“Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка. Маленький принц и его философия Философское содержание повести сказки маленький принц

Недаром говорят, что всё гениальное просто. Эта фраза хорошо характеризует произведение Антуана де Сент Экзюпери, известное каждому с детства. Вряд ли найдется сегодня человек, который и не слышал ничего о «Маленьком принце». Этот простой, внешне незамысловатый текст, давным давно растасканный на цитаты, прочно вошел в массовую культуру общества. Почему? Вероятнее всего из-за своей простоты и доступности каждому. Но при всей простоте и вполне заслуженной популярности, язык не поворачивается назвать эту книгу «попсой» из-за того вульгарного и похабного значения, в котором сегодня принято употреблять это слово. За каждой фразой «Маленького принца», за констатацией простых истин, кроется невероятная философская глубина. Те, кто хорошо знаком с творчеством Экзюпери не будут спорить с тем, что этот французский летчик был глубоким философом, мудрецом и борцом за высшие ценности. Это он демонстрирует в «Цитадели» и в других своих произведениях. Однако большинству Экзюпери известен как автор «Маленького принца», и совершенно точно именно в этой сказке-притче квинтэссенция всего его творчества.

«Все взрослые когда-то были детьми»

В этой фразе автора выражается целая философия, пронизывающая произведение. Тема противопоставления «Взрослости» и «Детскости» одна из основных тем . И речь здесь, конечно же, идет не о биологическом возрасте. За этим противопоставлением скрывается сразу несколько антитез с глубоким философским содержанием, «Формальность» и «Творчество», «Замкнутость» и «Открытость», «Насущное» и «Вечное». Маленький принц — образ вечного ребенка, который живет в каждом человеке и который всё менее и менее проявляет себя, когда мы взрослеем, не в биологическом, а скорее в нравственном плане. «Взрослого» не интересуют вечные вопросы, его волнует сколько денег он заработал, сколько звезд на небе, и ему нужно справиться со злосчастной гайкой, чтобы починить самолет, ведь иначе, когда кончится вода, гибель неминуема. Но тут появляется маленький принц, который смотрит на всё с детской непосредственностью и ему совершенно непонятна важность гайки, для него важно другое. И стоит только задуматься об этом, как происходят чудеса. «Наверное я старею», - думает рассказчик, пытающийся починить самолет. Взрослые очень любят цифры — цифры это конкретное, поверхностное, символичное, не позволяющее проникнуть внутрь, «взрослые» живут этим вопросом «сколько» и совсем не задумываются о вопросе «Зачем». «Зачем нужна власть, если нет подданных», «Зачем нужно пить?», «Зачем нужно рисовать карты или ». Из всех «взрослых» вопросом зачем задается лишь фонарщик, понравившийся маленькому принцу больше других, и тот понимает, что включать и выключать фонарь нужно только потому, что так повелось. В детстве мы постигаем вечные ценности - любовь, дружба, ответственность. Для взрослых это уже просто слова, концепты, в них нет того глубокого смысла, который вкладывает ребенок.

Исторический контекст

Читая сказку «Маленький принц» мало кто может подумать, что написана она в 1943 году, в самый разгар катастрофы — мировой войны. На родине писателя, как он сам скажет в посвящении «холодно и голодно». Недаром книгу он посвящает своему другу, когда тот был ребенком, посылая ему в далекую военную Францию частичку детского тепла и непосредственности, ведь он так нуждается в утешении. Своей простой доброй сказкой автор как будто хочет показать, до чего довела взрослость, недопонимание, формализм и невнимание к самому дорогому, к тому что есть внутри нас. Люди убивают друг друга.

Важно, что сам писатель в тот момент, когда он создает это произведение, живет в Америке. Экзюпери не любил США и много раз честно в этом признавался. И не любил он эту страну как раз за её ненормальную гипертрофированную «взрослость», выражаясь философским языком Экзюпери. Америка — страна бизнеса, денег, страна цифр и карт, того, что так не понятно маленькому принцу, всё это наносное, ненастоящее. Уже тогда, в 40-е в Америке чувствовался этот дух «деловитости» в плохом смысле этого слова, ведь недаром ещё до этого английский классик Диккенс сказал, что миссия Америки — опошлить вселенную. Вероятно во «взрослости» Экзюпери очень много «американскости».

«Он раздавал только разумные приказы» Планета короля — один из самых интересных моментов книги. Здесь, в образе короля, наиболее ярко показана двойственность всех обитателей планет — взрослых персонажей, в которых есть что-то для того, чтобы вернуть в себе эту детскость, чтобы снова научиться чувствовать и понимать непреходящие ценности. Только почему-то они этого не замечают. С одной стороны король из книги Экзюпери — философствующий правитель, каких на самом деле не хватало истории, он не противоречит ходу событий, а лишь старается узаконить его. Ведь зачем повелевать то, что всё равно не будет исполнено? В среде литературоведов, рассуждающих о книге Экзюпери, встречалось даже сравнение короля с Кутузовым, который своей мудростью и осторожностью выиграл войну, наблюдая за ходом событий и умело их используя. Но у короля есть и другая сторона — власть ради самой власти. Король властолюбец и ему всё равно, есть ли у него подданные, для него самое главное лишь то, что он может править, а кем и зачем править — вот это не важно. А ведь это бич многих правителей. В соотношении двух сторон — с одной стороны власть ради себя самого, а не ради того кем ты правишь, а с другой стороны осознание необходимости этой власти и заботы о своих подданных. В этой теме, которую условно можно назвать «философией власти» Экзюпери снова проявляется исторический контекст, чувствуется боль тоталитарных режимов. Ведь что такое тоталитарный режим — это власть ради власти, это система в которой люди винтики, и в которой правителей мало волнует, способны ли эти люди выполнить его чаяния, подданные — это ресурс, а не инструмент, и уж тем более речи быть не может о «приказе полезном для подданного» (а король из сказки назначает маленького принца послом, понимая что ему важно продолжать путешествие). Тема авторитарных режимов тоже не могла не волновать Экзюпери, в 1936 году , в тот год, когда там началась гражданская война, приведшая к власти Франко, строки своей великой сказки он писал в годы мировой войны, развязанной немецким нацистским режимом.

Во фразе короля «Если я прикажу своему подданному полететь ласточкой, а он этого не сделает, кто будет в этом виноват?» целая глубокая политическая философия. И примечательно в этой теме то, что показывая двойственность феномена власти в образе короля и заставляя читателя задуматься о её сути, целесообразности и предназначении.

Экзистенциализм наоборот

В сказке очень много экзистенциальных моментов, вся сказка это философия бытия, она , о вечных ценностях, о том, зачем человек существует на этой земле. Ведь маленький принц не случайно появляется именно тогда, когда «взрослость» начинает побеждать над детскостью. В отличие от своих земляков, Ж. П. Сартра и А. Камю, не признававших ни дружбы, ни любви, и думавших о бесцельности существования, Экзюпери наоборот пытается возродить эти ценности, пытается вернуть культ искренности, дружбы и любви, показав что именно в них скрыт подлинный смысл существования. Это своеобразный экзистенциализм наоборот, это философия дающая утешение в том самом мире, в котором уже не во что верить, это история возвращающая утерянный смысл жизни.

Евангелие от Экзюпери

Если произведение «Сто лет одиночества» называют библией от Гарсия Маркеса, то «Маленький принц» это точно Евангелие от Экзюпери, в сказке можно заметить немало христианских мотивов, в появлении маленького принца и его разговоре с летчиком явно просматривается тема спасения души. Маленький принц — предстает как мессия, как спаситель, пришедший на землю, чтобы вернуть ей утраченное, чтобы дать утешение и если это будет возможно - вернуть веру. Маленький принц погибает в конце книги — он погибает человеческой «взрослой» смертью от укуса змеи. Но умер ли маленький принц? Скорее всего он просто вернулся в свой мир, на свою планету, где он будет ухаживать за розой и любоваться закатом солнца. Рассказчик верит в то, что маленький принц не умер, он просто улетел, но он обязательно вернется, обязательно должно быть второе пришествие. И быть может, он действительно возвращается, возвращается в каждом из нас. Хотя, с того момента как Экзюпери писал эту сказку и после того как он остался в небе, однажды не вернувшись из полета, мир стал ещё более жестоким, «взрослость» всё больше берет в нас верх, а наносные ценности представляют большую важность, замещая в наших сердцах что-то вечное, мы уже не способны любить просто так.

Любить просто так

В завершение своего размышления о книге Экзюпери хочется вспомнить ещё пару цитат, ставших простыми истинами для каждого с детства. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - слово приручить, у Экзюпери вовсе не имеет научного значения «одомашнить» или «присвоить», приручить — значит понять, познать, проникнуться, сделать частью себя. Это как раз о любви просто так, о дружбе ради самой дружбы, о духовной близости, которой так не хватает. О том же самом говорит и фраза: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь», - она звучит из уст Лиса, персонажа, который символизирует дружбу, настоящую и искреннюю, дружбу просто так. Экзюпери призывает нас жить сердцем, научиться чувствовать и впустить в себя этого маленького принца, это прекрасное настоящее, которое точно есть в душе каждого, его нужно просто увидеть, но не глазами, а сердцем.

Конечно же в этой короткой статье я затронул далеко не все, а лишь некоторые, наиболее важные для меня, моменты в философии А. Экзюпери. Напоследок сделаю ещё одно замечание. Всё, что было написано выше — это лишь моё понимание книги Экзюпери. Возможно, вы, прочитав, увидите в ней что-то другое. И это самое прекрасное, что есть в литературе, я считаю что формула «Этим автор хотел сказать то-то...» - самая главная ошибка литературоведения. Важно не то, что хотел сказать автор, а то, . И прекрасно, если каждый откроет в книге свои собственные смыслы, а не станет пересказывать хрестоматию, ведь самого главного глазами не увидишь. Я думаю, Экзюпери понравилось бы такое понимание литературы, ведь маленький принц живет в каждом из нас и он для каждого свой.

Светлана
ВОРОШИЛОВА

Светлана Сергеевна ВОРОШИЛОВА (1958) - учитель русского языка и литературы школы № 7 г. Заречного Свердловской области.

Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

Урок в 8-м классе

Ты навсегда в ответе за всех,
кого приручил.

А.Сент-Экзюпери

Философская сказка французского писателя Сент-Экзюпери имеет большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Не всё здесь маленький читатель поймёт разумом, но многое разбудит его воображение, западёт в память и через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Над нею и улыбнёшься, и взгрустнёшь, а главное - непременно задумаешься, ибо сказка Антуана де Сент-Экзюпери не только лирична, но и по-хорошему, без сентиментальности трогательна.

«Маленький принц» - это сказка-размышление о человеке, его счастье, о смысле жизни. В 8-м классе мы впервые встречаемся с этим жанром (философская сказка), он сложен для детей своими аллегориями, символами, подтекстом. Но стоит ли расшифровывать каждый образный ход произведения, каждый символ: не лучше ли принять его сразу и целиком! Ведь мудрость её намёков приходит к нам и через музыку слов, через мягкость переходов от шутки к серьёзным рассуждениям, от смеха к печальной перекличке с собственным детством. Эти полутона переходов так же улыбчивы и тонки, как изящные рисунки, которыми её сопроводил автор.

Чтобы передать “дух” сказки, необходимо создать в классе необычную (как в театре!) атмосферу. Урок может проходить в кабинете, в котором учитель имитирует ночное звёздное небо, используя и свечи, и фонарики, и так далее. Можно также использовать музыку. Это оказывает на детей эмоциональное воздействие, оставляя надолго след в их восприимчивых душах.

Урок начинается с вступительного слова учителя . Антуан де Сент-Экзюпери не просто поэт, но и философ. Просто и проникновенно говорит он о самом важном - о долге и верности, о дружбе и любви, о непримиримости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой, ещё не очень-то устроенной, но любимой и единственной нашей планете Земля.

Берегите Землю! Эта мысль пронизывает всё произведение великого писателя-гуманиста, лётчика, бойца, проповедника духовных ценностей. Об этом его любимая сказка «Маленький принц».

По-настоящему мотивы «Маленького принца» начали складываться у Сент-Экзюпери в начале войны. В этот период он нередко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крыльями удивлённо смотрит из-за облака на Землю. Это удивлённый мальчик всё сильнее не давал покоя писателю, и незадолго до своей гибели в 1942 году Сент-Экзюпери написал философскую сказку «Маленький принц» и сам её иллюстрировал.

Ученик рассказывает биографию Сент-Экзюпери, которую готовил заранее дома.

Учитель. Об уважении к людям говорят все его книги. О любви к людям, об ответственности перед человечеством написана им и мудрая притча «Маленький принц». Как и в народных сказках, здесь речь идёт о добре и зле, также выражена мечта о лучшей жизни.

- В чём же специфика жанра философской сказки? Чем отличается от народной?

(Вопросы к уроку были даны заранее, чтобы учащиеся могли осмыслить содержание этой удивительно мудрой сказки.)

Учащиеся. Маленький принц - добрый и заботливый хозяин очень маленькой планеты (астероид «Б-612»), где зло воплощено в баобабах. Баобабы - это символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить. Уничтожить их легко, выкорчевав корни маленьких кустиков, что и делал Маленький принц каждое утро.

Учитель. Но если это зло уничтожить легко, почему же так взволнованно звучит голос автора: “Берегитесь баобабов! Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде я”?

(Учащиеся готовили материал из газет и журналов об экологических проблемах, о бездуховности, о жестокости и зависти. Обсудив и закончив разговор об этой проблеме, учитель переходит к другой, не менее важной.)

В сказке «Маленький принц» говорится о любви к своей Родине, о любви и верности, о счастье и дружбе, о том, без чего не может жить человек.

- Что изменилось в жизни Маленького принца с появлением на его планете розы?

Учащиеся. С появлением на планете розы Маленький принц узнаёт о более сложных чувствах, пробудившихся в нём, объяснить которые он не может. Он любит розу, заботится о ней, но она причиняет ему боль и страдания. Он не может понять кокетства розы, её капризов и притворства, его больно ранит неискренность её слов. Так, впервые испытав чувство любви, он познаёт и чувство страдания.

Учитель. Правда Маленького принца в том, чтобы научиться любить цветок на своём маленьком астероиде. Он же, поссорившись с розой, отправляется путешествовать.

Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, - приём путешествия.

- Каковы содержательные возможности этого приёма? Что даёт он для понимания главной мысли произведения?

Учащиеся. Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей.

Учитель. Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на их духовные ценности и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” - говорит он.

- Что же представляют собой эти взрослые? Почему Маленький принц отвергает их духовные ценности?

Можно дать задание ученикам подготовить рассказ о каждой планете.

1-я планета (10-я глава) - король;

2-я планета (11-я глава) - честолюбец;

3-я планета (12-я глава) - пьяница;

4-я планета (13-я глава) - деловой человек;

5-я планета (14-я глава) - фонарщик;

6-я планета (15-я глава) - географ.

Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления людей о могуществе, счастье, долге. И лишь в конце своего путешествия, обогатившись жизненным опытом, он познаёт подлинную сущность этих нравственных понятий. Это происходит на Земле.

Но прозрение происходит не сразу. Сначала, оказавшись в пустыне, Маленький принц чувствует себя одиноким. Но тут появляется Лис, который открывает ему высшую мудрость человеческой жизни. Чувство одиночества проходит, если кого-нибудь “приручить” к себе, вложить в него свою душу.

(Чтение по ролям эпизода «Лис открывает Маленькому принцу свой секрет» - конец 21-й главы.)

Далее учитель сообщает о том, что главным героем произведения Сент-Экзюпери, как это бывает в народных сказках, является ребёнок - маленький мальчик. Обращение к детству неслучайно, ибо оно привлекает Сент-Экзюпери тем, что в ребёнке потенциально заложены духовные способности, хорошие нравственные качества, которые реализуются в зависимости от условий жизни. Взрослый, если он по-настоящему добрый человек, в душе тоже остаётся ребёнком, искренним, щедрым, великодушным. Важно сохранить в себе чистую душу ребёнка во взрослой жизни.

- Какое “твёрдое правило” было у Маленького принца? Как он его выполнял?

Роза Маленького принца отличается от миллионов похожих роз тем, что он её “приручил”: заботился о цветке, оберегал его жизнь от ветра, сквозняков, холода, накрывал розу стеклянным колпаком, ставил ширму. Роза стала для мальчика единственной, неповторимой... родной. Однако всё это налагает на Маленького принца определённые обязанности, и он говорит: “...Я за неё в ответе. Она такая слабая! И такая простодушная. У неё только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира”.

Учитель. Так в сказке появляется идея ответственности - основная для всего творчества Сент-Экзюпери. Мы всегда должны помнить мудрые слова Лиса: “Люди забыли истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил...”

- Как постигает Маленький принц науку любви и чувство ответственности перед теми, кого приручил?

Учащиеся. Маленький принц, поссорившись с розой, отправляется путешествовать, оставив цветок в одиночестве. “Впервые он пожалел о покинутом цветке” на планете географа, когда узнаёт от учёного, что цветы “эфемерны”: “Моя краса и радость недолговечна, и ей нечем защищаться от мира, у неё только и есть что четыре жалких шипа. А я бросил её, и она осталась на моей планете совсем одна!”

Прилетев на планету Земля, Маленький принц увидел розы: “все они были похожи на его цветок”. “И он почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов!” Мальчик понял, что его роза - самый обыкновенный цветок, и горько заплакал.

Лишь благодаря Лису он осознал, что его роза - “единственная в целом свете”. Маленький принц говорит розам: “Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком... Я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя”.

Любовь - это сложная наука, оказывается, её нужно постигать, необходимо учиться любви. Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться...

Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”.

Так Маленький принц постигает науку любви и меру ответственности перед теми, кого приручил.

В тесной связи с проблемой ответственности перед обществом ставится проблема счастья. Как её решает автор?

Ученик, готовя это опережающее задание , заостряет внимание на образах лётчика, Лиса, Маленького принца, их дружбе.

Автор считает, что счастлив лишь тот, кто познал чувство привязанности, кто обогрел тёплым словом ближнего, кто по-настоящему испытал чувство любви. Лис не был счастлив, пока не подружился с Маленьким принцем. Умение дружить - очень нужное и необходимое качество. Как говорит Лис: “нет таких магазинов, где торговали бы друзьями”. Действительно, масло-то достанешь, а вот друга, увы, нет. Даже из-под прилавка, с переплатой.

На прощание Лис открывает своему другу простой, но мудрый секрет: “Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. Не слышать голос сердца, по мнению автора, значит превратиться во “взрослых”, “которым ничего не интересно, кроме цифр”.

Учитель. Итак, на Земле Маленький принц постигает великую науку жизни: он понимает, что могущество человека - в единении, в дружбе, счастье - в любви к ближнему, долг - в служении народу, в ответственности перед обществом.

Дружба с Маленьким принцем также помогла лётчику понять силу и могущество человеческой любви, проникнуться чувством ответственности за всё, что происходит на Земле.

Но наступил час прощания: Маленького принца на его астероиде ждала роза.

(Инсценировка «Прощание с лётчиком» помогает учащимся лучше почувствовать атмосферу сказки, делает урок интересным и эмоционально насыщенным.)

И звёзды для лётчика приобретают особую прелесть, так как он знает, что на одной из них живёт его маленький друг; колосья ржи становятся ещё более красивыми, ибо их цвет похож на цвет волос Маленького принца.

В душе лётчика живёт образ его маленького друга с чистым и нежным сердцем. В душе каждого взрослого должен жить Маленький принц; если же он исчезает, то в душе умирает ребёнок.

(Звучит песня «Маленький принц» на музыку М.Л. Таривердиева.)

В конце сказки автор обращается к читателям: “И если к вам подойдёт маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться... вы уж, конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда - очень прошу вас! - не забудьте утешить меня в моей печали. Скорей напишите, что он вернулся...”

Очень хочется Антуану де Сент-Экзюпери, чтобы Маленький принц вновь вернулся на Землю, и тогда люди забудут ссоры и распри, прекратятся войны. Мир и согласие вновь воцарятся на нашей планете.

Когда же ты вернёшься к нам, Маленький принц?

Спонсор публикации статьи – поставщик массажного оборудования компания «Ямагучи», предлагает массажную продукцию японских и американских производителей (Yamaguchi, US Medica, Fujiiryoki) как для профессионального использования, так и для применения в личных оздоровительных целях. На сайте компании можно приобрести массажное кресло , в том числе в кредит. Массажное кресло – современный технологичный аппарат, позволяющий осуществлять многие виды массажа, заменяя руки массажиста. Вы просто садитесь в кресло для массажа и выбираете необходимую вам программу, а кресло обеспечивает вам комфортное улучшения самочувствия, снимает стресс, релаксирует, улучшает работоспособность.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

развивающая:

  • развивать читательский интерес учащихся;
  • развивать умения сопоставлять и делать выводы, кратко формулировать свои мысли;
  • развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление;

обучающая:

  • учить осмысливать идейное содержание сказки, постигнуть нравственную сторону произведения;
  • учить анализировать художественное произведение;

воспитательная:

  • вызвать личностно значимые переживания, побудить к активной деятельности по разрешению проблемных ситуаций и поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
  • воспитывать уважительное отношение к чувствам другого человека, душевную чуткость, чувство ответственности за тех, кто рядом.

Метапредметная цель урока: формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер.

Учебно-организационные:

  • определять учебную задачу,
  • формулировать гипотезы,
  • оценивать свою учебную деятельность.

Учебно-информационные:

  1. работать с художественным текстом.

Учебно-коммуникативные:

  • формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения,
  • развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.

Тип урока: проблемный урок изучения нового материала с использованием групповой формы работы и ИКТ.

Методы и приёмы: беседа, наблюдение, сопоставление, решение проблемных вопросов, анализ, групповая работа и использование ИКТ.

Оборудование: презентация в “Microsoft Office PowerPoint” раздаточный материал, текст.

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Эмоциональный настрой. (Слайд 1)

2. Объявление темы урока, целеполагание.

Прочитайте тему нашего урока и скажите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Слайд 2)

Исходя из темы, определите цель урока. О чём мы с вами будем размышлять? (Слайд 3) Что символизируют баобабы?

  • Какой скрытый смысл заложен в словах писателя?
  • Будем учиться анализировать художественное произведение и работать в группе

    II. Анализ произведения.

    1. Беседа с классом.

    Прочитав сказку “Маленький принц”, вы соприкоснулись с чудом. Это чудо – мальчик, который жил на планете величиной с дом. Мальчик с золотыми волосами, хрупкий, любознательный, настойчивый. (Слайд 4)

    Как он относился к своей планете? (Он каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал ростки баобабов.)

    Какое у него было правило? (“Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”).

    На планете Маленького принца, как на любой другой планете, есть хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Это ужасные, зловредные семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобабы не распознать вовремя, они завладеют всей планетой и разорвут ее на клочки. (Слайд 5)

    Что символизируют баобабы? (Баобабы – это те силы, которые мешают жить человечеству, которые могут взорвать планету; это пороки, которые разрушают душу человека, а человек – это целая вселенная)

    Вывести определение порока (Слайд 6)

    Какая же опасность подстерегает детей? Об этом мы узнаем, когда вместе с Маленьким принцем отправимся в путешествие по планетам, которые он посетил.

    Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?

    2. Путешествие Маленького принца (работа в группах).

    Сейчас я предлагаю вам поработать в группе.

    1. Возьмите зелёный лист с заданием. (Приложение 1)

    2. Прочитайте вопросы и распределите их между членами группы.

    3. Обсудите совместно, что каждый из вас будет отвечать.

    4. При ответе вы можете использовать опорные слова из правой колонки.

    Кому не понятно задание? Приступайте к работе. У вас 10 минут.

    3. Выступление групп. (Слайд 7)

    Сейчас вам предстоит выполнить задание на жёлтом листе (Приложение 2) , где указаны обитатели планет. Слушая внимательно выступления одноклассников, запишите, пожалуйста, главную черту характера каждого из них (1-2 слова).

    После выступления групп.

    Итак, называем обитателя планеты и главную черту его характера. (Слайд с баобабами-пороками 7)

    Так какая опасность подстерегает детей? Почему писатель говорит: “Дети! Берегитесь баобабов!” (Путешествуя с Маленьким принцем, мы увидели целую галерею человеческих пороков: властолюбие, честолюбие, тщеславие, эгоизм, пьянство, жадность, ограниченность. Это те силы, которые разрушают душу человека.)

    Ребята, но в современной жизни есть ещё множество пороков, с которыми каждый должен бороться. Я приглашаю вас на небольшую экскурсию в Москву, на Болотную площадь, где находится знаменитая скульптурная композиция Михаила Шемякина “Дети – жертвы пороков взрослых”, которая была открыта в сентябре 2001года. (Видеоряд) (Слайд 8)

    В чём смысл противопоставления золотых фигур детей с завязанными глазами и жутких монстров? (Жуткие человеческие фигуры с головами зверей – это “баобабы”, которых следует остерегаться детям)

    Вывод . Итак, если за планетой не следить, не развивать в себе такие качества, как аккуратность, трудолюбие, планета может погибнуть. И, если душа человека неухожена, то человек станет дурным и тоже погибнет для мира людей, останется один.

    Ребята, а что противостоит порокам? (Добродетель – стремление человека к добру, это и отдельное положительное качество человека.) (Слайд 9)

    НО добродетели не даются от природы. Они приобретаются в результате обучения, им надо учиться.

    Какие добродетелям приобрёл Маленький принц, побывав на планете Земля? (Слайд 10)

    Задание VII группе.

    1. “Земля – планета не простая!...” (Продолжите цитату)

    2. Что испытал и понял Маленький принц на Земле?

    3. Кто появляется перед принцем в тяжёлую минуту разочарования?

    4. Какие жизненные истины открыл ему Лис? (Главный урок – урок науки любви. Любовь – это труд.)

    Почему Маленький принц возвращается на свою планету? (Чтобы защитить Розу)

    А. де Сент-Экзюпери писал: “... я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы”. Если не ради забавы, то ради чего стоит читать сказку “Маленький принц”? (Чтобы стать умнее, узнать новое, побеждать пороки, воспитывая добродетель, научиться дружить, любить.) (Слайд 11)

    Обобщение. Эта книга – завещание. Какие же заветные мысли выразил Сент-Экзюпери в своём произведении? Давайте их озвучим. А для этого вам необходимо выполнить ещё одно задание на розовом листе (Приложение 3) : продолжить фразу (найти правильную концовку)

    (Слайд 12)

    III. Подведение итогов

    Наш урок подходит к концу. Мне бы хотелось узнать, получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

    Рефлексия (Слайд 13)

    Выберите одну фразу и продолжите её:

    • Сегодня на уроке я научился (ась)...
    • Сегодня на уроке я узнал(а) .....
    • Сегодня на уроке мне понравилось....

    Читая произведения А. де Сент-Экзюпери, острее ощущаешь красоту мира и силу человеческого влечения к братству. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции (1944) – он не возвратился на базу из боевой задачи, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир.

    Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутоны и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и утонченные

    Маленький принц – главный персонаж сказки – показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза смотрят, то далеко не зайдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые за цифрами доходов, честолюбием, жадностью забыли о своем человеческом призвании.

    На Земле Маленький принц попадается в сад с множеством роз. В эту трудную для малыша минуту, когда он ощущает потрясение от мысли, что роза

    Обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется Лиса. Он говорит о бездонности человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое – свое время: «Твоя Роза такая дорога тебе из-за того, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза – единая в мире, так как он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить беспрерывной душевной работой. «Хорошо видит только сердце. Главнейшего глазам не видно». Надо уметь быть отданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться к злу, так как каждый отвечает не только за собственную судьбу.

    Вбирая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему смыслу произведения, можно согласиться с мнением О. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленьком принце незадолго до своего конца… наверное, человеческие души всегда выдают свой последний лебедино-чистий, прощальный вопль…». Эта сказка – своеобразное завещание мудрого человека нам, что остались на этой неидеальной планете. И сказка ли вообще это? Припомним пустыню, в которой летчик, который потерпел крушение, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся его жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще – то, где и когда ты проявил трусливость и непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и осознает что-то такое, что недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и потому с его уст в эти моменты истины и прозрения вырывается мольба: «Господи! Отведи бедствие, и я стану лучше, более благородным и великодушным!»

    Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в ней и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к друзьям совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, т.е. он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его жить. Именно в пустыне, вдалеке от суеты, которая целиком поглощает нас и наши души, там, где в одиночестве пророки и пустынники узнавали большие истины, летчик, тоже в одиночестве приблизился к пониманию смысла жизни. Но пустыня – это еще и символ одиночества человека: «С людьми тоже одиноко…».

    Волшебная, печальная притча, «загримированная под сказку» (О. Панфилов)! Моральные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью утонченных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, правя за моральные ориентиры: «себя судить намного тяжелее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый», «Напыщенные люди являются глухими ко всему, кроме похвалы», «Но глаза не видят. Надо искать сердцем».

    Это произведение принуждает и нас по-иному посмотреть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных воображается таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля из собственной крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко – так, как ощутил Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свою обязанность перед единой и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!

    В пустыне Сахаре, а вместе с тем и в пустыне современного мира, среди «серьезных деловых людей», Маленький принц бесконечно одинок. Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы. Вспомним слова Змеи: «Среди людей тоже одиноко». Неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет – «странными взрослыми». Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных. У каждого своя планета. Они считают созданные мирки истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

    Из этой темы вытекает основной принцип романтизма – принцип двоемирия. Этим двум мирам никогда не соприкоснуться: миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника, которому присущи нравственные качества. Именно по этой причине перед нами романтическая сказка.

    Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи позволил воплотить размышления Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.

    Для реализации идей притчи используется весьма своеобразная композиция. Парабола – основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему, находит решение. Так, начало и конец повести связаны с прибытием героя на Землю и расставанием его с Землей, летчиком, Лисом.

    Маленький принц вновь возвращается на свою планету, к своей Розе. Тогда уже, что взрослый и ребенок были вместе, они открыли для себя много нового и в жизни, и в друг друге, и расстаются они уже иными – обновленными и умудренными.

    Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ.

    Но главная трагедия «взрослых» героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли» все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.

    «…Когда мне было 6 лет. я обнаружил в свое время удивительную картинку…» или: «…Вот уже 6 лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул» Это язык предания, легенды, притчи. Стилистическая манера – переход от образа к обобщению, от притчи к морали – характерная черта писательского таланта Сент-Экзюпери.

    Образная система произведения

    Сказка «Маленький принц» – галерея образов, возникающих в мозгу зрелого человека, размышляющего о прожитой жизни. Она начинается с возвращения в мир детства.

    Противоречия, борьба человека и окружающего его общества решены здесь иными средствами, чем в предыдущих произведениях. Отсюда ощущение чего-то нового, необычного для творчества писателя, хотя, строго говоря, почти все основные образы «Маленького принца» содержатся уже в третьей главе «Южного почтового», там, где говорится о детстве Берни.

    Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как можно только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы.

    Маленький принц – человечек, который был с очень маленькой планеты. Некоторые исследователи сравнивают Маленького принца с Задигом, героем философской сказки великого французского писателя Вольтера, который отправился на поиски счастья. Однако, говорят они, Сент-Экзюпери интересуют не секреты различных философских систем, а типы людей, воплощающих различные пороки.

    Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки… И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.

    Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

    Однако трудно все же отказаться от мысли, что маленький принц-это сам Сент-Экс, Хотел или не хотел того автор, но лучше всего он как бы воплотил и охарактеризовал самого себя.

    Образ пустыни развивается во всех книгах писателя. Самого Экзюпери неудержимо влечет пустыня – «я люблю пустыню». В пустыне летчик встречает Маленького принца. Пустыня казалась писателю особым миром, подобным небу. В пустыню он отправляется, как летчик в свой полет. Там нет «счетоводов и лавочников», там не действуют законы, регулирующие их существование. Человек в пустыне абсолютно свободен, он предоставлен самому себе, погружен в себя. В пустыне господствуют «силовые линии», вынуждающие человека, как и в полете, жить на пределе своих возможностей. Пустыня, как и небо, – полигон человеческого духа.

    В пустыне человек познает цену жизни. Пустыня напоминает о «простых» истинах, об истине воды как источника жизни – напоминает о том, что человечество живет у колодцев. В пустыне познается человеческое братство, цена человека, давшего испить воды умирающему от жажды.

    Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.

    Маленький принц спросил у летчика: «…Знаешь, отчего хороша пустыня?» И сам же дал ответ: «Где-то в ней скрываются родники…» Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа воды очень значим для Сент-Экзюпери.

    Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения. В «Маленьком принце» Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием. Первооснова жизни – вода, одна из вечных истин, непоколебимая вещь, обладающая великой мудростью. Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

    В древних летописях, поверьях и преданиях воду стерегли драконы, но пустыня Сент-Экзюпери может стеречь ее не хуже, чем драконы, она ее может спрятать так, что никто и никогда не найдет ее. Каждый человек сам властитель своих родников, источников своей души, но мы сами порой не можем их отыскать.

    Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения.

    Прообраз Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло – импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленьким сальвадорским вулканом».

    Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, – говорил Маленький принц земным розам. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…»

    Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы.

    Рассказывая историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!» Это еще раз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно «увидеть» только сердцем.

    Кстати, в оригинале автор всегда пишет «la fleur» – Цветок. Но во французском языке это слово женского рода. Поэтому в русском переводе Нора Галь заменила Цветок Розой (тем более что на рисунке это действительно роза). А вот, допустим, в украинском варианте ничего заменять бы не пришлось – «ля флёр» без труда стала бы «Квіткой».

    Похожие статьи

    © 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.