Проверочная работа по литературному чтению на тему "устное народное творчество". Проверочная работа по литературному чтению на тему "устное народное творчество" Крашеное коромысло


Выглянуло солнышко
Из мохнатой тучки,
Потянулось к дождику
Пальчиками – лучиками.
Но не струсил дождик.
С нами не расстался,
Семицветной радугой
Над землей остался.

Умеют же маглы изобретать себе неприятности! Вот посмотрите:
«Радуга - атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно в поле повышенной влажности. Оно выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра (глядя снаружи - внутрь дуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Эти семь цветов - основные названия цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре (возможно, вслед за Ньютоном), но следует иметь в виду, что на самом деле спектр непрерывен, и цвета эти в радуге переходят друг в друга с плавным изменением через множество промежуточных оттенков.
Центр окружности, описываемой радугой, лежит на прямой, проходящей через наблюдателя и Солнце, притом при наблюдении радуги (в отличие от гало) Солнце всегда находится за спиной наблюдателя, и одновременно видеть Солнце и радугу без использования оптических приспособлений невозможно. Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга, часть окружности, и чем выше точка зрения наблюдателя - тем радуга полнее (с горы или самолёта можно увидеть и полную окружность). Когда Солнце поднимается выше 43 градусов над горизонтом, то радуга с поверхности Земли не видна
»
Ведь радуга – это настоящее чудо! А они ее атмосферным оптическим и метеорологическим явлением называют!
С радугой связано много мифов и примет.
В одной легенде говорится, как однажды радуга, прежде чем исчезнуть, рассыпалась на части. Чудесные осколки радуги упали на землю и проросли очаровательные цветы. Рассыпалась радуга на мелкие осколки – вот и зацвели ирисы.
В библейской традиции радуга - знак Божий в небесах, поставленный там после Всемирного потопа как обетование того, что мир больше никогда не будет уничтожен водою. Языческие мифы видели в ней дух (в Бирме и у зулусов - опасного демона), или оружие богов, или мост для душ. В Индии, а также в Финляндии это был лук, из которого бог-громовержец мечет свои стрелы-молнии. В древней Скандинавии это был Бифрест, выстроенный Одином мост между Мидгардом, обиталищем людей, и Асгардом, домом богов. По нему проходили души умерших, если они были этого достойны, если же нет, их пожирало яростное пламя - то самое, что мы, живущие здесь, внизу, видим как красную полосу в радуге. Еще долго после победы христианства эта идея сохранялась в германо-австрийской легенде о том, что души, особенно души детей, идут по радуге в рай в сопровождении своего ангела-хранителя.
В Ирландии говорят, что если найти место, где радуга утыкается в землю, там обнаружишь горшок с золотом.
По времени появления радуги и ее виду люди и в наше время судят о погоде. "Радуга по утрам - предупрежденье пастухам", не меньшее, чем красное утреннее небо, а "радуга вечером - дождю здесь делать нечего". Это часто оправдывается, потому что погода обычно движется с запада на восток, и утренняя радуга показывает приближение дождя с запада, а вечерняя - что он уже ушел на восток. Появляющиеся в облаках обрывки радуги, которые иногда называют "ветровыми собаками" или "погодными чайками", предсказывают наступление штормовой погоды с порывистыми ветрами.
В Китае радуга - небесный дракон, союз Неба и Земли, знак объединения инь и янь.
В Древней Индии радуга - это лук Индры, бога-громовержца; кроме того, в индуизме и в буддизме "радужное тело" - это высшее йогическое состояние, достижимое в царстве сансары.
В исламе радуга состоит из четырех цветов - красного, желтого, зеленого и синего, соответствующих четырем стихиям.
В некоторых африканских мифах с радугой отождествляют небесную змею, которая служит стражем сокровищ или же охватывает кольцом Землю.
Американские индейцы отождествляют радугу с лестницей, по которой можно подняться в иной мир. У инков радуга связывалась со священным Солнцем, и правители инков носили ее изображение на своих гербах и эмблемах.
У индейцев чибча-муисков радуга считалась добрым божеством. В специфических горных условиях Кордильер наблюдается удивительное природное явление: на фоне туманной дымки иногда возникает радуга, как бы обрамляя многократно увеличенное отражение самого наблюдателя. Главное святилище, посвященное богине Радуги, чибча воздвигли рядом с горным водопадом Текендама, где ярчайшая дуга высвечивается всегда, как только на водные брызги попадают лучи солнца.
В скандинавской мифологии "Биврёст" ("трясущаяся дорога", "дрожащий путь") - радуга-мост, соединяющая небо и землю. Его охраняет страж богов Хеймдалль. Перед концом мира и гибелью богов мост рушится.
В Древней Греции богиней радуги была девственная Ирида, вестница богов, дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра гарпий. Она изображалась с крыльями и кадуцеем. Ее одеяние составляют переливающиеся цветами радуги капли росы.
У западных славян есть поверье, что ведьма может украсть радугу и спрятать ее, а значит, произвести на земле засуху.
Увидеть радугу - хорошая примета, многие при этом загадывают желание. Показывать на нее пальцем очень нехорошо, иначе вас постигнет какое-нибудь несчастье или неудача, самое меньшее, что может от этого произойти, - это то, что снова пойдет дождь. Дети в северных регионах часто "перечеркивают" ее, делая на земле крест из веточек или соломинок с маленькими камешками на концах. Ожидается, что от этого радуга исчезнет, хотя мало кто из детей может сказать, чем она им мешает. Может быть, в основе этого обычая лежат смутные воспоминания о древнем представлении о ней как о мосте душ.
Радужные приметы:
Высокая и крутая радуга к вёдру; пологая и низкая - к ненастью.
Если радуга после дождя скоро пропадает - к ясной погоде, а если долго стоит - к ненастью.
Радуга утром - к дождю.
Двойная радуга - признак дождливой погоды.
Если к вечеру появилась крутая радуга, будет такой же ясный день, а если пологая - жди дождя с ночи.
Зеленая радуга к дождю, желтая - к хорошей погоде, красная - к жаре, ветру. Когда видят радугу, то ожидают перемены погоды.
Плавать на воде при появившейся радуге опасно - может утянуть на небо.

Дельта | 12.03.2012

    Красное коромысло через реку повисло.

    Крашеное коромысло через речку повисло.

    Крашеное коромысло
    Над рекой повисло.

    На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.
    Чудо-мастер мастерил мост высокий без перил.

    Поднялись ворота -
    Всему миру красота.

    Поднялись врата, всему миру красота.
    Приказало солнце: ""Стой, семицветный Мост крутой!""
    Тучка скрыла солнца свет. Рухнул мост - и щепок нет!

    После дождя бывает,
    полнеба закрывает.
    Дуга красивая, цветная
    Появится, затем растает.

    Приказало солнце:""Стой,
    Семицветный мост крутой!""
    Туча скрыла солнце свет -
    Рухнул мост, а щепок нет.

    Разноцветное коромысло
    Над рекою повисло.

    Раскинулся золотой мост
    На семь сел, на семь верст.

    Через поля,
    Через луга
    Встала нарядная дуга.

    Что за чудо-красота!
    Расписные ворота
    Показались на пути!..
    В них ни въехать,
    Ни войти

    Что за диво: плод плюется-
    Целым в руки не дается.

Бешеный огурец

    Чтобы печку растопить,
    Надо дрОвушек добыть.
    Мы куда пойдём за ними?
    На …, за сухими!

Валежник

    Что в хлебе родится,
    А в еду не годится?

    Ярко-синий, и пушистый
    Он в хлебе родится, а в еду не годится.

    Все знакомы с нами:
    Яркие, как пламя,
    Мы однофамильцы
    С мелкими гвоздями.
    Полюбуйтесь дикими
    Алыми...

Гвоздиками

    Дом зеленый тесноват:
    Узкий длинный, гладкий.
    В доме рядышком сидят
    Круглые ребятки.
    Осенью пришла беда -
    Треснул домик гладкий,
    Поскакали кто куда
    Круглые ребятки.

    Домик маленький, зеленый
    Был в руках у Люсеньки.
    Расколола - и упали
    На ладонь ей бусинки.

    Раскололся тесный домик
    На две половинки,
    И посыпались в ладони
    Бусинки - дробинки.

Горох,Плодбоб

    Черна, мала крошка,
    Соберут немножко,
    В воде поварят,
    Кто съест, похвалит.

    Стоит над водой,
    Трясёт своей бородой.

    Синенький звонок висит,
    Никогда он не звонит.

Колокольчик

    Эх, звоночки, синий цвет,
    С язычком, а звону нет.

Колокольчики

    Вырос в поле дом -
    Полон дом зерном.
    Стены позолочены,
    Ставни заколочены.
    И стоит новый дом
    На столбе золотом.

    Стоит Оля
    Посередь поля,
    Шатром покрылась,
    Копьем подперлась.

    Не рыли, не бурили, а воду добыли

    Кувшинчики и блюдца
    И не тонут и не бьются.

Кувшинки

    В этих желтых пирамидках
    Сотни зерен аппетитных.

Кукуруза

    Беленькие горошки
    На зеленой ножке.

    Белые горошки на зелёной ножке.

    Растение видное,
    А имя обидное.

    Голова на ножке, в голове горошки.
    Солнце жжёт макушку,
    Сделать хочет погремушку.

    Эти красные цветки
    Потеряют лепестки.
    Потеряют лепестки,
    Превратятся в сундуки,
    А что прячут сундуки -
    Попадет на пироги.

    Желтые цыплятки
    На зеленой веточке
    Дарят папы - мамочка,
    А мальчишки - девочкам.

    В поле - сережки
    На тоненьких ножках.

    Как во поле на кургане
    Стоит курица с серьгами.

    Как на поле, на кургане
    Стоит курочка с серьгами.

    С ним сдружились мы давно,
    Дарит он крупу, и толокно,
    И муку, и кашу, и печенье…
    Поблагодарим его за угощенье.

Овес,Плодзерновка

«Начальная школа XXI века»

3 класс

Литературное чтение

Проверочная работа по разделу «Фольклор»

1.Что такое фольклор? Отметь «+» правильный ответ.

А) произведения о небылицах и былинах

Б) народная мудрость

В) русские народные сказки

Г) устное народное творчество

2. Соедини (стрелкой) начало и конец предложения.

3.Отгадай загадку и определи её тему.

Крашеное коромысло, через реку повисло.

Отгадка _________________________ . Тема _______________________________

4. Допиши пословицу. Определи тему данной пословицы .

Любишь кататься, люби и _____________________________.

Тема __________________________________

5 . Из какой сказки эти слова? Соедини стрелкой заголовок с отрывком из текста сказки.

Одна и говорит:

«Старик -годовик»

«Царевич Нехитёр -Немудёр»

«Дочь - семилетка»

«Про Ленивую и Радивую»

«Самое дорогое»

6. Каких былинных богатырей ты знаешь? Запиши их имена.

7. Прочитай отрывок. Запиши заголовок былины .

«Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалили, стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали..»

«Не бей, не губи меня Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить. Помиримся!»

______________________________________________________________________

«Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылётывали – выезжали два могучих богатыря:

Что по имени Алёшенька Попович млад

А с молодым Якимом Ивановичем».

______________________________________________________________________

8. Объясни значение слова. Воспользуйся помощью толкового словарика (в конце каждой былины)

9. Напиши ответ на вопрос.

Повествование о каком былинном богатыре тебя удивило (или заинтересовало)? Поясни свой ответ.

*Опишите подвиг одного из русских богатырей.

Ключи и критерии оценивания

проверочной работы по разделу «Фольклор».

1. Г

1 б. – ответ выбран верно,

0 б. – ответ не выбран или выбран неверный ответ

2.

1 б. – соответствие частично установлено верно (2-3 понятия),

0 б. – соответствие частично установлено верно (1 понятие) или ответ не выбран.

3. Отгадка: радуга. Тема: явления природы.

Мах – 2 б.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить. Тема: о труде.

По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.

Мах – 2 б.

5.

Одна и говорит:

Кабы Иван-царевич на мне женился, я бы тремя калачами весь город накормила.

«Старик -годовик»

Царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе.

«Царевич Нехитёр -Немудёр»

Как-то раз пошла старшая сестра по воду и уронила ведро. Стало ведро относить от берега.

«Дочь - семилетка»

Думали, думали старик со старухой – ничего придумать не могут, всё, что нужно, у них есть, а чего нет – то они своими трудами всегда заработать могут.

«Про Ленивую и Радивую»

Стал он махать рукавом и пускать птиц…..

«Самое дорогое»

2 б. – соответствие установлено верно,

1 б. – соответствие частично установлено верно (3-4 заголовка),

0 б. – соответствие частично установлено верно (1-2 заголовка) или ответ не выбран.

6.

2 б. – записаны имена более трех богатырей, например, Микула Селянинович, Яким Иванович, Илья Муромец, Вольга, Добрыня Никитич.

1 б. – записаны имена трех богатырей, например, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

7. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змея», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.

Мах – 3 б.

8. Омёшики – металлические наконечники сохи. Палатный брус – место в стороне от стола.

По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.

Мах – 2 б.

9.

2 б. даны ответы на 2 вопроса, например: «Мне понравилась былина «Добрыня и Змея», потому что Добрыня победил Змею и спас дочь князя».

1 б. дан ответ на один из вопросов, например: «Мне понравилась былина «Добрыня и Змея» или «Добрыня победил Змею и спас дочь князя».

Итого: 18 б.

15 – 18 б. – «5»

11 – 14 б. – «4»

8 – 10 б. – «3»

3 – 7 б. – «2»

Под звездочкой (*) дан дополнительный объем работы. Учитель может поощрить ребенка качественной характеристикой. Например: «Молодец!», «Знаток былин!»

Для правильного выполнения здания, следует понять, что такое орфограммы слабых позиций.

В орфограммах часто допускаются ошибки из – за незнания правил орфографии.

Орфограмма на греческом языке означает «правильная буква». Здесь берёт свои истоки наука, изучающая все орфограммы и правила русского языка – орфография. Орфограммы должны соответствовать правилам орфографии родного языка.

Орфограммы слабых позиций возникают тогда, когда непонятно какую букву следует писать.

В школе принято искомую орфограмму подчёркивать одной чёрточкой, а рядом стоящие опознавательные признаки – двумя чёрточками.

Выбираем орфограмму правильно

Пишем буквы в соответствии с их произношением. Как слышим, так и пишем. Такой выбор называется фонетическим.

В русском языке присутствуют слова, позаимствованные из языков других стран. Эти слова мы пишем по принципу дифференциации.

Традиционный способ применим в том случае, если орфограмму сложно определить. Такие слова пишутся по традиции.

Когда в слове все морфемы пишутся одинаково, такой принцип называется морфологическим.

Орфограммы могут находиться в разных частях слова. Если вы будете правильно обозначать орфограммы и знать правила орфографии, то станете грамотными людьми.

Запишем загадки, пропуская орфограммы слабых позиций

Краш_ное к_р_мысло через реку п_овисло . Уш_й нет, а слыш_т , рта нет, а кр_чит , ума нет, а все _зыки знает.

В нашем задании присутствуют следующие правила русского языка: орфограммы безударной гласной в корне слова (коромысло, языки, кричит) и правописание гласной после буквы "ш " (крашеное, ушей, слышит).

Чтобы правильно написать слово с безударной гласной буквой в корне, нужно изменить необходимое слово так, чтобы искомый гласный оказался под ударением.

После шипящей буквы "ш " пишутся:

  • буквы –и , -а , -у . За исключением слов: жюри, парашют, брошюра;
  • буква –ё в корне слова, если она находится под ударением и ударение подвижно. Также в том случае, когда -ё чередуется с буквой -е ;
  • буква –о в корне слова, если ударение постоянно.
Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.