Правление василия шуйского кратко самое главное. Причины свержения василия шуйского. Василий Шуйский. Биография. Правление. Смутное время

Василий родился в 1552 году в семье Ивана Андреевича и Анны Федоровны Шуйских. Воспитывался вместе с братьями Андреем, Дмитрием и Иваном. Особых сведений о детстве будущего правителя не сохранилось.

В молодом возрасте Василий Иванович стал интересоваться политикой. Он вступил в Московскую судную палату и добился повышения по службе. Стал боярином. Князь постоянно принимал участие в военных походах.

После смерти Василий сначала выступил с другими боярами против Богдана Вольского, а потом стал противником Бориса Годунова.

В 1591 году Василий Шуйский расследовал причины внезапной смерти царевича Дмитрия. Следствие подтвердило, что он умер в результате несчастного случая, что, по мнению современников, было на руку Борису Годунову.

В 1598 году, после смерти царя Федора Иоанновича, Шуйский входил в число претендентов на русский престол. Его знатность и близость к пресекшейся династии позволяли ему на это надеяться. Но царем стал Борис Годунов, который мучил князя своей подозрительностью и недоверием. Чтобы уцелеть, Василию Шуйскому надо было обладать незаурядной выдержкой и осторожностью, и эти качества у него были в избытке.

В 1604 году в российских пределах появился самозванец Лжедмитрий. Василий Иванович на Красной площади при большом скоплении народа несколько раз заявил, что это, несомненно, самозванец, а настоящего царевича Дмитрия он лично хоронил в Угличе. Успокоенный этим заявлением, Борис Годунов отправил Шуйского с войсками против Лжедмитрия. Разгром войск самозванца затянулся. В апреле Борис Годунов умер, и царем стал его сын Федор.

Это правление было недолгим. Через несколько месяцев войско присягнуло Лжедмитрию. Волнения в столице достигли максимума. По одной из версий, Василий Шуйский в этот раз исказил правду и сказал, что самозванец - истинный царевич. Этого было достаточно, чтобы решить судьбу Годуновых. 10 мая молодой царь и его мать были задушены людьми Лжедмитрия.

Василий Шуйский встречал самозванца в Туле, и в результате был прощен. Действия продолжились 20 июня, когда Дмитрий въехал в Москву. Через три дня Шуйский был арестован. Ему припомнили все прошлые грехи, и Дмитрий велел судить его Земскому собору. Шуйский держался очень мужественно и не отказывался от своих показаний. Результат суда был предсказуем - Шуйского приговорили к смертной казни. Правда, через несколько дней она была заменена ссылкой, а все имущество Шуйских отошло в казну.

30 июля состоялось венчание на царство Дмитрия. По этому поводу была объявлена амнистия. Дмитрий простил всех опальных, в том числе и Шуйского. Ему вернули боярство и все вотчины.

Восстановившись в прежней власти, князь Василий Иванович возобновил и свою заговорщицкую деятельность.

В ночь с 16 на 17 мая 1606 года в Москву вошел отряд заговорщиков, занял все ворота и полностью изолировал Кремль. Лжедмитрий I был убит.

19 мая на Красной площади при огромном скоплении народа было предложено избрать на царство Василия Ивановича Шуйского.

Василий Иванович Шуйский - русский царь

Василий Шуйский венчался на царство 1 июня 1606 года. Венчание прошло скромно. Сразу после этого был поставлен новый патриарх. Им стал бывший казанский митрополит Гермоген, последовательный противник Лжедмитрия.

При вступлении на трон Шуйский дал «крестоцеловальную запись» не решать никаких важных вопросов без Государевой (Боярской) думы.

Стараясь снять вопросы, которые могли возникнуть в будущем о смерти царевича Дмитрия, Василий Иванович распорядился привезти из Углича его тело, и 3 июня мощи Дмитрия были выставлены в Архангельском соборе. Однако эти действия не смогли остановить новую нарождающуюся смуту.

Василий Шуйский старался обзавестись надежными сторонниками, и всем боярам - участникам переворота 1606 года жаловал новые земли с крепостными, дал определенные льготы. Но параллельно он продолжил вводить ужесточения в экономической сфере. В первую очередь выросли барщина и оброк, что создавало дополнительное недовольство. Появилось большое количество беглых крестьян и холопов.

Складывающееся социальное напряжение привело к восстанию Ивана Болотникова (1606-1607 годы). Правительству пришлось принимать срочные меры для объединения дворянства и боярства в борьбе с восставшими. На первом этапе властям удалось справиться с ними. Те, кто остался от армии Болотникова, переметнулись на сторону самозванца.

В 1607 году новый самозванец - Лжедмитрий II - начал наступление на Москву. Первоначально его действия имели успех - были захвачены многие русские города. Штурмовать Москву он не решился и обосновался в ближнем Подмосковье, в селе Тушино.

Своих сил для борьбы с самозванцем у Василия не хватало, и он был вынужден пригласить в Россию шведские войска. Для этого ему пришлось принять все условия шведов, что вызвало большое недовольство в обществе. Действия Швеции вызвали недовольство Польши и привели к открытой интервенции с ее стороны. Поляки двинулись вглубь страны и осадили Смоленск. А 24 июня 1610 года объединенное русско-шведское войско было разгромлено поляками под селом Клушино, возле Вязьмы. Дорога на Москву была открыта.

Василий Шуйский остался без поддержки. Московские бояре выдвинули ему ультиматум, в котором требовали сложить царскую власть. 19 июля его насильно постригли в монахи и заточили в Чудовом монастыре. Московские бояре пошли дальше, и в сентябре 1610 года сдали бывшего царя вместе с семьей полякам. Польский гетман Жолкевский отвез его в Польшу, где он был помещен в Гостынский замок. Там Шуйский и скончался в 1612 году.

Царь Василий Шуйский

На южных окраинах России переворот, совершённый в Москве Василием Шуйским, вызвал сильное недовольство. Демократические начала в этих местах были развиты сильнее, чем в центре страны. Население на южных рубежах наполовину состояло из казаков. Продолжая верить, что Лжедмитрий был «народным царём», казаки, горожане и мелкое дворянство видели в Шуйском ставленника враждебного класса бояр. Сосланный Шуйским в Путивль за преданность самозванцу князь Григорий Шаховской стал распространять там слухи, что Лжедмитрий I не был убит в Москве, а вновь чудесно спасся. Путивль восстал против Шуйского. К начавшемуся бунту примкнул и воевода соседнего Чернигова Телятевский. Брожения против Шуйского начались и в Москве. Их исподволь раздували некоторые бояре, мечтавшие перехватить престол у Василия.

На юге мятежники собрали целую армию. Во главе неё с согласия Телятевского и Шаховского стал Иван Болотников . Человек дерзкий и много повидавший, Болотников провёл немало лет в татарско-турецком плену, бывал в Западной Европе и теперь уверял, что за границей виделся со спасшимся Дмитрием. С 1300 казаков Болотников разгромил под Кромами 5-тысячную рать Шуйского, и к восстанию быстро примкнула вся южная половина России: города Венев, Тула, Кашира, Калуга, Орёл, Астрахань. Дворяне Ляпуновы подняли против Василия Шуйского всю Рязанскую область.

Осенью 1606 войско Болотникова пошло на Москву «возвращать престол царевичу Дмитрию». На столицу двинулись и рязанские отряды Ляпуновых. 2 декабря Болотников вступил в подмосковное село Коломенское, но здесь силы восставших раскололись. В войске Болотникова на первое место выдвинулась беднота, разбойный класс и прочие общественные отбросы. Эти люди страшно бесчинствовали, грабили всех подряд, водворяя повсюду кровавую анархию. Дворянские ополчения Ляпуновых, ужаснувшись деяниями своих первоначальных союзников, решили порвать с ними и во имя восстановления порядка соединиться с Василием Шуйским. Дворянские отряды покинули Болотникова и перешли в Москву к Шуйскому, хотя их вожди продолжали недолюбливать боярского царя. Болотников, отогнанный от столицы юным племянником Шуйского, Михаилом Скопиным, отступил в Калугу, где его осадил князь Мстиславский.

Битва войска Болотникова с царской армией. Картина Э. Лисснера

Царь Василий Шуйский, правление которого пришлось на самые тяжелые страницы русской истории, был родом из знаменитой боярской семьи, происходившей от Рюриковичей. Эта династия пресеклась со смертью Шуйский стал выборным царем во время войны с поляками, что послужило причиной его быстрого падения.

Боярское происхождение

Отцом Василия, родившегося в 1552 году, был князь Иван Андреевич Шуйский. Он погиб во время Ливонской войны (в сражении против шведов) около замка Лоде. Василий также участвовал в многочисленных военных кампаниях Грозного в Прибалтике, чем снискал себе милость. Он был царским свидетелем на свадьбе Ивана IV с одной из последних жен.

В последние годы жизни Грозного Шуйский стал одним из самых влиятельных бояр страны. Он входил в Думу и сохранил свое высокое положение при сыне Ивана Федоре. В эти же годы он овладел искусством политической интриги, так как в Москве началась борьба нескольких боярских кланов за влияние на нового государя.

Дело Лжедмитрия

В 1591 году Василий Шуйский, правление которого еще было только впереди, расследовал загадочную смерть Дмитрия Иоанновича. Маленький царевич жил в Угличе и должен был стать наследником бездетного старшего брата Федора. Однако он умер при странных обстоятельствах. Борис Годунов назначил Шуйского главой специальной комиссии. Василий пришел к выводу, что Дмитрий умер из-за несчастного случая. До сих пор исследователи спорят о том, виноват ли был Борис Годунов в случившемся. В таком случае он мог заставить Шуйского сфальсифицировать дело.

Когда сам Борис стал царем, на западных границах России появились слухи о спасении царевича Дмитрия. Эта легенда была придумана беглым монахом Григорием Отрепьевым. Самозванца поддержал который дал ему денег на собственное войско. Лжедмитрий вторгся в страну, а Шуйский был отправлен в качестве воеводы одного из полков ему навстречу.

Вместе с Федором Мстиславским он руководил 20-тысячным войском в битве при Добрыничах 21 января 1605 года. В этом сражении Лжедмитрий потерпел поражение и бежал обратно в Польшу. Однако Шуйский не стал его преследовать. Возможно, он сделал это специально, не желая, чтобы Годунов (его соперник) так легко отделался от неприятностей. Совсем скоро, в этом же году, Борис внезапно скончался.

Власть перешла к его юному сыну Федору. Шуйский возглавил тайный заговор против молодого царя, однако об этом стало известно, и Василий был выслан из Москвы вместе со своими братьями. Тем временем Лжедмитрий пришел в себя после поражения при Добрыничах и с новым войском пришел в Москву. Народ был недоволен Годуновыми, и Федор был предан и убит. Началось правление самозванца.

Во главе восстания против Лжедмитрия

Лжедмитрий нуждался в преданных боярах. Так как сторонники Годуновых оказались в опале, новый царь в конце 1605 года вернул из ссылки их соперников, в том числе и Шуйских. Василий не терял время даром. Он встал во главе народного бунта против самозванца.

При своем появлении в Москве Лжедмитрий пользовался безумной популярностью у простых жителей столицы. Однако он допустил множество фатальных ошибок. Главная заключалась в том, что он окружил себя верными поляками и даже хотел перейти в католичество. Кроме того, его враги продолжали распространять по Москве слухи о том, что настоящий царевич Дмитрий скончался много лет назад в Угличе.

Восстание произошло 17 мая 1606 года. Лжедмитрия убили. Он попытался бежать из дворца, выпрыгнул в окно, сломал ногу и в таком беспомощном состоянии был зарублен.

Встал вопрос о преемнике. Так как род Рюриковичей пресекся, а последний Годунов был убит, бояре начали выбирать нового государя из других влиятельных семей. Шуйский пользовался популярностью, у него было много сторонников. Кроме того, его далеким предком был владимирский князь из рода Рюриковичей. Наконец, 19 мая царем был выбран именно Василий Шуйский. Правление государя началось когда состоялась его коронация.

Восстание Болотникова

Однако триумф бывшего боярина был недолгим. На годы правления Василия Шуйского пришлись войны с многочисленными внутренними и внешними неприятелями. Когда Лжедмитрий появился в западных областях Русского царства, местное население перестало подчиняться центральной власти. За несколько лет до этого страна пережила страшный голод. На этом фоне вспыхивали крестьянские бунты. Самым знаменитым из них является восстание Ивана Болотникова.

Еще одной важной причиной подобного выступления стало формирование и закрепление крепостного права в России в конце XVI века. Еще во времена Бориса Годунова недовольные крестьяне брались за оружие под командованием атамана Хлопка. Кроме того, в 1606 году на крестьян из провинции подействовала новость о событиях в Москве. Многие не верили, что царя Дмитрия убили. Недовольные считали, что и на этот раз законный правитель спасся. Таким образом, восставшие хотели свергнуть выборного боярского царя.

Центр взбунтовавшихся оказался в приграничном Путивле. Василий Шуйский, правление которого только началось, сначала не обратил внимания на недовольство крестьян. А когда они выдвинулись прямиком на Москву, под их знаменами находилось уже около 30 тысяч человек. Восставшие разбили царские дружины. Осенью 1606 года крестьяне под предводительством Болотникова осадили Коломну. Взять ее не удалось, и вместе этого войско пошло в Москву.

Победа над крестьянами

Осада столицы продолжалась два месяца. Это был критический момент восстания. Часть войска Болотникова состояла из отрядов, собранных боярами. Они перешли на сторону царя, чем ослабили осаждавших. Болотников отступил к Калуге, где оказался блокирован на несколько месяцев.

Весной 1607 года он отступил к Туле. В июне царские войска осадили город. Сам Василий Шуйский руководил армией. Последним оплотом восставших стал тульский кремль, который был захвачен 10 октября. Болотникова сослали на Север, где он был ослеплен и утоплен в проруби.

Появление нового самозванца

Еще во время тульской осады царю донесли о том, что в Стародубе объявился новый самозванец. В историографии он известен как Лжедмитрий II. Время правления Василия Шуйского не знало ни одного мирного дня.

Самозванцу удалось захватить множество городов в центральной России. Из-за того, что царские войска потеряли контроль над большей частью страны, впервые за долгие годы вторглись за Оку.

Иностранная интервенция

Не сидели сложа руки и другие враги Шуйского. Главным неприятелем стал польский король Сигизмунд. Он осадил Смоленск. Литовские войска больше года стояли под стенами знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Интервенция иностранцев стала причиной возникновения национального освободительного движения. В провинции формировались стихийные отряды. Они действовали изолированно от царских войск.

Правление царя Василия Шуйского было неспокойным. Он пытался заручиться поддержкой за рубежом. Государь отправил посольство шведскому королю Карлу, который согласился дать ему войско и наемников в обмен на небольшие территориальные уступки. Договор с ним был подписан в Выборге.

Объединенное русско-шведское войско под руководством Михаила Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди выбило поляков из нескольких северных городов. Однако этот союз был недолгим. Время правления Василия Шуйского было несчастливым. Шведы под предлогом того что русские не выполняют условий договора, оккупировал Новгород.

Тем временем в армии росла популярность Михаила Скопина-Шуйского. Он выступил к Москве, чтобы освободить центральные русские города от поляков и литовцев. Произошло несколько битв, которые интервенты проиграли (под Торжком и Торопцом).

Победы Скопина-Шуйского

Поляки и литовцы поддержали Лжедмитрия II, с которым они объединились. Правление Василия Шуйского, кратко говоря, продолжалось только в столице. Объединенные войска интервентов и самозванца были разбиты под Калязином 28 августа 1609 года. Русской армией в сражении руководил Михаил Скопин-Шуйский - племянник царя. Ему удалось разблокировать осажденную Москву.

Герой-освободитель был принят в столице со всеми почестями. Михаила пригласили на пир, где он почувствовал себя плохо после того, как отхлебнул из кубка. Через две недели национальный герой скончался. В народе поползли слухи о том, что за отравлением стоит Василий Шуйский. Эти разговоры не прибавили царю популярности.

Тем временем в Россию вторгся сам польский король Сигизмунд. Он разбил брата царя под Клушином, после чего в Москве началось восстание. Бояре свергли Василия и заставили его отправиться в монастырь. Новые правители столицы присягнули сыну польского короля Владиславу. Правление Василия Шуйского завершилось бесславным переворотом.

Смерть и итоги правления

Когда интервенты вошли в Москву, Шуйский был выдан захватчикам. Бывшего царя перевезли в Польшу, где он оказался в заключении в замке Гостынина. Это произошло 12 сентября когда в России в разгаре была освободительная война против интервентов. Скоро вся страна была очищена от иностранных захватчиков, а царем стал Михаил Романов.

Итоги правления Василия Шуйского неутешительны. При нем страна окончательно погрузилась в хаос и была разделена между интервентами.

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И ГОДУНОВ

Василию, при вступлении на престол, было уже за пятьдесят лет. Молодость свою провел он при Грозном и решительно ничем не выказал себя. Когда родственники его играли важную роль в государстве, Василий оставался в тени. Опала, постигшая его родного брата Андрея, миновала Василия. Борис не боялся его, вероятно, считая его ничтожным по уму и притом всегдашним угодником силы; говорят, однако, Борис запрещал ему жениться, как и Мстиславскому. Василий все терпел и повиновался беспрекословно. Посланный на следствие по поводу убийства Димитрия, Василий исполнил это следствие так, как нужно было Борису и как, вероятно, ожидал того Борис. Явился Димитрий. Борис послал против него Шуйского, и Василий верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых в Москве, Василий выходил на площадь, уговаривал народ оставаться в верности Годуновым, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. Но когда после того воззвание, прочитанное Пушкиным с лобного места, взволновало народ до того, что можно было ясно видеть непрочность Годуновых, Шуйский, призванный решить вопрос о подлинности Димитрия, решил его в пользу претендента и окончательно погубил несчастное семейство Годуновых.

ИЗБРАНИЕ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

Все знали, видели, чего хотел Шуйский: никто не дерзал явно противиться его желанию; однако ж многие мыслили и говорили, что без Великой Земской думы нельзя приступить к делу столь важному; что должно собрать в Москве чины Государственные из всех областей Российских, как было при избрании Годунова, и с ними решить, кому отдать Царство. Сие мнение было основательно и справедливо: вероятно, что и вся Россия избрала бы Шуйского; но он не имел терпения и друзья его возражали, что время дорого; что Правительство без Царя как без души, а столица в смятении; что надобно предупредить и всеобщее смятение России Немедленным вручением скипетра достойнейшему из Вельмож; что где Москва, там и Государство: что нет нужды в Совете, когда все глаза обращены на одного, когда у всех на языке одно имя... Сим именем огласилась вдруг и Дума и Красная площадь. Не все избирали, но никто не отвергал избираемого – и 19 Маия, во втором часу дня, звук литавр, труб и колоколов возвестил нового Монарха столице. Бояре и знатнейшее Дворянство вывели Князя Василия Шуйского из Кремля на лобное место, где люди воинские и граждане, гости и купцы, особенно к нему усердные, приветствовали его уже как отца России... там, где еще недавно лежала голова Шуйского на плахе и где в сей час лежало окровавленное тело расстригино! Подобно Годунову изъявляя скромность, он хотел, чтобы Синклит и Духовенство прежде всего избрали Архипастыря для Церкви, на место лжесвятителя Игнатия. Толпы восклицали: "Государь нужнее Патриарха для отечества!" и проводили Шуйского в храм Успения, в коем Митрополиты и Епископы ожидали и благословили его на Царство. Все сделалось так скоро и спешно, что не только Россияне иных областей, но и многие именитые Москвитяне не участвовали в сем избрании – обстоятельство несчастное: ибо оно служило предлогом для измен и смятений, которые ожидали Шуйского на престоле, к новому стыду и бедствию отечества!

Карамзин Н.М. История государства Российского. T. 11. Глава IV http://magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar11_04.htm

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ШУЙСКОГО

Исполняя обещание, данное товарищам своим по заговору, Шуйский так повестил о своем воцарении: "Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, шедротами и человеколюбием славимого бога и за молением всего освященного собора, по челобитью и прошению всего православного христианства учинились на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем. Государство это даровал бог прародителю нашему Рюрику, бывшему от римского кесаря, и потом, в продолжение многих лет, до самого прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского, на сем Российском государстве были прародители мои, а потом удалились на суздальский удел, не отнятием или неволею, но по родству, как обыкли большие братья на больших местах садиться. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царства, хотим того, чтобы православное христианство было нашим доброопасным правительством в тишине, и в покое, и в благоденстве, и поволил я, царь и великий князь всея Руси, целовать крест на том: что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом с боярами своими, смерти не предать, вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были; также у гостей и торговых людей, хотя который по суду и по сыску дойдет и до смертной вины, и после их у жен и детей дворов, лавок и животов не отнимать, если они с ними в этой вине невинны. Да и доводов ложных мне, великому государю, не слушать, а сыскивать всякими сысками накрепко и ставить с очей на очи, чтобы в том православное христианство невинно не гибло; а кто на кого солжет, то, сыскав, казнить его, смотря по вине, которую взвел напрасно. На том на всем, что в сей записи писано, я, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, целую крест всем православным христианам, что мне, их жалуя, судить истинным, праведным судом и без вины ни на кого опалы своей не класть, и недругам никого в неправде не подавать, и от всякого насильства оберегать". Летописец рассказывает, что как скоро Шуйский был провозглашен царем, то пошел в Успенский собор и начал говорить, чего искони веков в Московском государстве не важивалось: "Целую крест на том, что мне ни над кем не делать ничего дурного без собору, и если отец виновен, то над сыном ничего не делать, а если сын виновен, то отцу ничего дурного не делать, а которая была мне грубость при царе Борисе, то никому за нее мстить не буду". Бояре и всякие люди, продолжает летописец, ему говорили, чтоб он на том креста не целовал, потому что в Московском государстве того не повелось, но он никого не послушал и целовал крест.

НИЗЛОЖЕНИЕ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

[…] 17 июля Захар Ляпунов собрал сходку дворян и детей боярских за Арбатскими воротами и сказал: «Наше государство доходит до конечного разорения. Там поляки и Литва, тут калужский вор, а царя Василия не любят. Он не по правде сел на престол и несчастен на царстве. Будем бить ему челом, чтобы он оставил престол, а калужским людям пошлем сказать, пусть они своего вора выдадут; и мы сообща выберем всей землей иного царя и встанем единомысленно на всякого врага». Послали в Коломенское.

Русские, бывшие при воре, сказали: «Сведите Шуйского, а мы своего Димитрия свяжем и приведем в Москву». После такого ответа толпа отправилась к царю Василию. Выступил вперед дюжий плечистый Захар Ляпунов и сказал царю: «Долго ли за тебя кровь христианская будет литься? Ничего доброго от тебя не делается. Земля разделилась, разорена, опустошена; ты воцарился не по выбору всей земли; братья твои окормили отравой государя нашего Михаила Васильевича, оборонителя и заступника нашего. Сжалься над нами, положи посох свой! Сойди с царства. Мы посоветуем сами о себе иными мерами».

[…] Свояк царя Василия, Иван Мих. Воротынский сказал ему: «Вся земля бьет тебе челом; оставь свое государство ради междуусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не хотят». Царю Василию ничего не осталось, как повиноваться. Он положил свой царский посох и переехал из царских палат в свой княжий дом. […] Тогда многим в Москве стало жаль Шуйского… […].

Тогда, 19 июля, Захар Ляпунов подобрал себе товарищей, подговорил чудовских иеромонахов. Они пришли в дом к Василию Шуйскому, разлучили его с женой, увезли ее в Вознесенский монастырь и объявили, что Василию следует постричься в монахи. […] Василий был последний государь из дома Св. Владимира, слишком шесть веков господствовавшего в русской земле со времени принятия христианства.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Первый отдел: Господство дома Св. Владимира. Глава 26. Василий Шуйский

Племянник царя Василия князь М.В. Скопин-Шуйский со шведским вспомогательным отрядом очистил от тушинцев северные города и в марте 1610 г. вступил в Москву. Молодой даровитый воевода был желанным в народе преемником старого бездетного дяди. Но он внезапно умер. Войско царя, высланное против Сигизмунда к Смоленску, было разбито под Клушином польским гетманом Жолкевским. Тогда дворяне с Захаром Ляпуновым во главе свели царя Василия с престола и постригли. Москва присягнула Боярской думе как временному правительству. Ей пришлось выбирать между двумя соискателями престола: Владиславом, признания которого требовал шедший к Москве Жолкевский, и самозванцем, тоже подступавшим к столице в расчете на расположение к нему московского простонародья. Боясь вора, московские бояре вошли в соглашение с Жолкевским на условиях, принятых королем под Смоленском. Однако договор, на котором 17 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу, не был повторением акта 4 февраля. Большая часть статей изложена здесь довольно близко к подлиннику; другие сокращены или распространены, иные опущены или прибавлены вновь. Эти пропуски и прибавки особенно характерны. Первостепенные бояре вычеркнули статью о возвышении незнатных людей по заслугам, заменив ее новым условием, чтобы "московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами в отечестве и в чести не теснить и не понижать". Высшее боярство зачеркнуло и статью о праве московских людей выезжать в чужие христианские государства для науки: московская знать считала это право слишком опасным для заветных домашних порядков. Правящая знать оказалась на низшем уровне понятий сравнительно со средними служилыми классами, своими ближайшими исполнительными органами - участь, обычно постигающая общественные сферы, высоко поднимающиеся над низменной действительностью. Договор 4 февраля - это целый основной закон конституционной монархии, устанавливающий как устройство верховной власти, так и основные права подданных, и притом закон, совершенно консервативный, настойчиво оберегающий старину, как было прежде, при прежних государях, по стародавнему обычаю Московского государства. Люди хватаются за писаный закон, когда чувствуют, что из-под ног ускользает обычай, по которому они ходили. Салтыков с товарищами живее первостепенной знати чувствовали совершавшиеся перемены, больше ее терпели от недостатка политического устава и от личного произвола власти, а испытанные перевороты и столкновения с иноземцами усиленно побуждали их мысль искать средств против этих неудобств и сообщали их политическим понятиям более широты и ясности. Старый колеблющийся обычай они и стремились закрепить новым, писаным законом, его осмыслявшим.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec42.htm

ПРИКРЕПЛЕНИЕ К ЗЕМЛЕ

От кратковременного, исполненного смутами царствования Шуйского мы не вправе ожидать обилия внутренних правительственных распоряжений: большую часть царствования Шуйский провел в осаде, во время которой правительственная деятельность его должна была ограничиваться одною Москвою. Он дал несколько тарханных грамот церквам и монастырям, распорядился, чтоб монастыри давали содержание священно - и церковнослужителям дворцовых сел, бежавшим от воров. На первом плане стоял вопрос крестьянский и холопский. […] Шуйский в марте 1607 года подтвердил прикрепление крестьян и постановил, что принимающий чужих крестьян обязан платить 10 рублей пени с человека, а старым господам их - по три рубля за каждое лето; кроме того, подговорщик подвергался наказанию кнутом. […] Подтверждение прикрепления при Шуйском объясняется тем же, чем объясняются все последующие подтверждения: прикрепление было в пользу служилых людей, мелких землевладельцев, и чем более государство чувствовало нужду в последних, тем нужнее казалось прикрепление; бояре, богатые землевладельцы, которые имели такую силу при Шуйском, не хотели восстановлением перехода раздражать служилых людей, отнимать у них средства, когда эти служилые люди защищали их от козаков, холопей, ратовавших под знаменами Болотникова и тушинского вора.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. 8. Гл. 6.

Василий Иванович Шуйский (рожд. 1552 г. - смерть 12 (22) сентября 1612 г.) - русский царь c 1606 по 1610 годы (Василий IV Иоаннович). Из княжеского рода Шуйских. Последний из рода Рюриковичей на российском престоле.

По своему духу и характеру Василий Шуйский в высшей степени олицетворял свойства старого русского быта. В нем видно отсутствие предприимчивости, боязнь всякого нового шага, но в то же время терпение и стойкость. Молодость его прошла при . При его сыне Федоре Ивановиче Шуйский в 1591 г. был отправлен в Углич для ведения следствия о странной . В результате следствия было подтверждено, что царевич порезался ножом в припадке падучей. Но и современники, и потомки не без основания подозревали Шуйского в сокрытии настоящей причины смерти.

1598 год — после смерти царя Федора Ивановича, Шуйский и по знатности своего рода, и по близости к пресекшейся династии казался более верным претендентом на царский престол. Однако царем стал Борис Годунов. 1604 год — после того как в русских пределах появился претендент, называвший себя царевичем Димитрием, Шуйский на Красной площади при большом скоплении народа несколько раз повторил, что это несомненно самозванец, потому как сам он своими руками погребал в Угличе настоящего царевича.


Успокоенный такими заверениями Годунов в январе 1605 г. послал Шуйского с войском против «Дмитрия». Шуйский сразился с претендентом и нанес ему поражение при Добрыничах. Однако после война приняла затяжной характер. Между тем Борис Годунов скончался. 1605 год, май — все войско присягнуло «царевичу».

Шуйский вместе с другими боярами тоже признал Дмитрия царем. Впрочем, у него не было сомнений, что он имеет дело с самозванцем. 20 июня Дмитрий въехал в Москву, а уже 23-го Шуйский был схвачен за крамолу. Донесли, что он объявил торговому человеку Федору Коневу и какому-то Косте-лекарю, что новый царь не есть сын Грозного, и поручил им разглашать это тайно в народе. Но дело, быстро вышло наружу, и Дмитрий повелел судить Шуйского Земскому собору.

По свидетельствам наших летописей, князь Василий в этих трудных обстоятельствах держался с твердым достоинством. Он не только не отрекся от своих слов, но даже под пыткой продолжал повторять, что под личиной Дмитрия скрывается самозванец. Он не назвал никого из своих соумышленников и его одного приговорили к смертной казни: братья его были лишены только свободы.

25-е число назначено было для исполнения приговора. Шуйский был вывезен к плахе, уже прочитана была ему сказка, или объявление вины, уже простился он с народом, объявив, что умирает за правду, за веру и народ христианский, как прискакал гонец с объявлением помилования. Казнь заменили на ссылку. Но и этого наказания не исполнили.

Переворот. Убийство Лжедмитрия

30 июля, венчаясь на царствие, Дмитрием было объявлено прощение всем опальным. В числе прочих возвратились и Шуйские, которые, кажется, даже не успели доехать до места ссылки. Им возвратили боярство и их вотчины. Утвердившись в прежней власти, князь Василий Иванович немедля возобновил и свои интриги. Но теперь он действовал осторожней и готовил переворот более тщательно.

В скором времени к заговору пристали князья Василий Васильевич Голицын и Иван Семенович Куракин. Бояре положили между собой в первую очередь убить царя, а после уж решать, кто из них будет править. При этом поклялись, что новый царь не должен никому мстить за прежние досады, но по общему совету управлять Российским царством.

Въезд Шуйского и Делагарди в Москву

Условившись со знатными заговорщиками, Шуйский начал подбирать других, из народа, привлек на свою сторону 18-тысячный отряд новгородского и псковского войска, стоявший возле Москвы и назначенный к походу на Крым. Около четырех утра 17 мая 1606 г. ударили в колокол на Ильинке, у Ильи Пророка, на новгородском дворе, и, разом заговорили все колокола в Москве. Толпы народа хлынули на Красную площадь; там уже сидели на конях бояре и дворяне, числом до двухсот, в полном вооружении.

Не дожидаясь, пока соберется много народу, Василий Шуйский в сопровождении одних приближенных въехал в Кремль через Спасские ворота, держа в одной руке крест, в другой меч. Возле Успенского собора, он сошел с лошади, приложился к образу Владимирской Богоматери и сказал окружающим: «Во имя Божие идите на злого еретика». Толпы двинулись ко дворцу. Дмитрий, узнав в чем дело, перебежал по галерее к каменному дворцу, хотел по подмосткам спуститься на землю, однако упал с высоты 15 сажен во двор и сильно разбился.

Стрельцы, не принимавшие участия в заговоре, подобрали его, вначале не хотели отдавать, но после пошли на переговоры. В то время как страсти все больше накалялись, некто Григорий Валуев подскочил к раненому Лжедмитрию и застрелил его. После того как цель заговора была достигнута, Шуйскому потребовалось много сил, чтобы остановить своих разошедшихся сторонников. Семь часов кряду в городе шла резня. По одним источникам, поляков было убито 1200 или 1300 человек, а русских - 400, по другим - одних поляков 2135 человек, иные же считают - 1500 поляков и 2 000 русских.

Василий Шуйский — царь

19 мая в 6 ч. утра купцы, разносчики, ремесленники собрались на Красной площади. Бояре, придворные чины и духовенство вышли к народу и предложили избрать нового патриарха, который должен был стоять во главе временного правления и разослать грамоты для созыва советных людей из городов. Однако на предложение бояр толпа начала кричать, что царь нужней патриарха, а царем должен быть князь Василий Иванович Шуйский.

Этому провозглашению толпы, только что ознаменовавшей свою силу убийством Дмитрия, никто не осмелился противодействовать, и Шуйский был даже не избран, а выкрикнут царем. 1606 год, 1 июня — он венчался на царство без какой либо пышности, будто человек, вступающий в тайный брак или стыдящийся своего ничтожества. Новый царь был маленький старик 53 лет от роду, очень некрасивый, с подслеповатыми глазами, начитанный, очень умный и очень скупой. Сразу вслед за тем был возведен на престол новый патриарх - бывший митрополит казанский Гермоген, известный своим сопротивлением неправославным поступкам Дмитрия.

Смутное время

Переворот, происшедший в Москве, породил новую смуту. В особенности бурный характер приняли события на Украине. Там никогда не было недостатка в удалых и отважных людях. Теперь же их явилось даже с избытком. Войска, собранные под Ельцом, избрали предводителем Истому Пашкова и присягнули все до единого стоять за законного царя Дмитрия. В то же время из Польши явился Иван Болотников и объявил, что виделся за границей со спасшимся Дмитрием и тот поручил ему возглавить восстание.

1300 казаками Болотников пришел под Кромы и наголову разгромил 5-тысячный царский отряд. С того момента его имя стало широко известно, и множество ратных людей начали стекаться под его знамена. Грамоты Болотникова произвели мятеж, охвативший Московскую землю подобно пожару. В Веневе, Туле, Кашире, Алексине, Калуге, Рузе, Можайске, Орле, Дорогобуже, Зубцове, Ржеве, Старице провозгласили Дмитрия.

Дворяне Ляпуновы подняли именем Дмитрия всю Рязанскую землю. Возмутился Владимир со всей землей. Во многих поволжских городах и отдаленной Астрахани провозгласили Дмитрия. Из крупных городов только Казань, Нижний Новгород, Новгород и Псков сохранили верность московскому царю. А из окраинных городов сильное усердие к Шуйскому показал Смоленск. Жители его не любили поляков и не ожидали ничего хорошего от царя, посаженного ими.

Поход на Москву. Раскол

1606 год, осень — Болотников двинулся походом на Москву. Города сдавались ему один за другим. 2 декабря он был уже в селе Коломенском. К счастью для Шуйского, в армии Болотникова произошло раздвоение. Дворяне и дети боярские, недовольные тем, что холопы и крестьяне хотят быть равными им, не видя при том Дмитрия, который мог бы разрешить между ними споры, начали убеждаться, что Болотников их обманывает, и стали отступать от него.

Братья Ляпуновы первые подали этому отступлению пример, прибыли в Москву и поклонились Шуйскому, хотя и не терпели его. Болотников был разбит юным князем Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским и ушел в Калугу. Но с наступлением лета силы его вновь стали увеличиваться пришедшими казаками. Появился новый самозванец, именовавший себя царевичем Петром, небывалым сыном царя Федора Ивановича.

Болотников пошел к Туле и соединился здесь с Петром. Тогда Шуйский принял меры решительные: разосланы были строгие приказы собираться отовсюду служилым людям, монастырским и церковным вотчинам должно было тоже выставить ратников, и таким образом собралось до 100 000 человек, которыми царь решился сам предводительствовать.

Подавление восстания

1607 год, 5 июня — на реке Восме он встретил объединенную армию мятежников. В течении целого дня шло упорное сражение, и Шуйский смог одержать победу. Болотников и царевич Петр отступили в Тулу, а Шуйский начал осаду. Некто Кровков предложил царю затопить город, запрудив реку Упу. Вначале Шуйский с боярами смеялись над таким предложением, но после дали Кровкову полную волю.

Тот велел каждому из ратных людей привезти по мешку с землей и начал прудить реку: вода обступила город, влилась внутрь его, пресекла все сообщения жителей с окрестностями. Настал голод, и Болотников с Петром пошли на переговоры с царем, соглашаясь сдаться, если Василий пообещает им помилование. Шуйский обещал пощаду. 1607 год, 10 октября — Тула сдалась, но царь свое слово не сдержал. Петра повесили немедля. Болотникова сослали в Каргополь и там утопили. Шуйский с торжеством возвратился в Москву, хотя знал уже о появлении нового самозванца.

Появление еще одного Лжедмитрия. Новая смута

Еще в начале июня появился в Стародубе подозрительный молодой человек, назвавшийся родственником Нагих и повсюду распространял слухи, что Дмитрий жив. Когда же стародубцы подступили к нему с решительными вопросами, он самого себя объявил Дмитрием. Кто был этот Лжедмитрий, неизвестно, но затея его увенчалась вначале полным успехом. Около самозванца начала быстро собираться дружина, над которой он поставил начальником пана Маховецкого.

1607 год, весна — он двинулся на столицу. Повторилось то же, что было прежде с первым Дмитрием и Болотниковым, - город за городом сдавались самозванцу без сопротивления, а царские войска, имевшие огромный численный перевес, терпели лишь поражения. 1 июня войско приблизилось к Москве и стало лагерем в Тушино. Казалось, окончательное торжество Лжедмитрия не за горами. Но тут отношение к нему народа изменилось.

Когда тушинцы осадили Троицкий монастырь, то встретили под его стенами ожесточенное сопротивление. Примеру знаменитой Сергиевой обители последовали и другие города, вначале робко, но затем все более уверенно. Этому в немалой степени способствовали бесчинства тушинцев. Бесчисленные шайки казаков бродили тогда по всей Русской земле и именем Дмитрия творили такие чудовищные преступления, перед которыми бледнели воспоминания об опричнине Грозного.

В первую очередь возвратились под власть Шуйского северные города: Галич, Кострома, Вологда, Белоозеро, Устюжна, Городец, Бежицкий Верх, Кашин. За ними последовали Владимир и Ярославль. Шуйский чутко уловил перемену в общественном сознании и в своих грамотах начал обращаться прямо к землям с увещанием сохранять единство, собираться всем вместе. «А если вскоре не соберутся, - писал он, - а станут все врозь жить и сами за себя не станут, то увидят над собою от воров конечное разорение, домам запустение, женам и детям поругание; и самим себе будут, и нашей христианской вере, и своему отечеству предатели».

В скором времени к внутренней смуте прибавилась еще и внешняя война. 1609 год, сентябрь — польское войско под командованием короля Сигизмунда осадило Смоленск. Горожане упорно сопротивлялись врагу. Стараясь умножить свои силы, король прислал в Тушино строгое повеление ко всему польскому рыцарству идти к нему на помощь. Вожди тушинских поляков долго были в нерешительности, как им поступить. С самозванцем перестали считаться, в глаза честили его мошенником и обманщиком.

В декабре самозванец тайком уехал в Калугу. После этого часть тушинцев поехала за ним, другие в Москву с повинной. Положение Шуйского ненадолго укрепилось. Однако 24 июня 1610 г. его брат князь Дмитрий Шуйский, шедший с войском на помощь Смоленску, был наголову разбит гетманом Жолкевским у Клушина. Лжедмитрий снова двинулся на Москву, взял Серпухов, Каширу и 11 июля стал у села Коломенского.

Приутихшая было смута поднялась с новой силой. Прокопий Ляпунов поднял против Василия всю Рязанскую землю. Он писал брату Захару в Москву, что нельзя больше терпеть Шуйского на троне, надо низложить его. Захар вместе с князем Василием Голицыным начали сноситься с полководцами самозванца и условились, что московские сведут Шуйского, а тушинцы отступятся от своего вора (хотя, своего обещания тушинцы не исполнили).

Свержение царя Василия Шуйского

Ляпунов во главе бояр предлагает Шуйскому оставить престол

17 июля Ляпунов с товарищами и большой толпой ворвались во дворец и начали говорить царю: «Долго ли за тебя будет литься кровь христианская? Земля опустела, ничего доброго не делается в твое правление, сжалься над гибелью нашей, положи посох царский, а уж мы о себе как-нибудь промыслим». Шуйский отвечал: «Смел ты мне вымолвить это, когда бояре мне ничего такого не говорят» и выхватил нож.

Ляпунов отправился тогда на Красную площадь, где уже собирался народ. После долгих речей бояре и всякие люди приговорили: бить челом государю Василию Ивановичу, чтоб он, государь, царство оставил для того, что кровь многая льется, а в народе говорят, что он, государь, несчастлив и горд, и города украинские, которые отступили к вору, его, государя, на царство не хотят. Во дворец отправился свояк царский, князь Воротынский, и объявил ему приговор собора: «Вся земля бьет тебе челом; оставь свое государство ради междоусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не желают».

На эту просьбу, объявленную от имени всего московского народа, Василий должен был согласиться. Он положил царский посох и немедля выехал из Кремля вместе с женой в свой прежний боярский дом. 19 июля Ляпунов с четырьмя товарищами и монахами Чудова монастыря пришел в дом Шуйского и объявил, что для успокоения народа ему необходимо постричься. Шуйский отказался наотрез. Тогда пострижение совершили насильно. Старика держали во время обряда за руки, а князь Тюфякин произносил вместо него монашеские обеты, сам же Шуйский не переставал повторять, что не хочет пострижения. Постригли также и жену его, а братьев посадили под стражу.

Свергнув Василия Шуйского, боярская дума завязала переговоры с гетманом Жолкевским и должна была согласиться на избрание русским царем королевича Владислава. В конце октября гетман выехал из Москвы, взяв с собою по просьбе бояр Василия и его семью. 30 октября он торжественно въехал в королевский лагерь под Смоленском. В тот же день он представил Сигизмунду пленного Василия и его братьев. Говорят, от Шуйского требовали, чтобы он поклонился королю. Низложенный царь отвечал: «Нельзя Московскому и всея Руси государю кланяться королю: приведен я в плен не вашими руками, но выдан московскими изменниками, своими рабами».

1611 год, октябрь — по взятии Смоленска, королю устроили почетный въезд в Варшаву. В числе русских пленников везли и низложенного царя. Когда всех троих Шуйских поставили перед королем, Василий дотронулся рукой до земли и поцеловал эту руку. Потом Шуйский был допущен к руке короля. Было это зрелище великое, удивительное и жалость производящее, говорят современники. Хотя Юрий Мнишек требовал суда над Шуйским за убийство Дмитрия, сейм отнесся к нему с состраданием.

Смерть Василия Шуйского

По приказу Сигизмунда всех троих братьев заключили в Гостынском замке под Варшавой. Содержание им определили нескудное, как это видно из списка вещей и одежд, оставшихся после смерти Василия. Прожил он недолго и умер в сентябре 1612 г. Похоронили бывшего царя недалеко от места заключения. Современники и потомки не жаловали Шуйского, нет числа обвинениям, которые возводились на него при жизни и после смерти. Между тем нельзя не признать, что в его жизни было немало моментов, когда он проявил истинную мудрость, мужество и даже величие души. Несчастная судьба его достойна не столько порицания, сколько жалости и сострадания.

Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.