нишах карниза. Это статуи библейских царей.

10. Большое внимание следует уделить и колокольне, которая, в свое время, служила дозорной башней Парижа. Отсюда можно было вести прекрасное наблюдение за подступами к Парижу и вовремя оповестить жителей города об опасности.

11. В девятнадцатом веке главное достояние Парижа было приведено в такой упадок, что в 1841 правительству пришлось принять специальное решение, через четыре года после принятия которого началась реставрация.

12. Сегодня Нотр-Дам де Пари - главный памятник Парижа. Он находится ровно в центре города и представляет большую историческую ценность. Обязательно посетите его, вы не пожалеете.

13. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

14. Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе.

15. В 2009 г. фанаты Майкла Джексона, собравшиеся на паперти собора, думали, что колокольный звон раздаётся в честь смерти их кумира. В действительности же, колокольный звон сопровождал крестный ход к собору Сен-Северен.

16. В средние века Нотр-Дам де Пари был Библией для неумеющих читать – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. А жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма. Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери "наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма". В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.

17. Другие легенды рассказывают о дявольском участии в строительстве храма. Кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола. Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть! Замки поддались только после окропления святой водой. Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».

18. Собор Парижской Богоматери построен на месте языческого храма, где римляне поклонялись Юпитеру в I веке. Позже, в 528 году, здесь установили романскую церковь Сен-Этьен. И, наконец, в 1163 году епископ Парижа основал новый собор, посвященный Деве Марии (Notre Dame).
Легендарному сооружению было суждено стать свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Здесь крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, Филипп IV созвал Генеральные штаты - первый парламент в 1302 году, короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а в 1804 году Наполеон одел корону Императора.
В разгар французской революции, в которой Париж был эпицентром, возмущенный народ ворвался в собор, ставший символом королевской власти, и в пылу обезглавили 28 статуй иудейских царей. Много сокровищ было разрушено или разграблено, лишь большие колокола избежали переплавки. Здание уцелело по счастливой случайности - после уничтожения аббатства Клюни у революционеров закончилась взрывчатка. Так собор Парижской Богоматери объявили Храмом Разума, а помещения использовали как продовольственный склад.

19. Лишь в середине XIX века, после выхода первого романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где в предисловии он написал: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре», началось восстановление знаменитого храма. Все разбитые статуи заменили, добавили высокий шпиль, а крышу заселили демонами и химерами. Кроме того, дома вблизи собора снесли, чтобы улучшить вид на обновленное здание.

20. Что же касается его 850-летия, то праздновать круглую дату вся Франция планирует на протяжении года. Программа мероприятий обширна – это богослужения, концерты, выставки, фестивали, научные конференции. Кроме того, почтой Франции запланирован выпуск памятных марок, посвященных юбилею. А сам собор собирается обновить свои колокола, которые будут отлиты по старинным технологиям, реставрировать орган и обновить внутреннее освещение храма. Также к круглой дате подготовлен специальный туристический маршрут, пройдя по которому, можно узнать о малоизвестных фактах в истории Нотр-Дам де Пари. Ведь столько еще тайн и преданий связано с этим местом.

21. К юбилейным мероприятиям в честь 850-летия собора (которые продлятся почти год - с 12 декабря 2012 до 24 ноября 2013), для собора отлиты девять новых колоколов (общие затраты на создание новых колоколов оцениваются в 2 млн евро), также реконструирован орган. К юбилею приурочен ряд религиозных и культурных инициатив, подготовкой которых занимается совместно парижская архиепархия и власти французской столицы, в январе почта Франции выпустит две памятные почтовые марки. Будет создан специальный "маршрут паломника", следуя которому можно ознакомиться с малоизвестными фактами о прилегающей к собору территории и тайнами двора.

В сердце Парижа находится собор Нотр-Дам-де-Пари. Много веков католический храм поражает людей своим изяществом, великолепием и монументальностью.

Возведение собора началось при правлении Людовика YII в 1163 году. Инициировал сооружение епископ Морис де Сюлли. Историки полагают, что фундаментом служила разрушенная базилика Св. Стефана и другие строения:

  1. Романский собор
  2. Каролингский собор
  3. Палеохристианская церковь

Работы продолжалось почти два столетия, это говорит о том, участников строительства было много, но сведений о них почти не сохранилось. Известны имена архитекторов, начавших строительство — Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Возведение храма шло медленно.

Несмотря на то, что прихожане богатые и бедные, знатные и простолюдины старались помочь строительству, жертвуя посильные суммы, денег не хватало. Строительство шло поэтапно: стены закончены к 1177 году, алтарь построен (и освящен кардиналом Альбано) в 1182 году. К концу XII столетия установлена крыша из свинца, в 1245 году возведены башни, а отделка внутри помещения закончена в 1315 году. Окончанием возведения считается 1345 год.

С этого времени капитальных реставраций не было, строение ветшало, особенно много разрушений было во время революции. Фигуры иудейских царей были сняты и обезглавлены, витражи разбиты, пострадала также художественная резьба. В самом конце XYIII столетия Конвент издал указ, по которому верующие обязаны платить деньги на нужды революции, иначе храм будет разрушен. Жителям удалось отстоять свою святыню, но Робеспьер объявил его твердыней мракобесия и переименовал в Храм разума.

Интересный факт: скульптуры царей обнаружили при строительных работах в конце ХХ века. Как выяснилось, бывший хозяин дома, живший на рубеже XYIII -XIX веков, приобрел статуи и захоронил их с почестями. В 1802 году собор возвратили католической церкви и вновь освятили. В XIX веке приступили к ремонту сооружения, руководил им архитектор Виолле-ле-Дюка — восстановили витражи, скульптуры, возвели новый шпиль, установили скульптуры химер. Католический храм был местом венчания царственных особ, захоронений, заседания парламента. Здесь находили ночлег обездоленные и защиту преступники.

Внешний вид

Собор Нотр-Дам-де-Пари индивидуален и неповторим. Собор строился около двухсот лет, в работе принимали участие многие архитекторы, поэтому стили строения разные — готический и романский. Храм — это базилика с боковыми двойными нефами, конструкция, которая раньше почти не применялась. Высота храма — 35 м, длина — 130 м, ширина 48 м. Вес колокольни, расположенной в южной стороне, 13 тонн. По вертикали фасад разделен на три части, горизонтально делится галереями на три ряда, фасад венчают две башни.

Первый ярус имеет три портала, на них изображены Богородица, Святая Анна и картины Страшного суда. Над входом — панно с сюжетами из Евангелия, над арками установлены статуи святых. Выше протянулась Галерея королей с 28 фигурами иудейских царей. Красоту и яркость сооружению придают витражи, почти целиком воссозданные в XIX веке. Главный витраж (роза) — остался еще со Средневековья и реставрирован частично. На нем изображен образ Богоматери и другие картины, в их числе добродетельные и греховные поступки людей. Две розы по сторонам считаются самыми крупными в Европе, их диаметр — по 13 м.

Собор венчает 96-метровый шпиль, покрытый свинцовыми пластинами. Рядом установлены скульптуры апостолов, разделенные на четыре группы. Около каждого святого поместили животное, являющегося символом евангелиста. Статуи установлены лицом к Парижу, и только Фома, который считается покровителем строителей, смотрит на шпиль.

Гаргульи

Яркое украшением фасада, гаргульи, установлены в XIII век. Это демонические существа, похожие на больших драконов. Они хорошо сохранились, так как сделаны из прочного известняка, добываемого в бассейне реки Сены. В переводе со старофранцузского означает «глотка». В готике гаргульи предназначались для отвода дождевых вод, в них устанавливали желоба из камня или металла, чтобы скрыть их непривлекательность.

Химеры — злобные демонические существа, обычно их изображают в виде демонов, сказочных птиц или животных с крыльями как у летучих мышей. Воплощают человеческие грехи. Установить их во время капитальной реставрации решил архитектор Виолле-ле-Дюка. Он сам сделал эскизы монстров и скульпторы под руководством Жоффруа Дешома воплотили их в камне. Одна из популярных химер — Стрикс, полуженщина-полуптица, по преданию питавшаяся кровью младенцев. Интересно, что если с ними сфотографироваться живому человеку — он кажется каменными изваяниями, а гаргульи и химеры — полными жизни.

Внутренне убранство

Внутренне пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим форму креста. В помещении нет внутренних, поддерживающих конструкцию, стен, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые преподносят прихожане 1 мая, в католический праздник, посвященный Богоматери.

Под высоким ярусом установлены скульптуры правителей Ветхого завета. Оригинальные фигуры были уничтожены, их заменили копиями. Знаменит орган — оборудован еще в Средневековье при возведении храма, крупнейший в Европе. Он многократно реконструировался и перестраивался. По спиральной лестнице можно попасть в Южную башню храма, с которой открывается грандиозная панорама города, с близкого расстояния удобно рассмотреть колокол, гаргулий и химер.

Центр длинного нефа украшают композиции, рассказывающие о сценах из Жития святых. Внутренняя часть храма выполнена из серо-стального камня. Так как по готическим канонам стены не украшаются настенной живописью, оживляет несколько мрачную картину солнечный свет, попадающий внутрь через цветные витражи и стрельчатые окна, придавая храму краски и яркость. Капеллы, расположенные по боковым сторонам, рассказывают о земной жизни Богоматери. Центральный витраж содержит несколько десятков сцен из Ветхого завета.

Роман, который прославил собор


К XIX веку Собор обветшал настолько, что его собирались снести. Выход в свет в 1831 году романа французского писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» способствовал его спасению. Романист писал о добре и зле, любви и ненависти. Идея возникла не случайно — Гюго был ярым защитником старинной архитектуры и его деятельность направлена в ее защиту. Глава романа «Собор Богоматери» рассказывает о сооружении, описывая его красоту. Писатель выражает озабоченность, справедливо считая, что человечество может утратить уникальное сооружение.

Героиня — цыганка по имени Эсмеральда. Красавицей увлеклись священнослужитель Клод Фролло, звонарь Квазимодо, воспитанник архидьякона, и капитан — Феб де Шатопер. Фролло страстно влюбился в девушку, пытался соблазнить ее, но получил отказ. Взбешенный священник приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду, этому мешает капитан Шатопер. Молодые люди понравились друг другу, у них состоялось свидание. В время свидания ослепленный ревностью Фролло ранит Феба и обвиняет в совершенном преступлении девушку. Ее приговаривают к смертной казни.

Квазимодо спрятал Эсмеральду в соборе (Божий храм, по законам католицизма — это убежище, где человек может укрыться от любой провинности), чтобы спасти ее от виселицы. Эсмеральда не смогла полюбить некрасивого горбуна, но прониклась к нему дружескими чувствами. Финал трагедийный — Эсмеральда погибает, несчастный Квазимодо уносит тело девушки в храм и тоже умирает с горя.

Роман Гюго потрясает своей трагичностью, яркими образами, описанием Собора Парижской Богоматери. Об уничтожении храма уже не говорили — решили его восстанавливать. Реставрировать сооружение начали в 1841 году под руководством Виолле-ле-Дюка. Закончили в 1864 году.

Музей и сокровищница

Музей рассказывает об истории появления храма, об интересных фактах, связанных с этим местом, здесь представлены интересные экспонаты — предметы искусства, утварь. Через музей можно пройти в Сокровищницу, в ней хранится одна из главных христианских святынь — часть Животворящего креста и Терновый венец Спасителя. Экспонируются церковные одеяния, утварь, картины, манускрипты, другие предметы, представляющие художественную и историческую ценность.

Время работы и стоимость билетов

  • понедельник — пятница с 08:00 до 18:45
  • суббота — воскресенье с 08:00 до 19:15

Сокровищница:

  • понедельник — пятница с 09:30 до 18:00
  • суббота с 09:30 до 18:30; воскресенье с 13:30 до 18:30

Стоимость посещения (евро).

Фото: Anna & Michal / Flickr.com

Собором Парижской Богоматери называется католический храм во Франции. Он относится к одной из главных достопримечательностей Парижа.

Собор Парижской Богоматери на карте географически находится на востоке о. Сите, в 4-ом округе, на территории 1-ой христианской церкви Франции. Строительство длилось с 1163 — 1345 годы. В высоту собор достигает 35 метров. Колокольни находятся на высоте 69 метров.

В архитектурном строении собора наблюдается два стилистических направления. В первом, можно заметить долю романского стиля с характерным для него жестким и плотным сочетанием деталей, а во втором - отметить необычные достижения в готической архитектуре, которые обеспечивают строению простоту и производят ощущение легкости вертикальной конструкции.

По описанию современных археологов, на территории Нотр-Дам-де-Пари располагались несколько разных храмов.
Возведение Собора началось во времена Людовика седьмого. Ученые имеют различные мнения о таком факте, кто первым заложил камень в строительство Нотр-Дам. По одним описаниям это был Морис деСюлли, по другим описаниям — Александр третий.

Весной 1182 г. был освящен основной алтарь собора, через 14 лет неф строения был практически завершен. Спустя еще 44 года завершилось возведение южной башни, в это же время было решено, не использовать идею увенчивания башен с помощью шпилей.

Строительство Северной башни было завершено в 1250 г. Позже была завершена и отделка внутри помещения. К возведению западного фасада приступили к 1200 г.

Нотр-Дам с его роскошными залами в ходе нескольких столетий был местом для заключения брачных союзов королей, коронации и похоронных служб. В 1302 г. Собор парижской богоматери послужил местом собрания первого парламента страны.

В Соборе Нотр-Дам молебен отслужил Карл седьмой. А спустя некоторое время здесь прошло свадебное торжество Генриха четвертого и сестры короля Франции Маргариты. В эпоху Людовика четырнадцатого, Собор парижской богоматери претерпел тяжелые изменения: могилы, витражи разрушили.


В период Великой революции во Франции, революционерами было сказано, что если французы не желают, чтобы Нотр-Дам был разрушен, они обязаны внести дань на потребности всех революционных движений, какие ещё случаться с их подачи в остальных странах. Собор парижской богоматери объявили Храмом Разума.

Архитектурные особенности Собора

Основные задумки по архитектуре Собора принадлежат архитекторам - Жану де Шелю, который работал над проектом 15 лет и Пьеру де Монтрей, проработавшему над строительством почти 17 лет.

В возведении Нотр-Дам-де-Пари участвовало немало различных архитекторов, об этом факте говорят отличные и интересные по стилистическому описанию и размерам западный фасад здания и башни. Строительство всего Нотр-Дам завершилось в 1345 г.


Собор парижской богоматери в фасадной части разделен колоннами и галереями, притом на нижнем уровне, имеется несколько порталов. Над которыми проходит Галерея Королей с несколькими статуями, которые по описанию олицетворяют древних иудейских правителей. На нижней перемычке иллюстрированы мертвецы, которых пробудили ангелы.

Во многих эпизодах применяются визуальные приемы и символы, которые помогают понять их как единое целое. Допустим, по описаниям в эпизоде рождения Христа младенец размещен выше Марии, что говорит о его более высоком статусе, притом он лежит на алтаре, что, по предположениям историков свидетельствует о его будущей жертвенной роли.


В архитектуре Нотр-Дам отсутствует живопись на стенах, а цветовым источником служат разнообразные высокие витражные стрельчатые окна. Двери украшают кованые рельефы. Кровля здания исполнена свинцовыми плитками, которые уложены внахлест, масса всей кровли – около двухсот тонн.

Реставрация Собора

Собор парижской богоматери начали реставрировать в 1841 г., с подачи В. Гюго, который привлек широкое внимание общества к данному вопросу в своем произведении, в нем он дал подробное описание плачевного состояния Собора.

Руководил работами несколько лет архитектор Виолле-ле-Дюкас. Этот известный архитектор-реставратор Франции, в том числе руководил другими реставрационными работами (например, восстановление церкви готической архитектуры Сент-Шапель).

Работы по восстановлению Собора и скульптурных композиций, замене разрушенных статуй и возведению шпиля продолжались по факту более 22 лет. К этому реставратору относится и идея разместить химеры — мифические существа на Соборе, приняв в качестве образца гаргулий Среднего века.


Так на верхнем уровне у подножия башен Нотр-Дам можно наблюдать гаргулий, представляющих собой древних мифических существ, и химер – отдельных статуй мифических персонажей. Данные скульптуры исполнили несколько скульпторов под руководством Ж. Дешоме.

Существует интересное поверье, что если смотреть на них долго во мраке, то они «оживают». А если сделать фотографии близко с химерой или фото рядом гаргульей, то человек будет казаться на фото окаменелым изваянием.

Фото: Cornell University Library / Flickr.com

Во время проведения реставрационных работ витражи окон задумывались первоначально белыми, однако П. Мериме настоятельно рекомендовал, чтобы они были сделаны подобно средневековым.

В этот же период времени снесли постройки, которые примыкали к зданию, в итоге перед фасадом Собора образовалась ныне существующая площадь.

Собор сегодня

Нотр-дам, бесспорно, самый популярный на территории Европы собор. О нем написано множество романов, описание храма можно найти во многих источниках и статьях, снято несколько документальных фильмов и сделано огромное количество фото.

Во Франции все пути приведут к нему – так еще в восемнадцатом столетии решили географы. Сегодня Собор парижской богоматери привлекает много паломников и по факту он способен разместить одновременно 9 тыс. чел. Одним из самых лучших видов на храм для удачных фото считается вид с набережной, если пересечь мост через Сену.


Прежде всего, Нотр-дам привлекает своей архитектурой. Здесь все хочется посетить, разузнать, сделать незабываемые фото. Так высота шпиля храма составляет 96 м.

Основание которого окружает четыре группы статуй апостолов из бронзы. Перед ними размещены символы животных. Каждая статуя направлена на Париж, исключение составляет только св. Фома, направленный к шпилю.


Большинство витражей исполнено в середине девятнадцатого столетия. Основной витраж размерами 9,6 м. в диаметре - роза над входом в Нотр-Дам. На северном и южном фасаде Собор парижской богоматери имеет 2 боковые розы.

Главный колокол звонит не часто. Другие звонят по утрам и вечерам. Все колокола имеют собственное название и различный вес: один массой 1,765 т; второй – 1,158 т; третий – 0,813 т; четвертый — 0,67 т.

Заключение

Внутри храма выполнены поперечные нефы, которые переплетаясь с основным продольным, формируют крест. В часовнях, которые находятся в правой стороне Нотр-Дам, находятся картины и скульптурные произведения различных живописцев, которые, по многолетним обычаям, даруются храму каждый год в начале мая. Люстра храма выполнена из бронзы, покрытой серебром по проекту французского архитектора.


Ежегодно Собор посещают миллионы путешественников, проводятся бесплатные экскурсии, разрешают туристам делать фото внутреннего убранства Собора. Осмотр богатств этой достопримечательности можно сочетать с бесплатным посещением органных концертов.


18.12.2015

И шедевром готической архитектуры в мировом масштабе. Он окутан вековыми тайнами и легендами, пережил разруху и возродился вновь. Несмотря на то, что здесь находится Парижская архиепархия, сам религиозный объект относится к государственной собственности. Католической же церкви дано право безвозмездного и бессрочного пользования.

Кафедральный собор возвышается над одним из островов Сены — Сите, расположенном в самом сердце французской столицы. Вокруг культового сооружения разворачиваются главные события во многих художественных произведениях. Самым знаменитым является исторический роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», вышедший в свет в 1831 году и ставший мировым бестселлером. По его мотивам сняты фильмы, созданы оперы, поставлен балет и мюзикл. Кроме того, Нотр-Дам де Пари посвящены документальные фильмы, о нем в той или иной степени упоминается в художественных кинолентах и мультфильмах, песнях, крылатых фразах и даже компьютерных играх.

История

Предположительно, на месте Нотр-Дам де Пари изначально находился языческий храм. В IV веке его заменили раннехристианской церковью, построенной по образу и подобию древних базилик Рима и Равенны. В VII столетии появилось новое, более расширенное культовое строение — храм Святого Стефана. Он периодически подвергался разрушениям, но продолжал восстанавливаться до тех пор, пока принявший в 1160 году парижское епископство Морис де Сюлли не инициировал возведение грандиозного по масштабам и красоте собора Парижской Богоматери.

Строительство Нотр-Дам де Пари началось в 1163 г. Первый камень в основание храма заложил римский папа Александр III, находившийся в то время в Париже. Работы производились в несколько этапов, в общей сложности — 182 года. Они были завершены в 1345 году, после окончании отделки всего собора.

Хронология главных событий:

  • 1177 г. — возведены стены хора (восточная часть храма между нефом и апсидой);
  • 1182 г. — освящение алтаря кардиналом Анри де Марси, имевшим епископский сан;
  • 1196 г. — окончено строительство центрального нефа;
  • 1200 г. — началось оформление западного (главного) фасада;
  • 1240 и 1250 гг. — по очереди закончены соборные башни — сначала южная, а затем — северная;
  • середина XIII — начало XIV вв. — увеличены трансепты, обустроены часовни, закончены фасады.

За время строительства культового здания сменилось немало архитекторов, что отразилось в деталях, разнице в уровнях и смешении стилей. Самыми значимыми мастерами, оставившими свой след в создании образа Нотр-Дам де Пари, считаются французские зодчие Жан де Шель и Пьер-Де Монтрёй. Они руководили работами в период 1250-67 гг.

Вплоть до XVIII столетия значительных модификаций и реконструкций здания не проводилось.

Большой ущерб собору Парижской Богоматери был нанесен в период Великой французской революции. И все из-за того, что парижане отказались платить мзду на нужды в реализации идей освободительного движения в других странах. В 1793 году по личному распоряжению Робеспьера фасадные скульптуры иудейских царей обезглавили, приняв их за фигуры французских монархов. Кроме того, были повреждены уникальные витражи и снесен установленный в середине XIII столетия шпиль. Последний удалось восстановить лишь при проведении реставрационных работ в 1840-е годы.

На пороге XIX века Нотр-Дам де Пари оказался в плачевном состоянии. Его возвратили церкви в 1802 году, а в 1804-м здесь короновался и венчался Наполеон Бонапарт. Тем не менее, восстановлением собора никто не занимался, наоборот — начались разговоры о его сносе. Положение удалось спасти благодаря В. Гюго, написавшему роман «Собор Парижской Богоматери». Произведение увидело свет в 1831 году, а уже через 10 лет началась грандиозная реставрация храма, длившаяся 23 года. В это время были не только восстановлены разрушенные элементы, но и появились новые. Самой примечательной оказалась галерея химер, расположившаяся на верхней площадке фасада. Столь необычная идея принадлежала французскому архитектору Виолле-ле-Дюку.

За свою многовековую историю стены Нотр-Дам де Пари видели коронации и отречения, бракосочетания и крещения, панихиды и реабилитационные суды, передачу тернового венца Христа в лоно церкви и унизительные покаяния. Причем участниками всегда оказывались сильные мира сего.

Архитектура и внешнее убранство собора

Западный (главный) фасад Нотр-Дам де Пари выходит на Соборную площадь, где можно увидеть нулевой километр Франции , представляющий собой точку отсчета всех дорог страны, проходящих через столицу государства. Здесь же находится археологический музей «Крипта паперти Нотр-Дам», в котором представлены античные, средневековые артефакты и предметы из прошлых веков, найденные во время проводимых на острове Сите раскопок. Перед собором стоит конная статуя Карла Великого, а с южной стороны храма — памятник Иоанну Павлу II, причисленному римско-католической церковью в 2014 году к лику святых.

Как добраться до собора Парижской Богоматери

Непосредственно на острове Сите находится станция 4 линии метро — «Cité», а также остановки автобусов:

  • «Pont Neuf» — № 58, 70;
  • «Cité — Palais de Justice» — № 21, 38, 85, 96
  • «Cité — Parvis de Notre-Dame» — № 47.

На левом берегу Сены останавливаются скоростные электрички RER B и RER C — станция «Saint-Michel — Notre-Dame». На правом берегу расположена станция метро линий 1, 7, 11 и 14 — «Châtelet».

Круглосуточные паркинги на острове Сите:

  • Saemes Notre Dame — по адресу Place du Parvis Notre-Dame, заезд со стороны Rue la rue de la Cité;
  • Lutèce-Cité — по адресу Boulevard du Palais.

Фоторепортаж о соборе Парижской Богоматери можно посмотреть в материале, размещенном на нашем сайте.

Нотр-Дам-де-Пари (Собор Парижской Богоматери) представляет собой одну из самых популярных достопримечательностей столицы Франции. Известен он в первую очередь благодаря одноименному произведению Виктора Гюго. Этот был настоящим патриотом родной страны и своим произведением попытался снова разжечь у соотечественников любовь к собору. Надо сказать, ему это вполне удалось. Ведь в любви французов к этому сооружению сомневаться больше не приходилось: в ходе Французской революции горожане безропотно платили мзду Робеспьеру, угрожавшему в противном случае разрушить Собор Нотр-Дам-де-Пари. Предлагаем больше узнать об этой парижской достопримечательности, истории ее создания и о том, чем она может удивить туристов сегодня.

Нотр-Дам-де-Пари (Франция) - архитектурное вдохновение целой нации

Это сооружение было возведено во времена, когда большинство жителей страны представляли собой необразованных людей, которые передавали историю религии исключительно из уст в уста. Собор Нотр-Дам-де-Пари, возведенный в готическом стиле, хранит в своих стенах картины, фрески, порталы и витражи с изображенными на них библейскими эпизодами и событиями. По аналогии с другими готическими сооружениями здесь вы не найдете настенных картин. Они заменены большим количеством высоких витражей, выступающих в качестве единственного источника красок и света внутри здания. До сих пор посетители Нотр-Дам-де-Пари, фото которого украшают практический любой туристический путеводитель по Франции, отмечают, что проходящий через цветную мозаику из стекла придает сооружению загадочность и внушает священный трепет.

Кому-то эта достопримечательность известна понаслышке, кто-то помнит ее по роману незабвенного Гюго, а для кого-то она ассоциируется с популярным мюзиклом. Так или иначе, Собор Нотр-Дам-де-Пари является удивительным местом, обладающим богатейшей историей. Если вы планируете то не лишайте себя удовольствия посетить эту достопримечательность.

История основания собора

Строительство этого сооружения началось в 1163 году. Внутренняя отделка же была закончена лишь спустя полтора столетия - в 1315 году. В 1182 году был освящен главный алтарь этого церковного здания. Сами строительные работы были завершены к 1196 году. Очень долго длилась лишь внутренняя отделка. Возведен Собор Нотр-Дам-де-Пари был на острове Сите, считающемся сердцем французской столицы. Главными архитекторами этого монументального сооружения, высота которого составляет 35 метров (колокольня собора возвышается на 70 метров), стали Пьер де Монтрей, Жан де Шель.

Длительное время строительства сказалось и на внешнем облике здания, так как за полтора века смешались нормандский и готический стили, благодаря чему образ собора получился поистине уникальным. Одной из самых заметных деталей этого сооружения является шеститонный колокол, располагающийся в правой башне. На протяжении многих веков Собор Нотр-Дам в Париже служил местом бракосочетания королевских особ, а также их коронаций и похорон.

XVII-XVIII века

Большим испытаниям подверглось данное величественное сооружение в последние десятилетия семнадцатого века. В этот период, ознаменовавшийся правлением короля Людовика XIV, в Соборе были уничтожены красивейшие витражи и разрушены могилы. Во время Французской революции парижан предупредили о том, что это великолепное сооружение будет стерто с лица земли. Однако они имеют возможность предотвратить это, если будут регулярно выплачивать определенную денежную сумму на нужды революционеров. Редко какой парижанин отказывался от выполнения этого ультиматума. Благодаря чему собор был буквально спасен местным населением.

Собор в XIX столетии

Во время правления Наполеона в 1802 году Собор Нотр-Дам был заново освящен. А спустя четыре десятка лет началась его реставрация. В ходе нее было восстановлено само здание, заменены разбитые статуи и скульптуры, а также сооружен шпиль. Реставрационные работы длились чуть менее 25 лет. После их окончания было принято решение снести все примыкавшие к Собору постройки, благодаря чему была образована великолепная площадь.

На что сегодня стоит обратить внимание при посещении Собора Парижской Богоматери?

Помимо своего величественного внешнего вида, собор может предложить посетителям и массу интересных вещей, сокрытых в его стенах. Так, именно здесь с давних времен хранится один из тех гвоздей, с помощью которых Иисуса Христа приколачивали к кресту. Тут же находится и знаменитый барельеф алхимика Нотр-Дама.

Если вы придете в собор в воскресенье, то можете услышать органную музыку. А орган, расположенный здесь, является самым большим во всей Франции. В всем верующим предоставляется возможность преклониться перед такими святынями собора, как и частичка Креста Господня с сохранившимся в нем гвоздем.

Не откажите себе в возможности полюбоваться на окрестности со смотровой площадки, расположенной на южной башне собора. Однако имейте в виду, что для подъема на нее вам придется преодолеть 402 ступени. Кроме того, не упустите из виду и бронзовую звезду, находящуюся на площади перед собором. Она отмечает нулевой километр, и именно от нее ведется отсчет всех французских дорог еще с XVII столетия.

Загадайте желание

Можно с уверенностью сказать, что посещение Нотр-Дама является очень значимым событием для любого человека. Наверное, поэтому испокон веков здесь существует поверье, что если оставить у ворот собора записку со своим желанием, оно непременно сбудется.

Как добраться до собора

Как мы уже упомянули, Нотр-Дам располагается в восточной части парижского Добраться сюда можно как на метро, так и на автобусе. Если вы решили ехать на подземке, то вам необходимо выбрать линию 4 и выйти на станции Cite or Saint-Michel. Если же вы планируете добираться автобусом, то воспользуйтесь одним из следующих маршрутов: 21, 38, 47 или же 85.

Часы работы собора

Главный зал Нотр-Дама открыт каждый день с 6:45 до 19:45. Однако имейте в виду, что время от времени поток посетителей «тормозят» местные служители. Делается это для того, чтобы не мешать проходящим мессам.

Если вы планируете посетить башни собора, то примите к сведению следующую информацию:

В июле и августе они открыты для посещения в будние дни с 9:00 до 19:30, а в выходные с 9:00 до 23:00;

С апреля по июнь, а также в сентябре башни можно посетить с 9:30 до 19:30 каждый день;

В период с октября по март они доступны для посещения только с 10:00 до 17:30.

Бывалые туристы рекомендуют приезжать в собор с октября по март. В этот период здесь не так многолюдно, и вы сможете насладиться относительной тишиной и в спокойной обстановке осмотреть эту достопримечательность. Помимо того, если у вас будет возможность, приходите сюда на закате. В это время вы сможете насладиться великолепной картиной, которую представляет собой игра света, проходящего внутрь собора сквозь разноцветные причудливые стеклянные витражи.

Париж, Собор Нотр-Дам: стоимость посещения

Вход в главный зал собора является бесплатным. Обратите внимание, что круглый год каждую среду в два часа дня, а также каждую субботу в 2:30 дня здесь проводится экскурсия на русском языке. Она также бесплатна.

Возле собора находится небольшое здание, где располагается храмовая сокровищница. Здесь хранятся различные старинные изделия из драгоценных металлов, а также одежда священнослужителей и Главным же экспонатом является терновый венок Иисуса Христа, а также частичка Креста Господня с сохранившимся гвоздем. За вход в сокровищницу придется заплатить взрослым по три евро, школьникам и студентам по два евро, а детям от 6 до 12 лет - по 1 евро.

Если же вы хотите подняться на башню собора, то взрослым посетителям придется выложить 8,5 евро, студентам - 5,5 евро. Для лиц же, не достигших восемнадцатилетия, вход является бесплатным.

Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.