Яркая молния передёрнула небо () и я увидел над окном дымный облачный вал. Яркая молния передёрнула небо () и я увидел над окном дымный облачный вал Часто однородные члены соединяются попарно
Всего найдено: 10672. Показано: 16-30
– lili
Что со справкой и нужна ли запятая?
Ребята. уже два дня пишу в справку и тишина...
Вопрос легкий но все же..
Нужна ли запятая
? Посетите магазин, предлагающий своим посетителям новую коллекцию итальянской одежды.
– krys
Вопрос из ЕГЭ
Знакомым, но вдруг...
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Яркая молния перед
ёрнула небо () и я увидел над окном дымный облачный вал.
1) Сложноподчинённое предложение...
–
Вопрос № 238008 - запятая
На внешней стене около входной двери в офис.
Я считаю, что после слова «будущем» нужна запятая , чтоб отделить оборот «была изготовлена вывеска», в противном случаи получается, что "в...
– LadyRock
Нужна ли запятая?
Члены, руководствуюсь интуицией и знанием общих правил. Что-то стукнуло в голову, а нужна ли здесь запятая : "В конце концов, пространство - большая роскошь(,) и не только во время длинных поездок"...
– maggie
Когда нет входа на Портал?...
<<<Это если бы Грамота смогла спеть вам романс, Магги...<<<
Угу, дождешься...
– VAnnaV
Нужна ли запятая
Добрый день,
Подскажите, пожажлуйста, нужна ли запятая
после "в ситуации". Если да, то не могли бы вы подсказать, что это за правило.
...
– Сергей Г.
Поставь, Гелла, скобку, в скобке пиши... (МиМ)
>>>>Запятая ставится в конце причастного оборота (перед открывающейся скобкой).
Ни перед открывающейся, ни перед закрывающейся скобкой запятая ...
– Pokhody
Нужна ли запятая?
Коллектив
с наступающим Новым Годом и Рождеством Христовым!"
Что-то не соображу, нужна ли запятая
после слова "коллектив". Вроде бы обособлять нечего, потому как безнаказанно выкинуть...
– Раджа
Запятая
Вклинюсь. извините меня, но, по-моему, это вообще не по-русски. Или союз И вообще надо убрать.если нет.то запятая там не нужна. Господа, мы делаем из мухи слона. И справочное бюро, как мне кажется.дурит наши...
– minka
Вопрос № 251627 "Виват(,) король!" -- нужна ли запятая?
Нужна ли запятая
во фразах типа: "Виват король!"
Ответ справочной службы русского языка
...
– Тигрa
Квартирам неблагонадёжных граждан для подписи: "Я, такой-то, в период проведения Олимпиады, а также перед ней обязуюсь не совершать противоправных действий".
У меня и оригинальчик сохранился...
– Тигрa
Точка запЯтая, точка заклятая...
А жаль, что поправили!
Мне нравится запЯтая точка. Независимо от того, кто её запятил.
– buzhe
с того момента, как/когда
Пожалуйста, правильно ли я рассуждаю:
Использование словосочетания "с того момента, как/когда
" зависит от того, на чём делается акцент. Если на самом событии - то ставим "как"...
– Andr_W
"Остановите перед той машиной"
Темы. Ситуация следующая:
Вы водитель автомобиля, рядом пассажир. Вы едете по дороге, перед вами в 100 метрах на вашей стороне улицы припаркован попутный автомобиль (ориентированный в ту...
- Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
- Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
- На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.
- Ученье да труд всё перетрут.
- В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами.
- Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.
- Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
- Ответы вы можете дать или в устной или письменной форме.
- Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.
- Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.
- Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски и он остаётся один со своим благополучием.
- Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
- Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
- Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
- Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.
- Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
- Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
- Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
- Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
- Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
. Части сложного предложения соединены союзом И
. У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части, значит, в сложносочинённом предложении ставим запятую перед союзом: Яркая молния передёрнула небо, и я увидел над окном дымный облачный вал.
Второе предложение простое – в нём одна грамматическая основа: (кто?) дворянин (что делал?) должен был походить . Есть однородные члены предложения – дополнения: должен был походить (на кого?) на героя , (на кого?) на персонажа , (на кого?) на проповедника . Дополнения соединены повторяющимися союзами И…И , но однородный ряд начинается перед первым союзом, поэтому ставим запятые перед ним и перед следующим: Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов, и на персонажа античной истории, и на христианского проповедника.
Третье предложение простое – в нём одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (кто?) преподаватель (что сделал?) обратил внимание , (что сделал?) убедил отдать . Сказуемые соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. Ещё есть однородные дополнения: обратил внимание (на что?) на способности , (на что?) склонности . Они тоже соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим: Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
Четвёртое предложение простое – одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (кто?) дачники (что делают?) гуляют , (что делают?) сидят . Сказуемые соединены одиночным союзом ИЛИ , перед которым не ставим запятую: Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
Пятое предложение сложное, в нём две основы: (что?) античность (что сделала?) предстала и (кто?) художник (что сделал?) воспринял . Части сложного предложения соединены союзом И . У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, в сложносочинённом предложении ставим перед союзом запятую: Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде, и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 5 .
Задание 1
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую .
Пояснение
Первое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа с однородными подлежащими: (что?) прогулка , (что?) разговор были приятны ИЛИ . Значит, запятую в этом предложении не ставим: Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
Второе предложение тоже простое, потому что в нём одна основа с однородными сказуемыми: сумрак (что сделал?) скрыл , (что сделал? ) набросил . Сказуемые соединены одиночным союзом И . Запятую перед ним не ставим. И есть однородные дополнения: очертания (чего?) лица , (чего?) фигуры , которые тоже соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. Значит, в этом предложении запятых нет: Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
Третье предложение сложное, потому что в нём две грамматические основы: первая – жилось (состоит из одного сказуемого), вторая – я полюбил . Части сложносочинённого предложения соединены союзом И . У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, в сложносочинённом предложении перед союзом И ставим запятую: На земле жилось нелегко, и поэтому я очень полюбил бездонное небо.
Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа с однородными подлежащими: (что?) ученье , (что?) труд перетрут . Подлежащие соединены одиночным союзом ДА в значении И Ученье да труд всё перетрут.
Пятое предложение простое, потому что в нём одна основа: он занимался дисциплинами (какими?) гуманитарными , (какими?) естественно-математическими КАК , ТАК И . Перед второй частью союза ставим запятую: В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными, так и естественно-математическими дисциплинами.
Следовательно, правильный ответ – предложения 3 и 5 .
Пояснение
При выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.
Рассмотрим каждое предложение.
Первое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа, но с однородными подлежащими и однородными сказуемыми: (кто?) дети , (кто?) взрослые (что делали?) собирались , (что делали?) читали . Однородные подлежащие соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. И однородные сказуемые соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. Значит, в этом предложении нет запятых: По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
Второе предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: интонация лежит . В предложении есть однородные члены – дополнения: на грани (чего?) словесного , (чего?) несловесного , (чего?) сказанного , (чего?) несказанного . Они сгруппированы попарно, и в каждой паре слова соединены одиночным союзом И , перед которым запятая не ставится. А вот между собой эти пары соединены бессоюзной связью, значит, между ними надо поставить запятую (перед второй парой слов): Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного, сказанного и несказанного.
Третье предложение сложное: в нём две грамматические основы – безмолвие царило и солнце погружалось . Части предложения соединены союзом И , у них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, перед союзом И в сложносочинённом предложении ставим запятую: Царило безмолвие, и солнце погружалось в пепел туч.
Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: Иван был сонливый ленивый . Прилагательные сонливый , ленивый входят в составное именное сказуемое, соединены одиночным союзом ДА в значении И , перед ним запятая не ставится: Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
Пятое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа, состоящая только из сказуемого: хотелось застать . Есть однородные члены предложения – обстоятельства: хотелось застать (где?) на полянке , (где?) на берегу . Они соединены одиночным союзом ИЛИ , перед которым запятая не ставится: Мне хотелось застать медведя гденибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
Следовательно, правильный ответ – предложения 2 и 3 .
Задание 3
Пояснение
При выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.
Рассмотрим каждое предложение.
Первое предложение простое, потому что у него одна грамматическая основа: (что?) произведения (что делают?) относятся относятся (к чему?) к живописи , (к чему?) к графике . Они соединены двойным союзом КАК , ТАК И . Перед второй частью этого союза ставим запятую: Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи, так и к графике.
Второе предложение простое, потому что одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: океан словно замер, рокочет И , перед которым запятая не ставится. Есть ещё однородные члены – обстоятельства: рокочет (как?) тихо , (как?) вкрадчиво И , перед которым запятая не ставится: Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
Третье предложение простое – в нём одна грамматическая основа: (кто?) вы (что делаете?) можете дать . Есть однородные члены предложения – определения: в форме (какой?) устной , (какой?) письменной ИЛИ…ИЛИ , значит, перед вторым союзом ставим запятую: Ответы вы можете дать или в устной, или письменной форме.
Четвёртое предложение простое, в нём одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: (что?) арбуз (каков?) спел , (каков?) сахарист , (каков?) вкусен . (Краткие прилагательные выступают в роли сказуемых.) Все три однородных сказуемых соединены повторяющимися союзами И…И , перед вторым и третьим союзами ставим запятые: Арбуз и спел, и сахарист, и очень вкусен.
Пятое предложение простое, в нём одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: (что?) клён (что делал?) стоял , (что делал?) ронял И , перед которым запятую не ставим. Обратите внимание на определения к слову клён : пышный и багряный . Они не являются однородными, так как характеризуют предмет по разным признакам: форма – пышный , цвет – багряный . Значит, запятую не ставим: Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.
Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 3 .
Задание 4
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Пояснение
При выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.
Рассмотрим каждое предложение.
Первое предложение сложное, потому что в нём две грамматические основы: (что?) жизнь (что делает?) теряет и (кто?) он (что делает?) остаётся . Части сложного предложения соединены одиночным союзом И , у них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова и нет общей придаточной части. Значит, в сложносочинённом предложении перед союзом ставим запятую: Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски, и он остаётся один со своим благополучием.
каждый из скульпторов (что делал?) работал . Есть однородные определения к слову жанрах: (каком?) историко-мифологическом , (каком?) портретном , (каком?) пейзажном . Они соединены повторяющимися союзами И…И , но однородный ряд начат перед первым союзом, поэтому запятые ставим перед ним и следующим: Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом, и в портретном, и в пейзажном жанрах.
Третье предложение простое – одна грамматическая основа: (кто?) Грин (что делал?) мог описать . В предложении есть однородные члены – дополнения: мог описать (что?) изгиб , (что?) расположение , (что?) леса , (что?) города . Эти дополнения сгруппированы в две пары. В первой паре слова соединены двойным союзом КАК , ТАК И (как изгиб, так и расположение ), перед второй частью союза ставим запятую. Во второй паре слова тоже соединены двойным союзом КАК , ТАК И (как леса, так и города ), тоже ставим запятую. Между собой эти пары однородных дополнений связаны бессоюзной связью, значит, между ними ставим запятую. В этом предложении три запятые: Грин мог подробно описать как изгиб реки, так и расположение домов, как вековые леса, так и уютные приморские города.
Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: (что?) лес (что делал?) шумел . Есть однородные члены предложения – обстоятельства: шумел (как?) убаюкивающе , (как?) певуче , (как?) порывисто , (как?) тревожно . Эти обстоятельства сгруппированы в две пары. В первой паре слова соединены одиночным союзом И (убаюкивающее и певуче ), перед которым запятую не ставим. Во второй паре – тоже одиночный союз И (порывисто и тревожно ), запятую не ставим. Между собой эти пары соединены повторяющимися союзами ТО…ТО , перед вторым союзом ставим запятую: Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тревожно.
Пятое предложение простое – в нём одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (что?) мышление (что делает?) формируется , (что делает?) оказывается связанным . Сказуемые связаны одиночным союзом И Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.
Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 4 .
Задание 5
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Задание 15 - 1
1
1) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?
2) Сердце Курочкина скатилось под уклон русских горок
И бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.
3) Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.
4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
5) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.
3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.
2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.
3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.
5) Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
3) На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.
4) Ученье да труд всё перетрут.
5) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) На определённом этапе своего развития город вынужден был защищать себя рвами и валами с деревянными оборонительными сооружениями.
2) Много желал да ничего не поймал.
3) В гостиной собрались человек восемь гостей да хозяева.
4) Почти каждый вечер они уезжали в лес или на водопад.
5) Поднялась луна и тени стали чётче и длиннее.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.
3) Царило безмолвие и солнце погружалось в пепел туч.
4) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
5) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.
2) Больше я ничего не слышал так как незаметно для себя уснул.
3) Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши.
4) Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана.
5) Многие из участников литературного общества Беседа
Были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.
2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
3) Ответы вы можете дать или в устной или письменной форме.
4) Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.
5) Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски и он остаётся один со своим благополучием.
2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
5) Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.
Задание 15- 2
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В древней Индии умело использовали медь и бронзу и отливали металлические изделия.
2) В XVIII веке казачьи атаманы порой отправляли в столицы детей - пленников войн - в качестве подарков императорской семье или знатному вельможе.
3) Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.
4) За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.
5) Заморосил мелкий дождик и весь видимый горизонт обложило тучами.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду.
5) Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами блистало солнце.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
2) Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют её бурые серёжки.
3) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
4) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
5) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин лиственниц и берёз и дышать прелым запахом травы.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Италии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством этих стран.
2)Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами блистало солнце.
3) Художник сумел передать внешность этого человека и характер и настроение.
4) Солнце - мощный источник как света и тепла так и других излучений.
5) Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулась из города.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.
2) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.
3) Редкие желтоватые звезды мелькали между тучами и небо понемногу светлело на горизонте.
4) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.
5) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
2) По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.
4) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
5) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.
2) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.
3) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.
4) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.
5) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Тогда Иван изо всех сил дёрнул ручку прибора и оторвал её.
2) Музыкант выводил трогающие душу мелодии на подаренной ему флейте и чистый её голос летел над речным простором до самого синего неба.
3) Большие белые птицы либо кружат над водой либо садятся отдыхать на камни либо неторопливо и величаво плывут по реке.
4) Эта роща и красивый фасад дома отражались в водной глади озера и небольшой речонки.
5) Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью и ему предложили остаться в университете.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Туча на востоке росла и захватывала запад и юг.
2) Было по-осеннему и скучно и грустно и серо.
3) В журчании ручья слышатся и грустные мелодии расставания с летом и жизнерадостные песнопения о необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.
4) При входе в это учреждение нужно предъявить паспорт или какой-нибудь другой документ.
5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.
Задание 15 - 3
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа черновые тетради и начал их жечь.
3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
5)Ночь быстро гасила сказочно нежные краски сумерек и жаркой чёрной тьмой наполняла леса.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Раннее утро в самом разгаре и дышится по-весеннему легко и радостно.
2) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
3) В художественном промысле используются традиционные образы и символы приёмы и краски.
4) Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места.
5)Я видел только бой да слышал несмолкаемый грохот канонады
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Савинов зажёг несколько свечей и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной
2) Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.
3) Иней лежал на крышах домов и на листве деревьев и еще долго блестел на солнце.
4) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью берёзовых почек.
5) Вечером они или гуляют вдоль берега реки или ведут неспешные разговоры в беседке на вершине холма или идут на спектакль в местный драматический театр.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.
2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
3) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей.
4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве как художественного так и музыкального критика.
5)Звуки скрипки изредка раздавались в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
2) В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.
3) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.
4) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир.
5) Картина М. Врубеля Сирень
Прямо с выставки была куплена П. М. Третьяковым и вот уже более ста лет находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.
2) В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.
3) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться ни по красоте ни по яркости с коралловыми полипами.
4) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.
5) Вдруг полился ручьями крупный дождь и один за другим раскатились удары грома.
7.
1) Художественная роспись тканей существует примерно с 30-х годов XX века и за время своего существования она получила широкое признание.
2) На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.
3) Во время Крымской кампании видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.
4) Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.
5) Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков.
2) В Приморье много закрытых бухт и заливов.
3) А. Х. Востоков был избран действительным и почётным членом многих русских и иностранных научных обществ.
4) Вдали морские волны казались то голубыми то зелёными то тёмно-синими.
5)С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья и по тропинкам в октябре нельзя ступить
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.
2) Все эти звуки были странно красивы грустны и казались началом чудесной сказки.
3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.
4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.
5) В гостиной слышался мерный звук старинных часов и чей-то невыразительный шёпот.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Деревья спали и только солнце могло пробудить их от молодого зимнего сна.
2) Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые её приемы были им применены в работе над историческими картинами.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
5) Определение всех минералов начинается с установления их окраски и минералоги ювелиры гранильщики и камнерезы должны учиться улавливать и понимать цветовые оттенки.
Задание 15 - 4
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
5) Городок понравился мне своим расположением и я часто ходил по набережной вдоль величавой реки.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.
2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.
3) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.
4) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.
5) Античность в Греции предстала перед В. А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Яркая молния передёрнула небо () и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
5) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Крупный дождь полился ручьями и один за другим раскатились удары грома.
2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
4) Вещи Пушкина живут особой жизнью и хранители музеев читают скрытые в них письмена.
5) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) После обеда бабушка выходила на балкон или с вязанием или с шитьём.
2) В XIX веке в Европе и Америке наука и производство развивались быстрыми темпами.
3) За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.
4) Богатый и не бедствует да жалуется.
5) Я проработал полгода в песках и как следует оценил их.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.
3) Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.
4) Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья..
2) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.
Мы угадываем и любование бесконечными просторами и доподлинное знание окружающего мира.
4) За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.
5)Художник совершал поездки по Финскому заливу и Чёрному морю и отразил свои впечатления во многих полотнах
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.
2) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.
3) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.
4) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.
5) До отхода поезда оставалось всего несколько минут и становилось всё грустнее от предстоящей разлуки.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.
2) Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.
3) Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.
4) Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.
5) Весело гремящие бунчуки метались среди конного строя и рвались вперёд от трубного воя кони командиров.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.
2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.
3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.
4) В лукавом озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.
5) В силу стечения обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию.
Задание 15 - 5
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.
2) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.
3) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.
4) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.
5)Огонь костра то разгорается то угасает.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3) Ночью ветер злится да стучит в окно.
4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
5) Экстренной работы не было и Данилов отпустил часть персонала погулять.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
2) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.
3) Мощная шуба
Вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.
4) Дела да случаи совсем замучили.
5)Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Выходит из весны и в осень позднюю уходит.
2) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
4) Слушай тишину и тогда осень лесная покажет тебе все свои богатства.
5) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Вставало солнце мокрое над лугом и душу поражала тишина.
2) Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.
3) Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.
4) И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.
5) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую .
1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
2) На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.
3) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
4) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.
5) Девушку охватила если не досада то явное неудовольствие собой.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
2) Всяких цветов листья насыпаны в лесу и между ними ждешь увидеть грибы.
3) На клумбе были посажены и яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
3) На улице весь декабрь то снег то дождь...
4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
5) Серые тучи облекли все небо и холодный свет осеннего дня скупо сеялся сквозь них.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) Миф об эффективности детектора лжи изо всех сил поддерживается как самими полиграфологами так и прочими заинтересованными структурами.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Сплошная движущаяся во тьме ночь заглядывала под каждую крышу.
2) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
3) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
5) Невежда в гневе ругает науку и учебу и технический прогресс.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи и голубой луч от маяка поднимался вверх
тонким столбом.
2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.
3) Задумайте любое число и увеличьте его на три.
4) Про воду про ветер про туманы и мели много не расскажешь.
5) Иосиф Бродский написал восемь стихотворных книг и теперь ежегодно готовятся к изданию новые
сборники его стихов и прозы.
Ответ |
|
Тренировочная работа. Задания с 15 по 19 на ЕГЭ
два предложения
1) Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.
2) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.
3) Редкие желтоватые звезды мелькали между тучами и небо понемногу светлело на горизонте.
4) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.
5) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения , в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
2) По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.
3) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
4) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
5) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения , в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
5) Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения , в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.
2) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.
3) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.
4) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.
5) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения , в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Тогда Иван изо всех сил дёрнул ручку прибора и оторвал её.
2) Музыкант выводил трогающие душу мелодии на подаренной ему флейте и чистый её голос летел над речным простором до самого синего неба.
3) Большие белые птицы либо кружат над водой либо садятся отдыхать на камни либо неторопливо и величаво плывут по реке.
4) Эта роща и красивый фасад дома отражались в водной глади озера и небольшой речонки.
5) Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью и ему предложили остаться в университете.
6.
Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4) части старого парка.
7.
Расставьте все недостающие знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.
8. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.
9. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.
10. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.
11.
Расставьте все недостающие знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По тропке(1) опершись на подожок(2)
Идет старик(3) сметая пыль с бурьяна.
"Прохожий!
Укажи (4)дружок(5)
Где тут живет (6) Есенина Татьяна?"
"Татьяна... Гм...
Да (7)вон (8) за той избой.
А ты ей что?
Сродни?
Аль(9)может(10) сын пропащий?"
"Да, сын.
Но что(11) старик(12) с тобой?
Скажи мне(13)
Отчего ты так глядишь скорбяще?"
(С.Есенин)
12. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Кто(1) волны(2) вас остановил(3)
Кто оковал ваш бег могучий(4)
Кто в пруд безмолвный(5) и дремучий(6)
Поток мятежный обратил?
Чей жезл волшебный поразил(7)
Во мне надежду(8) скорбь(9) и радость(10)
И душу бурную
Дремотой лени усыпил?
Взыграйте(11) ветры(12) взройте (13)воды(14)
Разрушьте (15)гибельный оплот!
Где ты(16) гроза - символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.
( Александр Пушкин )
13. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
- Слушай (1) Пестренький (2) ты лучше меня не зли! Водителя нельзя нервировать(3) когда он за рулем сидит(4) а то случится авария.
- Значит (5) я должен говорить неправду(6) если ты за рулем сидишь?
- Какую неправду? Будто я учу тебя говорить неправду! - вспылил Незнайка. - Слушай (7) Кнопочка (8) скажи ему(9) а то я за себя не отвечаю!
14. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Кнопочка(1) тоже с большим интересом разглядывала зверей (2) и не переставала удивляться. Сердце у нее было очень доброе. Поэтому(3) она каждый раз грустно вздыхала (4) и говорила:
- Ах вы (5) бедненькие! Зачем же вас в клетку заперли? Вам ведь (6) наверно (7) погулять хочется...
15. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Постаревшая(1) Верина мать (он тотчас узнал ее(2) но она не сразу узнала его: "Боже мой (3) Павлуша (4) ты ли это? Приехал (5) Павлик?")(6) нелепо суетясь(7) и виновато извиняясь(8) за беспорядок в комнате(9) усадила его на диван(10) и стала (11) слишком поспешно (12) расспрашивать (13)и (14) одновременно (15) говорить(16) что "мы слышали(17) все знаем(18) как ты далеко пошел"(19) а он(20) едва понимая ее(21) с нетерпением ожидая(22) когда она кончит задавать вопросы(23) спросил(24) наконец(25) запнувшимся голосом:
- А где(26) Вера?.. Где она?
16. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мохнатые ветви деревьев (1) образуют тёмный свод (2) сквозь (3) который только кое-где (4) весело проглядывает солнечный лучик.
17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
У некоторых видов тропических и субтропических рыб на голове имеется присоска (1) с помощью (2) которой (3) они прикрепляются (4) к самым различным животным.
19. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек из натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.
20. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
От дома (1) окна (2) которого (3) были украшены витражами (4) веяло уютом и спокойствием.
21. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.
22. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.
23. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.
24. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.
25. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
5) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Одна запятая необходима:
в предложении 2 "Причастия способны как образно описать предмет или явление, так и представить его признак в динамике": его однородные члены соединены при помощи двойных союзов..
в предложении 1 "Яркая молния передёрнула небо, и я увидел над окном дымный облачный вал"ССП.
Ответ: 1 и 2
Ответ: 21|12
Актуальность: 2016-2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема : О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема : О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , илиО , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде .
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [предстоит ], и [он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.