Измерение времени. Главные единицы измерения времени: сутки, месяц, год Термины обозначающие различные единицы измерения времени

Если вы хотите узнать тему урока, отгадайте загадку: «Что идет, не двигаясь с места?» Конечно, это время. На данном уроке учащимся предоставляется возможность узнать некоторые единицы измерения времени: год, месяц, сутки, познакомиться со способами определения времени от древних египтян до наших дней, а также потренироваться в переводе один единиц измерения времени в другие, в решении задач на смекалку.

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?

Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенное время.

Как вы думаете, почему иногда говорят «потерял время»? Разве можно терять время, например, как карандаш или книгу?

Во многих европейских языках «время» - одно из самых употребительных имен существительных.

В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Вы наверняка слышали их.

  • Нет времени.
  • Время летит.
  • Время как резиновое.
  • Тратить время.
  • Убить время!
  • Времени хоть отбавляй!
  • Экономить время.

Тогда не будем терять время и приступим к работе.

Именно о времени, единицах измерения времени мы узнаем сегодня.

Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной и звездами. Уже древние люди заметили чередование дня и ночи, смены времен года. Появились первые единицы времени: сутки и год.

Продолжительность года определялась вначале очень неточно.

Например, древние египтяне считали годом промежуток времени от одного разлива Нила до другого.

Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус. Год стал определяться точнее. Египтяне изобрели один из самых удачных календарей. Они разделили год на 12 месяцев по 30 дней. Этот календарь послужил образцом для других народов.

Год - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца.

В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный год.

Год содержит 365 суток, но каждый четвертый год - високосный. Он содержит 366 суток.

Год можно разбить на 4 временных промежутка (4 времени года) или еще можно разделить год на 12 месяцев.

Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли.

Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.

Сутки - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг своей оси.

Сутки - единица времени, равная 24 ч.

Эти единицы времени являются космическими (природными).

В году 12 месяцев.

В месяце 30 или 31 сутки.

В феврале 28 или 29 суток.

В сутках 24 часа.

Выполните задание.

Рядом с данными словами напишите слово «сутки» так, как вы считаете, его нужно произносить.

Одни …

Двое …

Пять …

Тридцать …

Проверьте себя.

Одни сутки

Двое суток

Пять суток

Тридцать суток

Назовите пять дней подряд, не пользуясь названием чисел месяца и не называя дней недели.

Проверьте себя.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Сравни единицы времени и поставь знаки сравнения.

65 сут. … 2 мес.

2 года … 24 мес.

3 мес. … 60 сут.

1 год …366 дн.

Можно рассуждать так.

65 сут. ….2 мес.

В каждом месяце (кроме февраля) может быть 30 или 31 сутки. Значит, два самых долгих месяца длятся 62 суток. А это меньше, чем 65 суток.

2 года … 24 мес.

Мы знаем, что в году 12 месяцев, значит, в двух годах - 24 месяца.

3 мес. … 60 сут.

Мы уже вспоминали, что в каждом месяце (кроме февраля) может быть 30 или 31 сутки. Значит, три самых коротких месяца содержат суток больше, чем 60.

1 год …366 дн.

Вряд ли мы сможем поставить знак сравнения между этими величинами, поскольку нам неизвестно, какой этот год - високосный, который содержит 366 дней или не високосный, в котором 365 дней.

Проверьте себя.

65 сут. > 2 мес.

2 года = 24 мес.

3 мес. > 60 сут.

1 год? 366 дн

Поезд до моря едет 2 суток, а обратно едет 48 часов. Почему такая разница?

Проверьте себя.

На самом деле никакой разницы не существует, так как двое суток - это и есть 48 часов.

Список литературы

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. - М.: «Просвещение», 2012.
  2. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. - М.: «Просвещение», 2012.
  3. М.И. Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  4. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. - М.: «Просвещение», 2011.
  5. «Школа России»: Программы для начальной школы. - М.: «Просвещение», 2011.
  6. С.И. Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  7. В.Н. Рудницкая. Тесты. - М.: «Экзамен», 2012.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Prosv.ru ().
  3. Do.gendocs.ru ().

Домашнее задание

1. Впишите недостающие данные.

В году… или …дней

В году … мес.

В месяце … или …дней

В феврале… или … дней

В сутках … часа

2. Сравните.

65 сут. …. 1 мес.

4 года … 48 мес.

4 мес. … 60 сут.

1 сут … 28 час.

3. Составьте задание по теме урока для своих товарищей.

Если вы хотите узнать тему урока, отгадайте загадку: «Что идет, не двигаясь с места?» Конечно, это время. На данном уроке учащимся предоставляется возможность узнать некоторые единицы измерения времени: год, месяц, сутки, познакомиться со способами определения времени от древних египтян до наших дней, а также потренироваться в переводе один единиц измерения времени в другие, в решении задач на смекалку.

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?

Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенное время.

Как вы думаете, почему иногда говорят «потерял время»? Разве можно терять время, например, как карандаш или книгу?

Во многих европейских языках «время» - одно из самых употребительных имен существительных.

В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Вы наверняка слышали их.

  • Нет времени.
  • Время летит.
  • Время как резиновое.
  • Тратить время.
  • Убить время!
  • Времени хоть отбавляй!
  • Экономить время.

Тогда не будем терять время и приступим к работе.

Именно о времени, единицах измерения времени мы узнаем сегодня.

Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной и звездами. Уже древние люди заметили чередование дня и ночи, смены времен года. Появились первые единицы времени: сутки и год.

Продолжительность года определялась вначале очень неточно.

Например, древние египтяне считали годом промежуток времени от одного разлива Нила до другого.

Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус. Год стал определяться точнее. Египтяне изобрели один из самых удачных календарей. Они разделили год на 12 месяцев по 30 дней. Этот календарь послужил образцом для других народов.

Год - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца.

В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный год.

Год содержит 365 суток, но каждый четвертый год - високосный. Он содержит 366 суток.

Год можно разбить на 4 временных промежутка (4 времени года) или еще можно разделить год на 12 месяцев.

Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли.

Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.

Сутки - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг своей оси.

Сутки - единица времени, равная 24 ч.

Эти единицы времени являются космическими (природными).

В году 12 месяцев.

В месяце 30 или 31 сутки.

В феврале 28 или 29 суток.

В сутках 24 часа.

Выполните задание.

Рядом с данными словами напишите слово «сутки» так, как вы считаете, его нужно произносить.

Одни …

Двое …

Пять …

Тридцать …

Проверьте себя.

Одни сутки

Двое суток

Пять суток

Тридцать суток

Назовите пять дней подряд, не пользуясь названием чисел месяца и не называя дней недели.

Проверьте себя.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Сравни единицы времени и поставь знаки сравнения.

65 сут. … 2 мес.

2 года … 24 мес.

3 мес. … 60 сут.

1 год …366 дн.

Можно рассуждать так.

65 сут. ….2 мес.

В каждом месяце (кроме февраля) может быть 30 или 31 сутки. Значит, два самых долгих месяца длятся 62 суток. А это меньше, чем 65 суток.

2 года … 24 мес.

Мы знаем, что в году 12 месяцев, значит, в двух годах - 24 месяца.

3 мес. … 60 сут.

Мы уже вспоминали, что в каждом месяце (кроме февраля) может быть 30 или 31 сутки. Значит, три самых коротких месяца содержат суток больше, чем 60.

1 год …366 дн.

Вряд ли мы сможем поставить знак сравнения между этими величинами, поскольку нам неизвестно, какой этот год - високосный, который содержит 366 дней или не високосный, в котором 365 дней.

Проверьте себя.

65 сут. > 2 мес.

2 года = 24 мес.

3 мес. > 60 сут.

1 год? 366 дн

Поезд до моря едет 2 суток, а обратно едет 48 часов. Почему такая разница?

Проверьте себя.

На самом деле никакой разницы не существует, так как двое суток - это и есть 48 часов.

Список литературы

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. - М.: «Просвещение», 2012.
  2. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. - М.: «Просвещение», 2012.
  3. М.И. Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  4. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. - М.: «Просвещение», 2011.
  5. «Школа России»: Программы для начальной школы. - М.: «Просвещение», 2011.
  6. С.И. Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  7. В.Н. Рудницкая. Тесты. - М.: «Экзамен», 2012.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Prosv.ru ().
  3. Do.gendocs.ru ().

Домашнее задание

1. Впишите недостающие данные.

В году… или …дней

В году … мес.

В месяце … или …дней

В феврале… или … дней

В сутках … часа

2. Сравните.

65 сут. …. 1 мес.

4 года … 48 мес.

4 мес. … 60 сут.

1 сут … 28 час.

3. Составьте задание по теме урока для своих товарищей.

Учитель начальных классов: Коченова Людмила Борисовна

Предмет: математика 4 «е» класс

201 4 год кабинет № 21 время: 9.55

Тема урока: Время. Единицы времени.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Обучающая : создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени».

Развивающая: способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.

Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц времени в другие.

Воспитательная: воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,словесные, наглядные, практические.

Ожидаемые результаты:

- повышение активности учащихся на уроках;

- улучшение результатов обучения;

- использование учащимися приобретённых знаний и умений в

практической деятельности и повседневной жизни.

Ход урока

1.Орг момент . Психологический настрой учащихся.

Учитель:

Прежде чем работать сесть,
Посмотрели, всё ли есть.

Мотивация.

Начинаем наш урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку 5.

2. Актуализация знаний.

Задание 1 . Запишите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км

-Какую величину измеряют данными единицами измерения? (длину)

Задание 2 . Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц, г

- Что скажите про данные единицы измерения? (измеряют массу)

Задание 3 . Запишите единицы измерения в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век.

Учитель: Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения к первой или второй?

Определите тему нашего урока: Единицы измерения времени

Чему будем учиться?

3.Повторение пройденного материала: №9 стр137(1 столбик)

(у доски 2 человека)

А теперь продолжаем работать по теме нашего урока \

4. Постановка учебной задачи.

Составление плана для достижения учебной задачи.

А)Что я знаю об этой величине?

Б)Какие я знаю единицы измерения данной величины?

В)Соотношение единиц данной величины

Г)Перевод единиц данной величины

Д)Сравнение единиц данной величины

Е)Арифметические действия с единицами измерения

5.Реализация плана.

Что вы знаете о величине – время?

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

- Людям, каких профессий необходимо точное время?

(учитель, врач, хирург; людям управляющим транспортом: летчики, машинисты, космонавты, моряки, диспетчеры; историки, археологи, астрономы, часовых дел мастера, оперативный дежурный персонал и т.д.)

ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.

Во многих европейских языках “время” – одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Какие знаете вы?

-Нет времени.

-Время летит.

-Время как резиновое.

-Тратить время.

-Убить время!

-Времени хоть отбавляй!

-Экономить время.

Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» - и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу. В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.

-Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени?

Люди, жившие в древние времена в Египте и на Ближнем Востоке, также хотели ориентироваться во времени, однако у них не было часов. Тем не менее, пять тысяч лет тому назад астрономы из древнего города Вавилон в Месопотамии разделили период времени от восхода солнца до следующего восхода на 24 часа. Сегодня, когда у нас есть часы, измеряющие время до мельчайших долей секунды, древние единицы времени по-прежнему остаются в силе.

ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Ещё в древние времена люди умели ориентироваться во времени и в пространстве: по звёздам, по Солнцу, ещё тогда были изобретены первые солнечные часы. За много веков до наших дней в различных культурах создавались инструменты для отсчёта времени.

Тысячи лет назад люди определяли время, наблюдая за сменой дней, ночей и времен года. Простейшими часами, указывающими течение времени, были солнечные часы. Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте.

Эти часы были изобретены в Китае свыше тысячи лет назад. Внутри находилось водяное колесо, к которому были прикреплены чашки, наполняемые водой. Когда чашки становились слишком тяжелыми, колесо вращалось, приводя в действие шестеренки асового механизма. Клепсидра, в буквальном смысле «воровка воды».

Первыми точными часами были маятниковые часы . Маятник - грузик на конце длинного стержня - качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание секунду. Маятник соединен с подвешенной гирькой системой зубчатых колес - шестеренок. Благодаря анкерному механизму стрелки, приводимые в движение висящей гирей, равномерно движутся по кругу.

Какие вы ещё знаете единицы измерения времени?

Тысячелетие – промежуток времени, равный 1000 годам.

Век – промежуток времени, равный 100 календарным годам. XXI век длится с 1 января 2001 года по31 декабря 2100г.

Год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный (365, 366дней).

Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.

Неделя – промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введён на Древнем Востоке. (Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами.)

Сутки – единица времени, равная 24ч.

Час – единица времени, равная 60 мин.

Минута – единица времени, равная 60 с, от латинского «маленький, мелкий».

Секунда – единица времени, от латинского «второе деление»

По опорным словам, которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. (Например: "Сегодня ноября, вторник, осень, 2014 год, ХХ I век, 9 часов" и т.п.)

6.Физминутка.

«Неделька»

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в четверг в футбол играл,

В пятницу я прыгал, прыгал,

Очень долго танцевал,

А в субботу, в воскресенье

Очень долго отдыхал.

Давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени.

Дети на завернутых досках, «Кто быстрее? »

1век 100 лет

1год 12мес 365 или 366 суток

1 сут 24ч

1ч 60мин

1 мин 60 сек

1 неделя 7 суток

1 месяц 4 недели или 30,31,28,29 дней

На партах у учащихся тоже такие листочки (проверка по доске)

7.Закрепление нового материала

Используя таблицу, которую вы составили, вырази:

(листочки у каждого на парте)

в сутках: 48ч, 96ч; 2 суток, 4 суток

в часах: 2 сут., 120 мин; 48часов,2 часа

в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес. 36 мес, 100 мес .

в годах: 60 мес., 84 мес. 5 лет, 7 лет

в секундах: 5 мин, 16мин; 300 сек,960 сек

в минутах: 600с, 5ч. 10мин, 300мин

Самопроверка по шаблону

Какую работу выполняли?

Что изучаем дальше?

8. Задача: по учебнику № 6 стр 136

Алладин -Т-2ч V -58км /ч- Ѕкм

Принцесса- Т-3ч V -36 км /ч- Ѕкм

На больше, меньше км?

1)58х2=116км

2)3х36=108км

3)116-108км= на 8 км больше пролетел Алладин

9.Итог урока. Рефлексия.

Что изучали? Как?

Выставление оценок за урок.

(изображение лесенки со ступенями)

А)Ничего не понятно на уроке.

Б)Все понятно на уроке, затруднений нет.

В)Хочу знать больше.

10.Домашнее задание: № 2, 8,9(2) стр 136-137

«Обнаружить» время, ощутить его можно лишь по изменениям каких-либо свойств окружающего мира. Чем наглядней эти изменения, тем легче сознавать, что они протекают во времени. Так с течением времени меняется положение стрелки на циферблате, положение солнца на небосклоне, температура воды в чайнике при нагревании, вид страницы в учебнике при выполнении заданий …

Что можно принять за меру времени?

Первой естественной единицей времени, тесно связанной с чередованием труда и отдыха человека, стали сутки . Слово это происходит от восточнославянского «сътъкъ» - «столкновение», т.е. буквально столкновение, слияние дня и ночи. Сутки - период обращения Земли вокруг своей оси.

Древние народы обратили внимание на то, что Луна периодически меняет свой внешний вид, попеременно переходя от новолуния к первой четверти, затем к полнолунию, последней четверти и вновь - к новолунию. Разные виды Луны назвали фазами Луны. Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами первоначально определялся в 30 дней, которые составили новую, более крупную единицу времени - лунный месяц. Месяц - период обращения Луны вокруг Земли.

Наблюдения за Луной показали, что промежуток времени между двумя соседними фазами составляет примерно семь дней. Так появилась семидневная неделя.

Период обращения Земли вокруг Солнца - год - 365-366 дней.

Как возникли другие единицы времени - час, минута, секунда? Деление суток на 24 равных часа , деление часа на 60 минут , а минуты на 60 секунд было введено в Древнем Вавилоне.

Сложность измерения и «хранения» времени побуждала людей к изобретению приборов, которые облегчили бы решение проблем измерения времени. История создания таких приборов чрезвычайно богата интересными фактами.

Какие приборы для измерения времени знаете вы?

Тема урока была мною выбрана не случайно. При изучении остальных величин (массы, длины, площади) числа связаны между собой кратно 10, 100, 1000 и т.д. В единицах времени совсем другие числа. Часто дети путают и

1ч становится равным 100 мин. Надеюсь, применение технологии критического мышления обеспечит достижение качественно нового результата и такие ошибки исчезнут.

У наших Предков были священные числа: 3, 4, 7, 9, 16, 33, 40, 108, 144, 369. До сих пор мы используем эти числа: в 16 лет получали паспорт(сейчас в 14:-((), на 9-й и 40-й день поминаем усопших и т. п. У наших Предков было 9 сторон света. Если каждую из них поделить на 40 частей, то получится окружность из 360 градусов, которыми мы пользуемся и теперь.

Каждые сутки были разделены на 16 часов, каждый час содержал 144 части, в каждой части было 1296 долей, в каждой доле – 72 мгновения, в каждом мгновении – 760 мигов, в каждом миге – 160 сигов.

Для того чтобы понять, какими величинами оперировали наши Предки, достаточно привести один простой пример: одна из самых малых частиц времени у славяно-арийских народов называлась “сиг”. Изображалась она Руной в виде молнии. Наиболее быстрое перемещение с одного места на другое оценивалось в сигах. Отсюда и старые русские выражения типа “сигать”, “сигануть”.

Чему же равен 1 сиг, в современных единицах времени? Ответ заставляет задуматься любого: в одной секунде содержится 300244992 сига, а 1 сиг примерно равен 30 колебаниям электромагнитной волны атома цезия, взятого за основу для современных атомных часов (или примерно 1/300 млрд. доля секунды). Зачем же нашим Предкам нужны были такие малые величины? Ответ прост – для измерений сверхбыстрых процессов. Таким образом, древние выражения “сигать”, “сигануть” в современном языке могут означать только “телепортировать”.

А самая большая величина расстояния “дальняя даль” равна примерно 1,4 светового года.Очевидно, что такие единицы длины были нужны только для описания расстояний до других звездных систем. Аналогично и самый большой период времени “Сварожий Круг” был равен периоду прецессии земной оси в 25 920 лет, который почему-то остается незамеченный современниками, привыкшими жить масштабами одной человеческой жизни, а не временными масштабами существования Человечества и ледниковыми периодами.

Час = 144 Части (= 90 минут).
Часть = 1 296 Долей (= 37,56 секунд).
Доля = 72 Мгновений (1сек.= 34,5 доли).
Мгновение = 760 Мигов (1сек.= 2484,34 мгн).
Миг = 160 Сигов (1сек.=1888102,236 мигов). Отсюда произошло слово «сигануть», т. е. очень-очень быстро переместиться.
Сиг = 14000 Сантигов (1 сек.=302096358 сигов). 1 сиг примерно равен 30 колебаниям электромагнитной волны атома цезия, взятого за основу для современных атомных часов.

Седьмица – 7 суток.
Осьмица – 8 суток. Старославянский период трудовых дней (понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестица, седьмица, осьмица).
Неделя – девятые сутки после трудовых дней – день отдыха (неделя – Нет Дел).
Месяц – 40 (41) суток; в современном календаре солнечный месяц равен 30 или 31 суткам, лунный – 29 или 30 лунным суткам.
Лето (год) – 9 месяцев по 40 (41) суток.
Круг – 16 лет
Срок – 40 лет.
Век – 100 лет.
Круг жизни – 144 года.
Сорок сороков – 1’600 лет.
Тьма – 10’000 лет.
Вран – 10’000’000 лет.
Колода – 100’000’000 лет.
Юга – временной промежуток из циклично повторяющихся эпох, который проходит в своём развитии наша Вселенная: «Сатья-юга» – 1’728’000 лет,
«Трета-юга» – 1’296’000 лет,
«Двапара-юга» – 864’000 лет,
«Кали-юга» – 432’000 лет.
«Дивья-юга» – 4 юги, т.е. жизнь Брахмы (Сварог).

Вечность – отсутствие времени




Метр, секунда и килограмм - самые известные единицы измерения системы СИ. И каждый школьник знает, что расстояние измеряют в метрах, время - в секундах, а массу - в килограммах

Метр, секунда и килограмм - самые известные единицы измерения системы СИ. И каждый школьник знает, что расстояние измеряют в метрах, время – в секундах, а массу – в килограммах. Но школьная программа почему-то умалчивает об истории их появления на свет. Действительно – откуда же взялись эти единицы измерения? И почему именно они?

“Ты из одной
Десятку строй,
А двойку скрой,
О ней не вой.
Дай тройке ход,
Чтоб стала чёт,
И ты богач.
Четвёрку спрячь,
О ней не плачь,
А пять и шесть
С семёркой свесть,
И до восьми
Их подыми.
Девятка – кон,
Десятку – вон.
Вот ведьмина
таблица умноженья”
Гёте “Фауст”

Много шума из одного метра

“Смерть аристократам!”, “Да здравствует нация!” и “Предателей на фонарные столбы!” – такие лозунги раздавались по всей Франции, когда в 1792 г. двум астрономам Жан Батисту Деламбру и Пьеру Франсуа Мешену Национальным собранием было поручено “измерить Землю”. Выражаясь научным языком, они должны были произвести полевые работы по измерению Парижского меридиана, т.е. конкретного меридиана, который между испанской Барселоной на юге и французским Дюнкирхеном на севере точно проходит через Париж. Рассчитывая справиться с этим геркулесовым заданием за несколько месяцев, в худшем случае за год, астрономы не приняли во внимание всей смуты и эксцессов революции, жертвами которой они сами чуть не пали по подозрению в шпионаже, и потому на решение этой задачи в конечном итоге у них ушло 6 лет.

Идея была в следующем: определить расстояние от экватора до северного полюса, т.е. рассчитать четверть земного меридиана, измерив только удаленность Барселоны от Дюнкирхена. Для этого Деламбр и Мешен должны были сначала установить географические широты Барселоны и Дюнкирхена, что не составляло для них особого труда. А затем, зная, что разница широт между этими населенными пунктами составляет угол в 9°40′, а четверть меридиана соответственно 90°, путём элементарной пропорции рассчитать расстояние от экватора до северного полюса. И вот одну десятимиллионную часть (1/10000000 = 1/10 7) этого меридианного квадранта по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа решено было принять за эталон длины для всех времён и народов. Быстро сказка сказывается, да долго дело делается. Ведь прежде чем приступить к этим нехитрым подсчётам, необходимо было измерить беспрерывную цепь воображаемых треугольников на пути Барселона – Дюнкирхен, длины сторон которых вычислялись из измеренных углов.

Причём каждое из 1800 рутинных измерений углов должно было повторяться максимально возможное число раз для уменьшения статистической ошибки.

Трудоёмкость этого предприятия была колоссальной, а опасности подстерегали на каждом шагу, и, откровенно говоря, непонятно, почему бы не найти более простое решение для нахождения стандартной меры длины? Почему бы не взять расстояние между двумя гильотинами на площади Согласия, поделить его на 10 и таким образом установить меру длины? Или взять какой-либо предмет, законсервировать и его размеры принять за эталон? Но слишком рациональны были времена: эталон не должен был нести на себе позорное пятно произвола – его и так было слишком много. Эталон должен обладать универсальным свойством, обобщённой значимостью и не иметь ничего общего с нездоровыми анатомическими особенностями каких-либо королей и правителей. Нужно было одним разом распрощаться со всеми этими аршинами и футами, саженями и дюймами, рутами и ярдами.

И вот 19-го Брюмера VIII года (по грегорианскому календарю 10 декабря 1799 г.) титанический труд двух учёных привёл к предварительному официальному результату – из платины был отлит первый прототип эталона метра. Родился метр, а вместе с ним и метрическая система, в которой метр является также единицей измерения площади и объёма, а единица массы привязана к метру, т.к. определение килограмма основано на массе 1 дм3 воды. Всё это делилось и множилось при помощи цифры 10: в одном метре 100 сантиметров, в одном сантиметре 10 миллиметров и т.д. Причём интересно отметить, что десятичная система счисления предположительно связана с количеством пальцев рук у человека.

Во время правления Наполеона метрическая система распространилась по всей Европе. В 1918 г. она была введена в России. Только в Великобритании, которая не была завоёвана Наполеоном, остались традиционные меры длины: дюйм, фут и ярд. В 1889 г. был изготовлен более точный международный эталон метра. Этот эталон тоже изготовлен из сплава платины и иридия и имеет поперечное сечение в виде буквы “X”. Его копии были переданы на хранение в страны, в которых метр был признан в качестве стандартной единицы длины. Этот эталон всё ещё хранится в Международном бюро мер и весов (в г. Севр близ Парижа), хотя больше по своему первоначальному назначению не используется.

Мера длины, которую Деламбр и Мешен “вырвали” у Земли, была, выражаясь современным языком, high-tech-достижением, полученным с помощью лучших на тот момент измерительных инструментов. И действительно, если сравнить современные данные о расстоянии от Барселоны до Дюнкирхена с результатом, полученным астрономами 2 века назад, то разница составит всего лишь 2 км. Загвоздка заключается в том, что Земля не представляет собой идеального шара, каждый меридиан отличается от своего соседа, и не было учтено полюсное сжатие. Поэтому надо признать, что метр был и есть не одна десятимиллионная часть четверти земного меридиана, а всего лишь длина платинового стержня, хранящегося в Париже. Такого результата можно было достичь и меньшей кровью, как уже отмечалось, но тогда это был бы не продукт “универсального мышления”, а Деламбр и Мешен не вошли бы в историю.

Справедливости ради стоит отметить, что первоначально, 8 мая 1790 г., Национальное собрание Франции собиралось определить метр как длину маятника с полупериодом качания на широте 45° равным 1 c (в современных единицах эта длина равна примерно 0,981 м). У этого метода есть одно существенное преимущество – каждый человек с более или менее точными часами мог бы в любое время определить единицу длины.

Однако, поскольку маятниковый эталон недостаточно воспроизводим (ускорение свободного падения зависит от широты), Французская академия наук предложила Национальному собранию определить метр через длину меридиана.

Хотя если бы в каком-либо фиксированном географическом месте поставить эталонный маятник, то этот метод ничем не уступал бы методу измерения меридиана. В этом случае история метрологии была бы другой: определение метра было бы привязано ко времени, а точнее – к секунде. Так что же такое секунда?

Не думай о секунде свысока

Как известно, время уравновешенно и неумолимо движется вперед, не поддаваясь никакому воздействию, а тем более влиянию со стороны человечества.

Исторически основной единицей для измерения коротких интервалов времени были сутки (часто говорят “день”), равные периоду обращения Земли вокруг своей оси. В результате деления суток на меньшие интервалы возникли часы, минуты и секунды. Происхождение деления, вероятно, связано с двенадцатеричной системой счисления, которой придерживались древние.

Сутки делили на два равных последовательных интервала (условно “день” и “ночь”). Каждый из них делили на 12 часов. Дальнейшее деление часа восходит к шестидесятеричной системе счисления. Каждый час делили на 60 минут. Каждую минуту – на 60 секунд.

Для измерения более длительных интервалов времени используются единицы измерения “год”, “месяц” и “неделя”, состоящие из целого числа суток. Год приблизительно равен периоду обращения Земли вокруг Солнца (примерно 365 суток), месяц – периоду полной смены фаз Луны (так называемому синодическому месяцу, равному 29,53 суток). Неделя, состоящая из 7 дней, не имеет прямой астрономической основы (хотя она изначально была привязана к округлённой до целого числа дней продолжительности одной из четырёх фаз Луны), однако широко используется как единица времени.

Десятичную систему измерения времени активно использовали только в древнем Китае. День у древних китайцев состоял из ста частей под названием “кэ”, а месяц – из 10 дней, называемых “сюнь”. Европа тоже решила не отставать: во время французской революции, под влиянием “метрической горячки” декретом Конвента от 5 октября 1793 г. была сделана попытка перевести уже всё человечество на десятичное время. Сутки от полуночи до полуночи делились на 10 десятичных часов, час на 100 десятичных минут, а минута на 100 десятичных секунд. Таким образом, полночь приходилась на 0:00:00, полдень – на 5:00:00 и т. п. В принципе, почему бы и нет? Не учли же французские реформаторы только одного – очень сложно изменить то, что прочно вошло в обиход во всём мире. Кроме того, ничто человеческое нам не чуждо: так же как метрическая система отталкивается от 10 пальцев, секунда приблизительно равна интервалу между ударами человеческого сердца. Так что в отличие от республиканского календаря эта система измерения времени не получила достаточного распространения и была официально отменена в 1795 г. Сегодня же 6 миллиардов секунд, или 200 лет спустя вновь предпринимается попытка поделить время на 10.

Несколько лет назад компанию Swatch озадачила проблема наличия часовых поясов, которые мешают людям общаться через Интернет. Что же делать? Специалисты фирмы горевать не стали и просто решили ввести свою систему измерения времени. Часы и минуты в интернет-времени заменяют “биты” (не путайте с “bit” – здесь слово “beat“, или “удар”). Каждый бит равен одной минуте и 26,4 секунды, а день содержит в себе тысячу таких единиц. За точку отсчёта взяли меридиан, проходящий через город Биль (Швейцария), в котором находится штаб-квартира Swatch. Получит ли эта система измерения времени широкое распространение? Поживем – увидим.

Такой уникальный килограмм

Килограмм определяется как масса международного эталона килограмма, хранящегося в Международном бюро мер и весов и представляющего собой цилиндр диаметром и высотой 39 мм из платиноиридиевого сплава (90% платины, 10% иридия). Первоначально же килограмм определялся как масса одного кубического дециметра воды (литра) чистой воды при температуре 4°C и стандартном атмосферном давлении. Такое определение не вполне конструктивно: нужен очень точный кубический дециметр, совершенно чистая вода и абсолютно правильный термометр.

Рождению килограмма в немалой степени способствовал известный химик Лавуазье, который в своей лаборатории проводил опыты над составом воды как раз в то время, когда Деламбр и Мешен измеряли Парижский меридиан. Результаты его работы, к сожалению, не успели принести ему славы, т.к. Лавуазье был обвинён в участии «в заговоре с врагами Франции против французского народа, имевшем целью похитить у нации огромные суммы, необходимые для войны с деспотами» и приговорён к смерти. Но килограмм между тем появился на свет и, так же как и метр, был привязан к десятичной системе: в одном килограмме 1000 граммов, в одном грамме 1000 миллиграммов и т.п.

На данный момент килограмм – единственная единица СИ, которая определена при помощи артефакта – предмета, изготовленного людьми, – платиноиридиевого эталона. Все остальные единицы теперь определяются через значения фундаментальных физических констант. Мало того что этим обеспечивается подобающая квантовая точность, указанные единицы ещё могут быть адекватно воспроизведены в любой точке мира. “Клонировать” же килограмм куда сложнее, вдобавок для этого требуется сложная бюрократическая процедура.

К тому же по разным причинам за сто лет международный эталон теряет часть своей массы (3/100000000). Однако, по определению, масса международного эталона в точности равна одному килограмму. Поэтому её уменьшение приводит к изменению величины килограмма. Нонсенс!

Видимо, долгое время такое уникальное положение килограмма всех устраивало, раз не было достаточных побудительных оснований к созданию его скрупулёзной формулы. Но переменчивый килограмм тянет за собой в дрейфующее плавание и ватт, и другие смежные единицы измерения. В настоящее время для устранения этих неточностей рассматриваются различные варианты переопределения килограмма на основе значений фундаментальных физических констант.

Об этом, а также о современных методах измерения метра и секунды читайте в следующих номерах.

Печатается с разрешения немецкого журнала Ma β stäbe.
Материал по статье Jens Simon “Eine Finger ü bung...”
с использованием других интернет-источников
подготовила Л. Ломина

Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.