Нарушения и причины слоговой структуры слов у детей с моторной алалией. Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с онр Почему у ребенка нарушается слоговая структура слова

элизии

итерации

антиципации

сокращение

искажения

Игра «Отхлопай слово»

Игра «Сколько слогов в слове»

«Найди картинку».

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.

Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие - становление полноценной личности.

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:

элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);

итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);

антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);

сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);

искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)

Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

Игра «Отхлопай слово»

Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога). Молодцы, у вас все получилось.

Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко». Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?

Игра «Сколько слогов в слове»

Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка - кукла), из 3 слогов (3 хлопка - бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка - карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов)

Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

«Разложи игрушки» (мелкие игрушки из кинде-сюрприз)

Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

«Найди картинку».

Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях. Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.

Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие - становление полноценной личности.

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:

элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);

итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);

антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);

сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);

искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)

Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

Игра «Отхлопай слово»

Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога). Молодцы, у вас все получилось.

Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко». Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?

Игра «Сколько слогов в слове»

Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка - кукла), из 3 слогов (3 хлопка - бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка - карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов)

Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

«Разложи игрушки» (мелкие игрушки из кинде-сюрприз)

Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

«Найди картинку».

Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях. Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ

С каждым годом увеличивается количество детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедиче­ской работе с детьми часто на первый план вы­двигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение разви­тия ССС. Затруднения в произнесении отдель­ных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важ­ность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС - одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с сис­темными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения граммати­ческим строем речи, усвоения звукового анали­за, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя - логопеды испытывают трудности в организации работы по формиро­ванию слоговой структуры слова: в системати­зации и подборе речевого дидактического ма­териала, обеспечении занятий лексической на­сыщенностью.

В данной работе представлена система работы над слоговой структурой слова, осно­ванная на анализе литературы по проблеме и наличном педагогическом опыте авторов.

Типы нарушений слоговой структу­ры слова. Маркова А. К. выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога: «моток» - мо­лоток;

Опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната.

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов: «деворе» - дерево;

Перестановка звуков соседних слогов: «ге-бемот» - бегемот.

3. Искажение структуры отдельного слога:

Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон.

4. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы:

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога)

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» -ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов):

«кабудка» - конура+будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ори­ентация, возможности темпо-ритмической ор­ганизации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке ин­формации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодоле­нию нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

Подготовительный, цель которого - подго­товить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;

Собственно коррекционный, цель которого - непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведет­ся на вербальном материале.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подготовительный этап включает ра­боту по следующим направлениям: 1) форми­рование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;

2) развитие временно-пространственной ори­ентировки; 3) развитие динамической и темпо-ритмической организации движений. Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подгото­вительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на лого­педических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических пред­ставлений, на музыкальном занятии, на рисо­вании, физкультуре, на занятиях по ознаком­лению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки.

1. Ориентировка в собственном теле

«Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот - впереди, спинка -сзади. Где животик? Где спинка?).

«Наводим порядок» (перед ребенком ва­режки, перчатки, сандалии и т.д. - «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).

«Ладошки и следы» (Ребенку предлагают­ся контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти па­ру из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

«Поезд» (Перед ребенком в колонну вы­ставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»).

«Собери сказку» (Перед ребенком - набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).

«Найди клад» (ориентировка по схемам).

«Где гудит паровоз» (определение место­положения звука).

II. Развитие временно - пространст­венной ориентировки.

«Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к бел­ке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)

«Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, по­том сядь на корточки, в конце хлопни в ла­доши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу - ре­бенок выполняет, а затем описывает по­следовательность своих действий).

«Посмотри и повтори» (Взрослый показы­вает серию движений, ребенок смотрит, за­тем повторяет все движения в нужной по­следов ател ь н ости)

III. Развитие динамической и гемпо-ритмической организации движений.

Направления работы: 1). Совершенствование движений общей мо­торики.

2). Совершенствование мелкой моторики. 3). Развитие артикуляционной моторики. 4). Развитие чувства темпа. 5). Формирование чувства ритма.

Совершенствование движений мото­рики: общей, мелкой, артикуляционной.

Цель: развитие пространственной ор­ганизации движений; развитие переключаемо-сти движений; развитие умения воспроизво­дить заданную последовательность движений.

«Делай как я» Логопед выполняет серии вначале из 2, затем из 3 - 4 движений, де­ти выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели - встали, сели - встали, ... 2) Руки в стороны - на пояс, в стороны - на пояс, ...3) Нога впе­ред - назад - в сторону, вперед - назад - в сторону.

«Умелые ручки» Чередование различных поз: 1) Кулачки - ладошки, ... 2) Колечки -ушки - рожки, ... 3) Пальчики здороваются.

Артикуляционные упражнения. Чередо­вание разных поз органов артикуляцион­ного аппарата: 1) «Лягушка» - «Хоботок» - «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» -«Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизво­дить, характеризовать темп на основе тактиль­но - кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

«Мышка и кошка» Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бе­жит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары - быст­ро, как мышки, на редкие - медленно, спо­койно, как кошка.

«Кулачки - ладошки» Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движе­ния руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по

другому слегка:

Стук - стук, стук - стук.

Ну а ладошки не отстают, следом за ними

весело бьют:

Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп.

Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:

Стук - стук - стук, стук - стук - стук,

А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:

Хлоп - хлоп - хлоп, хлоп - хлоп - хлоп.

Формирование чувства ритма Цели: учить воспринимать метриче­ские отношения (акцентированные неакценти-рованные доли - предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно - кинестетических, зри­тельных, слуховых ощущений.

1. «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок - большая туча -громкий хлопок, маленькая тучка - тихий).

2. Графические упражнения на переклю­чение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета - например, красный - желтый - красный - жел­тый и т.д.), «Дорожка» (чередование 2-3 гео­метрических фигур, различных предметов).

3. Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» - большая капля - длинный хлопок, маленькая капелька - короткий).

4. Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки». У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук - тук - тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я. Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «....» Взрослый продолжает: «Ну - ка, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осу­ществляется после усвоения материала преды­дущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

Уровень гласных звуков;

Уровень слогов;

Уровень слов;

Уровень коротких предложений;

Уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне от­водится «включению в работу» помимо рече­вого анализатора также слухового, зрительно­го и тактильного. Ниже предлагаются упраж­нения для каждого уровня.

Работа над гласными

Произнесение ряда из 2, 3 и более звуков: 1) в сопровождении символов («Человеч­ки - звуки»); 2) без зрительной опоры.

Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же - с опо­рой на наглядность и без нее - на слух).

Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.

«Музыкальный мяч» Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит 1 - 2 (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.

Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.

Встать, когда прозвучит ряд из 2 (или дру­гого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами

С общим согласным (например, упр. «Ката­ем снежную бабу» - имитируя движения, произносить: ба - бо - бу - бы):

С общим гласным (ка - та - ма - ва);

Обратные слоги (Скажи «Ав - ав» столько раз, сколько точек нарисовано);

Закрытые слоги, их ряды и пары (различ­ные звукоподражания);

Прямые и обратные слоги с оппозицион­ными звуками: по твердости - мягкости, звонкости - глухости («Забиваем гвоздики молотком: та - да - та - да, то - до - то - до»);

Слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

S «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)

S Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кру­жочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.

^Работа с ритмическими схемами (Уп­ражнение «Курочка»: ребенку предлага­ется ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко, ко, ко-ко. ко-ко-ко).

Работа над словом

Маркова А. К. выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

1. Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные (дом, мак).

4. Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)

8. Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).

1 1. Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).

12. Односложные со стечением в конце слова (зонт).

13. Двухсложные с двумя стечениями соглас­ных (кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых сло­гов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно - переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой Структуры

Слоговые дорожки (на дорожках следы - в зависимости от количества слогов в слове - ребенок говорит слово, наступая на каж­дый слог на следующий след).

Слоговые линейки.

Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме -3 дома с разным количеством этажей - ре­бенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количе­ство слогов в распределяемых словах зави­сит от жителей домов: рак - 1 слог, петух -2, лягушка - 3 слога).

«Дом - замок - избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом - слова с из од­ного слога, в замок - двусложные слова, в избушку - слова, состоящие из 3 слогов).

«Часы» (найди и покажи стрелкой сло­ва из двух (1,3,4) слогов).

«Додумай слово» (подобрать слово к схеме - с опорой на картинки и без них. например, СА _ ; СА__).

«Паровоз» (паровоз состоит из не­скольких вагонов, вагоны различаются ко­личеством окон, в зависимости от этого распределяются слова - в вагон с одним окном - односложные слова, с двумя -двусложные и т.д.).

«Телевизор» (Наглядное пособие «Те­левизор». На экране 1 - 4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схе­ме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, пред­ложениями, текстами

«Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Напри­мер, колючий... (еж); воздушный... (шар); хитрая... (лиса)).

«Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов посте­пенно увеличивается. Каждый раз начина­ем «шагать» сверху вниз заново. Напри­мер: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.)

Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами

Литература

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой струк­туры слов у детей. - СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2001.

2. Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Мето­дическое пособие. - М.: ТЦ СФЕРА. 2007.

3. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формиро­вание у детей с недоразвитием речи. Учеб­но - методическое пособие. - М.: Книго­люб, 2005.

4. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Фор­мирование слоговой структуры слова: ло­гопедические задания. - М.: ТЦ СФЕРА, 2007

5. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелы­ми нарушениями речи. - М., 2004.

6. Микляева Н.В. Фонетическая и логопеди­ческая ритмика в ДОУ - М.. 2005

7. Пожиленко Е.А. Методические рекомен­дации по постановке у детей звуков. -СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006.

8. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражне­ний для детей 5-7 лет. Практическое по­собие для логопедов, воспитателей и ро­дителей. - М.: «Гном и Д», 2001.

В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.

Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет - это физиологическая норма, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет (самолет), моцик (мотоцикл), липека(таблетка), томаок (молоток) и пр., можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова и в этом случае ребенку нужна помощь логопеда. Важно понять: самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет!

Ф акты ….

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников - одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности.

Отдельные проявления слоговой структуры мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним - малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Расширяйте словарный запас ребенка!

Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Формирование слоговой структуры влия-ет на успешность овладения грамматическим строем речи, ус-воение звукового анализа, письмо и чтение.

Множественные нарушения слоговой структуры слова является ключевым моментом, свидельствующим о наличии у ребенка ОНР (Т. А. Ткаченко).

По данным послед-них исследований (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина) формирование слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов, которые являются фундаментом слоговой структуры. Нет прочного фундамента - не построить прочный дом, т. е. не освоить письменную речь и чтение в той степени, которая позволит стать успешным. Для этого важны следующие процессы:

- оптико-пространственная ориентация: ориентируемся сначала в своем теле, затем в трехмерном пространстве, (более подробная информация см. статью на моем сайте «Нейропсихологический подход к коррекции некоторых речевых проблем . Ф ормирование пространственных представлений - одно из важнейших условий жизненных успехов») и временно-пространственной ориентации понимать: что сначала, что потом.

- ритми-ческая и динамическая организация движений (следовательно, нужно развивать чувство ритма, умение быстро и правильно переключаться с движения на движение, что лучше всего происходит во время занятиями танцами).

Нейропсихологические исследования последних лет по-казывают, что любой серийной двигательной программе (а слоговая структура слова - это именно серийная двигательная программа) присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.

Способно-сть к серийно-последовательной обработке информации.

Чуть-чуть теории :

проверьте этапы речевого развития своего ребенка!

В соответствии со схемой развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов можно разделить на несколько этапов.

1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.:

Ребенок часто воспроизводит 1 слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слова.

1 год 8 мес. - 1 год 10 мес.:

Ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных часто пропускает один слог.

1 год 10 мес. - 2 года 1 мес. :

В трехсложных словах все еще пропускает один слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сократить количество слогов в четырехсложных словах.

2 года 1 мес. - 2 года 3 мес.:

В многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки.

2 года 3 мес. - 3 года:

Слоговую структуру нарушает редко, главным образом в малознакомых словах.

Это значит, что в возрасте 3-х лет ребенок может произносить 2-х, 3-х сложные слова, соблюдая последовательность звуков в слове, но имеет право некоторые звуки произносить неправильно (см. ст. на сайте «Возрастные нормы в таблицах»).

При речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер.

Классификация слов аномальной детской речи.

1. Правильно произносимые слова.

2. Слова-фрагменты: «моко» (молоко).

3. Слова-звукоподражания, обозначающие предметы, ситуации, действия «би-би».

4. Абрисы слов: «попата» (лопата).

5. Слова, которые совсем не напоминают слова русского языка.

Специальная информация, родителям можно пропустить и обратиться к финальной части статьи.

Особенности искажения слоговой структуры

Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).
Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» - пуговица).
- опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова - согласный сохраняется («просоник» - поросенок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
Итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» - дирижабль).
Нарушения последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

Искажения структуры отдельного слога :
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных - в слог без стечения («тул» - стул).Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

Вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).
Антиципации , т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).

Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» - панама; «вввалабей» - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание .

Контаминации - соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник, хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи.

Финальная часть информации

При нормальном развитии ребенка овладение им слого-вой структурой происходит постепенно через ряд законо-мерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности словообразования оказываются преодоленными.

В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, ког-да ребенок способен оценить правильность и выявить дис-гармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

Для детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Детям 4—5 лет предлагаются различные типы слов: про-стые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные: из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.

Речевой материал: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, теле-визор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

— назвать предметные картинки;

— повторить слова за логопедом;

— ответить на вопросы {Где подстригают волосы?).

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении сло-говой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

— повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но оди-наковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одина-ковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па-па, па-па-па);

— отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Детям школьного возраста задания в ходе обследования предлагаются как в устной, так и в письменной форме:

— чтение слов сложной слоговой структуры; чтение пред-ложений, насыщенных словами разного типа; чтение скорого-ворок;

— списывание сложных слов и предложений; запись слов и предложений под диктовку; письмо проверочных слуховых диктантов.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Следует учитывать, что у детей с нормальным речевым разви-тием к 2,3-2,5 годам исчезают ошибки воспроизведения зву-кослоговой структуры слова, связанные с пропуском слогов и звуков, с добавлением слогов;

а к 2,5-3 годам — ошибки, свя-занные с уподоблением слогов и звуков и пропуском соглас-ных при их стечении.

Такой вид ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слова, как перестановки звуков и слогов, встречается в речи нормально развивающихся детей крайне редко и к 2,5-3 годам также преодолевается.

Таким образом, в 3 —4 года (что соответствует возрасту ре-бенка на первой ступени обучения) дошкольник способен пра-вильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без сте-чения и со стечением согласных.

Если Вы, прочитав статью, определили, что у Вашего ребенка нарушена слоговая структура слова - обращайтесь за помощью к специалисту!

Изучайте и вникайте в сложности своего ребенка!

30, 20, даже 5 лет назад детей, которым НЕ требовалась коррекционная помощь, было гораздо больше!

По оценкам некоторых специалистов сегодня

90% детей нуждаются в коррекционной помощи разного уровня!!!

Таковы реалии сегодняшнего дня.

Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве с родителями!

Все будет хорошо!

Трудитесь вместе!

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

ОНР у детей дошкольного возраста может проявляться по-разному. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи дополнительно нарушается слоговая структура слова. (Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.)

При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

Опускание слогообразующей гласной - “пинино” = “пианино”

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

Перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

Вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):

- “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

- “нананасы”=“ананасы”.

7. Контаминации (смешение слов)

- “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Классификация а.К. Марковой,

которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2. Трехсложные слова из открытых слогов.

3. Односложные слова.

4. Двухсложные слова с закрытым слогом.

5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.

6. Двухсложные слова из закрытых слогов.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом.

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14. Многосложные слова из открытых слогов.

Анжела Шульга
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте большую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии, как . Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава . Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи, оно также может быть и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Диапазон данных нарушений достаточно широк : от незначительных трудностей произношения слов ; в условиях спонтанной речи до грубого нарушения повторения ребенком 2-3 слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения речи в литературе освещены недостаточно. Известно, что этот вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией . При анализе анамнестических данных детей , страдающих нарушением слоговой структуры слов , отмечается задержка развития речи в раннем возрасте. Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом :

1) правильно произносимые слова : мама, дай;

2) слова – фрагмент : моко (малоко) ",

3) слова - звукоподражания , обозначающие предмет, ситуацию, действие : би-би;

4) абрисы слов : па-па-та (лопата) ;

5) слова , которые совсем не напоминают слова родного языка .

Нарушение слоговой структуры слов сопутствует детям с патологией речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи, оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя , как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова . Недостаточная степень коррекции нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте ведет к возникновению дислексии и дисграфии в школьный период, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным его переживанием.

В коррекционной работе можно выделить 2 этапа : подготовительный – цель : подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка и коррекционный - цель : непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры конкретного ребенка-логопата.

I. Подготовительный этап.

На этом этапе ребенку предлагается выполнить ряд заданий.

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Узнай музыкальный инструмент по звуку » , «Сколько раз ударили в барабан?» ).

2. Работа над ритмом . Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма : отхлопывание в ладоши в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов : барабана, бубна, металлофона.

Виды работ :

1) сравнивание ритмов : / //, // …. // /;

2) узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком;

3) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;

4) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка / / /; / / / / ;

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку : маршировка, ходьба, легкий бег.

1. Упражнения на развитие динамического праксиса рук : выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции , подсчет : кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь.

2. Упражнения на развитие реципрокной координации рук : выполнение одновременных движений : кулак (левая рука) - ребро (правая рука) и т. п.

3. Упражнения на переключения (графические) : + +; о–о–

II. Коррекционная работа на вербальном материале.

Работа проводится на разных уровнях.

1. Уровень гласных звуков. Виды работ :

1) пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв : А, У, И, О; АУ, ИА; АУИ, ИУА; АИУА, ИУАО; АИА, ИАИ;

2) те же задания, с выделением ударного звука : УА, АА, АУ;

3) узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

4) логопед отстукивает ритм : ребенок должен в соответствии с ритмом произнести гласный звук следующим образом : аа, аа, аа.

2. Уровень слогов . Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков :

2) назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов ;

3) наращивание слогов : «скажи на 1 слог больше , чем я» (са-со.) ;

4) уменьшение слогов : «скажи на 1 слог меньше , чем я» (са-со-су) ;

5) чтение цепочек слогов : са-со-су-сы,са-са-со,са-ас-са;

6) чтение и повторение серии слогов : а-са, а-со, а-су, а-сы;

и-са, и-со, и-су, и-сы”;

о-са, о-со, о-су, о-сы;

7) запомнить и повторить : са-со-со. со-са-са. со-са-.со. са-со-са;

8) повторение, чтение слогов со стечением согласных :

ста, сто, сту, сты; аст, ост, уст, ист;

а-ста, а-сто, а-сту, а-сты;

са-ста, со-сто. су-сту, сы-сты;

ста-тса и т. п.

9) «придумай цепочку из стольких слогов , сколько точек выпадет на кубике, запиши их»;

10) придумай слог к схеме : СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

11) «скажинаоборот» : са-«ас» , тса-«аст» ;

3. Уровень слова . При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее : а) структура слова расширяется за счет конструкций уже имеющихся в речи ребенка; б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов , которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний . Особое внимание следует уделять повторению звукоподражаний (например, ав-ав-ав) ; г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций . Детям предлагаются двусложные слова типа : СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба) .

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры , цель которой в уточнении контура слова , предложен Большаковой Е. С.

А. Фонематический и слоговой анализ слов :

1) игра «Телеграф» : «передать» слово , отстучав его ритмическую структуру ;

2) игры наделение слов на слоги : ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове , удары сопровождаются четким произнесением слогов ;

3) деление слов на слоги , произнесение слогов с одновременным выполнением действия, сравнить слова : где колец больше, то слово и длиннее ;

4) ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове ;

5) разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава ;

6) разбор слова по схеме : сколько слогов , какой первый, последний, какой слог стоит перед слогом , после слога , между слогами ;

7) «разрезные картинки» : разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове , подписать, назвать каждый слог ;

8) «рассели животных по домам» : одноэтажный - кот, двухэтажный – лиса;

9) игра с мячом : дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова ;

10) объяснить значение слова пароход : из каких 2 слов оно образовано ;

11) исправить ошибку в словах : моталок, моколо

а) слова написаны неправильно; б) слова произносятся логопедом неправильно. Если трудно, то в помощь дается предметная картинка;

12) назвать лишнее слово : мартышка, бегемот, жираф, крокодил;

13) что изменилось в слове : лис-лиса-лисица;

14) ребенку предлагается ряд картинок, из них выбрать самое длинное слово , самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова ;

15) логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах ;

16) анализ слов : изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука) : низ - вниз, шил - сшил;

Б. Фонематический и слоговой анализ слов :

1) дополнить данный слог одинаковым слогом ША : ма., ка. .

2) ребусы : коф., лас., кос. .

3) из двух слов образовать одно : лед, колоть (ледокол) ;

4) логопед произносит слово медленно по слогам : со…ба…ка, а ребенок угадывает все слово ;

5) «разрезные картинки» : ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове .

6) образовать слово по аналогии : дом-домик, кот-…

7) дополнить слово подходящим слогом : земляни., смороди. .

8) дописывание названий к картинкам : маши., куби. .

9) из карточек, на которых написаны слоги , составить слова , лишенные смысла, прочитать их.

В. Смешанные упражнения на анализ и синтез слов :

1) поменять слоги местами , составить слово : рады-дыра, сосна-насос;

2) образовать новое слово из первых слогов двух слов : чайник + капуста : чайка;

3) один ребенок произносит слово по слогам медленно , а другой называет это слово целиком : пу. го. ви. ца---пуговица.

Г. Фонематические представления :

1) разложить картинки подъемы : а) –––––––––– ––––––––– ––––––––––

–––- ––– ––- –– –– ––

б) ––––––––– ––––––––––

–––– –––- –––- –––-

2)придумать родственные слова к слову снег (снег, снежок, снежинка, снеговики) ;

3) назвать любое слово , придумать слово на 1 слог длиннее (короче) ;

5) придумать слова , состоящие из 1,2, 3,4 слогов ;

6) цепочка слов : тигры-рыба- …

7) закончить слово : ла., ла., ла.

8) придумать слова , заканчивающиеся на ЧОК;

9) придумать имена куклам, состоящие из 2 и 3 слогов . «Подари им вещи, состоящие соответственно из 2 и 3 слогов ». «Почему никому не подарили плащ и босоножки?»

10) разложить картинки на 2 кучки : кто это? что это? Объяснить значение слов : строитель, строительство; парик, парикмахерская и т. д.

4. Слоговая структура слов на материале чистоговорок, предложений, стихов, текстов. Детям можно предложить следующие виды работ в зависимости от этапа коррекционной работы .

1) заучивание чистоговорок

Детям предлагается хлопать в ладоши на каждый слог или определенный звук;

2) придумать чистоговорку самому : са-са-са. ;

3) заучивание речевок, выполнение движении в процессе речи;

4) чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено со взрослым;

5) чтение стихов, рассказов с отстукиванием ритма :

– Гуси, гуси!

– Га-га-га!

– Есть хотите?

– Да-да-да!

7) пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение : ко-ко-ко - исходите далеко;

8) договорить предложение : а) на солнышке греется котё… на него смотрит ще… Какой одинаковый слог прибавляется ?

9) составление предложений со по предметным и сюжетным картинкам;

10) упражнение на управление словами сложной слоговой структуры : Это кто? – это милиционер. Нет кого? - нет милиционера. Помоги кому? - милиционеру.

11) выбрать из 3 слов то , которое подходит по рифме : Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка) ;

10) придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно : где весною было пусто, летом выросла… (капуста) ;

собораем мы в лукошко очень крупную… (картошку) ;

11) чтение предложений по слогам (на слоги и предложения разбиваются логопедом) ;

14) чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги .

Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию слоговой структуры слов , а конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Ребенок с недоразвитием речи на 1 -ом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно с учетом принципов от простого к сложному, системности в подаче материала , с учетом ведущей деятельности ребенка и принципа наглядности.

Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.