Каковы предпосылки становления личности. Формирование личности (возрастная психология). Фазы становления личности

Шекспир говорил: «Личность – это наш сад, а воля – это его садовник». Так давайте же разберемся, каков наш внутренний сад и как необходимо за ним ухаживать. Чтобы ответить на все эти вопросы, которые можно причислить к риторическим, разберемся, что же такое формирование личности и из каких основных факторов оно складывается.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Несмотря на трудности с определениями, формирование личности и его закономерности все же входят в сферу психологического знания. Поэтому примем за аксиому, что личность – это человек, который сумел перешагнуть определенный уровень развития. Ребенок, который научился вежливо отказывать агрессору в школе. Спортсмен, побивший новый рекорд. Девушка, сдавшая экзамен, чтобы получить профессию мечты.

В общем, личностью можно назвать всякого, кто твердо решил не оставаться на уровне инфузории-туфельки. Такие люди принимают решение каждый день так менять свою реальность, как сами считают нужным. Но каким образом происходит процесс формирования личности? Почему в одной и той же семье могут вырасти и хороший врач, и уголовник? Отчего те дети, которые в начальных классах кажутся будущими гениями, впоследствии оказываются на обочине жизни? И как происходит то, что зовется личностным развитием?

На этот процесс влияют несколько факторов, которые на протяжении всей жизни образуют собой кружево обстоятельств, взлетов и падений. Но обо всем по порядку.

Формирование личности человека: 5 основных факторов

Выделяется четыре источника, из которых человек может получить опыт. Это наследственность, окружающая среда, обучение ребенка взрослым, собственный опыт. От качества этих источников зависят показатели развития личности. А также есть еще один фактор, который некоторыми исследователями выносится отдельной строкой – это эмоциональная привязанность.

1. Наследственность, или биологическое в человеке

Наследственность – первое условие, которое определяет человеческое бытие. Мы не являемся бесплотными духами. Самое главное, что есть у человека – тело. Многим клиентам для повышения самооценки психологи рекомендуют конкретизировать любовь к себе как любовь к своему телу.

Особенности психики определяются частью тела – мозгом. Гены являются теми «кирпичиками», из которых затем формируется личность. В последнее время биологический фактор – а именно, фактор наследственности – недооценивается. Рассмотрим пример. Человек страдает от социофобии. Каковы его действия? Если он хочет покончить со своим персональным кошмаром, то обращается к тем, кто специализируется на решении подобных проблем – то есть, к психологам. Это логично. При зубной боли идут к стоматологу. Если сломалась стиральная машинка – вызывают мастера, который ее починит.

Пользуясь Аристотелевой логикой, измучившийся от социальных страхов клиент приходит на прием к психотерапевту. Затем он приходит еще один раз, затем еще и еще. Во время психотерапии появляется результат – общаться с людьми становится легче. Однако зачастую после прекращения походов к психологу все встает на круги своя. Наш герой «подсаживается» на терапевтические сеансы. Результаты их, несомненно, хороши. Одна проблема – недолговечны. Как и финансовые средства у клиента.

Где же здесь «собака зарыта»? Причины социофобии этого персонажа кроются в генетике. Иными словами, ему нужна не только и не столько психотерапия, сколько транквилизаторы или антидепрессанты. А безуспешные попытки психолога заново «выдрессировать» клиента не приносят долговечных результатов. Обычно домашние задания психологов при социофобии – это «расслабиться посреди наполненного людьми гипермаркета», «подойти к пятнадцати случайным прохожим, чтобы спросить у них, который час», «зайти в магазин, и ничего там не купить».

Некоторые американские исследователи, специализирующиеся на нейробиологии, утверждают: такая «психотерапия» является не более, чем пыткой для социофоба, которому требуется фармакотерапия. Лечение лекарствами имеет своей мишенью те психологические особенности, которые являются проявлением проблем психологии индивида, имеющих биологическую подоплеку.

2. Окружающая среда

На процесс формирования личности серьезный отпечаток накладывает внешний фактор – окружающая среда. Она представляет собой те условия, которые не зависят от самой личности. Ярким примером может послужить печальная судьба выдающегося математика Ганса Хенрика Абеля. В его честь норвежцами была учреждена Абелевская премия для математиков (бедняги не могут претендовать на Нобелевскую, поэтому награда была создана отдельно для них).

В 1826 году Абель опубликовал свою работу, где описывал способ решения уравнений пятой степени. Она автоматически возвела его в ранг величайших математиков всего мира. Но какой была среда, где родился и жил ученый? Родители его постоянно выпивали и ссорились. Семья жила на грани нищеты. Способности Абеля были замечены лишь школьным учителем. Уравнения пятой степени были одной из тех загадок, которые привлекали внимание математика с ранней юности.

Над ними лучшие умы бились десятилетиями. Но только благодаря финансовой помощи преподавателей будущий гений смог поступить в университет. Судьба Абеля была воистину полна трагизма: он заразился туберкулезом и погиб от болезни в возрасте 26 лет. Вопрос: сколько еще открытий смог бы сделать математик, если бы не фактор окружающей среды?

Личность является не просто функцией нервной системы организма. С самого рождения психика подвергается бомбардировке самых разнородных факторов. Английский психолог Джон Локк предложил называть психику ребенка «tabula rasa», или «чистый лист». Эта концепция означает, что ребенок рождается, не имея опыта – все знания он получает через чувственное восприятие внешнего мира. Не смотря на то, что теория Локка не претендует на абсолютность, она содержит долю здравого смысла.

3. Обучение ребенка взрослыми

Формирование личности невозможно без передачи опыта. Психология называет такой процесс зовется интериоризацией. Этот термин обозначает передачу опыта взрослыми ребенку, в процессе которого происходит личностное развитие и созревание внутренних структур психики. Например, благодаря интериоризации взрослый человек может думать про себя, не мешая окружающим. Выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский считал, что любой компонент психики, прежде чем стать ее частью, сначала протекает как форма сотрудничества между ребенком и взрослым. Это может быть общение или подражание.

Наглядным примером принципа интериоризации в могут послужить так называемые дети-маугли. Воспитываясь с животными, такие дети имеют очень плохой прогноз относительно возможной реабилитации. Если ребенок до пяти лет не общался со взрослыми, шансы усвоить человеческую речь для него близки к нулю. Одним из таких одичавших детей был нигерийский мальчик по имени Белло. Родители отказались от него после рождения. Мальчика приняла «на воспитание» стая шимпанзе, а в 1996 году он был найден среди зарослей джунглей.

Двухлетний ребенок был умственно отсталым, имел очень низкие показатели развития. Также Белло был неполноценным физически. Ребенок не мог научиться разговаривать с людьми – он их избегал. Белло поместили в интернат, где он вел себя очень беспокойно – бросался в других детей предметами, дрался. Со временем его поведение стало немного лучше. Но поведение Белло во многом так и осталось похожим на поведение обезьян. Говорить он не научился. Белло умер через шесть лет после поселения в интернат по неизвестной причине.

Поэтому формирование личности возможно, только если ребенок находится всецело под опекой и руководством взрослого. Большую роль для развития детей играет групповой и культурный опыт.

4. Собственный опыт

Еще один немаловажный фактор, который влияет на формирование личности. «Личностью не рождаются, личностью становятся» — сказал отечественный психолог А.Н. Леонтьев (видимо, перефразируя Симону де Бовуар, которая считала эту фразу аксиомой развития женственности). Как бы там ни было, процесс становления личности всегда активный.

Опыт человека всегда уникален. Каждый воспринимает мир по-своему – не обязательно эта картина должна совпадать с реальным положением вещей. Такого подхода придерживался американский клинический психолог мирового уровня Карл Роджерс. Он утверждал: мир существует для человека только таким, каким он может его видеть. Каждый выбирает систему координат сам. Добрый человек стремится к самоактуализации, развитию того, что заложено в нем Богом (или эволюцией, что не столь важно в данном контексте).

Чтобы подтвердить взгляды основателя гуманистической психологии, не нужно далеко ходить. Бытовых примеров очень много. Есть люди, которые, казалось бы, могли бы изменить свою жизнь, поскольку все бразды правления лежат у них в руках. Но по неведомым причинам соседи сверху продолжают спорить о том же день за днем, из года в год. Тридцатилетний алкоголик Вася пьет и жалуется на одиночество. А вот тетушка Маша, у которой, казалось бы, дела идут из рук вон плохо, не унывает и каждый день ухаживает за приносящими ей радость двадцатью кошками. Эти персонажи отличаются между собой не более, чем той картиной мира, которая присутствует у них в голове – а, стало быть, уже много лет оказывает влияние на формирование личности этих людей.

Карл Роджерс считает: единственная сила, которая побуждает человека двигаться дальше – это тенденция максимально раскрывать свои способности. Если индивид умеет видеть себя таким, какой он есть в реальности, ученый говорит о максимальной конгруэнтности (соответствии) его восприятия мира. Напрямую от самопринятия зависит и принятие других – чем добрее человек к себе, тем лучше он будет относиться и к другим.

5. Привязанность – еще одно условие развития

Но все эти признанные официальной психологией факторы формирования личности обязательно должны быть дополнены еще одним условием. Для развития – как общепсихического, так и для личностного – необходимой является привязанность ребенка ко взрослому. В подавляющем большинстве случаев – к матери. Особый вклад понимание этой концепции внесла Л. Петрановская – специалист по психологии детей-сирот.

Привязанность, говорит психолог, является обязательным условием для того, чтобы личность ребенка развивалась. Интерес к окружающему миру, формирование любых способностей и навыков нанизываются, словно кольца детской пирамидки, на стержень привязанности. Если же этой основы нет, то извне пирамидка может показаться устойчивой. Но при первом же касании ее кольца рассыплются. Личностное развитие становится невозможным.

Ребенок из детского дома – это тот ребенок, который не знает что такое любовь матери и защищенность. Если бы он мог ощущать себя под защитой надежной эмоциональной связи с матерью, тогда бы и происходило его гармоничное развитие. Но поскольку «стержень» отсутствует, при любом столкновении воля ребенка рассыпается. Воспитатели не могут дать ему то, что необходимо.

Программа привязанности – это важнейший фактор, в самом раннем возрасте. Она заложена в человеке, как и в других млекопитающих, биологически. Если детеныш млекопитающего не находится под заботой матери-самки, то каждую секунду он испытывает смертельный ужас. В мире дикой природы детеныши всегда прикреплены ко взрослому животному. Они исследуют окружающий мир – но только если уверены, что мать находится недалеко от них.

Вывод

На формирование личности оказывает влияние целый тандем факторов. Кем станет человек? Зависит как от того «багажа», которым наградили его предки и родители, так и от его собственных усилий. Становление личности – это процесс, который продолжается всю жизнь, и любая остановка здесь может означать деградацию и застой. Тому, кто не хочет оказаться на обочине жизни, придется приложить немало усилий. Прислушаемся к словам Брайана Трейси: «Берите управление на себя! Вы настроены позитивно по отношению к себе именно в той степени, в какой считаете себя распоряжающимися собственной жизнью».

На сегодняшний день в психологии существует более 50 теорий, которые описывают понятие «личность». Каждая из них по-своему повествует о том, как осуществляется становление личности. Но все они едины в том, что каждый человек проживает этапы формирования личности так, как не проживал никто прежде и не будет проживать никто после.

Вконтакте

Одноклассники

Довольно распространенный вопрос, который беспокоит современное общество, почему одному человеку достается все: он успешен во всех сферах жизнедеятельности, уважаем и любим, а другой такой несчастный и лишь деградирует? Чтобы уловить суть и ответить на этот вопрос , следует оперировать знаниями факторов становления личности, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь конкретного человека. Крайне важно знать о том, как проходили этапы формирования личности, какие новые способности, свойства и качества появлялись в процессе жизнедеятельности, обязательно при этом учитывая роль семьи и друзей.

Сегодня в нашей статье мы рассмотрим процесс становления личности , а также с какими преградами сталкивается человек на этом пути.

Формирование человеческой личности

Процесс формирования личности - это образование у каждого индивида определенных человеческих качеств, которые были приобретены в процессе жизни. Но отчего же зависит проявление определенных качеств в человеке?

Факторы, которые оказывают влияние на становление личности

Подведя итог этого раздела, хочется отметить, что если один из этих этапов не был пройден, то наступает фаза дезинтеграции, сопровождающаяся отторжением человека обществом. При дезинтеграции процесс становления останавливается и может обернуться вспять, что влечет за собой деградацию.

Этапы развития

В большей степени к развитию предрасположен деятельный и активный человек. Стоит отметить, что для каждого возрастного интервала один из видов деятельности является передовым и ведущим.

Концепция ведущей деятельности была разработана выдающимся советским психологом Леоньтевым А. Н. , им же были выделены основные этапы становления. Несколько позже его идеи были развиты и немного преобразованы Эльконином Д. Б. и другими учеными.

Но что же из себя представляет ведущий вид деятельности? Это фактор деятельности и развития, определяющий формирование основных психологических разнообразий индивида на следующей ступени его развития.

« По Эльконину Д. Б. .»

Этапы формирования личности по Эльконину Д. Б . и передовой вид деятельности в каждой из них:

  • Младенчество - общение со взрослыми.
  • Ранее детство - активный предметно - манипулятивный вид деятельности. Каждый ребенок учится использовать простые предметы.
  • Дошкольный период можно охарактеризовать, как сюжетно-ролевую игру. В игровой форме ребенок примеряет на себя социальные роли взрослых.
  • Младший школьный возраст сопровождается плодотворной учебной деятельностью.
  • Подростковый период включает в себя начало интимных взаимоотношений со своими сверстниками.

«По Эриксону Э.»

Эриксон Э. зарубежный психолог , периодизация развития индивидуальности которого стала наиболее известной. По версии ученого процесс формирования личности происходит не только в юности, но и в периоды глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития представляют из себя кризисные временные интервалы формирования индивидуумом. Становление - это преодоление условных барьеров (психологических этапов) одного за другим. На каждом этапе осуществляется качественное видоизменение внутреннего мира человека. Новообразование каждого из этапов - это результат развития человека на каждом пройденном этапе.

Стоит обратить внимание, что новообразования могут быть не только положительными, но и отрицательными. Собственно говоря, их сочетание и определяет индивидуальность человека. Эриксон выделял и описывал две передовые линии развития: аномальную и нормальную, в каждой из которых выделил и сравнил психологические новообразования.

Кризисные этапы выковывания личности по Эриксону Э

Крайние линии развития старости

  • Отсутствие страха смерти, ощущение полезности и полноты жизни, удовлетворенность, душевная гармония и мудрость.
  • Боязнь смерти, трагичное отчаяние.

С момента своего рождения человек проходит через различные стадии физического и интеллектуального развития, которые, бесспорно, являются наиважнейшей составляющей его эволюции, как представителя биологического вида Homo Sapiens. Но не менее значимыми для каждого отдельного индивидуума являются процессы становления и развития , так как именно от них зависит степень гармоничности его взаимоотношений с ближайшим окружением, да и со всем обществом в целом.

Все истоки в детстве

Мы все приходим в этот мир с набором уже готовых генетических каркасов, в которых заложены все основные векторы нашего развития, но судьба человека во многом определяется теми этапами становления личности, через которые нам суждено пройти, начиная с того момента, когда мы впервые осознаем собственное «Я» и пытаемся определить свое место под солнцем.

Естественно, все начинается в детстве с тех взаимоотношений, которые складываются у ребенка с родителями и с другими членами его семьи. Уже тогда закладываются основы и от того в какой атмосфере он воспитывается, во многом зависит то, будет ли он в последствии сильной и самостоятельной личностью, способной вести за собой других и противостоять любым натискам неблагоприятных обстоятельств, или же вырастет в слабовольное, бесхарактерное существо, которое будет приходить в ужас каждый раз, когда ему придется самостоятельно принимать решения.

На ошибках учатся

Простых путей в жизни, как известно не бывает и процесс становления личности здесь не исключение. Вспомните себя в детстве и в подростковом возрасте. Сколько шишек вы набили, пока смогли доказать себе и окружающим, что чего-то стоите и что с вами нужно считаться. Но ведь этим дело не закончилось. Несмотря на то, что 80% основных «строительных лесов» нашего «Я» формируется в возрасте от 3 до 15 лет, становление личности человека продолжается и в дальнейшем (правда, уже гораздо медленнее), причем, строго определенных рамок окончания этого периода не существует. В каждом конкретном случае они свои. С возрастом люди меняются. Мы учимся на своих ошибках и беря за основу пережитой жизненный опыт, пытаемся выстроить дальнейшие отношения с теми, кто нас окружает. И вся наша жизнь во многом зависит от того, каких моральных основ мы придерживаемся и какие навыки взаимодействия с этим миром мы приобрели в процессе нравственного и духовного становления своей личности.

А есть ли выбор?

Некоторые ошибочно полагают, что наше развитие целиком зависит только от внешних раздражителей и то, в какой среде человек живет, полностью определяет его дальнейшее поведение и все психологические характеристики. Другими словами, если вы родились в семье преступников или алкоголиков, то и дорога у вас теперь только одна: либо в тюрьму, либо в ближайшую канаву. На самом деле не все так просто. Конечно, родительский пример – это один из важнейших факторов, влияющий на нравственное развитие личности любого человека. Но ведь свободу выбора, дарованную нам природой, никто не отменял. В чем смысл эволюции всех видов? Выжить должен сильнейший. А значит тот, кто сумеет осознанно отделить черное от белого и самостоятельно выбрать верный путь своего дальнейшего развития, как члена социума, тот и получит шанс на успешную жизнь, даже несмотря на наличие неблагополучного «багажа» в своей родословной.

Понять и предсказать

Подобными вопросами занимается такое направление научной дисциплины, как психология становления личности человека, которая анализирует и обобщает все благоприятные и негативные аспекты обстоятельств жизни и окружающей среды отдельно взятого индивидуума, в результате чего появляется возможность понять основные мотивы его поступков. Подобные методы применяются как в работе обычного психоанализа, так и в психиатрии, рассматривающей абсолютно все факторы, способные повлиять на развитие личности, а в отдельных случаях даже запустить механизмы некоторых психических заболеваний.

В любом случае, необходимо помнить одно незыблемое правило: себя мы создаем сами. И процессы глубокого самоанализа и личностного совершенствования всегда будут способствовать нашему нравственному и духовному росту, а значит и очищению хотя бы малой части того общества, которое является нашим ближайшим окружением, ибо человек тянется к себе подобным. И в какую сторону в обозримом будущем будет направлен основной вектор развития всего общества в целом тоже во многом определяется морально-этическими и нравственными принципами, которых придерживаются отдельные его члены. Так что, только нам решать, каким будет мир за нашим окном и насколько психологически комфортно нам будет в нем жить.

Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии ,ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми.

Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А.Н. Леонтьев).Личностью не рождаются – личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно.Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.

47. Отношение «я-Ты» в жизни личности. Проявление диалогизма в медицине.

Отношения «Я-Ты» – это целиком взаимные отношения, включающие в себя полное переживание другого. Они отличаются от эмпатии (рассмотрения в воображении ситуации с точки зрения другого), потому что это больше чем "Я", пытающееся отнестись к «другому». «Не существует "Я" как такового, а есть лишь фундаментальное Я-Ты». Это понятие было введено Мартином Бубером.

Бубер полагает, что мир для человека двойствен и это определяется двойственностью отношения человека к миру. Человек может принимать отношение рационалистически-сциентистского типа, которое автор называет также «функциональным», или «ориентирующим». В этом случае мы смотрим на мир только как на скопление безличных предметов и орудий, которые так или иначе могут служить нашим целям и интересам. Такое отношение нам необходимо, чтобы нормально ориентироваться в мире. Для того чтобы пользоваться предметом, следует обозначить его место среди других предметов, т.е. поместить его в то или иное пространство и время, в те или иные причинно-следственные связи.

Т.о. мы познаем Нечто. Там, где есть Нечто, есть и другое Нечто наряду с ним. При этом, считает Бубер, мы подчиняемся установке Я–Оно и используем соответствующий ей язык. Когда человек познает мир как объект, как Оно, мир остается непричастным процессу познания. Он лишь позволяет изучать себя, но не откликается, не соучаствует, ведь с ним ничего не происходит. Подход Я–Оно возможен в отношении предметов, людей и даже Бога. Мир Оно не есть зло сам по себе. Но, будучи единственным, он ущербен и уродлив, поскольку человек здесь отчужден от другого человека, от Бога и от самого себя.

Диалог означает, что мы можем обращаться к чему бы то ни было и к кому бы то ни было как к Ты, как обращаются к личности, к собеседнику, другу, к единственному в мире и неповторимому. Я и Ты при этом вступают в онтологический диалог, и мир предстает совершенно отличным от мира Оно и несоизмеримым с ним. Пространство, время и причинность здесь исчезают (Бубер в духе кантианства рассматривал их как априорные формы чувственного созерцания). В том случае, когда мы хотим понять два бытия, две субстанции в отношении Я–Ты, эти субстанции «изымаются» из отношения Я–Оно. Объект фактически перестает быть таковым и становится тоже субъектом – равноправным партнером и собеседником в диалоге.


Высказывание советского психолога связано с многоаспектной идеей формирования личности человека и этапах ее становления. Рассмотрение данной темы также сопряжено с биосоциальной природой человека. Значимость этих вопросов обусловлена важностью процессов развития человека, становления его как полноценного участника общественных отношений.

По мнению автора, момент рождения человека, обладающего лишь набором биологических качеств, и момент становления личности отделены друг от друга длительным процессом развития и взаимодействия с обществом, в результате которого человек приобретает социальные качества и впоследствии становится личностью.

С позицией Ананьева трудно не согласится.

Бесспорно, должно пройти очень много времени, включающего в себя длительный процесс социализации, прежде чем человек сформируются в полноценную личность.

Рассмотрим теоретическое обоснование. Родившийся человек выступает лишь индивидом, т.е. совокупностью биологических и врожденных качеств. Человек в то же время неповторим, он является индивидуальностью, так как обладает уникальными качествами, отличающими его от других людей. Это, например, внешние признаки, такие как цвет глаз, или же отпечатки пальцев. Но в понятие индивидуальность включаются и социальные качества, умения и навыки, которые приобретаются в ходе социализации, т.е. процессе усвоения человеком накопленных в обществе знаний, норм, ценностей, опыта. Именно в ходе данного процесса человек становится личностью, которую можно определить как совокупность исключительно социально значимых, важных и полезных для общества.

Естественно, что становление личности занимает долгое время, так как социализация длится на протяжении всей жизни человека. Выделяют первичную социализацию, происходящую в рамках детства, и вторичную, когда человек самостоятельно сталкивается с формальными группами и уже критически и оценочно относится к усваиваемой информации. Наиболее важными социальными институтами на обоих этапах социализации является семья и государство, в виде различных учреждений, в первую очередь в виде школы. Именно они позволяют человеку развить заложенные в нем природой задатки в способности, талант и даже гений и тем самым стать личностью.

В качестве фактической аргументации можно привести личность Людвига Ван Бетховена – одного из известных композиторов. Родился и жил он в обычной австрийской семье, мало чем отличался от сверстников, одним словом индивид, типичный представитель человеческого рода. Отец же хотел сделать из сына второго Моцарта и принялся обучать его игре на скрипке, но, однако, сын не подавал особых надежд. И все-таки он стал настоящим гением в музыке, просто необходимо было больше времени, хорошие учителя и желание учиться. Естественно становление личности не происходит в результате резкого скачка. Это длительный постепенный процесс, зависящий от множества факторов.

Другим не менее ярким примером служит император Иван VI Антонович, который был свергнут в младенческом возрасте Елизаветой Петровной, а затем почти всю жизнь провел в одиночном заключении. Находясь в полной изоляции от родителей, он превратился в болезненного, психически неполноценного человека, можно сказать остался индивидом, потому что процесс становления личности был прерван. Данный пример иллюстрирует зависимость социализации и длительности становления личности от окружения, пережитых обстоятельств, ситуации в стране.

Таким образом, можно сказать, что становления личности человека отдалено во времени длительным процессом социализации, а на скорость ее протекания влияет множество факторов.

Обновлено: 2017-09-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.