Развитие творческих способностей на уроке. Развитие творческих способностей на уроке Синквейн ноздрева из мертвых душ

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич - эти герои антисоциальны, их характеры уродливы, но у каждого из них, как мы убедились при более близком знакомстве, осталось хоть что-нибудь положительное.
Манилов.
Этот человек немного напоминает мне самого Чичикова. "Один бог разве мог сказать, какой характер у М. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе СелифанЕ черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару". М. считает себя воспитанным, образованным, благородным. Но заглянем к нему в кабинетЕ Мы видим кучки пепла, запыленную книгу, которая уже второй год открыта на 14-й страницеЕ У М. в доме всегда чего-нибудь недостает, только часть мебели обита шелковой тканью, а два кресла обиты рогожей. Слабоволие М. подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик. М. - мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. Он мечтает о том, "как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мостЕ" Г. подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика, но не лишает его человеческих качеств. М. - семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.
Коробочка.
Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение Коробочки. Хозяйка, "женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки... ". Очень долго Павлу Ивановичу пришлось уговаривать Настасью Петровну продать ему мертвые души. Сначала она удивилась, когда услышала о предмете покупки, а потом боялась продешевить. Она хочет дождаться купцов да узнать цены. "Эк ее, дубинноголовая какая! - сказал про себя Чичиков... " Помещица Коробочка сама занимается хозяйством, да и крестьянские избы в ее деревеньке "показывали довольство обитателей".
Ноздрев.
Побывал Павел Иванович и у Ноздрева. Ноздрев, по словам автора, был из таких людей, которые "всегда говоруны, кутилы, народ видный". Кроме того, этот помещик врет почти на каждом шагу. Показывая гостю имение, Ноздрев подводит его к границе и говорит: "Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое". Ноздрев может пообещать, но не сделать. При игре в карты и даже в шашки жульничает. Только чудо - приезд к Ноздреву капитана-исправника - спасает Чичикова от физической расправы. Таков оказался Ноздрев - бесшабашная натура, игрок, кутила. Для Ноздрева любая купля-продажа - что-то вроде спорта, тут для него нет никаких нравственных преград, как, впрочем, и для всех его жизненных поступков. Поэтому его не могла удивить чичиковская идея - она близка его авантюрной натуре. Не удивительно, что Чичиков менее всего сомневался в успехе деловых переговоров именно с Ноздревым.
Собакевич.
Собакевич показался Чичикову "весьма похожим на средней величины медведя". Природа недолго мудрила над его лицом: "хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: "живет!" Мебель в доме Собакевича такая же тяжелая, как и хозяин. Он прожорлив, может съесть за один раз целого осетра или бараний бок. Хотя тугодум, но своего не упустит. Достаточно вспомнить сцену торговли, когда Михаил Семенович запрашивает за мертвую душу "по сту рублей" и уступает в конце концов "по два с полтиною". "Кулак, кулак!" - подумал Чичиков о Собакевиче перед отъездом. Можем ли мы найти у такого типа что-нибудь положительное? Трудно, но постараемся. Он - хозяин, все у него прочно, даже колодец "обделан в крепкий дуб". Собакевич заботится о своих крепостных, конечно не из человеколюбия, а из соображения: обидишь мужика - "тебе же хуже будет".
Плюшкин.
Наконец наш путешественник приехал к Плюшкину("прореха на человечестве"). Увидев какую-то странную фигуру, Чичиков сначала решил, что это ключница, но это оказался сам хозяин. Чичиков подумал: если бы он встретил Плюшкина на паперти, то "...дал бы ему медный грош... ", хотя этот помещик имел более тысячи душ крестьян. Жадность его чрезмерна. У него накопились огромные запасы, таких запасов хватило бы на несколько жизней, а он, не довольствуясь этим, ходил каждый день по своей деревне и все, что попадалось, тащил к себе и складывал в кучу в углу комнаты. Вот и закончилась поездка нашего героя по имениям помещиков. Плюшкин потерял все человеческие связи: детей он лишился, соседи с ним знаться не хотят, в город он не ездит. Этот герой вызывает не только смех, но и отвращение. Это - апогей, дальше идти некуда. Все доведено до своей противоположности, до абсурда. Бережливость превратилась в скупость. Богатство - в нищету. Хозяин - в ключницу. Плюшкин. Кто это? Человек или неизвестный науке биологический тип? Это предел падения человека. Вот почему автор изобразил Плюшкина последним в галерее уродливых типов помещиков.

В "Мертвых душах" органично слились в единое целое способности Н. В. Гоголя - психолога, аналитика с блистательными способностями художника.
Гоголь - резкий и гневный обличитель.
Гоголь-обвинитель резок, правдив и великолепен. Но автор хотел не только обличать, но и утверждать, создавать свою положительную программу. Но положительная программа не получилась, ей просто не было места в современной автору российской действительности.
В гоголевском смехе есть и боль, и гнев, и ярость, и протест.

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА

Это интересный прием технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо). «Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, каждая из которых имеет свое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – осмысленная фраза; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному». Ребята должны в нескольких словах выразить суть проблемы.

На разных этапах урока использование синквейна имеет разные цели.

В старших классах на стадии «Размышления» (термин РКМЧП) после изучения темы о помещиках из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» с помощью синквейна можно обобщить информацию. Ученики пытаются ответить на вопрос: «Почему Манилова (Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина) можно назвать «мертвой душой»? Ответив на этот вопрос для себя, школьники объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейны. Представляем первые результаты групповой работы:

Манилов

Ленивый, бесхозяйственный.
Мечтает, сидит дома, ничего не делает.
Почему он такой?
Потому что «мертвая душа».

Ноздрев

Хвастливый, драчливый.
Играет в карты, пьет и врет.
Страсть к чему угодно.
Почему он такой?
«Мертвая душа»!

Плюшкин

Скупой, жадный, пустой.
Все копит, но не для себя.
Когда-то был живой,
А теперь «мертвая душа»!

Коробочка

Хозяйственная, дубинноголовая.
Все копит, копит, копит.
Зачем она копит?
Никто не знает.

Собакевич

Большой, неуклюжий, жадный.
Думает, понимает и обманывает.
Почему он такой?
Потому что «мертвая душа».

Как показывает опыт, синквейн полезен как средство творческого самовыражения во время эмоциональной паузы на уроке в средних (но иногда и в старших) классах. Ведь именно с этого возраста нужно воспитывать тонкого и вдумчивого читателя, закрепить в сознании учеников, что заниматься «художественным творчеством» интересно. Такая работа вселяет уверенность, раскрепощает. В этом случае ученику не помешает поощрение.

Индивидуальные творческие работы могут сочетаться с групповой работой. Приведем несколько работ, написанных учениками.

Котенок

Пушистый, маленький комочек.
Жалобно мяукает, мечется и ждет.
Где же мама-кошка?
Погулять ушла.

Баира Ч., 8-й класс

Хрупкое, нежное.
Ищет, находит, уходит.
Оно у каждого свое.
Где его найти, не знает никто.

Ирина Д., 7-й класс

Любимая, прекрасная.
Поддержит, поймет, отзовется.
Кто она?
Подруга вечная мужчины!

Баир Д., 9-й класс

Узон

Светлый, прекрасный.
Живет, растет, цветет.
Кто в нем живет?
Добрый народ!

Долгор Д. и Ирина Д., 7-й класс

ХОККУ (хайку)

Это японская стихотворная форма, трехстишие в 17 слогов (5–7–5). Обычно хокку можно разделить на две части – одна строчка плюс две или две плюс одна. Связаны эти строчки не логически, а по ассоциации. Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Оно подчиняется определенным правилам, и очень строгим. Главное в этих стихах – намек. В стихотворении содержатся картины, выразительные детали, а читатель по ним восстанавливает целый мир. Можно раскрыть секреты их построения, использовать трехстишие во время эмоциональных пауз на уроке.

Милый человек,

Живи, трудись, не ленись.
Ведь твоя же жизнь!

Эрдэм О., 8-й класс

Цветок засохший.

В сердце грусть и печаль.
Осенняя пора.

Сэсэгма Д., 11-й класс

Ребята получили задание написать хокку по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк». Это – непростое задание. Оно активизировало воображение восьмиклассников, помогло осмыслить впечатление от прочитанного. Хокку получилось не у всех. Работы восьмиклассницы Альбины Б. объединяет глубокое проникновение в смысл рассказа.

Бирюк угрюмый.
Почему же он такой?
Виновата жизнь.

Надвигалась гроза.
Огромная туча
Впереди шла.

У бирюка дочка,
Хорошенькая девочка.
Все умеет делать.

ЦЗАЦУАНЬ

Комические изречения китайских писателей, известные с IX века, представляют собой перечень ситуаций, объединенных одним названием. Например, называется ситуация Жалко – и далее перечисляется, что жалко... Еще примеры – названия ситуаций: Очень напоминает , Выводить из себя и т.п.

Жалко,
когда засыхает цветок;
когда тратишь попусту время;
когда люди теряют работу.

Сэсэгма Д., 11-й класс

(от франц. слов рифмованные концы )

Это – стихотворение, сочиняемое на заданные рифмы.

Серенькие мышки
Купили три книжки .
Одну начали читать ,
А остальные жевать .

Ирина Д., 7-й класс

Жили мышки,
Любили книжки ,
любили читать ,
Но больше всего жевать.

Настя Н., 6-й класс

Слушают маленькие мышки
интересные книжки,
не умеют читать,
но умеют жевать.

Арюна Ж., 6-й класс

СТИЛИЗАЦИЯ

Думается, что учитель должен использовать любую возможность обратиться к личному опыту ребенка, вовлекая его в учебную деятельность. Творческая работа в жанре подражания – одна из возможностей для школьника раскрыть свои способности. Ученик, осваивая художественную форму, вкладывает в нее свое содержание. Работая над содержанием, ученик как бы пропускает через себя авторскую идею и стиль, учится смотреть на мир глазами другого человека, в то же время оставаясь самим собой. Школьник выходит на высокий уровень «творческого заимствования». Это этап активного усвоения внешней формы произведения, когда ученик наполняет его своим содержанием. Учитель здесь выступает в качестве консультанта. Необходима подготовка к выполнению такого задания: провести стилистический анализ текста, которому надо подражать; выявить, объяснить особые приметы жанра, эпохи и научить находить их в тексте художественного произведения.

Сказание о Баторе Улан-Заргантае
и гигантской Ящерице

(Опыт стилизации ученицы из села Узон)

Это случилось на прекрасной агинской земле,
Когда баторы совершали свои подвиги славные.
В давние времена, когда царило вечное лето,
Когда озера были маленькими лужицами.

Сундуки свои старинные откроем,
О достойнейшем расскажем –
Об отважном баторе Улан-Заргантае.

Пока не покатилось солнце за гору,
Почему бы нам сказание не послушать.

Да в степи да в широкой долине
Пас коров и овец один молодец.
Звали-то его Улан-Заргантай,
Улан-Заргантай да Узонский.

Пастух-то начал пасти скот
Да и во утро, в утренешенько.
Захотелось-то ему пити да кушати.

Оставлял он свой скот да у реки,
Да у реки Улановки.

Запрыгнув на свою лошадку да богатырскую,
Богатырскую, сильнейшую,
Поехал-то на ней домой да неподалеку.
Вернулся наш Улан-Заргантай да Узонский
К своему стаду да к скоту.
В долине трава расстилается,
В низине река бурлит,
Волны вздымаются.

Слушает он – птицы не поют.
Видит он – овцы испуганы,
Испуганы да стоят.

А за ними коровушки,
Коровушки да мертвушки.
Подле них да мертвушек
Следы большие да звериные.
Начал-то Улан-Заргантай искать зверя этого.
Скакал он три дня и три ночи.
Подъехал-то он к скалам крутым да крепким.
Вышла да из большущих
Ящерица да с тремя хвостами,
С тремя хвостами да толстущими.
Она-то и скот повалила,
Повалила коровушек да намертво.
Улан-Заргантай решил убить эту Ящерицу,
Эту Ящерицу да сильную.
Бились они три дня и три ночи.
Наконец Улан-Заргантай свалил последний хвост;
Ящерица та просила батора,
Просила о том, чтоб ее в живых оставил,
В живых оставил да в здравии,
Но батор не простил ее,
Ее да с ее грехом.
В честь Улан-Заргантая,
Улан-Заргантая да Узонского
Назвали эту местность Улан-Заргантай.

Бутид Д., ученица 7-го класса

Сотворческие отношения ученика и учителя, общение с людьми, хорошо знающими и собирающими местный фольклор, – всё это даёт детям пищу для развития своих творческих способностей. Такая творческая встреча произошла у ребят и старожилов села. На ней из сказок, сказаний, стихов был составлен полный текст сценария литературного вечера «В мире сказки».

Сказка «Небесная Номин, или Голубая бабочка»

Высоко-высоко в небе за белыми пушистыми облаками жила маленькая девочка. Ее звали Номин, что значит «Бирюза». Она была прелестной, доброй. Долгие годы она мечтала попасть на Землю, но не могла ослушаться своих родителей. И однажды подул очень сильный ветер. Так сильно подул, что разогнал все облака. Номин стала падать, испугалась, но успела схватиться за облачко. Но оно перевернулось из-за сильного ветра, и девочка полетела дальше. Она падала на Землю с головокружительной скоростью. И надо же было случиться такому, что в это самое время летели белоснежные лебеди. Один лебедь пожалел ее и посадил на свою спинку. И наша прелестная девочка полетела с ним в теплые края. Долго летел лебедь. Наконец он высадил ее на лугу среди красивых цветов. Номин была так благодарна этой большой птице, если бы не лебедь, то она могла бы умереть. Она от всей души радовалась, что наконец-то исполнилась ее заветная мечта. Она порхала от цветка к цветку и все время пела и танцевала. Затем Номин выбрала самый красивый цветок и стала жить в нем.

С тех пор голубые бабочки порхают от цветка к цветку, радуя нас своей неземной красотой.

Цындыма Цыриторова, 5-й класс

Отметим, что весьма важно публичное признание достижений ребят, чему способствует участие в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня. Наиболее удачные работы учеников помещаются в нашей школьной газете «Класс!».

Ц.Л. ДОНДОКОВА,
Узонская средняя школа,
Читинская обл.

1 Запишите сегодняшнее число и тему урока.

Задача нашего урока состоит в том, чтобы найти то общее, что роднит помещиков, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из них обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. Тип - это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово «тип», мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям «Мёртвых душ» это имеет непосредственное отношение.

Сейчас мы рассмотрим галерею образов помещиков, которых посещает Чичиков, с точки зрения прогрессирующего морального оскудения личности, происходящего, по мысли Гоголя, в результате потери связи человека с человечеством и привязанности его к собственности.

Для этого вы готовили домашнее задание, выявляя способы и приемы типизации, делали выписки из текста по следующему плану:

А) описание деревни и усадьбы;

Б) портрет помещика, его речь, занятия, интересы;

В) отношение помещиков к Чичикову, их реакция на куплю-продажу «мертвых душ».

Заслушаем сообщения представителей из групп с показом презентаций.

2. Анализ образа Манилова.

Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайды.

Задание:

Какая деталь в описании героя является преобладающей?

Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

(Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.)

С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

(Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.)

Какова отличительная черта Манилова?

(Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.)

(Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него предпочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.)

Вывод.

Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

3. Анализ образа Коробочки. Слайды.

Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

(Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”

Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.)

Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

(Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.)

Каково положение крестьян у Коробочки?

(Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.)

Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

(Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.)

Что сделало Коробочку такой?

(Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.)

Вывод:

“Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

4. Анализ образа Ноздрёва. Слайды.

Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

(В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.)

Какова речь героя?

(Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.)

Каковы жизненные цели Ноздрёва?

(Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”)

Вывод.

В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

5. Анализ образа Собакевича. Слайды.

Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

(Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.)

Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

(В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

Что поражает в портрете Собакевича?

(В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

“Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

“Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”)

Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

(Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

“Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.)

Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

6. Анализ образа Плюшкина. Слайды.

Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?

Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

(Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.)

Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

Вывод.

Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.

Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

(Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения. Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.)

Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.

Этот удивительный синквейн!

Синквейн» - это стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет своё содержание и определённую форму:

Первая – имя существительное, задающее тему стихотворению;

Вторая – два прилагательных к данному существительному;

Третья - три глагола к данному существительному;

Четвертая – осмысленная фраза, показывающая отношение к теме;

Пятая - заключительное слово или предложение, определяющее эмоциональное

отношение ко всему сказанному.

Почему уделяю синквейну такое внимание? Во-первых, можно использовать на различных этапах урока и в качестве домашнего задания. Во-вторых, приём эффективен как на уроках русского языка, так и на литературе. В-третьих, работа может быть как индивидуальной так, и групповой. В-четвёртых, составление синквейна приводит к осознанию того, что «художественное творчество» интересно. Ключевое слово – интересно.

На разных этапах урока имеет разные цели. Вот пример использования синквейна на уроке русского языка в 6 классе по теме « Местоимение» (2 урок изучения).

Вызов - « В чём особенность местоимений?

Работая в группах, учащиеся составляют синквейн. При этом, рассказывая о местоимении, повторяют существительное, прилагательное, глагол, виды предложений по цели высказывания, развивают свой лексический запас.

Местоимение

Загадочное, обманчивое

Заменяет, указывает, но не называет.

Так в чём же роль местоименья?

С ним избегаем повторенья! (Воронкова Е.)

Местоимение

Маленькое, но важное.

Указывает, но называть не хочет.

Его роль важна:

Заменяет слова. (Лозовая М.)

В старших классах на стадии «Рефлексия» после изучения произведения можно обобщить информацию. Например, в 9 «А» классе после изучения темы «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя» предложила учащимся с помощью синквейна обобщить материал: «Почему Манилова, Коробочку, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина можно назвать «мёртвой душой»?». Ответив на этот вопрос индивидуально, учащиеся объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейн.

Манилов

Пустой, приторный.

Строит проекты, но ничего не делает.

Почему он такой?

Потому что «душа мертва».

Казанова Т.

Ноздрёв

Хвастливый, задиристый.

Пьёт, врёт, всем «пакостит».

Почему он так ведёт себя?

Потому что «мёртвая душа».

Богданов В.

Плюшкин

Скупой, жадный.

Всё подбирает, ворует, копит.

Кем стал?

«Мертвой душой» – прорехой на человечестве.

Ульянова О.

Коробочка

Предприимчивая, но дубинноголовая.

Всё копит, боится продешевить.

Зачем ей всё это?

Сама не знает.

Войтович Г.

Собакевич

Некулюжий, жадный.

Подмечает, понимает, обманывает.

Почему он такой?

Потому что «мёртвая душа».

Кумов Я.

Проведение диагностики позволяет утверждать, что используемый приём технологии РКМЧП обеспечивают самостоятельность, активность учеников в их совместной учебной работе, развивает критическое и творческое мышления.

Конспект урока для 9 класса на тему «Мёртвые души»

Цели урока : 1)проверить знания учащихся, 2)создать ситуацию успеха и доверия, 3)дать возможность учащимся проявить себя как в устной, так и в письменной речи, 4)учиться объективно оценивать свои знания, 5)наглядно увидеть результаты своего труда на предшествующих уроках, при выполнении домашних заданий и, конечно, внимательного, серьёзного, сосредоточенного, «активного» чтения поэмы Н.В.Гоголя.

Условия проведения зачёта: 1) зачёт состоит из 8 заданий, каждое отдельно выдаётся учащему по ходу урока, 2) оговариваются условия его выполнения и оценка по 5-балльной системе, 3) после выполнения и последующей проверки каждого задания ученик отмечает на графике (который начерчен отдельно на конверте – «Портфолио», куда ребята складывают свои задания — достижения) полученную отметку, где по одной оси – номер задания, а по другой – отметки от 0 до 6 (так как при проверке ученик, давая устный ответ на вопрос по своему желанию, может получить дополнительный балл и приплюсовать его к уже имеющемуся), 4) потом все точки — отметки соединяются, получается кривая линия – результат урока — зачёта, 5) подсчитывается средний балл – итоговая оценка за зачёт, 6) все свои работы ребята складывают в большой конверт, который является их «Портфолио» по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Ход урока.

1 ЗАДАНИЕ. НАЙДИ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС.

1-Беседка в имении Манилова называлась: А-храм одинокого рассуждения, Б — храм единого уединения, В-храм уединённого размышления .

2-В гостиной Коробочки висел портрет: А-Кутузова , Б — Пугачёва, В-Жукова.

3-В своём имении Ноздрёв отлично себя чувствовал, как отец среди семейства: А — в конюшне, Б -в псарне , В -в свинарнике.

4-У Собакевича была привычка: А – наступать на ноги, Б – толкаться локтями, В – шевелить ушами.

5-У Плюшкина было крепостных: А – 500 душ, Б – 100 душ, В – 800 душ.

Примечание: учитель называет правильные ответы (за каждый правильный — 1 балл), после проверки желающий может их объяснить, подбирая доказательства из текста произведения, что даёт возможность ученику получить дополнительный балл.

2 ЗАДАНИЕ. КТО ЧЕМ УГОЩАЛ ЧИЧИКОВА? УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЯ.

1-Манилов. 2 – Собакевич. 3 – Коробочка. 4 – Ноздрёв. 5 – Плюшкин.

А – Сухарь с чаем. Б – Балык и портвейн. В – Варенье из редьки в мёде. Г – Пресный пирог с яйцом. Д – Щи.

Ответы: 1Д, 2В, 3Г, 4Б, 5А.

Примечание: то же самое.

3 ЗАДАНИЕ. КТО ЭТОТ ГЕРОЙ? УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЯ.

1 – Манилов. 2 – Плюшкин. 3 – Собакевич. 4 – Коробочка. 5 – Ноздрёв.

А – И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства.

Б – Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чём он думал, только разве Богу было известно.

В – Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь, сколько не представляй ему доводом, ясных как день…

Г — …крепкий и на диво стачанный образ… держал он его боле вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе…

Д – Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.

Ответы: 1Б, 2А, 3Г, 4В, 5Д.

Примечание: то же самое.

4 ЗАДАНИЕ. НАЙДИ ОШИБКУ В КАЖДОЙ СТРОЧКЕ И ИСПРАВЬ ЕЁ.

1 – Манилов подарил Чичикову мёртвых душ и ещё одну из своих трубок.

2 – Коробочка продала Чичикову вместе с мёртвыми душами мёд и пеньку .

3 – Чичиков еле унёс ноги от Ноздрёва, прихватив вовремя список мёртвых душ, крепостных Ноздрёва.

4 – Собакевич продал Чичикову не только мёртвых душ мужского пола, но и пять женщин.

5 – Плюшкин написал список мёртвых душ на гербовой бумаге.

Примечание: то же самое.

5 ЗАДАНИЕ. ЧЬИ ЭТО СЛОВА? УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЯ .

1 – Плюшкин. 2 – Ноздрёв. 3 – Собакевич. 4 – Манилов.5 – Коробочка.

А — …ведь я с тебя теперь возьму всего только три тысячи, а остальную тысячу ты можешь мне заплатить после.

Б — …не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю.

В – Ей-богу, товар такой странный, совсем небывалый!

Г — …вы не будете есть в городе, там вам чёрт знает что подадут!

Д – Как же, уж такой знакомый! В школе были приятели.

Ответы: 1Д, 2А, 3Г, 4Б, 5В.

Примечание: то же самое.

6 ЗАДАНИЕ. АНАЛИЗ ЯЗЫКА ОТРЫВКА ИЗ ПОЭМЫ.

«… ровнем – гладнем разметнулась на полсвета. Чудным звоном заливается колокольчик… становится ветром разорванный в куски воздух».

Выпишите из отрывка:

А – гиперболу (разметнулась на полсвета, разорванный на куски воздух),

Б – эпитет (чудным звоном ),

В – градацию (ровнем – гладнем),

Г – олицетворение (заливается колокольчик ),

Д – метафору (становится ветром воздух ).

Примечание: то же самое.

7 ЗАДАНИЕ. КАКОЙ ЧИЧИКОВ? ПОДБЕРИ НЕ МЕНЕЕ 10 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЧИЧИКОВА (синонимы не использовать).

Примечание: за 10-9 прил. – «5», за 8-7 прил. – «4», за 6-5 прил. – «3», за 4-3 прил. – «2», за 2-1 прил. – «1».

Ответы: ловкий, хитрый, предприимчивый, самовлюблённый, жестокий, трудолюбивый, упрямый, наблюдательный, целеустремлённый, настойчивый…

8 ЗАДАНИЕ. СОЧИНИ СИНКВЕЙН, ПОСВЯЩЁННЫЙ ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ».

1 – Поэмы (что такое?) – разоблачение.

2 – Поэмы (какая?) – наполненная смехом сквозь слёзы.

3 – Поэма (что делает?) – описывает Русь, по которой мчится птица – тройка.

4 – Поэма (с каким цветом ассоциируется?) – жёлто – грязного цвета.

5 – Поэма (чем пахнет?) – гнилью и мертвечиной.

6 – Поэма (какая на вкус?) – горько-солёная.

7 – Поэма (какие чувства во мне вызывает?) – ненависть и презрение.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА . Подсчёт баллов. Выставление отметок. Обсуждение содержания урока – зачёта в новой форме.

Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.