Почему сказки до братьев гримм такие страшные. Страшные сказки братьев гримм. Самые страшные сказки: детям читать не стоит

Братьев Гримм традиционно причисляют к великим сказочникам, каковыми они себя никогда не считали. Якоб и Вильгельм посвятили свои жизни науке и языку, войдя в историю германистики как авторы «Немецкой грамматики», «Древностей немецкого права», огромного этимологического «Немецкого словаря» и других работ. Тем не менее сегодня мы знаем их прежде всего как сказочников. Оглядываясь на других собирателей народного фольклора, невольно задумываешься, а не проклятие ли ходит за ними по пятам - быть любимыми за то, что не особенно любишь?
Шарль Перро, чьи «Стены Трои, или Происхождение бурлеска» с воодушевлением цитировали во всех аристократических салонах, настолько стыдился своих «Сказок матушки Гусыни», что первоначально поставил на обложку книги имя девятилетнего сына. Ганс Христиан Андерсен вообще терпел не мог детей и страшно злился, когда его называли детским писателем, всю жизнь доказывая, что он сочиняет серьезную прозу и поэзию.
Так же получилось и с братьями Гримм, изначально писавшими сказки как филологический и этнографический труд для изучения их научной средой. Неожиданно обрушившиеся популярность и лавина критики заставила собирателей народного фольклора вносить все новые и новые правки в тексты: только при их жизни книга переиздавалась 17 раз! «Переработка, доработка, - писал Якоб Гримм, - всегда будут для меня неприятными потому, что они делаются в интересах ложно понятой необходимости для нашего времени, а для изучения поэзии они всегда будут досадной помехой».
Из сказок, собранных братьями-филологами, исчезли излишняя натуралистичность, жестокость, агрессия и скрытая сексуальность, а Уолт Дисней и вовсе превратил гриммовские сюжеты в «сахарную вату». Однако если вы найдете неадаптированные «Сказки», то окунетесь во все это с головой, ужаснувшись тем неожиданно страшным и подчас неприятным поворотам, о которых даже и не догадывались. Ведь неспроста современный кинематограф, снимая фильмы на сюжета 200-летней давности, чаще всего обращается к жанрам триллера и хоррора, а православный обзор «Книги, которые читают наши дети, и книги, которые им читать не следует», составленный в 2004 году, признал большинство сказок Гримм «кощунственными, вызывающими нездоровый интерес и вредными». Среди них все наши любимые истории: о Золушке, Белоснежке, Красной Шапочке, Волке и семерых козлятах, Мальчике-с-пальчике и другие.

Истинное лицо Белоснежки
«Зеркальце, зеркальце, молви скорей, кто здесь всех краше, кто всех милей?» - кто не знает эту историю про принцессу, гонимую злой мачехой и впавшую в летаргический сон, но в итоге обретшую женское счастье - принца на белом коне и свадьбу?
Сказка про Белоснежку и семерых гномов - самый популярный и наиболее эксплуатируемый сюжет. Ее первая экранизация появилась еще в 1903 году стараниями американского режиссера Зигмунда Любина. Потом была французская «Маленькая Снежинка» (1910), затем 40-минутный фильм студии d`Educational Films, лента Джеймса Сирл-Дойли с Маргерит Кларк в главной роли (1916) и короткометражный мультик, где Белоснежкой была Бетти Буп, легендарный персонаж, придуманный Максом Флейшером (1933). Именно лента 1916 года вдохновила Диснея на создание в 1937-м полнометражной мультипликационной картины, за которую его удостоили премии «Оскар». Но главное - своей Белоснежкой Дисней перевернул дальнейшую историю мультипликации и навсегда укоренил в массовом сознании собственную интерпретацию сказки.
Однако история про добрую падчерицу и злую мачеху в диснеевской интерпретации существенно отличается от оригинала. Во-первых, у братьев Гримм ведьма покушалась на жизнь принцессы трижды, если не считать самого первого раза, когда она приказала слуге вырезать у ненавистной красотки легкое и печень, которые с удовольствием съела, не подозревая, что ее обманули. После неспособности слуги справиться с проблей мачеха принялась действовать сама: прикинулась торговкой и продала Белоснежке ленточку, перетянувшей ее корсет так туго, что та едва не задохнулась - гномы вовремя вернулись в пещеру и спасли несчастную. Потом злодейка вручила девушке отравленный гребень, и уже после появился искусительный фрукт. И совсем не поцелуй принца чудесно воскресил несправедливо умерщвленную - всему виной вновь стали слуги, случайно уронившие хрустальный гроб, благодаря чему кусочек яблока выскочил у красавицы из горла. А потом настал черед мстить уже для Белоснежки. Когда мачеха явилась на свадьбу, падчерица приготовила для нее железные башмаки на горящих угольях: «Их клещами втащили в комнату и поставили перед злой мачехой. Затем ее заставили вставить ноги в эти раскаленные башмаки и до тех пор плясать в них, пока она не грохнулась мертвая наземь».
После Диснея историю про Белоснежку экранизировали множество раз. Самыми необычными интерпретациями, пожалуй, выделились бразильский режиссер Освальдо Де Оливейра, превративший невинную, доверчивую принцессу в чернокожую развратницу Клару, и испанец Пабло Берхер, облачивший ее в роскошный тореадорский костюм и всю картину сделавший в традициях черно-белого немого кино.
Последние Белоснежки - абсолютно разные и удивительно похожие: это Моника Кина («Белоснежка: страшная сказка» Майкла Кона), Лили Колинз («Белоснежка: месть гномов» Тарсема Сингха) и Кристен Стюарт («Белоснежка и охотник» Руперта Сандерса). Все эти фильмы, по сути, не о принцессах, а о мачехах, сыгранных Сигурни Уивер, Джулией Робертс и Шарлиз Терон. Комедийная мачеха Тарсема Сингха предстает перед нами не злой и коварной, как в сказке, а безалаберной и взбалмошной женщиной, мечтающей выйти замуж. Она в принципе не против Белоснежки, но та совершила роковую ошибку - обратила на себя внимание глуповатого принца. Мачехи Майкла Кона и Руперта Сандерса - роскошные, но глубоко страдающие женщины. Героиня Уивер сошла с ума после того, как у нее родился мертвый ребенок (до этого печального события она даже пыталась подружиться с дочерью короля), а героиня Шарлиз Терон не может справиться с детскими переживаниями: из флешбеков мы узнаем, что очень давно чужеземный король-завоеватель убил ее семью.
Честно говоря, как в самой сказке Гримм, так и в ее последующих интерпретациях полюбить Белоснежку бывает не так-то просто: она предстает глуповатой, притворной и капризной девицей. В рассказе Нила Геймана «Снег, зеркало, яблоко», написанном от лица королевы Равенны, словно расставляются все точки над i: «Глаза у Белоснежки были черные, как два уголька; волосы - еще чернее, а губы - краснее крови. Она поглядела на меня и улыбнулась. Даже тогда, в свете лампы, ее зубы показались мне острыми». Так когда же наконец появится фильм, развенчивающий миф о Белоснежке?
Кстати, в следующем году студия Walt Disney Pictures обещает выпустить на экраны фильм «Малефисента» с Анджелиной Джоли в главной роли - историю не Белоснежки, но Спящей красавицы, у которых, как известно, один первоисточник. И это будет как раз версия ведьмы, почему и за что она возненавидела падчерицу. Может быть, тогда нам откроется истинное лицо красавицы-принцессы?

Страшные сказки про самих себя
Если миф про добрую Белоснежку пока не развенчан, то Красной Шапочке избежать жесткого анализа не удалось. Можно сказать, что традицию здесь заложил еще Зигмунд Фрейд, подвергший историю про девочку, волка и бабушку психоаналитической деконструкции и увидевший в ней прежде всего пробуждение сексуального желания.
Тайному и явному в нашей природе посвящен и фильм американки Кэтрин Хардвик «Красная Шапочка», рассказывающей о молодой девушке Валери (Аманда Сейфред), терроризируемой волком-оборотнем. Все вокруг нее запутано и ненадежно - страшным зверем может быть кто угодно: от бойфренда до родной бабушки и даже самой жертвы, которая почему-то понимает язык волка.
Образ оборотня, конечно, возник тут не на пустом месте. В устной традиции волк был именно волкодлаком, но после многочисленных переделок и шлифовок - Шарля Перро, Людвига Тиля, братьев Гримм, переводчиков - упоминание об этом стерлось. У волка осталась лишь странная способность владеть человеческой речью и стремительно надевать на себя чужую личину. В конце концов, действительно трудно поверить в то, что Красная Шапочка была неспособна отличить волка от бабушки, пусть даже в чепчике и сорочке, если бы он не стал самой бабушкой.
То, что с хорошими и плохими героями не все так однозначно, братья Гримм прекрасно знали, записывая сказочные сюжеты так, как их пересказывали в лишенной всякого ханжества крестьянской среде. Сегодня эта «народная мудрость» все чаще и чаще подпитывает фантазию режиссеров. «Охотники на ведьм» Томми Вирколы с Джереми Реннером и Джеммой Артертон именно с такой точки зрения препарируют сюжет про Гензеля и Гретель, брошенных родителями на съедение Пряничной ведьме. Дети выросли и превратились в охотников, вооруженных мощными пушками и облаченных в сексуальные кожные костюмчики. Они ненавидят ведьм, но, как оказывается, в жилах Гретель также течет ведьмовская кровь - мамин подарок, из-за которого и начался весь треш-бор.

Подозрительные Гриммы
Сказки есть отражение наших страхов, тайных желаний, монстров, живущих внутри нас. А не были ли монстрами те, кто вывел эти сказки за пределы профанного, сделав частью литературного контекста? Кто они такие вообще эти братья Гримм? И на этот вопрос современный кинематограф предлагает свой ответ.
В 2011 году на экраны вышел телесериал «Гримм». Его главный герой молодой детектив Ник Беркхард (Дэвид Гвинтоли) в какой-то момент начинает видеть то, чего видеть не должен: как иногда меняются люди, превращаясь в монстров. Постепенно становится ясно: Ник - потомок Гриммов, тех самых братьев-сказочников. Как оказалось, они не просто собирали сказки, а описывали то, что происходило с ними на самом деле, и охотились на существ, которыми кишмя кишит наш мир.
Ту же линию продолжает и фильм Терри Гиллиама «Братья Гримм» (надо признать, что это одна из самых спорных картин в творчестве этого британского режиссера, выросшего из комедийной группы «Монти Пайтон»). Главные герои фильма - сами братья Якоб (Хит Леджер) и Уил (Мэтт Деймон). Режиссер изобразил их проходимцами, устраивающими шумные набеги на ведьм, призраков и другую нечисть, которых на самом деле изображают их наемные подручные. Но однажды герои оказываются в деревне, где таинственным образом пропадают девочки. И тогда обманщикам приходится сразиться с настоящим злом - все тем, что они так долго и настойчиво имитировали, дурача доверчивых крестьян.

Сказка у каждого своя
Увидеть настоящее зло в определенной степени предлагает нам и английский писатель Филип Пулман, специально к 200-летию «Сказок братьев Гримм» опубликовавший 50 из 210 сюжетов в их первоначальной редакции - жестокими и кровавыми. Но, по мнению Пулмана, подлинной интерпретации сказок в принципе не существует: «Всякий раз, когда вы их рассказываете, в них можно вносить изменения - они могут стать веселыми, если вы веселый рассказчик, а если вы мастерски умеете вплетать в рассказ интригу, они станут еще более захватывающими!»
А это значит, что сказка у каждого своя: страшная, смешная, сексуальная или ханжески пуританская, - все зависит от наших бессознательных желаний и тайных монстров, живущих внутри нас.

24 февраля исполняется 230 лет со дня рождения одного из братьев Гримм – Вильгельма. По такому случаю мы предлагаем вспомнить сказки, которые страшно читать не только в детстве, но даже по прошествии многих лет.

Светлана, Василий Жуковский
Василий Андреевич был академиком, советником при дворе и воспитателем будущего наследника Александра II. Мало кто помнит, что именно он выкупил из крепостников Шевченко и не раз в смутные времена просил за Пушкина и Герцена. А в свободное от тяжких трудов время любил уединиться и порифмовать. Помимо всего прочего, его перу принадлежат небольшие, но очень уж страшные поэмы. Светлане раз в Крещенский вечерок вздумалось погадать на суженого. В разгар ночи сам жених явился и на радость девице велел ехать с ним в новый дом. Однако, суженый что-то был не в меру бледен и печален, а дом оказался смертным одром. Если впечатлений будет недостаточно, прочтите еще и про Людмилу . У той с личной жизнью все сложилось еще хуже.Крабат или легенды старой мельницы, Отфрид Пройслер
В основе истории лежат множественные фольклорные сюжеты славянских народов, проживавших на родине автора, в Германии. А города, деревни и даже саму мельницу можно найти на карте. Действие повести происходит на водяной мельнице, куда однажды забредает голодный мальчишка Крабат. Ее жернова вращаются день и ночь, и она пользуется дурной славой среди населения. Оказывается, что главный Мастер - чернокнижник. Он обучает черной магии своих учеников, а в канун Рождества один из них должен вырыть себе могилу и умереть, тем самым продлив жизнь учителю. И каждое полнолуние на мельницу приезжает Господин в черном, чье перо на шляпе озаряет адовым светом мешки, которые он привозит, чтобы перемолоть их содержимое на ожидающем лишь его жернове.Коралина в стране Кошмаров, Нил Гейман
Эта сказка является воплощением всех детских страхов. Коралина с родителями переезжают в новый дом. Как и все взрослые, они вечно заняты и мало уделяют девочке внимания. Та находит маленькую тайную дверь, а за ней оказывается прекрасный параллельный мир, в котором живут такие же точно родители, только с пуговицами вместо глаз. Они устраивают для девочки праздник, всячески балуют и просят остаться с ними навсегда. И Коралина почти готова согласиться, ведь здесь ее по-настоящему любят. А тем временем выясняется, что в этом доме уже бесследно исчезли три девочки, и все понимают, что и Коралину, возможно, уже не вернуть.Румпельштильцхен, братья Гримм
В принципе, можно просто взять в руки сборник сказок и выбрать, о чем больше хочется почитать именно сейчас: о выколотых глазах красивого принца, игру в боулинг, где вместо кеглей отрубленные ноги, а шары заменяют отсеченные головы, быть может, о ферме, на которой все дружно покончили собой, или о нерадивом отце, которому нужно убить двух сыновей и обмазать их кровью окрестности. Главное, взять не детский вариант, где все эти зверства заботливо вырезаны, а оригинальный для взрослых. В нем и нашему герою Румпельштильцхену немножко не повезет. Он вызвался помочь королю в обогащении в обмен на первенца. Однако тот не согласился да еще и обманным путем выведал, как можно избавиться от назойливого карлика. И вот тогда Румпельштильцхен топнул в сердцах ногой, и она провалилась в землю. А когда бедняга хотел ее вытащить, то случайно разорвал себя напополам.Сказка сказок, Джамбаттиста Базиле
Неаполитанский поэт Базиле жил в конце 16 - начале 17 ст. Именно его является первым в истории европейской литературы сборником сказочного фольклора. И лишь спустя 200 лет некоторые из сказок, вроде, Спящей красавицы, Золушки и Кота в сапогах переписали братья Гримм, Шарль Перро и прочие. Особого шарма сборнику придают витиеватые метафоры автора и отборные ругательства, которые просто интересно читать. Ну, а страху наведут известные всем, но очень реалистичные сюжеты, кишащие казнями, смертью, пытками и кое-чем похлеще. И не мудрено, ведь Неаполь того времени был многолюдным портом, где за 20 лет было подписано 18 тыс. смертных приговоров, что нисколько не уменьшило количество разбоев и грабежей, в нем процветала проституция, в том числе и детская, а лишних или нежелательных детей убивали не церемонясь.Рассказ об отрубленной руке, Вильгельм Гауф
Гауф умер от брюшного тифа, прожив на свете всего лишь 24 года. Однако три сборника сказок, один из которых был выпущен уже после смерти писателя его женой, навсегда вписали его имя в историю литературы и сказок в частности. Из заурядных легенд о привидениях и бедняках, наказывающих злых богачей, он создал грустные, а порою очень страшные истории. Например, о том, как к молодому доктору приходит убитый горем брат с рассказом, что его сестра скончалась, родственники хотят похоронить ее здесь, но он должен привезти на родину хотя бы ее голову. Врач соглашается ее профессионально отсечь, отправляется в замок, но, полоснув покойницу по горлу, видит, что та в ужасе успела распахнуть в последний раз глаза.Страшная месть, Николай Гоголь
Повесть входит в цикл Вечера на хуторе близ Диканьки . Конечно, это не сказка в общепринятом понимании. Однако фольклорная основа наряду с русалками, колдунами и воскресшими мертвецами дает повод ее прочесть. Начинается все на свадьбе. Старый есаул женит своего сына, выносят иконы, и тут же один из гостей начинает корчиться, превращаясь в страшное чудище, и исчезает. Есаул понимает, что это колдун. На следующий день в семье появляется родственник, считавшийся пропавшим без вести много лет назад. Он странно себя ведет, ничего не ест, пьет какую-то жидкость из бутылочки, которую везде носит с собой. Ну, а когда из-под земли заброшенного кладбища по ночам начали восставать мертвецы, стало ясно, что с колдуном нужно что-то решать.Голос монстра, Патрик Несс
У матери 13-летнего Конора обнаружили рак. Мальчик закрывается в себе, терпит издевательства в школе и каждую ночь просыпается от одного и того же кошмара. Однажды он слышит голос и видит перед собою монстра в обличье тутового дерева. Он начинает рассказывать Конору три истории. После чего тот будет вынужден рассказать свою. Но мальчик не знает историй. И он боится того дня, когда настанет его черед говорить, боится своего еженощного страшного сна, но больше всего он боится другого, в чем никак не может признаться самому себе. И в то время, как жизнь покидает его маму, Конору придется сказать вслух правду, какой бы страшной она не оказалась.Синяя борода, Шарль Перро
Историю о том, как женщина открыла запретную комнату и обнаружила в ней трупы предыдущих жен своего мужа, висящие на ржавых крюках, знают все. Но ведь одним мсье Перро сказки Франции не ограничиваются. Если полистать народные сказания, то там найдутся и злые гномы, подарившие горбуну еще один горб, и солдат, по милости которого его товарища растерзали дикие звери, и братоубийцы, и феи из грота, которые пожалели для семьи бедняков каравай, обрекая их тем самым на верную смерть.Русалочка, Ганс Христиан Андерсен
Андерсен рос в бедной семье, в 14 лет покинул дом со словами "Я еду в Копенгаген, чтобы стать знаменитым!" и так и не научился писать без ошибок. Он никогда не был женат и не имел детей. Однако, это не помешало ему стать едва ли не самым любимым детским писателем. Хотя некоторые его сказки и рассказы слишком грустные, чтобы читать их на ночь. Например, история Русалочки, спасшей принца и пожертвовавшей ради него всем. Мало того, что он на ней не женился. Бедняжка еще и отказалась воспользоваться случаем и заколоть его ножом, обагрив его кровью свои ноги. Тогда бы она смогла вернуться к родителям в море и прожить там свои 300 лет. А так она наутро превратилась в морскую пену. А принц жил долго и счастливо с молодой и красивой женой. Если вдруг вам немножко не хватило драмы, прочтите еще рассказ о девочке со спичками.

Сказки братьев Гримм, Якоба и Вильгельма, повествуют о Белоснежке и Рапунцель, Золушке и Красной Шапочке. Только вот истории эти больше уместны в фильмах для взрослых и триллерах. Братья Гримм на самом деле никогда и не пытались развлечь детей своими сказками. Сначала они писали исключительно для взрослых. Эти истории шли в народ, их пересказывали, передавали из уст в уста, их не забывали. В итоге многие из сказок были переработаны в детские варианты, а по некоторым на студии Уолта Диснея сняли мультфильмы и кинокартины. Вспомните эти детские истории, такие, какими вы их запомнили. А теперь приступайте к чтению нашей статьи. Вы будете очень удивлены, когда узнаете о темной стороне сказок братьев Гримм.

Добрачный секс

В сказке «Рапунцель», опубликованной в 1812 году, принц и длинноволосая красавица занимались любовью до свадьбы. Девушка сидела в высокой башне, а юный наследник престола уговорил ее спустить вниз волосы, по которым и забрался наверх. В итоге барышня от него забеременела. В «Принцессе-лягушке» (кстати, лягушкой был именно принц) сразу после того, как возлюбленный девушки превратился в человека, последовала ночь любви.

Со временем, когда сказки были адаптированы для детской аудитории, откровенные описания из них убрали. Но легкие намеки на секс братья Гримм все-таки оставили. Потом их анализировали с точки зрения психоанализа Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм.

Сцены насилия

Их в сказках братьев Гримм было предостаточно. Фактически в более поздних своих работах Якоб и Вильгельм заменили секс на жестокость. К примеру сказка «Жених-разбойник» повествует о том, как красивую девушку затащили в свое логово бандиты. Они поили ее вином, а затем разорвали на ней всю одежду и разрубили ее тело на куски. В «Золушке» злобные сестры главной героини отрезали себе пальцы на ногах, чтобы втиснуть их в небольшую туфельку, в «Шести лебедях» злую тещу сожгли на костре. А в «Белоснежке» королева умерла из-за того, что ее заставили танцевать в раскаленных железных туфлях. Как вам такая, неизвестная широкой общественности история одной из диснеевских принцесс?

И даже любовные сцены не обходились без насилия. Вернемся к «Принцессе-лягушке». Там девушка, испугавшись мерзкого земноводного в своей постели, просто бросила его об стену. И да, сцена любви случилась после этого.

Жестокое обращение с детьми

Это, пожалуй, одна из самых отвратительных сторон сказок братьев Гримм. Белоснежке было всего 7 лет, когда охотник отвел ее в лес по приказу злой мачехи, чтобы вырезать девочке легкие и печень. В «Можжевеловом кусте» женщина сначала обезглавливает своего пасынка, когда тот наклоняется за яблоком, а затем крошит его тело на мелкие кусочки и готовит из них рагу, которое потом подает своему мужу к обеду. Золушке и этому бедному мальчику повезло. Так, маленькая девочка спаслась при помощи семи гномов, а мертвый пасынок злобной женщины вернулся к жизни.

Но некоторые дети в сказках братьев Гримм действительно плохо кончают. «Фрау Труда» - авторская версия истории для взрослых, где ведьма превращает непослушную девушку в полено и бросает ее в костер. И чуда на этот раз не происходит.

Антисемитизм

Евреи в сказках братьев Гримм обычно предстают жадными, злобными и неприятными личностями. А еще их обычно ждет незавидная участь. К примеру, сказка «Еврей в колючках» повествует о пареньке с волшебной скрипкой. Лишь заслышав ее, все пускались в пляс. Так вот, парень этот находил какого-нибудь еврея, начинал играть перед ним на скрипке и загонял бедолагу в куст терновника. И тот плясал в колючках, пока не отдавал кошелек пареньку или богу душу.

Еще один интересный факт: нацисты использовали сказку «Красная Шапочка» в целях пропаганды. Они говорили, что немецкий народ страдает от «еврейских волков». А Золушка, по их заверениям, была представительницей чистейшей арийской расы, чем и отличалась от своих глупых и злобных «беспородных» сестер.

Инцест

В сказке «Девушка-дикарка» король пообещал умирающей жене, что женится во второй раз только в том случае, если его новая супруга будет так же прекрасна, как и она сама. В итоге во всем королевстве не нашлось другой такой красавицы, кроме его дочери. И девушка вынуждена была спасаться бегством и укрываться в пустыне, чудом вырвавшись из цепких лап отца.

Нечестивые матери

В сказке «Ганзель и Гретель», опубликованной в 1812 году, жена уговаривает мужа отказаться от своих детей и отправить их в лес на зиму, потому что у семьи нет достаточного количества запасов, чтобы прокормить их. У Белоснежки тоже была злая мама, которая отправила девочку на смерть, узнав, что та в скором времени станет более красивой, чем она сама. Да-да, это были действительно биологические матери, но в поздних изданиях сборников сочинений братьев Гримм их образы заменили на менее благородные. Теперь это были злобные мачехи, и именно в таком виде сказки дошли и до наших дней.

3909

31.10.14 12:47

Об ужасных сюжетах известных сказок (в мультипликационных адаптациях многие из них смягчены диснеевскими кудесниками) мы уже рассуждали. Но, увы, тот список жутких вещей, которые проделывали всеми нами любимые герои (и, конечно, злодеи), далеко не полон!

Самые страшные сказки: детям читать не стоит

Демон-великан и зловещий гном

Все мы прекрасно помним историю заносчивого мальчика, который был наказан ведьмой и долгие годы ходил в образе карлика с отталкивающей наружностью. В конце концов Якоб смог вернуть свое истинное лицо. Но «Карлик Нос» – это не самая страшная сказка Гауфа. Еще более жуткую драму поведал известный немецкий писатель в «Холодном сердце». Бедняк, зарабатывающий продажей угля, Петер Мунк грезил о богатстве и заключил контракт со злым духом, жестоким Михелем. Тот вынул из груди Петера сердце и заменил его камнем. Главный герой стал чужд состраданию, а однажды «под горячую руку» ему попалась любимая жена. Оставшись один, Петер раскаялся. На помощь ему пришел другой, добрый волшебник – Стеклянный Человечек, и Мунк вернул свое любящее сердце. Но как же страшно было ему в пещере великана Михеля! Оказалось, что он хранит там в банках сердца всех местных богачей. Увы, очень часто, выбирая деньги, люди забывают о милосердии.

В довольно неприятную историю попала прекрасная мельничиха (зловещую сказку «Румпельштильхцен» написали братья Гримм). Красотка опрометчиво пообещала карлику Румпельштильхцену награду, чтобы он напрял для нее целую комнату золотой пряжи. Сложность состояла в том, что прясть предстояло из соломы, а наградой была любовь сына короля. Девушка не знала, что ловкач попросит отдать ее первенца. Слезы не помогли, но карлик сжалился над жертвой. «Если ты угадаешь мое имя, то сделка отменяется!», – сказал он. Имя и правда было сложным, лишь хитрость помогла бывшей дочери мельника. В ярости гном схватил себя за одну ногу и разорвался пополам!

Заколдованные принцы

Может, вы читали произведение «Король-лягушонок или Железный Генрих»? Эта сказка тоже вышла из-под пера знаменитых братьев. Избалованной принцессе было несладко: за то, что лягушка вытащила из колодца ее мячик, ей пришлось взять мерзкое скользкое существо с собой, кормить его за своим столом и уложить в постель. Когда он ей совсем опротивел, девушка шмякнула его о стену, и вдруг лягушонок превратился в принца. Так что не верьте тем, кто говорит о поцелуе, все было совсем не так!

Отличается от диснеевской версии и сюжет «Красавицы и чудовища». К истинному ближе всего русская версия, написанная Сергеем Аксаковым. В настоящей сказке у Красавицы были завистливые старшие сестры, которые хотели помешать ее счастью. Именно эти злыдни сделали все, чтобы Чудовище не дождалось своей суженой. Но любовь творит чудеса!

Коварству ведьмы нет границ!

А уж насколько трансформировались сюжетные повороты в «Рапунцель», адаптированной той же диснеевской студией! Поистине, запутанная история! Что же на самом деле происходило с этой длинноволосой красавицей? Ее родители отдали малышку ведьме в оплату за то, что воровали в саду колдуньи рапунцель (колокольчик, используемый в салатах). Девочка оказалась в башне. По роскошным волосам заточенной красавицы внутрь забиралась ее злая опекунша. Но однажды это увидел принц, который влюбился в Рапунцель. Он стал приходить к ней каждую ночь. Ведьма, узнав о непрошенном госте, отрезала волосы воспитаннице и прогнала ее в лесную чащу. Принц, узнав об этом, бросился с башни. Он остался жив, но ослеп. Долгие скитания привели его к возлюбленной – она жила в глуши лесной, воспитывая двух его детей. Да уж, попытка самоубийства, кровожадная ведьма и рождение детей вне брака – совсем не диснеевский коленкор!

Жуткий рассказ о братике и сестричке, обреченных на смерть злой мачехой, тоже записан семьей Гримм. В сказке «Гензель и Гретель» родной отец увел ребятишек в чащобу и оставил их там. Смышленые дети бросали хлебные крошки, чтобы найти дорогу назад, но их склевали прожорливые птицы. А потом брата и сестру привлек пряничный домик – они были голодны и хотели полакомиться. Вот тут-то их и поймала ведьма (именно она жила в сладкой избушке). Она решила немного откормить добычу (слишком худы были пленники). Когда же пришло время зажарить девочку, та сумела обмануть злодейку и сожгла ведьму. Говорят, что в эпоху братьев Гримм и правда нередки были случаи каннибализма – в стране свирепствовал голод.

4 января 1785 в земле Гессен, в Ханау-на-Майне, родился Якоб Людвиг Карл Гримм - немецкий филолог и старший брат Вильгельма Гримма. Вместе с ним он являлся членом кружка гейдельбергских романтиков, стремившихся возродить интерес к культуре Германии, ее фольклору. Братья Гримм были в первую очередь лингвистами, а уже потом - авторами знаменитого собрания сказок.

Все с детства помнят адаптации народных германских сказок: "Красная шапочка", "Золушка", "Бременские музыканты" и многие другие. Первоисточники этих сюжетов сначала смягчали братья-писатели, потом - переводчики на русский язык: уж слишком кровожадными были некоторые подробности. Но есть сказки, которым никакая адаптация не поможет. "РГ" собрала несколько таких сюжетов и попыталась объяснить их глубинный смысл.

Белоснежка

Сюжет сказки о Белоснежке и семи гномах знаком многим с детства. Однако, не все знают, что когда королева поручает псарю отвести самую красивую в королевстве девочку - Белоснежку - в лес и убить, она требует принести ей доказательство. Ни больше, ни меньше - легкое и печень несчастной девочки. Когда подданный, пожалев Белоснежку, приносит королеве внутренности оленя, та съедает их.

Существует несколько подходов к объяснению сказки. Так, последователи психологической школы Карла Густава Юнга полагают, что королева-мачеха являет собой архетип тени: темную сторону любой личности. Другая любопытная версия говорит о том, что сюжет сказки сопоставим с античными астрономическими представлениями: Белоснежка и семь гномов ассоциируются с Луной в сопровождении Солнца, Земли и пяти планет.

Интересен подход американских социологов к этой истории. Они считают, что сказка о Белоснежке прививает девочкам неправильные стереотипы, так как слишком большое внимание уделяется красоте Белоснежки. Таким образов, внешность ставится во главу угла, а образование и карьера отходят на второй план. Правда, в свете любви американцев к кукле Барби такие претензии к сказке кажутся необоснованными.

Гензель и Гретель

Еще один небезызвестный сказочный сюжет, повествующий о брате и сестре, которые попадают в лапы к ведьме-каннибалу, живущей в лесном доме, построенном из сладостей.

От первого до последнего слова в этой сказке веет ужасом. Во-первых, фигура отца, отправляющего родных детей в лес на верную погибель под давлением своей жены, мачехи Гензеля и Гретель. Во-вторых, образ старухи, заставляющей сестру откармливать своего брата. В-третьих, сами дети. В этой сказке они не являются жертвами в традиционном понимании этого слова: брат и сестра оказываются весьма находчивыми малышами, а в жестокости отчасти не уступают своей тюремщице. Гретель обманом заманивает ведьму в печь и дотла сжигает ее. После этого дети грабят дом старухи. Они возвращаются к отцу и на вырученные от награбленного деньги живут в достатке.

Кстати, по сюжету к моменту из возвращения в отчий дом мачеха по неизвестной причине умирает. Исследователи полагают, что это свидетельствует о том, что по своей сути мачеха и ведьма - одна и та же женщина.

Исследователи предполагали, что истоки легенды лежат в периоде Великого голода (1315-1317 годы), когда детей прогоняли в лес на верную смерть, потому что прокормить их родители не могли, а каннибализм был распространенным явлениями (по крайней мере, по слухам).

Золушка

Сказка, ставшая своеобразной Библией для поколений девочек. Даже некоторые современные Золушки проникаются мыслью, что если во всем себе отказывать и безропотно сносить унижения, то в итоге получишь поощрение в виде прекрасного принца на белом коне. Некоторые ждут этого принца всю свою жизнь.

В целом повествование сказки ровное, без излишнего натурализма, но кровожадных эпизодов хватает. Особенно выделяется один. Когда принц приходит к отцу Золушки и говорит, что возьмет в жены только ту, кому подойдет потерянная на балу туфелька, одна из сестер ампутирует себе палец, чтобы обувка пришлась впору.

А ты отруби большой палец; когда станешь королевой, все равно пешком ходить тебе не придется, - советует мать.

Принц забирает девушку с собой, но два белых голубка поют, что башмачок весь в крови. Принц уличает невесту в обмане и поворачивает коня назад.

То же повторяется с другой сестрой, только она отрезает не палец, а часть пятки. Правда, результат тот же - бдительные птички сообщают принцу правду.

Кстати, по мнению последователей учения Зигмунда Фрейда, прозрачная хрустальная туфелька является символом непорочности. В таком контексте манипуляции с обувью становятся понятнее.

Красная шапочка

Существует две основные версии истории про девочку, которая ходила через лес с корзинкой снеди, навещать свою бабушку.

В версии Шарля Перро история заканчивается плохо: Красная шапочка становится жертвой кровожадного волка. Перро закончил сказку моралью, наставляющей юных девиц опасаться соблазнителей. В версии Гримм финал более оптимистичен: проходившие мимо бабушкиной избушки дровосеки услышали шум, вбежали внутрь, убили волка и освободили старушку и девочку.

Что характерно, обе сказки - это обработанные версии легенды, распространенной еще в средневековой Европе. В большинстве версий того времени сказка заканчивалась трагически, как у Перро. И мораль была такой же, как у французского автора. Правда, натуралистичных подробностей было побольше: так, волк предлагает Красной шапочке раздеться и лечь рядом с ним, а одежду бросить в огонь, после чего съедает девочку. Мотив нарушения правил поведения - налицо.

Смерть в кумовьях

История о том, как отец тринадцати детей позвал в крестные саму смерть, не так популярна, как сказки про Рапунцель или Мальчика-с-пальчика, но зато уж точно одна из самых мрачных.

Бедняк выбрал смерть в кумовья потому, что она всех уравнивает - и нищих, и богатых. Крестная в долгу не осталась и оправдала доверие: сын бедняка становится, благодаря ей, известным лекарем.

"Если тебя позовут к больному, я буду каждый раз тоже являться; если я буду стоять у изголовья больного, ты можешь смело объявить, что ты его вылечишь; дай ему этой травы, и он выздоровеет. Но если я буду стоять у ног больного, то значит - он мой, и ты должен сказать, что всякая помощь бесполезна и что ни один лекарь на свете спасти больного не сможет. Но бойся пользоваться этим зельем против моей воли, а не то плохо тебе придется", - наставляла крестная мальчика.

Тот ослушался лишь дважды, и во второй раз смерть не пощадила его: погасила свечу его жизни.

Эта готическая сказка наглядно демонстрирует отношение простых людей к такому явлению, как смерть. Во-первых, многодетный родитель отдает ребенка на волю высших сил: выживет - так выживет, а нет - так нет. Во-вторых, воспитанный самой смертью мальчик как бы возвращает сказкам их первозданную мрачность. В-третьих, мораль: нельзя обмануть смерть, даже если ты приходишься ей "родственником".

Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.