Урок-конспект по литературе: "Н. А. Некрасов. Мороз красный нос" (5 класс). Урок литературного чтения “Н.Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом” Мороз красный нос урок

Вскоре после крестьянской реформы 1861 года в России наступили «трудные времена». Начались преследования и аресты. Сослан в Сибирь поэт М. Л. Михайлов, арестован Д. И. Писарев. Летом 1862 года заключен в Петропавловскую крепость . Нравственно чуткий Некрасов испытывал неловкость перед друзьями, их драматическая судьба была для него укоризной.

В одну из бессонных ночей, в нелегких раздумьях о себе и опальных друзьях выплакалась у великая «песнь покаяния» - лирическая поэма «Рыцарь на час». Когда он писал ее, вспомнились задевшие его в свое время в письме покойного Добролюбова от 23 августа 1860 года укор и упрек: «И подумал я: вот человек - темперамент у него горячий, храбрости довольно, воля твердая, умом не обижен, здоровье от природы богатырское, и всю жизнь томится желанием какого-то дела, честного, хорошего дела... Только бы и быть ему Гарибальди в своем месте».

Ушел из жизни Добролюбов, сгорев на подвижнической журнальной работе, попал в крепость Чернышевский... А Некрасову стать «русским Гарибальди» так и не пришлось. И не потому, что не хватало твердости воли и силы характера: обостренным чутьем народного поэта он ощущал неизбежный трагизм революционного подвига в России. Подвиг этот требовал безоглядной веры. У Некрасова такой веры не было. А революционное «рыцарство» с оглядкой неминуемо оказывалось «рыцарством на час»:

Суждены вам благие порывы,

Но свершить ничего не дано...

Осенью 1862 года в тяжелом настроении (под угрозой оказалось существование «Современника», пошло на спад крестьянское движение, подавляемое энергичными усилиями правительства) поэт навестил родные места: побывал в Грешневе и в соседнем Аб`акумцеве на могиле . Итогом всех этих событий и переживаний явилась поэма «Рыцарь на час» - одно из самых проникновенных произведений Некрасова о сыновней любви к матери, перерастающей в любовь к родине. Настроения поэмы оказались созвучными многим поколениям русской интеллигенции, наделенной жгучей совестливостью, жаждущей деятельности, но не находящей ни в себе, ни вокруг себя прочной опоры для деятельного добра или для революционного подвига. Поэму эту Некрасов очень любил и читал всегда «со слезами в голосе». Сохранилось воспоминание, что вернувшийся из ссылки Чернышевский, читая «Рыцаря на час», «не выдержал и разрыдался».

Польское восстание в 1863 году, жестоко подавленное правительственными войсками, подтолкнуло придворные круги к реакции. В обстановке спада крестьянского движения некоторая часть революционной интеллигенции потеряла веру в народ, в его творческие возможности. На страницах демократического журнала «Русское слово» стали появляться статьи, в которых народ обвинялся в грубости, тупости, невежестве. Чуть позднее и Чернышевский в «Прологе» устами Волгина произнес горькие слова о «жалкой нации» - «снизу доверху все сплошь рабы». В этих условиях Некрасов приступил к работе над новым произведением, исполненным светлой веры и доброй надежды,- к поэме «Мороз, Красный нос».

Центральное событие «Мороза» - смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. В то же время и в России, и за рубежом ее считают поэмой эпической. На первый взгляд, это парадокс, так как классическая эстетика считала зерном эпической поэмы конфликт общенационального масштаба, воспевание великого исторического события, имевшего влияние на судьбу нации.

Однако, сузив круг действия в поэме, Некрасов не только не ограничил, но укрупнил ее проблематику. Ведь событие, связанное со смертью крестьянина, с потерей «кормильца и надежи семьи», уходит своими корнями едва ли не в тысячелетний национальный опыт, намекает невольно на многовековые наши потрясения. Некрасовская мысль развивается здесь в русле довольно устойчивой, а в XIX веке чрезвычайно живой литературной традиции. - основа национальной жизни. Эту связь семьи и нации глубоко чувствовали творцы нашего эпоса от Некрасова до Льва Толстого. Идея семейного, родственного единения возникла перед нами как самая насущная еще на заре русской истории. И первыми русскими святыми оказались не герои-воины, а скромные князья, братья Борис и Глеб, убиенные окаянным Святополком. Уже тогда ценности братской, родственной любви возводились у нас в степень национального идеала.

Крестьянская семья в поэме Некрасова - частица всероссийского мира: мысль о Дарье переходит естественно в думу о «величавой славянке», усопший Прокл подобен крестьянскому богатырю Микуле Селяниновичу:

Большие, с мозолями руки,

Подъявшие много труда,

Красивое, чуждое муки

Лицо - и до рук борода.

Столь же величав и отец Прокла, скорбно застывший на могильном бугре:

Высокий, седой, сухопарый,

Без шапки, недвижно-немой,

Как памятник, дедушка старый

Стоял на могиле родной!

«У великого народа - своя история, а в истории - свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа,- писал Белинский.- Дух народа, как и дух частного человека, высказывается вполне в критические моменты, по которым можно безошибочно судить не только о его силе, но и о молодости и свежести его сил».

С XIII по XX век русская земля по меньшей мере раз в столетие подвергалась опустошительному нашествию. Событие, случившееся в крестьянской семье, потерявшей кормильца, как в капле воды отражает исторические беды российской женщины-матери. Горе Дарьи торжественно называется в поэме как «великое горе вдовицы и матери малых сирот». Великое - потому что за ним многих поколений русских женщин - невест, жен, сестер и матерей. За ним - историческая судьба России: невосполнимые потери лучших национальных сил в опустошительных войнах, в социальных катастрофах веками отзывались сиротской скорбью прежде всего в наших семьях.

Сквозь бытовой сюжет просвечивает у Некрасова эпическое событие. Испытывая на прочность крестьянский семейный , показывая семью в момент драматического потрясения ее устоев, Некрасов держит в уме общенародные испытания. «Века протекали!» В поэме это не простая поэтическая декларация: всем содержанием, всем метафорическим миром поэмы Некрасов выводит сиюминутные события к вековому течению российской истории, крестьянский быт - к всенародному бытию. Вспомним глаза плачущей Дарьи, как бы растворяющиеся в сером, пасмурном небе, плачущем ненастным дождем. А потом они сравниваются с хлебным полем, истекающим перезревшими зернами-слезами. Вспомним, что эти слезы застывают в круглые и плотные жемчужины, сосульками повисают на ресницах, как на карнизах окон деревенских изб:

Кругом - поглядеть нету мочи,

Равнина в алмазах блестит...

У Дарьи слезами наполнились очи -

Должно быть, их солнце слепит...

Только эпический поэт мог дерзко соотнести снежную равнину в алмазах с очами Дарьи в слезах. Образный строй «Мороза» держится на этих широких метафорах, выводящих бытовые факты к всенародному бытию. К горю крестьянской семьи по-народному прислушлива в поэме природа: как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народным колдовскими чарами Мороза. Смерть крестьянина потрясает весь космос крестьянской жизни, приводит в движение скрытые в нем духовные силы. Конкретно-бытовые образы, не теряя своей заземленности, изнутри озвучиваются песенным, былинным началом. «Поработав в земле», Прокл оставляет ее сиротою - и вот она «ложится крестами», священная Мать - сыра земля. И Савраска осиротел без своего хозяина, как богатырский конь без Микулы Селяниновича.

За трагедией одной крестьянской семьи - судьба всего народа русского. Мы видим, как ведет себя он в тягчайших исторических испытаниях. Смертельный нанесен удар: существование семьи кажется безысходным. Как же одолевает народный «мир» неутешное горе? Что помогает ему выстоять в трагических обстоятельствах?

Обратим внимание: в тяжелом несчастье домочадцы менее всего думают о себе, менее всего носятся со своим горем. Никаких претензий к миру, никакого ропота, стенаний или озлобления. Горе отступает перед всепоглощающим чувством жалости и сострадания к ушедшему человеку вплоть до желания воскресить Прокла ласковым, приветливым словом:

Сплесни, ненаглядный, руками,

Сокольим глазком посмотри,

Тряхни шелковыми кудрями,

Сахарны уста раствори!

Так же встречает беду и овдовевшая Дарья. Не о себе она печется, но, «полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит». Мечтая о свадьбе сына, она предвкушает не свое счастье только, а счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу как к живому, радуется его радостью. Сколько в ее словах домашнего тепла и ласковой, охранительной участливости по отношению к близкому человеку. Но такая же теплая, родственная любовь распространяется у нее и на «дальних» - на усопшую схимницу, например, случайно встреченную в монастыре:

В личико долго глядела я:

Всех ты моложе, нарядней, милей,

Ты меж сестер словно горлинка белая

Промежду сизых, простых голубей..

Дарью согревает в трагической ситуации тепло одухотворенного сострадания. Тут касается Некрасов сокровенного ядра народной нравственной культуры, того, на чем стояла и должна стоять Русская земля.

Долбунова Елена Владимировна

ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Учитель русского языка

Тема: Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией Н.А. Некрасова, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

Задачи:

    Изучение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

2. Закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

3. Обогащать активный словарь учащихся.

4. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.

5. Развивать гибкость мыслительных процессов путем использования различных заданий.

6. Развивать связную устную речь учащихся.

7. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

8. Воспитывать любовь к Родине, к труду, уважение к женщине.

9. Заучивание отрывка из поэмы наизусть.

Оборудование:

    Портрет Н.А. Некрасова

2. Картины: «Женщина-крестьянка в русском наряде», «Женщина-крестьянка в мордовском наряде»

3. Иллюстрация к поэме

4. Индивидуальные карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся

5. Толковый словарь С.И. Ожегова

6. Пословицы

7. Наборное полотно

8. Картина «Крестьянка», «Бурлаки на Волге»

9. Фонограммы песен на стихи Н.А. Некрасова

Структура урока

I. Орг. момент

II. Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова

III. Чтение учащимися стихов

IV. Проверка домашнего задания

1. Беседа

2. Выборочное чтение

3. Вывод

V. Новый материал

1. Вводное слово учителя

2. Словарная работа

3. Чтение учителем отрывка поэмы

VI. Физминутка

VII. Работа с текстом

    Чтение по цепочке

    Выборочное чтение

    Работа с картиной «Крестьянка»

    Чтение с выражением отрывка поэмы учащимися

VIII. Творческая работа учащихся

IX. Домашнее задание

X. Итог урока

XI. Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова

Ход урока

I. Орг. момент

Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов XIX века. Наш урок посвящен поэзии Н.А. Некрасова.

Главной, основной темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа. О тяжелой безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. О себе Некрасов говорил: «…Я лиру посвятил народу своему».

II . Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова.

Вспомните, что вы знаете о жизни Некрасова.

Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, через три года после рождения сына навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешнева.

Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Но здесь же, на этой «благославенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обитым бечевой…

Рано открылось Некрасову «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян.

Мать Николая, Елена Андреевна, была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела. Все свое время и любовь мать отдавала детям. Мальчик очень любил свою мать. Умерла она рано. Некрасов посвятил ей несколько стихотворений.

В 1832 году отец отдал двух старших сыновей, Андрея и Николая, в Ярославскую гимназию. Однако закончить гимназию мальчикам не удалось, т.к. отец отказался платить за их обучение. Николай уезжает в Петербург с желанием поступить в университет. К сожалению, его мечта не осуществилась. Не хватило знаний, чтобы хорошо сдать экзамены. Для себя он сделал вывод: надо работать не покладая рук. Некрасов занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести. У него появляются друзья среди писателей и поэтов.

Тяжелые впечатления детства, страдания крепостных крестьян, непосильный труд бурлаков – все это оставило в душе Некрасова неизгладимый след. Он становится первым народным поэтом.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Несмотря на болезнь, он не переставал работать. Строчки одного из последних стихотворений Некрасова звучат как его завещание потомкам:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо всем скажет сердечное

Русский народ…

В своих стихах поэт высказал мысли и чаяния простых людей.

Стихи написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком. Его стихи переложены на музыку. В стихах Некрасов рассказывает о душевных качествах простого русского человека, умеющего в самых невыносимых условиях делать добро.

III. Чтение учащимися стихов

- Послушайте стихотворения Н.А. Некрасова.

Ученики читают стихотворения Н.А. Некрасова.

IV. Проверка домашнего задания

    Беседа

В каком стихотворении Н.А. Некрасов рассказывает о женской доле?

(«В полном разгаре страда деревенская…»)

Какими близкими по значению словами можно заменить слово «доля»?

Выберите (часть, участь, судьба)

наборное полотно

Что писал поэт о доле русской крестьянки? Узнаем из домашнего стихотворения (1 столбик).

Проверка домашнего задания.

2. Выборочное чтение учащихся

1. Зной

2. Укусы насекомых

3. Порезала ногу

4. Маленький ребенок

Сделайте вывод: В чем тяжесть женского подневольного труда?

Какой была доля русской женщины? (тяжелой, трудной, радостной)

3. Вывод

К чему призывает поэт женщину?

(соберите слово «терпение»)

Найдите и прочитайте в тексте (7 столбик)

Тяжелой и трудной была судьба русской женщины-крестьянки, но в XIX веке она не могла быть другой.

Какое чувство испытывал поэт, написав это стихотворение? (сочувствие – на доску)

Сочувствовать – значит чувствовать одинаково, сострадать

V. Новый материал

    Вводное слово учителя

Доля русской женщины-крестьянки очень волновала поэта, и Некрасов продолжает эту тему в поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать отрывок из этой поэмы, узнаем о каких чертах русской женщины говорит Н.А. Некрасов.

(Запись темы в тетради)

Поэма «Мороз, Красный нос» была написана в 1863 году. Крепостное право было отменено за 2 года до ее написания, но жизнь крестьян не улучшилась.

    Словарная работа

(запись в тетради)

    Убогая – бедная

    Будни – трудовые дни

    Нужда – нищета

    Воздаяние – награда

    Не сробеет – не испугается

    Хата – дом

    Чтение учителем поэмы

О ком это стихотворение?

Правильно, о крестьянке.

VI . Физминутка

VII. Работа с текстом

    Чтение «по цепочке»

    Выборочное чтение

    С кем сравнивает поэт русскую женщину?

    Что говорят про нее? (2 столб.) (Пословица)

    Какой дорогой по жизни они идут? (3 столбик)

Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)

Посмотрите, как была одета русская женщина (картина женщина-крестьянка) (сарафан, кокошник, рубашка, лапти)

Как была одета мордовская женщина (картинка «Костюм мордвы»)

Отношение к работе (5 столбик)

Пословица: Труд человека кормит, а лень портит.

    Как отдыхает (6, 7 столбик)

    Смелость и решительность (8 столбик, иллюстр. на стр. 89)

    Что пишет Некрасов о семействе? (9, 10, 11, 12 столбики)

Работа с пословицей

Соберите пословицу:

Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

В народе про чистую прибранную избу говорили: «Не хата, а царская палата».

    Отношение окружающих к русской женщине (12 столбик)

Как бы вы озаглавили прочитанный отрывок из поэмы? («Крестьянка»)

    Картина «Крестьянка»

Показ картины

Подходит картина к отрывку поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Кого вы видите на этой картине? Что делает крестьянка?

    Чтение поэмы учениками

VIII. Творческая работа учащихся

Каждому ученику раздается листок с 2 столбиками поэмы «Мороз, Красный нос», в которых пропущены слова. Ученик читает стихотворение, вставляя пропущенные слова.

IX. Домашнее задание

Стр. 88-90 чит.; 2 столб. на стр. 88 наиз.

X . Итог урока

    Поэт убежден, что счастье народа в труде.

В своей поэме Н.А. Некрасов воплотил лучшие черты русской женщины. Какие? (Красивая, трудолюбивая, любящая, терпеливая)

Это стихотворение – гимн русской женщине.

XI . Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

образовательные:

  • создать, условия для знакомства обучающихся с отрывком из произведением Некрасова;
  • обеспечить осознанное восприятие обучающихся стихотворения Н.Некрасова.
  • исследовать содержание, язык произведения;
  • сравнить образ Мороза в творчестве Н. Некрасова со сказочным образом.
  • создать условия для написания обучающимися спнквейна - как способа характеристики персонажа.
  • формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально–творческую деятельность;

развивающие:

  • развивать умения проводить мини-исследования художественного текста;
  • умения высказывать и доказывать свою точку зрения.

воспитательные:

  • формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе;
  • воспитание культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста

Форма урока: урок-исследование.

Формирование УУД:

познавательные:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесное рисование, составление характеристики, написание синквейна);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • выделять существенные признаки объекта;
  • строить рассуждения.

регулятивные: развивать умения:

  • высказывать свои предположения на основе изученного материала;
  • формулировать тему и цель урока;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

коммуникативные:

  • строить речевые высказывания; работать в паре, согласовывать свои действия с партнёрами.

личностные:

  • развивать умения выказывать своё отношение к герою; выражать свои эмоции;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

предметные:

  • читать осознанно, выразительно, без ошибок;
  • работать с текстом: описывать героя (составлять словесный портрет литературного героя), его характер, на основе анализа произведения;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста.

Личностные :

  • проявлять: интерес к чтению русской поэзии; свои чувства при анализе произведения;
  • интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • выстраивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь слушать и понимать речь других;
  • оформлять свою речь в устной и письменной форме;
  • уметь работать в паре;
  • уметь находить в тексте ответы на вопросы;
  • уметь ориентироваться осуществлять анализ произведений;
  • уметь производить самооценку успешности учебной деятельности.

Основные понятия : олицетворения, эпитеты, сравнения, синквейн.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Оборудование : проектор, презентация к уроку, учебник “Литературное чтение”, 4 класс, Л.Ф. Климанова, (УМК “Перспектива”). Приложение .

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. (1 мин.)
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.

Давайте поприветствуем гостей нашего урока аплодисментами.

Спасибо, садитесь!

Определение темы, задач урока, мотивация. (5 мин.)
Начнём наш урок с “Мысли в подарок”

(Слайд 2) Прочтите эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание?

Значит, в какой форме пройдёт наш урок сегодня?

Девиз нашего урока:

А разве можно исследовать литературное произведение? Как?

Чтобы определить предмет нашего исследования, предлагаю Вам отгадать загадку.

Он вошёл - никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.

Какой бывает мороз?

Посмотрите на экран.

(просмотр видеоролика, в презентации кликнуть на снежинку)

– Знаком ли вам этот отрывок? Из какой сказки? (Морозко)

– А знаете ли вы, кто создал этот фильм? Слайд

Создателем этого фильма был известный режиссер-сказочник Александр Роу. Ваши бабушки и дедушки, мамы и папы выросли на его великолепных сказках.

Это мороз

трескучий, слабый, сильный

Добрый, заботливый, справедливый.

– Посмотрите на главного героя. Что вы можете сказать? Какой он?

Прослушайте отрывок и вспомните, о какой сказке идёт речь.

“Мальчик оглянулся.

Позади стоял высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого пушистого снега. Борода и усы старика были ледяные и позванивали тихонько, когда он говорил. Старик смотрел на мальчика не мигая. Не доброе и не злое лицо его было до того спокойно, что у мальчика сжалось сердце.

А старик, помолчав, повторил отчетливо, гладко, как будто он читал по книжке или диктовал:

Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры до времени. Ни малейшего вреда. Ты знаешь, кто я?

Вы как будто Дедушка Мороз? - спросил мальчик.

Отнюдь нет! - ответил старик холодно. - Дедушка Мороз - мой сын. Я проклял его, - этот здоровяк слишком добродушен. Я - Прадедушка Мороз, а это совсем другое дело, мой юный друг. Следуй за мной.

И старик пошел вперед, неслышно ступая по льду своими мягкими белоснежными валенками.

Евгений Шварц “Два брата”

Слайд

Каким здесь нам представляется Прадедушка Мороз?

Итак, что будет предметом нашего исследования?

Предположите, какой мороз – мороз – природное явление или мороз – литературный персонаж? Почему?

Вы совершенно правы.

Итак, каким может быть Мороз в литературных произведениях? А может быть? От чего это зависит? Возникла проблема?

Спокойный, равнодушный,

Мороз - литературный персонаж

Добрый, справедливый

Злой, равнодушный

Слайд - весы

– Давайте откроем учебник на с.125 и прочитаем название произведения, с которым будем работать. Прочтите имя поэта.

Что вы знаете об этом человеке?

Выдвижение гипотез.

– Давайте попробуем предположить, каким будет Мороз в стихотворении Некрасова

Сформулируйте гипотезу исследования. Слайд

– Какую же цель мы поставим для работы на уроке?

Цели :

познакомиться... с новым произведение

исследовать... характер героя

понять... что хотел нам сказать поэт.

Гипотеза : предположим, что Мороз в произведении Некрасова добрый, весёлый, крепкий.

Цель : выяснить, каким изобразил Мороза Некрасов в своём стихотворении.

Исследовательская работа
– Сегодня нам предстоит необычная работа – исследовать образ Мороза.

– При помощи, каких видов работ мы сможем это узнать? Как мы сможем это сделать?

Провести анализ произведения

Составить характеристику героя. (Найти в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения (т.е. такие приёмы описания, при помощи которых мы можем точнее, полнее представить образ этого героя)

– Посмотрите, что же у нас получилось? Слайд

План работы

Первичное восприятие текста.

– Я предлагаю вам прослушать это стихотворение в исполнении народного артиста СССР Алексея Николаевича Грибова. Но во время прослушивания ваша задача – следить за текстом и подчёркивать непонятные слова. Но в учебнике подчёркивать не рекомендуется, поэтому вы будете работать в листах.

– Понравилось вам произведение? Чем оно вас затронуло?

Повторное чтение с остановками.

Нам нужно передать образ Мороза через интонацию.

неспешно, важно, строго

Мороз обходит свои владения, осматривает, значит делает всё неспеша

- Как будем читать вторую часть? гордо, хвастливо

- чтение 1 четверостишия

– Какие непонятные слова вам встретились в этой части?

Какие владения обходит Мороз?

гордо, хвастливо

Бор – сосновый лес. Воевода – в старину предводитель войска на Руси. Дозор – сторожит.

Владенья – собственность.

Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится

- Каким представляется образ Мороза?

- чтение 2 четверостишия

А здесь, вы каким его представили?

Он какой?

открываю строчки на доске

строгий, грозный

- чтение 3 четверостишия

Что вы можете сейчас о нём сказать?

Он какой?

внимательный, чуткий, заботливый, утончённый, имеет изысканный вкус заботливый
- чтение 4 четверостишия

Как движется Мороз?

Какой внешний вид у Мороза?

важно, медленно

пугающий, устрашающий

косматая борода

- чтение 5 четверостишия

Как Мороз себя тешит, развлекает?

Он какой?

– Какое непонятное слово встретили?

шаловливый, игривый Палица – дубина с шипами утолщённая с одного конца, оружие русских богатырей
- чтение песни

–Прочитаем стихотворение до конца.

– Назовите непонятные слова.

Обоз – группа повозок.

Казна – ценности, деньги.

Не скудеет – не становится беднее

Добро – богатство.

- Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.

- Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами.

жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, блеском,

серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.

В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.

Алмазы, жемчуг, серебро – это метафора..
- Совпадает ли образ Мороза, уже сложенный у нас, с образом в его песне? Почему?

– Каким здесь показан Мороз?

– Найдём строчки, подтверждающие это:

строгий (Покорны метели, снега и туманы),

пугающий (Реки надолго упрячу под лёд),

любящий красоту (Я царство своё убираю...).

Сильным, огромным, суровым, властный, всемогущий, богатый, щедрый, волшебник)

Физминутка

Представьте, что в классе мороз.

Как дышится в морозную погоду?

Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха.

Подышим? Встали.

Я говорю слова, а вы показываете действия.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Шаг на месте, не спеша,

как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

ловим снег – хлопок в ладоши.

трудно, закрываем рот и нос

– На сколько частей можно разделить стихотворение? 1. Обход владений. Дозор.

2. Песня мороза. Хвастливая песня. Удалая песня

- Почему автор назвал Мороза воеводой? Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья.
- Обратите внимание на слово “воевода”, используя знания по русскому языку, ответьте на вопрос: Какое это слово?

– Как вы думаете, если Мороз – воевода, у него должно быть своё войско? Что же это за войско?

Сложное, состоит из двух корней, в транскрипции вой и вод, то есть водит воинов.

Метели, вьюги, снега.

– Портрет реального героя нарисовал Некрасов или сказочного? Почему вы так думаете?

– Ну а раз Мороз-воевода сказочный герой, то давайте попробуем найти в тексте те литературные приёмы, которые использовал Некрасов, чтобы мы ясно представили этого сказочного героя в образе живого человека. Что это за приёмы? (Слайд)

Сказочного, потому что реальный человек не сможет шагать по деревьям, перешагивать через реки.
Олицетворение – приписывание неодушевлённым предметам свойств и действий, присущих человеку.

– Найдите олицетворения, присущие Морозу. Прочитайте

ветер бушует; ручьи побежали; солнце играет; метели, снега и туманы покорны

Чтобы показать силу, могущество огромные размеры Мороза.

Эпитеты – Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее.

– Найдите эпитеты, относящиеся к Морозу.

косматая борода, удалая, хвастливая песня

чтобы мы яснее представили портрет этого героя

Сравнения – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому

Метафора – название одного предмета переносится на другой на основании их сходства

Проведём исследования в группах

1 группа: “Реалисты”

Дополните образ Мороза, ответив на вопросы:

1. О каких ледяных мостах говорится в песне?

2. Почему Мороза можно назвать “строителем”, “созидателем”?

3. Какими богатствами он владеет?

2 группа: “Оптимисты”

Докажите, что Мороз – положительный герой

3 группа: “Пессимисты”

Докажите, что Мороз – отрицательный герой

4 группа: “Журналисты”

Словесно нарисуйте образ Мороза-воеводы

упрячу под гнёт, царство моё убираю в алмазы, жемчуг, серебро

Сравнение двух образов Морозов.

– Вспомните фрагмент из фильма “Морозко”. Похож ли Некрасовский Мороз-воевода на героя фильма Александра Роу? В чём отличия и сходство?

Чем же отличается образ Мороза у Н.Некрасова от образа в русских сказках?

В сказках Мороз добрый, может пожалеть, может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый. А у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. В сказках он - Морозко, а у Некрасова - Мороз-воевода.
Какими эпитетами его можно наградить?

Какова основная мысль стих-ния?

Составление синквейна.

А теперь разделимся на 2 группы.

– Предлагаю составить портрет Мороза – воеводы.

– Какой он? Подберите и запишите 2 прилагательных.

– Какие действия он совершает? Запишите 3 глагола

– Составьте предложение из 4 слов, выражающее ваше личное отношение к Морозу-воеводе.

– Какие ассоциации вызывает у вас слово Мороз-воевода? Запишите одним словом.

Проверка.

Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.
Итог и рефлексия.

Произведение какого поэта мы читали на уроке?

– Как оно называется?

– Какую цель мы ставили в начале урока? (Слайд).

– Достигли ли мы поставленной цели? (Да).

Подтвердилась ли наша гипотеза?

– Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в начале урока, описанию Мороза в стихотворении Некрасова?

– С чем это связано?

– Какие приёмы использовал Некрасов, чтобы показать нам Мороза - воеводу во всей своей красе?

Каким мы его увидели?

Какой, по-вашему мнению, образ соответствует стихотворению?

– Какая работа показалась вам самой интересной?

– В чём вы испытали затруднения?

– Закончите предложение: Слайд

Соприкосновение с поэзией Некрасова помогло мне.....(увидеть красоту русской природы, увидеть необычное в обычных вещах).

Не совсем.

Мы строили свои предположения, не прочитав произведения.

Сравнения, эпитеты, олицетворения.

он властный, всемогущий, богатый, сильный, щедрый, волшебник

Ребята, так какая же зима у Некрасова?

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?

Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?

Некрасов нам говорит: “Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты и, в обычном увидишь необычное”.

Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (да)

живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться.

что природа и зимой тоже красива, не смотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг и увидишь чудо

Оценивание работы на уроке.

Самооценка.

Какую оценку за урок вы бы себе поставили?

Взаимооценка.

Кому на уроке вы хотели бы сказать спасибо за плодотворную работу? Без кого бы наш урок не получился?

- Рефлексия эмоционального состояния.

Домашнее задание.

– Задание на дом вы можете выбрать для себя сами:

1. составить сказку о Морозе – воеводе

2. выучить любую часть стихотворение наизусть

3. подготовить выразительное чтение стихотворения.

Долбунова Елена Владимировна

ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Учитель русского языка

Тема: Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией Н.А. Некрасова, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

Задачи:

    Изучение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

2. Закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

3. Обогащать активный словарь учащихся.

4. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.

5. Развивать гибкость мыслительных процессов путем использования различных заданий.

6. Развивать связную устную речь учащихся.

7. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

8. Воспитывать любовь к Родине, к труду, уважение к женщине.

9. Заучивание отрывка из поэмы наизусть.

Оборудование:

    Портрет Н.А. Некрасова

2. Картины: «Женщина-крестьянка в русском наряде», «Женщина-крестьянка в мордовском наряде»

3. Иллюстрация к поэме

4. Индивидуальные карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся

5. Толковый словарь С.И. Ожегова

6. Пословицы

7. Наборное полотно

8. Картина «Крестьянка», «Бурлаки на Волге»

9. Фонограммы песен на стихи Н.А. Некрасова

Структура урока

I . Орг. момент

II . Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова

III. Чтение учащимися стихов

1. Беседа

2. Выборочное чтение

3. Вывод

V . Новый материал

1. Вводное слово учителя

2. Словарная работа

3. Чтение учителем отрывка поэмы

VI . Физминутка

VII. Работа с текстом

    Чтение по цепочке

    Выборочное чтение

    Работа с картиной «Крестьянка»

    Чтение с выражением отрывка поэмы учащимися

IX . Домашнее задание

X . Итог урока

XI . Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова

Ход урока

I . Орг. момент

— Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов XIX века. Наш урок посвящен поэзии Н.А. Некрасова.

Главной, основной темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа. О тяжелой безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. О себе Некрасов говорил: «…Я лиру посвятил народу своему».

II . Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова.

Вспомните, что вы знаете о жизни Некрасова.

Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, через три года после рождения сына навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешнева.

Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Но здесь же, на этой «благославенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обитым бечевой…

Рано открылось Некрасову «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян.

Мать Николая, Елена Андреевна, была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела. Все свое время и любовь мать отдавала детям. Мальчик очень любил свою мать. Умерла она рано. Некрасов посвятил ей несколько стихотворений.

В 1832 году отец отдал двух старших сыновей, Андрея и Николая, в Ярославскую гимназию. Однако закончить гимназию мальчикам не удалось, т.к. отец отказался платить за их обучение. Николай уезжает в Петербург с желанием поступить в университет. К сожалению, его мечта не осуществилась. Не хватило знаний, чтобы хорошо сдать экзамены. Для себя он сделал вывод: надо работать не покладая рук. Некрасов занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести. У него появляются друзья среди писателей и поэтов.

Тяжелые впечатления детства, страдания крепостных крестьян, непосильный труд бурлаков – все это оставило в душе Некрасова неизгладимый след. Он становится первым народным поэтом.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Несмотря на болезнь, он не переставал работать. Строчки одного из последних стихотворений Некрасова звучат как его завещание потомкам:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо всем скажет сердечное

Русский народ…

В своих стихах поэт высказал мысли и чаяния простых людей.

Стихи написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком. Его стихи переложены на музыку. В стихах Некрасов рассказывает о душевных качествах простого русского человека, умеющего в самых невыносимых условиях делать добро.

III . Чтение учащимися стихов

— Послушайте стихотворения Н.А. Некрасова.

Ученики читают стихотворения Н.А. Некрасова.

IV . Проверка домашнего задания

    Беседа

— В каком стихотворении Н.А. Некрасов рассказывает о женской доле?

(«В полном разгаре страда деревенская…»)

— Какими близкими по значению словами можно заменить слово «доля»?

Выберите (часть, участь, судьба)

наборное полотно

— Что писал поэт о доле русской крестьянки? Узнаем из домашнего стихотворения (1 столбик).

Проверка домашнего задания.

2. Выборочное чтение учащихся

1. Зной

2. Укусы насекомых

3. Порезала ногу

4. Маленький ребенок

Сделайте вывод: В чем тяжесть женского подневольного труда?

— Какой была доля русской женщины? (тяжелой, трудной, радостной)

3 . Вывод

— К чему призывает поэт женщину?

(соберите слово «терпение»)

— Найдите и прочитайте в тексте (7 столбик)

— Тяжелой и трудной была судьба русской женщины-крестьянки, но в XIX веке она не могла быть другой.

— Какое чувство испытывал поэт, написав это стихотворение? (сочувствие – на доску)

Сочувствовать – значит чувствовать одинаково, сострадать

V. Новый материал

    Вводное слово учителя

Доля русской женщины-крестьянки очень волновала поэта, и Некрасов продолжает эту тему в поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать отрывок из этой поэмы, узнаем о каких чертах русской женщины говорит Н.А. Некрасов.

(Запись темы в тетради)

Поэма «Мороз, Красный нос» была написана в 1863 году. Крепостное право было отменено за 2 года до ее написания, но жизнь крестьян не улучшилась.

    Словарная работа

(запись в тетради)

    Убогая – бедная

    Будни – трудовые дни

    Нужда – нищета

    Воздаяние – награда

    Не сробеет – не испугается

    Хата – дом

    Чтение учителем поэмы

— О ком это стихотворение?

— Правильно, о крестьянке.

VI . Физминутка

VII . Работа с текстом

    Чтение «по цепочке»

    Выборочное чтение

    С кем сравнивает поэт русскую женщину?

    Что говорят про нее? (2 столб.) (Пословица)

    Какой дорогой по жизни они идут? (3 столбик)

— Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)

— Посмотрите, как была одета русская женщина (картина женщина-крестьянка) (сарафан, кокошник, рубашка, лапти)

— Как была одета мордовская женщина (картинка «Костюм мордвы»)

— Отношение к работе (5 столбик)

Пословица: Труд человека кормит, а лень портит.

    Как отдыхает (6, 7 столбик)

    Смелость и решительность (8 столбик, иллюстр. на стр. 89)

    Что пишет Некрасов о семействе? (9, 10, 11, 12 столбики)

Работа с пословицей

Соберите пословицу:

Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

В народе про чистую прибранную избу говорили: «Не хата, а царская палата».

    Отношение окружающих к русской женщине (12 столбик)

— Как бы вы озаглавили прочитанный отрывок из поэмы? («Крестьянка»)

    Картина «Крестьянка»

Показ картины

Подходит картина к отрывку поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Кого вы видите на этой картине? Что делает крестьянка?

    Чтение поэмы учениками

VIII . Творческая работа учащихся

Каждому ученику раздается листок с 2 столбиками поэмы «Мороз, Красный нос», в которых пропущены слова. Ученик читает стихотворение, вставляя пропущенные слова.

IX. Домашнее задание

Стр. 88-90 чит.; 2 столб. на стр. 88 наиз.

X . Итог урока

    Поэт убежден, что счастье народа в труде.

— В своей поэме Н.А. Некрасов воплотил лучшие черты русской женщины. Какие? (Красивая, трудолюбивая, любящая, терпеливая)

Это стихотворение – гимн русской женщине.

XI . Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова

Тема : Есть женщины в русских селениях

Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, красный нос"

Цели :

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. Некрасова;

Развивать навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусств;

Формировать читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;

Формировать навыки анализа лирического текста;

Учить формировать свое отношение к прочитанному;

Воспитывать чувство любви к русской поэзии;

Воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи :

Уметь определять роль тропов в создании образа;

Уметь определять тематику, описывать лирического героя;

Развивать навыки правильного, осознанного выразительного чтения.

Оборудование : портрет Н. Некрасова, репродукция картины А. Пластова Зима, мульимедийная презентация, кластер, раздаточный материал, лексические словари.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают наизусть отрывок из стихотворения "На Волге"

3. Актуализация знаний

Работа с презентацией . На слайдах представлены образы русских женщин: дворянки, крестьянки, работницы, женщины времен Великой Отечественной, современной женщины.

Беседа по презентации :

Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины)

Как вы это определили?

Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие)

4. Постановка целей урока

Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.

А) Лексическая работа

Учащиеся выписывают из словаря толкование слов "Идеал", "Образ".

Б) Составление кластера

Давайте попробуем создать образ идеальной русской женщины-крестьянки.

К созданному образу подобрать картину из представленной галереи.

В) Целевая установка

Как вы думаете, совпадет ли созданный нами образ с образом, который представил нам Н. Некрасов?

5. Работа с текстом

Чтение отрывка из поэмы "Мороз, красный нос" со слов "Есть женщины в русских селениях".

Учащиеся сравнивают образы, делают выводы.

Определение рифмы (перекрестная)

(Картина Пластова "Зима" )

6. Аналитическая работа с текстом

А) Общая беседа

Назовите центральное событие поэмы. (Смерть крестьянина)

Но вот парадокс: поэму все считают эпической, посвященной судьбе русского народа. Намеренно сузив проблематику до описания одной крестьянской семьи, Некрасов, тем не менее, рисует общую эпическую картину судьбы русского народа. Эта идея весьма характерна для литературы XIX столетия. Одна семья - это часть общего мира, ее квинтэссенция.

Найдите в тексте, как описывает Некрасов глаза плачущей Дарьи. (Они как бы растворяющиеся в сером, пасмурном небе, плачущем ненастным дождем. А потом они сравниваются с хлебным полем, истекающим перезревшими зернами-слезами.)

Только эпический поэт мог дерзко соотнести снежную равнину в алмазах с очами Дарьи в слезах. Образный строй «Мороза» держится на этих широких метафорах, выводящих бытовые факты к всенародному бытию.

К горю крестьянской семьи в поэме прислушивается природа: как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народным колдовскими чарами Мороза.

Б) Работа в группах

Учащиеся приводят примеры из текста

2 группа: Найти сравнения и эпитеты, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки.

3 группа: Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.

(Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех)

В) Формулировка общего вывода

Учащиеся подводят итог проделанной работы. Нацелить на понимание, что образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба. Но при этом образ всегда положительный.

Г) Применение поискового метода

Найдите в тексте описание:

Внешней красоты женщины;

Внутреннего мира;

Женщина в работе;

Женщина на отдыхе;

Женщина как хранительница домашнего очага;

Женщина - мать.

Учащиеся ищут примеры в тексте. Подвести к выводу, что образ русской женщины - прекрасен.

Д) Работа по картине

Перед учащимися репродукция картины А. Пластова "Крестьянка в красной косынке"

Соответствует ли картина образу, созданному Н. Некрасовым? Почему?

7. Создание синквейна

Красивая, терпеливая

Любить, восхищаться, любоваться

Достойна уважения

Гордость.

8. Итоговая беседа

Как Некрасову удается создать реалистичный образ русской женщины?

Какие фразы стали крылатыми?

Сформулируйте свое отношение к прочитанному.

9. Подведение итогов урока и выставление оценок

Что нового вы узнали о творчестве Н. Некрасова?

Какие формы работы на уроке были интересны?

10. Домашнее задание

1. Выучить отрывок из поэмы "Мороз, красный нос" наизусть.

2. Написать эссе на тему "Русские женщины"

Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.