Термины. Примерные образцы библиографических описаний Выполнение тестовых заданий

Пред-по-ла-гаю-ще-го мо-дель цер-ков-но-го уст-рой-ст-ва, ко-гда ка-ж-дой об-щи-ной (кон-гре-га-ци-ей) управ-ля-ют из-би-рае-мые свя-щен-ни-ки (про-по-вед-ни-ки, пас-то-ры), ста-рей-ши-ны (пре-сви-те-ры) и диа-ко-ны.

Их со-б-ра-ние на-зы-ва-ет-ся сес-си-ей, или кон-си-сто-ри-ей. Сес-сии оп-ре-де-ля-ют по-ря-док всех ду-хов-ных дел (например, рас-по-ря-док бо-го-слу-же-ний в об-щи-не), име-ют власть при-ни-мать в об-щи-ну, от-лу-чать и на-ка-зы-вать ве-рую-щих. Гео-гра-фи-че-ски близ-кие об-щи-ны объ-е-ди-не-ны в пре-сви-те-рии. Не-смот-ря на то что лишь ме-ст-ная об-щи-на пол-но-моч-на вы-би-рать про-по-вед-ни-ков, её вы-бор дол-жен быть одоб-рен пре-сви-те-ри-ей, ко-то-рая впра-ве пе-ре-ме-щать свя-щен-ни-ков, от-стра-нять их от служ-бы, ор-га-ни-зо-вы-вать но-вые церк-ви и кон-тро-ли-ро-вать слия-ния церк-вей.

В рам-ках круп-но-го ре-гио-на пре-сви-те-рии объ-е-ди-ня-ет си-нод (иг-ра-ет роль апел-ля-ци-он-но-го су-да). Выс-ший ор-ган ка-ж-дой пре-сви-те-ри-ан-ской Церк-ви - ге-не-раль-ная ас-самб-лея (обыч-но со-би-ра-ет-ся еже-год-но; вклю-ча-ет де-ле-га-тов - свя-щен-ни-ков и ста-рей-шин, из-би-рае-мых пре-сви-те-рия-ми). Во мно-гих пре-сви-те-ри-ан-ских церк-вах к пас-тыр-ско-му слу-же-нию до-пус-ка-ют-ся жен-щи-ны.

Пре-сви-те-ри-ан-ская мо-дель цер-ков-но-го уст-рой-ст-ва впер-вые сло-жи-лась в XVI веке в Же-не-ве при Ж. Каль-ви-не . Од-на-ко на-име-но-ва-ние «пресвитериане» за-кре-пи-лось за её адеп-та-ми в анг-лоя-зыч-ных стра-нах, то-гда как церк-ви, ис-то-ри-че-ски вос-хо-дя-щие к каль-ви-ни-ст-ским об-щи-нам кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пы, тра-ди-ци-он-но на-зы-ва-ют ре-фор-мат-ски-ми (смотрите «Ре-фор-ма-ты»).

Боль-шое зна-че-ние в рас-про-стра-не-нии идей Ж. Каль-ви-на на Бри-тан-ских островах име-ла дея-тель-ность шотландского про-по-вед-ни-ка Дж. Нок-са , в ча-ст-но-сти спо-соб-ст-во-ва-ла про-воз-гла-ше-нию в 1592 году пре-сви-те-ри-ан-ст-ва официальной государственной ре-ли-ги-ей Шот-лан-дии. В начале XVIII века пе-ре-се-лен-цы из Шот-лан-дии при-нес-ли пре-сви-те-ри-ан-ст-во в Северную Ир-лан-дию.

В Анг-лии пресвитериане бы-ли од-ной из наи-бо-лее мно-го-численных групп пу-ри-тан, иг-ра-ли важ-ную роль в Анг-лий-ской ре-во-лю-ции XVII века и в «Слав-ной ре-во-лю-ции». Окон-ча-тель-но по-лу-чи-ли сво-бо-ду ве-ро-ис-по-ве-да-ния в Анг-лии вме-сте с другими про-тес-тан-та-ми-нон-кон-фор-ми-ста-ми по Ак-ту о ве-ро-тер-пи-мо-сти 1689 года. В XVII веке круп-ные об-щи-ны пресвитериане воз-ник-ли в английских ко-ло-ни-ях в Северной Аме-ри-ке, позд-нее - так-же в Ав-ст-ра-лии и Но-вой Зе-лан-дии. С XIX века пресвитериане актив-но уча-ст-во-ва-ли в про-тес-тант-ской мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти (че-рез Лон-дон-ское мис-сио-нер-ское общество и другие ор-гани-за-ции) в Аф-ри-ке, Азии и Океа-нии, в XX веке - так-же в Латинской Аме-ри-ке.

Об-щая чис-лен-ность пресвитериане около 60 миллионов человек (начало 2010-х годов). На нач. XXI веке боль-ше все-го пресвитериан про-жи-ва-ло в США, Рес-пуб-ли-ке Ко-рея, Ве-ли-ко-бри-та-нии, Ма-ла-ви, Га-не, Ке-нии, ЮАР, Но-вой Зе-лан-дии, Мек-си-ке.

Боль-шин-ст-во пре-сви-те-ри-ан-ских церк-вей вхо-дит в соз-дан-ный в 1970 году Все-мир-ный аль-янс ре-фор-мат-ских церк-вей (пре-сви-те-ри-ан и кон-гре-га-цио-на-ли-стов).

Преимущественно XVI и XVII вв., в Англии, Шотландии и североамериканских английских колониях, державшиеся пресвитериально-синодального устройства церкви (см. Пресвитерианство). В Шотландии направление это возобладало с самого начала Реформации. В 1560 г. под влиянием Нокса был установлен пресвитерианский строй; в 1578 г. он был дополнен Мельвилем, в 1592 г. получил утверждение парламента и был признан государственной церковью Шотландии. В царствование Иакова I и Карла I, старавшихся перенести в Шотландию епископальную церковь, шотландские П. подверглись стеснениям. В 1638 г. введение англиканской литургии в Эдинбурге вызвало восстание и образование церковно-политического союза под именем ковенанта (см.). Шотландские П. соединились во время революции с английскими (1643). После новых попыток Стюартов в эпоху Реставрации стеснить П. церковное устройство их окончательно утвердилось в 1689 г. Многие шотландские П. перешли в XVII в. в качестве колонистов в Ирландию и американские колонии. В Англии при Елизавете П. выделяются в качестве особой церковной партии из общей массы пуритан. Направителями движения были английские беглецы эпохи Марии Кровавой, побывавшие главным образом в Швейцарии, и ученики Кальвина и Нокса. Сначала заметно только стремление упростить культ и устранить символику - применение креста при крещении, коленопреклонения, особой священнической одежды и т. п. С принятием Елизаветой супрематии и единообразия веры, последовательные кальвинисты высказались против епископализма как иерархического злоупотребления и против королевского верховенства над церковью; они требовали отделения церкви от государства, сохранения одного священнического сана, более строгой церковной дисциплины, в духе женевской. Смещение в 1566 г. целой трети лондонских священников за несогласие с установленной церковью и другие суровые меры привели к разрыву; недовольные стали устраивать тайные сборища; в 1572 г. в Уондсворте близ Лондона они образовали первую приходскую организацию, с пресвитерием, т. е. советом священников и светских старейшин, во главе. Теоретическое обоснование английскому пресвитерианству дал Картрайт, бывший кембриджский профессор (в своем «Увещании к парламенту», 1572 г.). Уверенные, что воспроизводят у себя апостольскую церковь, П. необыкновенно строго держались «библейского» принципа, допуская лишь те черты, которые прямо указаны в Писании. Вопросы церковного устройства выступали у них все более и более на первый план. К концу царствования Елизаветы, несмотря на преследования, число П. значительно увеличилось, и общины в отдельных областях объединились в «классы». При Иакове I П. все более становятся в оппозицию правительству, особенно после неудачи церковного совещания в Гамитон-корте (1604). В парламентах конца правления Иакова и начала Карла I сила П. очень заметна; они являются ревностными поборниками старинных вольностей. В то же время пресвитерианские богословы и публицисты ратуют против светского направления в официальной церкви, против театра и фривольной литературы. Преследования правительства заставляют многих эмигрировать в Новую Англию. В социальном отношении к П. примыкают теперь городской зажиточный класс, в значительной мере среднее дворянство и отчасти крупная аристократия. В Долгом парламенте 1640 г. П. имеют преобладание. Они выражают явное сочувствие шотландскому ковенанту и в 1643 г., когда разгорается война с королем, заключают союз с шотландцами. Одновременно с установлением парламентского верховенства, П. начинают проводить церковную реформу, отменяют епископат и англиканский молитвенник (1643-1644). Съезд пресвитерианских богословов в Вестминстере решил приступить к организации английской церкви наподобие шотландской, но не добился того, чтобы парламент отказался от верховного надзора над церковью с предоставлением его национальному синоду. Скоро П. были оттеснены более крайними сектантами вследствие побед индепендентского войска. Это направило П. в сторону реакции. Так называемая вторая гражданская война (1647-49) представляет, в сущности, столкновение между пресвитерианской и индепендентской партиями, причем первая готова была пойти на соглашение с королем. Военные вожди торжествующих индепендентов изгоняют пресвитерианских представителей парламента, и это решает участь короля. Во время республики и протектората Кромвеля П. располагают частью приходов; в других преобладают более крайние сектанты. Недовольство существующими церковными порядками заставляет П. после смерти Кромвеля искать соглашения с Карлом II Стюартом. Парламент, реставрировавший в 1660 г. династию, состоял наполовину из П.; но король скоро стал на сторону непримиримого англиканства. Целым рядом актов П. вместе с другими диссидентами были лишены права занимать должности, потеряли своих проповедников и право свободного богослужения. Снова началась эмиграция, которая перенесла главную силу П. в Америку. В 1689 г. П. получили веротерпимость и при известных ограничениях были допущены к должностям. Эти ограничения были уничтожены актами 1779 и 1828 гг. В течение XVIII в. пресвитерианство потеряло свою силу в Англии, отчасти приблизившись к латитудинаризму и социнианству. В настоящее время П. насчитывают в Англии около 270 общин, в Ирландии (преимущественно потомки шотландских П.) - 560; в Северной Америке, где в эпоху основания колоний П. преобладали над другими сектантами, у них теперь около 7000 общин, распадающихся на много фракций. См. Weingarten, «Die Revolutionskirchen Englands» (1868); Webster, «History of the Presbyterian church in America» (Филадельфия, 1857); Lechler, «Geschichte der Presbyterial- und Synodalverfassung seit der Reformation» (Лейден, 1854).

течение в кальвинизме, возникшее в период Реформации в Шотландии и Англии, правое крыло пуритан. Выступали против королевского абсолютизма и поддерживавшей его англиканской церкви, сыграли важную роль в Английской революции XVII в. В 1640-1648 гг. фактически у власти до т. н. Прайдовой чистки. Как религиозное течение П. - разновидность кальвинизма в англоязычных странах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРЕСВИТЕРИАНЕ

англ., ед. ч. presbyterian, от греч. presbuteros - старший) - приверженцы ортодоксально-кальвинистских церквей (см. Кальвинизм) шотл.-англ. происхождения; политич. партия периода английской буржуазной революции 17 века. Пресвитерианская церковь в Шотландии была основана учеником Кальвина Дж. Ноксом; здесь уже в 1560 парламентом был принят пресвитерианский символ веры, а в 1592 пресвитерианская церковь была окончательно признана государственной. В 70-е гг. пресвитерианские общины возникли в Англии; П. составляли правое крыло пуритан. Олигархич. устройство пресвитерианской церкви (гл. роль в церк. управлении играли пресвитеры -старейшины, что передавало фактич. руководство церк. общинами в руки наиболее богатых прихожан) делало ее удобной для наиболее богатой части пуритан. От демократич. направлений пуританизма П. отличало требование строгого единообразия церк. культа, церк. централизации. С началом революции П. приобрели значение политич. партии, выражавшей интересы богатого купечества и банкиров Лондона, а также части зем. аристократии, связанной с капиталистич. формами произ-ва в с. х-ве. В собравшемся в 1640 Долгом парламенте П. имели значит. большинство и фактически стояли у власти до конца 1648; первоначально в их руках находилось и руководство парл. армией (граф Эссекс, граф Манчестер и др.). П. стремились использовать в качестве политич. орудия своего господства новую пресвитерианскую церковь, сменившую в качестве государственной старую англиканскую: после того, как в 1643 с Шотландией была заключена "Торжественная лига и ковенант" (см. "Ковенант"), пресвитерианство было введено в Англии в качестве обязательного для всех вероисповедания (декларировано постановлением 23 дек. 1644 т. н. Вестминстерского собрания (заседавший в 1643-49 кальвинистский синод); оно же выработало т. н. Вестминстерское исповедание, ставшее пресвитерианским символом веры). Однако узкоклас. политика П., к-рые считали революцию законченной, боялись народа, стремились к соглашению с королем, не соответствовала интересам не только нар. масс, но и широких слоев буржуазии и нового дворянства, группировавшихся вокруг индепендентов. В кон. 1648 после изгнания из парламента большей части П. (см. Прайдова чистка) власть перешла к индепендентам. В дальнейшем П., настроенные монархически, перешли в лагерь контрреволюции и способствовали реставрации Стюартов (1660). В качестве религ.-церк. течения пресвитерианство, кроме Шотландии и Англии (где П. получили свободу вероисповедания в 1689), распространилось в США (здесь пресвитериан больше, чем в к.-л. другой стране), нек-рых бывших англ. доминионах и колониях. По существу пресвитерианскими являются и другие ортодоксально-кальвинистские церкви (называемые чаще реформатскими). Лит.: Stephens J. V., The Presbyterian churches, divisions and unions, in Scotland, Ireland, Canada and America..., Phil., 1910.

В «Великой ремонстрации» нашли свое отражение классовые интересы английской буржуазии и нового дворянства - пресвитерианского купечества, деловых людей и толстосумов Сити, крупных мануфактуристов-суконщи- ков и землевладельческого дворянства, индепендентского джентри.

Несмотря на различие «интересов земли» и интересов, Связанных с торгово-промышленной деятельностью, несмотря на различие религиозных воззрений пресвитерианской буржуазии и индепендентского джентри, оба класса выдвинули общую экономическую, политическую и религиозную программу в борьбе с силами феодальной Англии. В годы гражданской войны происходит размежевание классовых интересов буржуазии и нового дворянства, выявляются противоречия. Эти противоречия особенно усиливаются потому, что идеи английского пуританизма в их наиболее радикальной трактовке овладевают массами, толкают их на углубление революции, в то время как крупная пресвитерианская буржуазия боится этого углубления революции и начинает пятиться назад, обнаруживая склонность к компромиссу с силами старой, феодально-абсолютистской Англии по всем основным линиям.

Наша задача состоит прежде всего в том, чтобы показать, какие изменения претерпевает «боевая теория» английской буржуазии.

Мы должны будем затем поставить вопрос о том, каков был для буржуазии и нового дворянства итог борьбы за буржуазную собственность.

К 1 июня 1642 г. относится последняя попытка избежать гражданской войны, предпринятая пресвитерианскими лидерами Долгого парламента: палата лордов и палата общин посылают Карлу I в Иорк «Девятнадцать предложений», принятие которых королем могло бы обеспечить мир, нормальные конституционные порядки и взаимоотношения между королем и парламентом. Эти предложения были посланы Карлу I в тот момент, когда король собирал вооруженные силы, взывая о поддержке к классам, стоявшим за старый, феодально-абсолютистский порядок.

Пресвитерианские лидеры стремились предотвратить гражданскую войну, хотя бы ценой больших уступок. Таков был смысл посланных парламентом Карлу I «Девятнадцати предложений».

Этот документ - наглядный пример того, как революционные по своему существу требования буржуазии и нового дворянства даже в канун гражданской войны скрывались за раболепно-роялистской фразеологией. В условиях подготовлявшейся Карлом I гражданской войны эти «пожелания» парламента звучали весьма наивно: восстановить законы против иезуитов, католических диссентеров, папистских священников; лишить лор- дов-папистов права заседать в верхней палате; не заключать браков королевских детей без согласия парламента; ввести некоторые изменения в церковное управление и порядок богослужения в соответствии с пожеланиями парламента; соблюдать «петицию о праве» и другие статуты, предложенные парламентом, и т. д. Все это типично пуританские требования, под которыми могли бы подписаться пресвитериане и индепенденты 20-х годов XVII в.

В «Девятнадцати предложениях» нашли отражение те мероприятия, на которые вынужден был пойти Долгий парламент в целях самозащиты от роялистских агрессоров. Так, парламентом был принят известный ордонанс о милиции, против которого решительно возражал Карл I в своих прокламациях, чтобы оправдать свою подготовку к гражданской войне. Карл I хотел оставить парламент безоружным и беззащитным, в случае если он начнет войну, что действительно вскоре и произошло. Милиция, хотя и недостаточно организованная, сыграла серьезную роль в наиболее опасные для парламента моменты начального периода гражданской войны. Не будь ее, исход войны мог бы быть иным. Мало того, стремясь предотвратить войну, парламент требовал роспуска вооруженных сил, набранных королем. Парламент настаивал на том, чтобы все форты и укрепления королевства были поручены начальникам, назначенным королем с согласия и одобрения парламента, и были изъяты из ведения злонамеренных лиц, подготовлявших гражданскую войну.

Сверх того, парламент настаивал на заключении тесного союза с Соединенными провинциями и другими государствами континента для борьбы с папой и католическими державами.

Таковы были те предложенные парламентом условия, при которых было возможно, по мнению пресвитерианской партии, рассмотрение финансовых вопросов, относящихся к «регулированию текущих доходов», и отпуск королю «дотаций» в размерах, превышающих прежние.

Чем же ответил Карл I на эти с виду весьма умеренные, «смиренные» предложения, клонившиеся в действительности к уничтожению абсолютизма.

Король решительно отверг «Девятнадцать предложений», усмотрев в них «покушение на конституцию и основные законы правительства». «Nolumus leges Angliae mutari» ,- высокомерно и категорически заявил король.

Гражданская война становилась все более неизбежной.

22 августа в Ноттингэме был поднят с большой помпой согласно традиционному ритуалу королевский «штандарт» - огромное знамя с изображениями королевских гербов по четырем углам, с короной в центре и указующим на нее с неба перстом - с надписью: «Воздайте кесарю должное ему». Для перенесения его были назначены четыре рыцаря-баронета, 600 пехотинцев и три отряда кавалеристов - в общем до 2 тысяч человек. Сам король со свитой из лордов и джентльменов принял участие в торжественной процессии, вместе с ним шел наследный принц, а также принц Руперт, которого Карл I только что произвел в рыцари «ордена подвязки». Это торжественное шествие и воздвижение «штандарта» означали объявление королем феодальной войны непокорному «феодалу» - «мятежному графу Эссексу» (командовавшему армией, собранной парламентом для защиты от вооруженной агрессии Карла I).

Так началась гражданская война между королем и парламентом, между силами старого порядка, не желавшими добровольно уйти с исторической арены, и людьми нового общественного порядка, пришедшего на смену старому.

В прокламации короля, собственноручно им исправленной и оглашенной герольдом перед «народом», точнее, перед толпой окружавших короля придворных, лордов и джентльменов вкупе с пехотой и отрядом кавалерии, Карл I весьма лицемерно сетовал и выражал свою «невы- ~ 1 «Не хотим изменять законы Англии» (лат.).

разимую скорбь и боль» при созерцании «смуты» в королевстве.

Король хотел путем вооруженного насилия положить «твердое основание миру и счастью всех своих «добрых подданных»». Предлагая парламенту мирные переговоры и гарантируя «королевским словом» безопасность и свободу участникам сопротивления абсолютистскому режиму, король снимал с себя ответственность за кровь, которая прольется в гражданской войне.

В послании, направленном обеим палатам парламента из Ноттингема 25 августа 1642 г., Карл I решил выступить открыто, отбросив феодальные фикции, которыми он хотел оправдать накопление вооруженных сил (якобы для подавления «мятежа» графа Эссекса). Англия оказалась перед фактом начинавшейся гражданской войны между двумя лагерями, на которые поделились классы английского общества.

Весьма характерно, что в этот решающий момент Карл I вновь поднимает вопрос, бывший стержнем конституционной, религиозно-политической борьбы и социально- экономических противоречий в течение первых четырех десятилетий XVII в. Это вопрос о королевской прерогативе, о собственности и свободе подданных.

Однако на все предложения короля шерламент ответил решительным отказом. Парламент заявил, что все дальнейшие переговоры с королем невозможны и нецелесообразны, пока не будет спущен поднятый Карлом I «штандарт» в Ноттингэме и отменена королевская прокламация, объявляющая графа Эссекса и обе палаты парламента преступниками и изменниками. Подняв «штандарт» и объявив войну парламенту, назвав действия обеих палат изменническими, король поставил парламент и вместе с ним все королевство вне своей защиты. Такова была твердая и решительная позиция, занятая Долгим парламентом в конце августа 1642 г.

Первый этап начавшейся гражданской войны характеризуется отсутствием какого-либо размежевания сил в масштабах всей страны. Как это характерно для подлинного Народного восстания, оно началось на поч& революционной инициативы низов.

Страна покрылась множеством крупных и малых очагов революции, которым противостояло не меньшее число очагов феодальной контрреволюции.

Поле битвы было разбросано не только по отдельным графствам, но и по отдельным поселениям внутри них.

Везде собирались отряды милиции, завязывалась борьба за овладение оружейными складами, опорными пунктами. Война складывалась из массы мелких стычек, в которых выявлялось соотношение борющихся сил на местах и которыми вскоре определилось размежевание их в масштабе всей страны.

Своеобразие тех дней хорошо передает сообщение мэра города Сент-Олбанс летом 1642 г.: «Курьер привез три прокламации: одну (парламентскую) о повиновении комиссарам по набору в милицию парламента, другую (королевскую) - запрещающую набор без большой печати короля, третью (парламентскую) -запрещающую расквартирование кавалерии» *.

О том, сколь велик был революционный подъем народных масс в начале гражданской войны, свидетельствует тот факт, что только за один день в милицию Лондона вступило около 4-5 тысяч добровольцев, было собрано большое количество оружия, денег и драгоценностей.

Добровольцы стали громить дома роялистов и заключать под стражу явных и тайных католиков.

Пользуясь этим подъемом, радикальные слои буржуазии провели в лорд-мэры города решительно настроенного пуританина Исаака Беннингтона.

В городе Колчестер - важном центре сукноделия - толпа разгромила дом сэра Джона Лукаса, собиравшего силы для короля, и заключила его под стражу. В доме знатной сторонницы католицизма Риверс восставшие захватили и уничтожили имущество стоимостью в 40 тысяч фунтов стерлингов.

В Кенте восставшие захватили замок Дувра и изъяли много оружия и денег в домах приверженцев короля.

О Норфоке сообщалось: «Щедрые добровольные пожертвования (парламенту) были собраны в городе и в графстве: швея принесла свой серебряный наперсток, повар - серебряную ложку, продавец вина - свой кубок».

В этих строках привлекает внимание социальная принадлежность инициаторов пожертвований в пользу парламента.

В списке жертвователей в пользу парламента из Сеф- фока мы находим вдову, принесшую мушкет и 20 шиллингов, другую вдову, внесшую 10 шиллингов, жителя (а шап), отдавшего саблю и шлем.

Главный источник сил парламента, его подлинная опора - низы. Это было очевидно уже многим современникам революции.

Джеймс Дауэлл отмечал, что жители городов, в большей своей части торговцы и ремесленники, воспитанные в традициях самоуправления, оказались на стороне парламента. Историк Долгого парламента Мэй писал, что на стороне парламента стояли фригольдеры и йомены восточной Англии.

Проповедник Бакстер подчеркивал, что лишь меньшинство джентри встало на сторону парламента, зато в защиту его выступили «большая часть торговцев, ремесленников, фригольдеров и средний сорт людей», в особенности в тех корпорациях и графствах, где было развито сукноделие.

С другой стороны, оплотом короля была средняя знать и та часть джентри, которая еще базировалась на феодальных отношениях собственности. Они широко субсидировали короля деньгами, снаряжали для него за свой счет отряды кавалерии, превращали свои усадьбы в опорные пункты роялистов. Достаточно привести пример графа Гламоргена, который после реставрации предъявил королю счет на сумму в 918 тысяч фунтов стерлингов.

На стороне короля оказались ростовщики двора, верхушка торговых компаний, совладельцы королевских монополий.

Наконец, характерно, что везде, как правило, на стороне контрреволюции выступало англиканское духовенство. Оно оказывало активную помощь королю не только «словом божьим», но и деньгами, оружием, драгоценностями. Так, например, в Кентерберийском соборе восставшие обнаружили склад оружия и пороха. В городе Чичестере духовенство оказывало активное содействие джентльме- нам-роялистам в захвате местного арсенала, а за оградой собора обучался кавалерийский отряд роялистов.

Не удивительно поэтому, что восставшие низы во многих местах громили англиканские церкви наряду с усадьбами роялистов, разбивали стекла, органы, уничтожали изображения Христа, изгоняли роялистски настроенных священников. Следует, однако, подчеркнуть, Что парламент й главнокомандующий его армии граф Эссекс отнюдь не использовали возможности добиться скорой победы над королем. Вопреки своей декларации (сентябрь 1642 г.), где было заявлено, что вооруженные силы парламента будут распущены не ранее, чем король отдаст на суд парламента всех «делинквентов» и злоумышленников, толкавших Карла I на путь гражданской войны, парламент не раз вопреки решению возобновляет переговоры с королем и ведет таковые в 1643, 1644, 1645 я 1646 гг. Такая непоследовательность парламента объясняется позицией его пресвитерианского большинства, стремившегося к разрешению конфликта между королем и парламентом не путем доведения начатой королем гражданской войны до решительного конца, а путем переговоров о восстановлении нормальных конституционных порядков, Путем компромисса с короной.

Объясняется это и тем, что в ходе самой гражданской войны, в процессе развития военных операций растут коренные противоречия между пресвитерианской и индепендентской партиями, между пресвитерианской буржуазией, весьма умеренной в своих политических претензиях, и революционной частью дворянства, опиравшегося на крестьянство и городские низы.

Чтобы понять существо противоречий между пресвитерианами и индепендентами и проследить изменение в соотношении классовых сил в годы первой гражданской войны, необходим анализ каждого из этапов войны.

В конце 1642 - январе 1643 г. графу Ньюкастлу, одному из главных организаторов вооруженных сил, входивших в состав королевской армии, удалось образовать ассоциацию северных графств и утвердиться в Западном Йоркшире. Перед лицом весьма серьезной угрозы потери всего йоркшира и важных промышленных центров - Лидса, Галифакса и Брэдфорда (местные суконщики были естественными сторонниками и оплотом парламента) - палата общин и лорды вопреки прежнему своему решению вновь обращаются к Карлу I со «смиренными пожеланиями и предложениями». Предложения эти были направлены 1 февраля 1643 г. в Оксфорд - главную квартиру короля. Они отражают точку зрения сторонников мирного разрешения конфликта и окончания гражданской войны путем переговоров с Карлом I.

Эти переговоры имели место, несмотря на начало открытых военных действий, в которых определился перевес материальных и людских ресурсов на стороне парламента. Однако в первом крупном сражении между армией короля (кавалерами) и армией парламента (круглоголовыми), состоявшемся под Эджхиллом 23 октября 1642 г., выявилось преимущество роялистской кавалерии. Кромвель, участвовавший в этом сражении в чине простого капитана, без труда разгадал, в чем истинная причина военной слабости парламента. Как известно, он увидел ее в отсутствии в армии Эосекса революционного вдохновения, так как она состояла из наемных служак, которым безразличны были цели войны и ее исход.

«Неужели вы думаете,- спрашивал он своего кузена Гемпдена,- что души этих тупых и подлых людей когда- либо будут в состоянии померяться силами с джентльменами... Вы должны набрать людей такого духа, который заставлял бы их вести себя по джентльменски». Несколько позже в одном из своих писем Кромвель развивает эту мысль: «Я предпочитаю простоватого капитана в грубошерстном кафтане, который знает, за что он сражается, и любит то, что сознает, тому, кого вы называете джентльменом и который больше ничего собой не представляет».

Это была по сути дела программа использования в интересах победы революционной энергии народных масс.

Но именно этого всячески избегали пресвитериане в парламенте и в руководящей верхушке армии. Граф Эссекс не только всячески оттягивал первое столкновение с армией короля, чем дал ему возможность выиграть драгоценное время, но и без всякого основания отступил после сражения под Эджхиллом. Вскоре он дал королю невредимым уйти из-под Тернгем-Грина и обосноваться в 30 милях от Лондона - в Оксфорде. Истинный мотив своего поведения Эссекс раскрыл позднее следующим образом: «Неужели же нашим вознаграждением за труды будет ропот потомков, что для освобождения их от ига короля мы подчинили их тирании простого народа?» Отсюда очевидно, что победа без народа либо полупобеда путем мирного соглашения с королем было единственно приемлемым для пресвитериан исходом начавшейся борьбы.

Не удивительно, что по своему тону и характеру предложения 1 февраля 1643 г. напоминают документ, посланный королю в Йорк восемь месяцев тому назад («Девят надцать предложений»). Гражданская война рассматривается авторами новых предложений как явное недоразумение, возникшее в результате «заговора папистов», склонивших на свою сторону короля,- это граф Ньюкастл, лорд Герберт Реглан и другие видные члены злонамеренной папистской партии, поставившей своей целью искоренение протестантской религии и истребление всех тех, кто ее признает.

Король оказался вовлеченным в эту смуту и распрю, принесшую «великое несчастье и беды» Англии.

Гражданская война отнюдь не рассматривается авторами новых предложений, посланных в Оксфорд, в качестве единственно возможного способа разрешить противоречия между новыми и старыми классовыми силами английского общества, а является, по их мнению, недоразумением и источником величайших бед.

Парламент предлагает мир королю, настаивая лишь на выдаче на суд парламента дурных советников. Если король пойдет на это и изъявит тем самым желание искоренить папизм в королевстве, то мир, правда и справедливость смогут быть восстановлены. Лорды и коммонеры вновь заявляют королю о своей лояльности и глубокой преданности ему всего английского народа.

Чего же в основном требует от короля парламент? 1.

Роспуска армии, разоружения делинквентов и передачи их парламенту для законного суда над ними. 2.

Уничтожения епископального строя английской церкви, устранения «суеверных нововведений», упорядочения церковной жизни и управления путем созыва совещания «благочестивых, глубоко религиозных и ученых богословов», а также путем издания соответствующих актов парламента, относящихся к церковным делам, которые должны были быть проведены в законном порядке через парламент.

Вновь мы имеем дело с типично пресвитерианскими требованиями церковной реформы, весьма умеренного «углубления» реформации и принятия административных мер против иезуитов, католических, диссентеров и католических священников. Предполагалась выработка текста присяги для наиболее эффективного выявления диссентеров и их осуждения (отказ от верховенства папы, от учения о пресуществлении, о чистилище, от почитания крестов и икон).

В ходе переговоров был поставлен вопрос об амнистии части делинквентов, уплативших композиции. Предполагалось исключить лишь наиболее видных роялистов, организаторов королевской армии, да и то в весьма умеренной форме. Лорду Герберту Реглану должен был быть запрещен доступ ко двору короля, ц также занятие государственных должностей. Из акта об амнистии исключались также граф Ньюкастл, командовавший вооруженными силами короля, лорд Георг Дигби и лица, причастные к ирландскому восстанию. Подобно «Девятнадцати предложениям», новые предложения, посланные в Оксфорд, содержали рекомендацию тесного союза с Соединенными провинциями и другими протестантскими государствами континента.

Между тем положение дел на театрах военных действий становилось все более тяжелым для парламента. В конце июня 1643 г. Ньюкастл нанес серьезное поражение парламентским войскам под командой генерала Ферфакса при Эдвалтон-Муре, в результате чего весь промышленный район Йоркшира оказался в руках короля и роялистов.

Однако парламент предпочел иностранную помощь развязыванию революционной инициативы масс и начал переговоры с Шотландией. Парламент решил перетянуть шотландцев на свою сторону и предложил им заключить гражданскую лигу для совместной борьбы с королем. Шотландцы согласились на это предложение, но потребовали религиозного конвената, т. е. распространения пресвитерианского строя по шотландскому образцу на всю Англию в качестве основы гражданского и военного союза для борьбы с Карлом I. Очевидно, шотландцы не очень-то верили обещаниям, данным им королем, и предпочитали гарантию со стороны парламента. Однако принятие религиозного ковенанта с Шотландией было свя-, зано с рядом трудностей внутриполитического характера. Как известно, попытки тесной англо-шотландской унии, которые делались еще при Якове I, не осуществились ввиду конкуренции и взаимных опасений английских и шотландских купцов и мануфактуристов. С другой стороны, на данном этапе, в критический для парламента момент гражданской войны, ковенант требовал уступок шотландским пресвитерианам, ограничивал рамками пресвитерианства задачи гражданской войны и должен, был неминуемо привести к углублению конфликта между пресвитерианским и индепендентским течением «пуританской» революции. Для индепендентов и примыкавших к ним более радикальных в религиозном и политическом отношениях групп принятие шотландского ковенанта шло вразрез с принципом независимости, самостоятельности отдельных религиозных общин - одного из основных требований английского индепендентства, враждебного принципу государственной церкви. Это означало ограничение религиозной «свободы» и крайних проявлений религиозного «индивидуализма», к которым стремились представители революционного джентри и демократических слоев населения.

И все же поражение, нанесенное Ньюкастлом на севере, и захват весьма важных для парламента промышленных центров толкали парламент на компромисс и соглашение с Шотландией. Шотландские пресвитериане боялись усиления индепендентства в Англии. Религиозный ковенант с Шотландией усиливал в Англии пресвитерианскую буржуазию и ограничивал возможности дальнейшего углубления реформации и связанной с ней политической и социальной борьбы.

Однако на деле дальнейшее развитие событий гражданской войны после победы над королем, одержанной при поддержке шотландцев, приводит к углублению религиозно-политических противоречий между пресвитерианским и индепендентским лагерями, чему способствует вмешательство в борьбу демократических слоев населения.

Торжественная лига и ковенант были заключены парламентом с шотландцами 25 сентября 1643 г. Составители этого документа исходили из предположения, что шотландская пресвитерианская церковь явится своего рода образцом протестантских реформированных церквей в отношении «учения, обрядов, дисциплины и церковного управления». По этому пресвитериански-синодальному образцу должно было быть установлено религиозное единообразие в Англии. Все остальные группы и партии, враждебные лиге и ковенанту, не только не допускались, но и объявлялись гонимыми и преследуемыми. Религиозная лига и ковенант должны были положить предел дальнейшему распространению индепендентства и других, более радикальных религиозных групп и течений, развитие которых было тесно связано с углублением социально экономических противоречий и борьбы классов. Заботясь о «чистоте» религии, авторы ковенанта стремились к искоренению не только «папизма и прелатства», т. е. англиканского епископата, но и всяческих «ересей, сектантства и безбожия», противоречивших пресвитерианской религиозно-политической доктрине как «единственно правильному учению», основанному на авторитете «божьего закона».

Одновременно составители лиги и ковенанта брали на себя обязательство «защищать личность и власть короля как блюстителя и защитника истинной религии и... вольностей королевства».

Заключив между собой «благословенный союз», т. е. ковенант во «славу божию», для блага всего королевства и «защищая честь короля», англо-шотландские ковенан^ торы клялись пред «лицом господа» содействовать по мере своих сил и возможностей победе своего дела, бороться со всякой оппозицией, подавляя ее, раскрывая и сообщая властям то, что должно быть устранено.

Характерна не только эта нарочито подчеркнутая лояльность по отношению к Карлу I, но и лицемерно-ханжеский тон ковенанта, особенно последней, заключительной его части. Составители ковенанта каются в своих «грехах», «смиренно» говорят о своих недостатках, о намерении «исправить свою жизнь» и выполнить свои обязанности пред богом и людьми. Заключая свой ковенант в «присутствии всемогущего господа - ясновидца всех сердец», его составители дают обещание подавать друг другу пример «истинного возрождения».

Таков был политический идеал и программа крупной пресвитерианской англо-шотландской буржуазии и заскорузлого, косного шотландского дворянства, объединившихся на платформе религиозного и политического ковенанта 1643 г.

Как религиозные, так и политические претензии англошотландского пресвитерианства, нашедшие весьма яркое отражение в анализируемом нами документе, находились, однако, в решительном противоречии с логикой развертывавшихся событий религиозно-политической, социально- экономической и классовой борьбы, исход которой решался гражданской войной.

Вступление шотландской армии в северные графства Англии в начале 1644 г. весьма решительно изменяет положение дел на северном театре военных действий в пользу в основном пресвитерианского парламента. В апреле 1644

г. командиры парламентской армии лорд Ферфакс и сэр Томас Ферфакс одержали победу над силами графа Ньюкастла при Сельби (11 апреля 1644 г.). Взятием Сельби было восстановлено сообщение между Западным йоркширом и Гулем. Вновь оживилась торговля сукном в Йоркшире, и это сильно подняло дух местных купцов и мануфактуристов, стоявших на стороне парламента. Изменилось и военное положение. Ньюкастлу угрожала опасность попасть в мешок между армией Ферфакса и шотландской армией, вторгшейся с севера. 2 июня 1644 г. произошла знаменитая битва при Марстон-Муре - первое серьезное поражение роялистов, имевшее большие последствия в ходе гражданской войны. Пехотой в этой битве командовал лорд Ферфакс, конницей на правом и левом крыле парламентской армии командовал шотландский генерал Лесли и пресвитерианский командир граф Манчестер. Участвовал в этой битве и Кромвель, стремительной атакой кавалерии опрокинувший правое крыло королевской армии, обративший его в паническое бегство и захвативший при этом артиллерию и обоз. Разгром королевской армии положил начало ее разложению. Нью- кастл и ряд офицеров бегут после битвы при Марстон- Муре на континент. Однако до полной победы в войне парламенту было еще далеко, и это объяснялось не военными причинами, а политикой пресвитерианского командования, не желавшего окончательной победы над королем. Не забудем, что пресвитерианские командиры сражались «за честь и власть» короны, хотя лозунгом парламентской армии в битве при Марстон-Муре было «С нами бог» в отличие от роялистского лозунга «Бог и король».

В связи с этим назревает конфликт между командующим парламентской восточной ассоциацией графом Манчестером и его генерал-лейтенантом Кромвелем, выдвинувшим против пресвитерианского командования ряд обвинений. Обвиняя Манчестера в крайней нерешительности, Кромвель заявил в связи с предпринятым парламентом осенью 1644 г. расследованием военных операций следующее: «Названный граф (т. е. Манчестер) всегда был не склонен и относился отрицательно к сражениям, был против окончания войны силой оружия, был за такой мир, для которого победа была бы минусом».

После битвы при Марстон-Муре и взятия Йорка парламентской армией Манчестер отклоняет все, что могло помочь достижению дальнейших преимуществ над неприятелем и использованию победы. Это двусмысленное поведение Манчестера, граничившее с предательством, стало особенно ясным, после того как в сражении при Деннингтонском замке этот парламентский генерал поставил армию парламента на такую позицию, будто он сознательно стремился к тому, чтобы обеспечить королевским войскам ряд преимуществ. При этом Манчестер действовал, как указывает Кромвель, по своему усмотрению, без Военного совета и часто даже вопреки распоряжениям комитета двух королевств, который должен был руководить операциями. Желая помочь Карлу I, Манчестер упускал благоприятные возможности для разгрома армии короля. Отсюда его стремление к компромиссу с Карлом I при условии выполнения заключенного с шотландцами ковенанта, т. е. введения в Англии, Шотландии и Ирландии пресвитерианского единообразия.

Совсем иначе понимал цели и задачи гражданской войны Кромвель, вождь индепендентского джентри, боровшийся за полную и решительную победу над королем. Эту партию не удовлетворяли условия политического и религиозного ковенанта, к осуществлению которых стремилась пресвитерианская буржуазия Сити и выполнявший ее волю Манчестер.

Понадобился Кромвель -«Робеспьер английской революции» (Энгельс), чтобы силой добить старый порядок и довести до решительного конца гражданскую войну. Для этого нужно было не только ликвидировать феодальноабсолютистскую монархию, разбив ее военный оплот, но и уничтожить феодальную форму собственности на землю, чтобы обеспечить развитие новых производственных отношений, соответствующих характеру производительных сил, выросших в Англии в первой половине XVII в.

Чтобы добиться решительной победы над королем, надо было устранить пресвитерианское командование. Нужно было создать новую, индепендентскую армию, пойдя на союз со всеми элементами, которые поддерживали эти цели борьбы. Нужен был союз с «низами» для достижения победы в гражданской войне.

Возникает конфликт между пресвитерианскими и ин- депендентскими генералами, углублению которого способствовал образ действий Манчестера и других пресвитерианских генералов. Не использовав плодов Марстон- Мурской победы, Манчестер уходит из йоркшира в графства восточной ассоциации. Два других пресвитерианских генерала - Эссекс и Уоллер были полностью дискредитированы крайне неудачным ведением операций на центральном, лондонско-оксфордском театре военных действий.

Карлу I, предпринявшему наступление на Лондон, едва не удалось захватить столицу; лишь силами лондонской милиции наступление королевской армии было приостановлено. Контрнаступление пресвитерианских генералов на Оксфорд, где была расположена главная квартира короля, закончилось позорным провалом. Эссекс и Уоллер были по очереди разбиты Карлом I. Разбитая парламентская армия также обнаруживает признаки разложения подобно роялистам при Марстон-Муре. Войска Уоллера.выходят из "повиновения и вместо наступления на Оксфорд поворачивают на столицу, требуя от парламента уплаты жалованья. Разбитый Карлом Эссекс бежит на запад, где его пехота сдается в плен королю. Лишь кавалерию удалось эвакуировать морем из Плимута.

Наконец, 27 октября 1644 г. королевские войска наносят соединенным силам трех парламентских генералов - Эссекса, Манчестера и Уоллера еще одно поражение в битве при Ньюбери. Парламент производит расследование. Кромвель вновь выступает в роли страстного обвинителя парламентского командования. В речи 9 декабря 1644

г. Кромвель настаивает на необходимости решительных военных действий против короля. В результате принимается известный «декрет о самоустранении», в силу которого под предлогом невозможности для членов парламента совмещать службу в армии были сняты с постов пре витерианские генералы. Манчестер, Эссекс и Уоллер были вынуждены уйти в отставку. Для Кромвеля было сделано исключение. 3.

Еще по теме 2. Пресвитериане и индепенденты в годы первой гражданской войны (анализ классовых сил):

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА БУРЖУАЗНОЙ ПОЛИТЭКОНОМИЕЙ И СОЦИОЛОГИЕЙ СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА И ИХ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Содержание статьи

    ПРЕСВИТЕРИАНЕ, протестантская деноминация, в которой церковная власть возложена на избранных представителей местных общин (конгрегаций) или более крупных объединений – пресвитерий. Название деноминации восходит к греч. presbyteros («старший», «старейшина»), оно указывает на особую систему церковного управления, осуществляемого пресвитерами, или старейшинами. В Европе церкви такого типа именуются реформатскими. Пресвитерианские и реформатские церкви составляют вместе крупнейшее ответвление протестантизма, численность которого во всем мире составляет ок. 46 млн. человек.

    Вероучение.

    Согласно пресвитерианской теологии, Бог открыл себя в природе, но, поскольку человек ослеплен грехом, Бог в дальнейшем предоставляет ему и отдельное откровение, записанное в Библии. Бог Дух Святой дает верующему возможность распознать в Библии слово Божье и понять его. Слово Бога, содержащееся в Ветхом и Новом Завете и проясненное Святым Духом, должно служить руководством во всех делах как отдельного христианина, так и совокупной христианской церкви.

    Пресвитериане верят в существование Триединого Бога и признают как божественную, так и человеческую природу Иисуса Христа . Они приняли общие для всех христиан учения о первородном грехе и вечной жизни, а многие верят в реальность непорочного зачатия. Считая себя духовными наследниками французского теолога Жана Кальвина (1509–1564), современные пресвитериане продолжают верить в Бога-Вседержителя, но не разделяют взглядов Кальвина на избрание и предопределение (к спасению или к погибели).

    Пресвитериане признают таинства крещения и евхаристии, или причащения, рассматривая каждое из них как средство достижения благодати Божьей. Крещение есть знак того, что христианин умер для греха и воскрес к новой жизни во Христе благодаря непосредственному действию Духа Божьего. Младенцев крестят во исполнение обетования, данного Богом детям верующих. Практикуются разные виды крещения – окроплением, обливанием и погружением, но в любом случае обряд крещения может осуществлять только пастор. Крещение совершается во имя Триединого Бога. Крестные родители не обязательны и присутствуют лишь в редких случаях. Евхаристия – воспоминание о смерти Христа на кресте. Верующие убеждены, что в причастии духовно присутствует Христос, его присутствие предполагается и во всех богослужениях; но при этом не считается, что он реально присутствует в хлебе и вине, хотя бы на какое-то время. Частота совершения евхаристии не регламентируется; в прошлом во многих церквах причащение совершалось раз в три месяца, но в последние десятилетия в некоторых общинах причащаться стали чаще. Проповедник (minister) повторяет слова Христа, которыми была установлена евхаристия (согласно рассказу апостола Павла о Последней Вечере, 1 Кор 11: 23-26), затем передает хлеб на блюде руководящим пресвитерам, наделяющим им участников богослужения, которые остаются сидеть на скамьях. Вслед за этим раздается и вино.

    Организация.

    Пресвитерианские церкви управляются группой служителей, в которую входят диаконы, руководящие пресвитеры и проповедники; последние именуются также наставляющими пресвитерами. Община выбирает пресвитеров и диаконов из числа своих членов посредством тайного голосования. Руководящие старейшины наряду с проповедниками ответственны как за управление местной общиной, так и за состоянием дел во всем пресвитерианском сообществе. Диаконы заботятся о нуждающихся и больных прихожанах. Пресвитериане подчеркивают равенство всех верующих и разделяют учение о всеобщем священстве верующих. Сан принимается не для достижения иного духовного статуса, а просто как знак осуществления определенной функции. Если проповедник назначен для работы в местной общине, он называется пастором. Проповедники осуществляют таинства и обряд ординации (посвящения в сан). Церковнослужители обладают равным статусом, сана епископа нет. Священство утрачивается лишь со смертью, через лишение сана или добровольное отречение. В некоторых пресвитерианских общинах проповедником может стать и женщина. Пресвитериане рассматривают сан как служение в рамках не только данной деноминации, но и вселенской церкви.

    Пресвитерианские и реформатские церкви управляются трибуналами, или судами, которые имеют четыре уровня, в их состав входят проповедники и руководящие старейшины, а в отдельных реформатских церквях – диаконы. Местными общинами управляют сессии, а в реформатских церквах – консистории. Сессии определяют порядок всех духовных дел, таких как, например, программа богослужения в общине: они имеют власть принимать, отлучать и наказывать верующих. Сессии отдельного округа образуют пресвитерии, или разряды (у реформатов). Хотя лишь местная община полномочна выбирать проповедников, ее выбор должен быть одобрен пресвитерией, которая вправе перемещать священников, отстранять их от службы, организовывать новые церкви и контролировать слияния церквей. Пресвитерии группируются вокруг синодов, которые собираются ежегодно и обладают небольшой реальной властью. Высший орган в пресвитерианстве – генеральный (у реформатов – национальный) синод, собирающийся ежегодно. В его составе члены, избранные пресвитериями и наделенные законодательными, исполнительными и судебными полномочиями.

    Зародыш пресвитерианского церковного устройства можно обнаружить в Новом Завете, где говорится, что обычная община имеет одного предстоятеля и несколько помощников. Современная пресвитерианская система управления, появившаяся в ходе Реформации, отличается от методов правления в других конфессиях. Организация по конгрегациональному принципу обеспечивает большую независимость местных общин. Так, при епископальном устройстве контроль за отдельными церквями и священниками возложен скорее на епископа, чем на пресвитерию; а организационная структура Римско-католической церкви предусматривает высшего земного правителя всемирной церкви – папу.

    Богослужение.

    На начальном этапе своей истории церкви реформатского исповедания на европейском континенте в своих богослужениях придерживались четко регламентированного обряда. Однако британские и американские пресвитериане под влиянием пуританизма стремились к упрощению службы. Они отказались от литургических молитв и пышных священнических облачений, предпочитают пение всей общиной. Позднее американские пресвитериане, под влиянием условий жизни на фронтире и роста ривайвелизма (движения духовного возрождения), еще больше упростили формы своего богослужения. В течение последней части 19 в. эти формы были пересмотрены в рамках всей деноминации, после чего началась их постепенная реформа. В 1906 Пресвитерианская церковь в США приняла Книгу общественного богослужения (Book of Common Worship ), к 1970 это руководство было заменено на Богослужебную книгу (The Worshipbook ) (использование этих книг не является строго обязательным).

    За сессиями отдельных церквей закреплено право определять свои богослужебные формы. Главное богослужение происходит воскресным утром. Оно включает молитвы и пение гимнов частью прихожан, чтение текстов из Библии проповедником или его помощником и обычно сопровождается одним или несколькими церковными песнопениями. Проповедник произносит проповедь на какую-либо тему по своему выбору. Служба длится обычно около часа; часто для удобства верующих проводятся два одинаковых богослужения подряд. Проповедники облачены в одежды, по виду напоминающие академические мантии. Престол, на котором совершается таинство евхаристии, находится на заметном месте перед проповеднической кафедрой или в задней части церковного алтаря.

    История.

    Наиболее четкие формулировки реформатского исповедания содержатся в Наставлении в христианской вере Жана Кальвина , впервые опубликованном в 1536. Кальвин с помощью основанных на Библии проповедей и строгой дисциплины стремился построить образцовые общество и церковь. Изгнанники из многих стран прибывали в Женеву и возвращались домой, распространяя его интерпретации церковного вероучения и практики. Во Франции первая реформатская община была основана в 1555. Несмотря на запрещения и преследования, это вероисповедание быстро распространялось. В 1559 было принято кальвинистское кредо - Галликанское исповедание , и те, кто поставил под ним свои подписи, стали называться гугенотами. Изданный Генрихом IV в 1598 Нантский эдикт предоставил гугенотам больше свобод в исповедании их религии и восстановил ранее отобранные у них политические права и личные привилегии. Эдикт был отменен в 1685, и тысячи французских гугенотов вынуждены были покинуть страну. Первоначально реформатское вероисповедание преследовалось и в Нидерландах. Реформаты действовали здесь сообща с теми, кто боролся с испанским владычеством; независимость была официально признана в 1648. В Нидерландах религиозная терпимость практиковалась довольно давно, что связано с сильной заинтересованностью в ней торговых групп. В Германии доминировал скорее лютеранский, чем реформатский тип протестантизма. Великий курфюрст Бранденбургский Фридрих Вильгельм (1620–1688), заключив Вестфальский мир (1648), законодательным путем признал реформатские церкви и предоставил их членам те же права, которыми с 1555 пользовались проживавшие там лютеране. В Восточной и Южной Европе число приверженцев Реформатской церкви невелико (за исключением Венгрии).

    Шотландия.

    В 1559 Джон Нокс (ок. 1513 или 1515–1572), протестантский пастор, имя которого стало символом Реформации в Шотландии, вернулся из швейцарского изгнания и попытался распространить реформатскую веру в родной стране. Он ввел в церковный обиход Книгу общего устава , которую иногда называют «литургией Нокса», а в следующем году возглавил в парламенте комитет по подготовке Первой книги послушания и Первого шотландского символа веры . Первая книга послушания была заменена на Вторую , составленную в 1578 шотландским теологом Эндрю Мелвиллом (1545–1622). В 17 в. шотландцы объединились с английскими пуританами для борьбы против короля Карла I и приняли Вестминстерское исповедание . Акт о веротерпимости (1690) и Акт об унии Шотландии с Англией (1707) утвердили пресвитерианство в качестве государственной религии Шотландии. В течение двух следующих столетий происходили серьезные расколы по вопросам государственного контроля над церковью, что привело к выделению таких объединений, как Первая сецессионистская церковь (1733), Утешающая церковь (1761), Свободная церковь (1843). Однако после 1929 почти все ответвления шотландского пресвитерианства объединились в свободную национальную церковь, именуемую Церковью Шотландии (в настоящее время число ее членов достигает 1 млн. человек).

    Англия, Ирландия, Уэльс.

    В Англии пресвитериане впервые заявили о своих взглядах в 16 в. во времена царствования Елизаветы I. Меньше чем через столетие их влияние возросло настолько, что они играли важную роль на Вестминстерской ассамблее (1643–1649) - синоде, который был назначен парламентом для реформирования англиканской церкви. Ассамблея выпустила Вестминстерское исповедание, Большой и Малый катехизисы , Руководство для богослужения и Формы церковного правления . Акт о веротерпимости (1689) гарантировал религиозную свободу пресвитерианам и другим диссентерам (или нонконформистам), тем не менее их численность в следующем столетии уменьшилось. В 1876 была сформирована Пресвитерианская церковь Англии. В 1972 Пресвитерианская церковь Англии слилась с Конгрегационалистской церковью Англии и Уэльса, создав Объединенную реформатскую церковь (более 150 тыс. членов).

    В начале 17 в. переселенцы из Шотландии принесли пресвитерианство в Северо-Восточную Ирландию, где оно процветает до сих пор. В 1840 два объединившихся здесь синода основали Пресвитерианскую церковь Ирландии (более 130 тыс. членов).

    Рост ривайвелистского движения в Уэльсе, возникшего в 1735, привело к созданию Уэльсской кальвинистской методистской церкви (1811) с кальвинистской теологией и пресвитерианским устройством церковного правления (более 80 тыс. членов).

    Канада.

    Пресвитерианство в Канаде имело много источников. Часть верующих составили французские, голландские и немецкие реформаты-эмигранты, прибывшие из Старого Света; другую часть – сторонники Британской империи, покинувшие колонии во время революции в Америке; в большинстве же своем это были шотландские и ирландские переселенцы, прибывавшие в Северную Америку в 18 в. и позже. К 1868 число канадских групп уменьшилось до 4; в 1875 - восемь лет спустя после создания доминиона Канады – они объединились в Пресвитерианскую церковь Канады. В 1902 начались переговоры о слиянии Пресвитерианской, Методистской и Конгрегационалистской церквей Канады. К 1908 была готова вероучительная база, и в 1925 три указанных церкви создали Объединенную церковь Канады (ныне более 900 тыс. членов). Пресвитерианская церковь насчитывает сегодня более 150 тыс. членов.

    Соединенные Штаты Америки.

    Пресвитерианство принесли в Новый Свет голландские реформаты, заселившие Новые Нидерланды; английские пуритане, образовавшие Новую Англию; немецкие эмигранты-реформаты и другие группы. Однако наибольший вклад внесли шотландцы и шотландские ирландцы, которые прибывали в Мэриленд, Делавэр и другие колонии в последние десятилетия 17 в. Сегодня в США насчитывается более дюжины пресвитерианских объединений общей численностью 3,7 млн. В 1983 два объединения слились, создав Пресвитерианскую церковь США.

    Межконфессиональные и внутриконфессиональные отношения.

    Большинство пресвитерианских объединений Америки – члены Национального совета церквей Христа в США, Всемирного совета церквей, Всемирного альянса реформатских церквей, придерживающихся пресвитерианской системы церковного управления. В своих официальных заявлениях пресвитерианские церкви часто откликаются на наиболее важные явление социального развития; поскольку их члены в основном принадлежат к среднему классу, заявления обычно носят умеренный характер.

    Похожие статьи
  • © 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.