Любовь к Аллаху! Любовь аллаха и ее признаки

Некоторые полагают, что любовь к Всевышнему Аллаху не означает ничего иного, кроме следования Его велениям и поклонения Ему. Есть и такие, которые утверждают, что невозможно любить Всевышнего Аллаха, поскольку у Него нет образа, мы не видим Его и не слышим. Но если обратиться к Корану и хадисам, то оба этих источника открытым текстом извещают, что Всевышний Аллах любит рабов Своих и рабы любят Его. Например, в 54-м аяте суры «Аль-Маидат» говорится (смысл): «И Аллах их любит, и они любят Аллаха».

В 165-м аяте суры «Аль-Бакарат» говорится (смысл): «А те, которые уверовали, они сильнее любят Аллаха ».

И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поведал нам, что любовь к Всевышнему Аллаху и к Его Посланнику является основой имана – истинной веры. Абу-Разим аль ‘Укайли, да будет доволен им Аллах, спросил Пророка (мир ему и благословение): «О, Посланник Аллаха, что такое иман?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Иман – это такая любовь к Аллаху и Его Посланнику, которая превосходит любовь ко всему остальному». В другом хадисе говорится: «Не будет уверовавшим никто из вас, пока не полюбит он Аллаха и Его Посланника больше всего остального ».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел Мус‘аба ибн ‘Умайра, да будет доволен им Аллах, облачённого в овечью шкуру. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Смотрите на этого человека, сердце которого Аллах осветил нуром. Я его видел, когда он жил вместе со своими родителями, он ел лучшее, пил лучшее, надевал лучшее. Затем любовь к Аллаху и к Его Посланнику привели его к тому состоянию, в котором вы его видите».

Мус‘аб ибн ‘Умайр рос в зажиточной семье, родители баловали его и ни в чем ему не отказывали. А когда он отрекся от религии родителей, то есть от язычества, и принял Ислам, они выгнали его из дома. Но он не замечал последовавших за этим мирских трудностей из-за огромной любви к Аллаху и к Его Посланнику. Погиб же он на газавате при Ухуде, защищая Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Говоря коротко, и Коран, и хадисы открытым текстом свидетельствуют о том, что уверовавшие добрые рабы любят Всевышнего Аллаха.

Не соответствует действительности и утверждение, что любовь к Аллаху не имеет другого смысла, кроме проявления покорности Ему, поскольку покорность Аллаху – это плод на древе любви к Нему. В какой бы мере раб ни любил Аллаха, в той же мере он и подчиняется Ему.

Не соответствует действительности и утверждение, что невозможно любить Аллаха, поскольку мы Его не видим и не слышим. Те, кто способны мыслить, постигать реальность, любить и получать удовольствие только посредством органов чувств, – это люди весьма низкого уровня. Люди же с кристальными сердцами, высоким устремлением, высоким интеллектом и великодушием не обращают особого внимания на чувственные удовольствия. Эти люди предпочитают внутреннюю любовь любви внешней. Например, мы очень любим сподвижников Пророка (мир ему и благословение), имамов, авлия, шейхов, хотя среди них могут быть и те, кто внешне не очень красив. Тем не менее, мы всех их любим из-за их духовной красоты, из-за их справедливости, ума, терпеливости, кротости, богобоязненности, стремления принести пользу другим, из-за других подобных нравственных, духовных качеств.

Всевышний Аллах создал несколько причин, из-за которых человек может любить.

Во-первых , Всевышним Аллахом заложена в человеке любовь к самому себе. Человек любит себя, желает вечного бытия и всего, что способствует вечному бытию. К примеру, человек любит свою жизнь, еду, питье, своё тело, хочет быть здоровым и т.д.

Во-вторых , Всевышним Аллахом заложена в человеке любовь к тому, кто делает что-либо хорошее для него. В хадисе, приводимом Абу-Ну‘аймом, Байхаки и Ибну Джавзи, говорится: «Сердца сотворены из любви к тем, кто добр к ним».

В-третьих , Всевышним Аллахом заложена в человеке любовь к тем, кто творит добро для людей вообще, хотя его самого это добро и не касается. Например, если мы услышим о ком-то, кто жил давно или живёт далеко от нас, на другом конце света, что он щедр, творит добро людям, приносит им пользу, то мы испытываем симпатию, любовь к этому человеку, хотя нас его добро и не касается, и даже нет на это никакой надежды.

В-четвертых , Всевышним Аллахом заложена в человеке любовь к красоте, ко всему красивому. Красота бывает двух видов: внешняя, видимая глазами красота и внутренняя, невидимая, созерцаемая умом красота. Человек любит и то и другое и получает наслаждение от созерцания обоих видов красоты, но высокодуховные, высокоинтеллектуальные люди предпочитают внутреннюю, духовную красоту красоте внешней.

Даже одной причины из перечисленных достаточно для появления симпатии, любви к человеку.

Если хорошо подумать над сказанным выше, то можно сделать вывод, что только Всевышний Аллах достоин истинной любви, обусловленной этими причинами, ибо эти причины являются реальными только по отношению к Нему, а по отношению ко всем остальным наличествуют только названия этих причин, а сами причины отсутствуют.

Рассмотрим по отдельности эти причины и выявим, кто же на самом деле достоин настоящей любви.

Любовь человека к своему бытию и ко всему, что способствует поддержанию этого бытия, – если поразмыслить над этой причиной проявления любви человеком, то обнаруживается, что человек должен любить Аллаха больше, чем собственное бытие, ибо его бытие создано Аллахом. Всё, что способствует бытию человека, также создано Аллахом. Бытие человека не настоящее, то есть оно не самодостаточно, оно обусловлено волей Всевышнего Аллаха. Бытие же Аллаха абсолютно, оно не зависит ни от кого и ни от чего и, следовательно, только оно реально в масштабе вечности.

Следовательно, по этой причине человек не может не любить Аллаха, ведь Он создал человека, и от Него зависит вечность бытия человека.

Следующая причина – склонность человека любить того, кто добр по отношению к нему. Если рассмотреть эту причину, опять выясняется, что в действительности любви достоин только Всевышний Аллах, ибо с момента рождения человека и до его смерти, каждый миг Аллах беспрерывно наделяет его благами Своими, видимыми и невидимыми, общими для всех и персональными для него. Блага всех людей, вместе взятых, по сравнению с благами Аллаха будут меньше, чем капля в сравнении с морем. Ведь кто бы какое добро ни совершил, оно исходит от Аллаха, ибо и само это добро, и люди, совершившие его, созданы Аллахом, и совершить это добро людей побудил Аллах.

Далее – склонность человека любить того, кто добр, милосерден к людям вообще и приносит им пользу, если даже его самого это добро и не касается. И с этой точки зрения только Всевышний Аллах в действительности достоин любви, ибо добро и польза, приносимые всеми людьми вместе взятыми, по сравнению с добром и пользой от Всевышнего Аллаха меньше, чем доля одного луча во всём солнечном свете или чем капля в море. В действительности, добро вовсе не исходит от людей, поскольку всякое добро и людей, совершающих это добро, создал Всевышний Аллах, и Он Сам побудил их совершать добро. Следовательно, и по этой причине любви достоин Он один.

Следующая причина – склонность человека любить красоту, всё красивое. Различаются два вида красоты: внешняя, видимая глазами и внутренняя, духовная, созерцаемая умом. Внешняя красота постижима и для людей недалёких, ограниченных и даже для детей, духовную же красоту постигают только люди с совершенным разумом и чистым сердцем. Именно поэтому люди с совершенным разумом любят пророков, авлия, имамов, живших в прежние времена, из-за их внутренней красоты, даже и не представляя себе, как они выглядели внешне.

Внутренняя, сокровенная красота включает в себя многое, но всё это в итоге сводится к трём категориям: науке (знаниям), могуществу и отсутствию недостатков. Пророков, ангелов, имамов, других алимов мы любим оттого, что у них больше, чем у остальных людей, познаний об Аллахе, Его величии, Его мироздании; они обладают талантом, коим не обладают другие, великим даром, который позволяет им следовать по пути Истины и наставлять других на этот путь; они также чисты от страстей, животных инстинктов, дурных качеств, они облагорожены лучшими качествами.

Теперь сравним знания, мощь и чистоту от недостатков, присущих Всевышнему Аллаху, с аналогичными качествами самых совершенных людей, которых наделил ими Аллах.

Все знания, которыми наделил Аллах ангелов, пророков, посланников, учёных, авлия и всех остальных людей, а также джиннов, являются несущественными, нереальными по сравнению со знаниями Аллаха. Даже если считать эти знания творений реальными, то ведь Свои творения наделил ими Всевышний Аллах.

В Коране говорится, что если все моря и океаны станут чернилами, все деревья – карандашами и с их помощью начнут записывать знания Всевышнего Аллаха, то и чернила иссякнут, и карандаши источатся, но знания Аллаха (Слова Божьи) останутся ненаписанными, ибо им нет предела.

Поэтому любви из-за имеющихся знаний тоже в действительности достоин лишь один Аллах.

Что касается мощи и могущества творений, то и они по сравнению с мощью и могуществом Всевышнего Аллаха являются как бы несуществующими, то есть могущество творений не является реальным. Действительным могуществом обладает только Всевышний Аллах, а творения обладают могуществом, которым их наделил Аллах, и Он может в любое время лишить их этого. Невозможно обладать могуществом иным способом, кроме как от Аллаха. То есть, если исходить из могущества, то и тогда любви достоин только Всевышний Аллах и никто другой.

Если причиной любви является отсутствие недостатков, то и в этом случае любви достоин лишь один Аллах, поскольку лишь один Аллах чист от всяких недостатков. Всё сущее, кроме Самого Аллаха, нуждается в Аллахе. А разве может быть большего недостатка, чем нужда в ком-либо или в чём-либо?

Всё сущее, кроме Аллаха, не имеет власти над собой, а Аллах имеет власть над всем сущим. Если кто-то и чист от недостатков, характерных для творений, то кто создал его таковым? Конечно же, Всевышний Аллах.

Вывод: истинная красота, истинное совершенство, истинные знания и всемогущество – это персональные атрибуты Всевышнего Аллаха, присущие только Ему одному, и любви, в действительности, достоин лишь Он.

Всё это не означает, что не следует любить высокочтимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), других пророков, ангелов, авлия и других праведников. Их следует любить, поскольку их любит Всевышний Аллах.

Кто хоть немного не любит Аллаха, тот не может быть мусульманином, от степени любви к Аллаху зависит уровень веры мусульманина. Поэтому нам следует стараться постоянно приумножать любовь к Всевышнему Аллаху, усердствуя в способах её достижения.

Перечислим некоторые способы приумножения любви к Всевышнему Аллаху.

Для приумножения любви к Всевышнему Аллаху, во-первых, следует удалить из сердца любовь к мирскому. Имам аш-Шафи‘и, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если кто-то утверждает, что он любит и Аллаха, и мир сей, то он – лжец».

Это не значит, что следует бросить всё мирское. Это означает, что не подобает радоваться из-за благ мирских и печалиться, лишившись их, и мысли не должны быть всегда заняты мирским. Мирскими делами пусть занимаются руки и тело человека, имея при этом намерения благие и чистые, полагаясь на Аллаха, не причиняя вреда другим, не во вред поклонению Аллаху и соблюдая рамки Шариата.

В сердце, всегда занятым мирскими делами, не остаётся места для Аллаха, ведь в Коране сказано, что Аллах не создал для человека два сердца.

Следующим способом приумножения любви к Аллаху является Его познание, ведь невозможно любить того, кого не знаешь. Познав величие, совершенство, всемогущество и другие качества Аллаха, человек не может не возлюбить Его. О величии, недосягаемости, мудрости, всемогуществе Всевышнего Аллаха мы узнаём, узрев удивительный мир вокруг нас и поразмыслив обо всём этом. Познав творения, мы познаём и Творца, а познав Творца – обретаем любовь к Нему.

Те, кто наблюдают мир и при этом утверждают, что Аллаха нет, – это люди невежественные дважды. Одно невежество – это незнание Аллаха, второе невежество – это утверждение, что нет Аллаха только потому, что сами Его не познали. Ведь в самом человеке имеются тысячи фактов, свидетельствующих о существовании Творца.

В Коране сказано (смысл): «И на земле есть знамения для знающих, да и в вас самих. Неужели вы не видите? »

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поразмыслите над творением Аллаха». Ещё он сказал, что час размышлений лучше года поклонения, поскольку, чем больше мы будем размышлять, тем больше познаём Всевышнего Аллаха. Чем больше узнаём Его, тем больше и любим Его. Чем больше любим Его, тем тщательнее следуем по пути, указанному Им. Чем тщательнее и строже следуем по пути, указанному Им, тем больше счастья обретём в обоих мирах.

Ещё один способ приумножения любви к Аллаху – это постоянно помнить о милости и благах Его. Обычно мы любим того, кто милостив, добр к нам, дарит нам блага, и эта любовь тем больше, чем больше оказываемое нам добро. Поэтому следует знать и часто размышлять о бесконечном множестве и величии благ Аллаха.

В хадисе говорится: «Любите Аллаха, ведь Он благодетелен (одаривает вас благами) » (имам ат-Тирмизи).

Нет предела благам Аллаха, которыми Он одаривает нас: они сходят с неба, исходят из земли, они находятся и в нас самих – человек тонет в благах Аллаха.

Следующий способ приумножения любви к Аллаху – это частое Его поминание, ведь если мы будем часто поминать о величии, достоинствах кого-либо, то обязательно полюбим его, даже если нас его добро и не касается.

Также способом приумножения любви к Аллаху является частое чтение салавата Пророку (мир ему и благословение), изучение его жизни. Ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) довёл до людей знания о величии Аллаха, Его прекрасные качества и имена, научил людей поклонению Аллаху.

Ещё один способ приумножения любви к Аллаху – это дуа (мольба) о приумножении этой любви. Пророк (мир ему и благословение) всегда просил: «О, мой Аллах, одари меня любовью к Тебе, превосходящей любовь ко всему остальному!»

Высокочтимый Пророк (мир ему и благословение) также обращался к Аллаху со словами: «О, мой Аллах, прошу у Тебя любви к Тебе, любви ко всем, кто любит Тебя, и любви ко всем деяниям, что приближают меня к Тебе».

Приведём некоторые признаки любви к Аллаху:

Стремление встретиться с Аллахом. Не бывает так, что любишь кого-то, но не желаешь встречи с ним. Сподвижники Пророка (мир ему и благословение), умирая, радовались, рвались участвовать в газавате в надежде заслужить смерть шахида, ибо стремились встретиться с Аллахом.

Любовь ко всему, что любит Аллах, и нелюбовь ко всему, чего Он не любит; совершение всего того, что повелел Аллах, и воздержание от всего того, от чего Он остерегает. Ведь любящий проявляет покорность любимому.

Постоянное поминание Аллаха. Ведь человек часто поминает то, что любит, и думает о нём, то есть поминание приумножает любовь, а любовь приводит к частому поминанию.

Желание уединиться. Любящий общаться наедине с Аллахом встаёт ночью, когда спят люди, поминает Аллаха, просит Его, обращается к Нему, молится, читает Его священное писание – Коран.

Того, кто любит Аллаха, не охватывает печаль из-за неполученного мирского, из-за упущенного или утерянного. Утеря всего – это ничто, лишь бы он не потерял Аллаха.

Проявление терпения в бедах и несчастьях от Аллаха.

Проявление милосердия ко всем людям.

Любовь к священному Корану также является признаком любви к Всевышнему Аллаху, поскольку Коран – это Речь Аллаха.

Признаком любви к Всевышнему Аллаху также является любовь к тем, кого Он любит, то есть к пророкам, авлия и т.д. Как, например, можно любить Аллаха и не любить Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которого Он любит больше всех?

Из признаков любви к Всевышнему Аллаху также является следование Сунне Его Посланника. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «Скажи: Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи ».

Говоря коротко, исполнение всех предписаний мусульманской религии и проявление благонравия – всё это плоды на древе любви к Аллаху, это признаки любви к Нему.

Любовь к Аллаху

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: لا يؤمن أحدكم حتى يكون الله ورسوله أحب إليه مما سواهما ‏‏

«Не уверует из вас никто (имеется в виду не уверует истинной верой), пока Аллах и его Посланник для него не будут любимей, чем всё остальное » (Имам Бухари).

В другом хадисе говорится, что один из сподвижников спросил Посланника Аллаха о том, что такое вера (иман)?Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

قال أبو رزين العقيلي‏:‏ يا رسول الله ما الإيمان قال‏:‏ ‏"‏ أن يكون الله ورسوله أحب إليك مما سواهما

«Вера - это когда Аллах и его Посланник любимей, чем всё остальное ».

Каждый мусульманин должен стремиться обрести любовь к Аллаху, так как от этого зависит наша вера. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто обращался к Аллаху с такой мольбой:

وقد قال نبينا صلى الله عليه وسلم في دعائه‏:‏ ‏"‏ اللهم ارزقني حبك وحب ما يقربني إلى حبك واجعل حبك أحب إلي من الماء البارد

«О Аллах, даруй мне любовь к Тебе, а также любовь ко всему, что приближает меня к любви к Тебе, и сделай любовь к тебе для меня любимей, чем прохладная вода ».

Любовь к Аллаху является наивысшей степенью из всех степеней, и все другие степени - это плоды любви к Аллаху.

К примеру, очень высокой степенью в религии является аскетизм. В хадисе говорится: «Оставь мирское, и тебя полюбит Аллах».

В хадисе сказано: «У аскета (отрёкшегося от мирского) сердце и тело отдыхают, а желающий мирского бывает в беспокойстве и в печали. Любовь к мирскому - это основа всех бед, а отказ от него - это основа всех благ и послушания » (см. в книге «Ибн Абу Дунья фи Замми Дунья», № 131).



Каждый из нас знает, как трудно отречься от мирских благ. Но если сердце человека наполнено любовью к Аллаху, то тогда это не представляет для него особой трудности. Об этом свидетельствуют и слова Абубакра Сиддика (да будет доволен им Аллах).

Он говорит:

وقال أبو بكر الصديق رضي الله عنه من ذاق من خالص محبة الله تعالى شغله ذلك عن طلب الدنيا وأوحشه عن جميع البشر‏.‏

«Кто испытает истинную любовь к Аллаху, того оно отвлечёт от стремления к мирскому… »

Любящий Аллаха является аскетом, даже если ему будут принадлежать все богатства этого мира, поскольку любовь к Аллаху не оставит в его сердце места для мирского.

Абу Сулейман ад-Дарани говорил:

وقال أبو سليمان الداراني‏:‏ إن من خلق الله خلقاً ما يشغلهم الجنان وما فيها من النعيم عنه فكيف يشتغلون عنه بالدنيا‏.‏

«Среди рабов Аллаха есть такие, которых не отвлекают от Него (Аллаха) даже Рай и то, что в нём. Как же их отвлечёт от Него мирское! »

Каковы же признаки любящего Аллаха и как нам обрести любовь к Аллаху?

1.Первым признаком любящего Аллаха является следование сунне Пророка (мир ему и благословение) .

قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

ВСвященном Коране говорится: «Скажи Мухаммад: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи. Аллах - Прощающий, Милостивый » (сура «аль Имран», аят 31).

Джунайд аль-Багдади сказал: «Никто не познал и не полюбил искренней любовью Аллаха, кроме как с помощью Аллаха, а путь, ведущий к этой любви, это следование пути Пророка (мир ему и благословение)».

Человек, утверждающий, что любитАллаха , но не следующий пути Пророка (мир ему и благословение), лжец и лицемер, так как если бы он любил Аллаха, то следовал бы его велениям.

Всевышний, как мы видели из предыдущего аята, велит нам следовать пути Пророка (мир ему и благословение) и даёт понять нам, что следование пути Пророка (мир ему и благословение) является свидетельством любви к Аллаху и средством, приводящим к любви к Аллаху.

Чтобы следовать пути Пророка (мир ему и благословение) прежде всего нужно знать о жизни Пророка (мир ему и благословение) и о его деяниях и для этого читать книги о жизнеописании Пророка (мир ему и благословение), об его особенностях и нравственных качествах.

2.Другим признаком любящего Аллаха является частое поминание Его .

В хадисе говорится:

قال صلي الله عليه وسلم فمن أحب شيئا أكثر من ذكره بقلبه ولسانه

«Если кто-то полюбил что-либо, то он вспоминает о нём часто сердцем и языком ».

Если человек желает узнать, какова его любовь к Аллаху, то пусть посмотрит в своё сердце и подумает, как часто он вспоминает об Аллахе.

Если человек любит Аллаха, то он поминает его часто и сердцем, и языком. Более того, если человек любит Аллаха истинной любовью, то он даже если захочет, не сможет забыт о Нём.

Так же как поминание Аллаха является плодом любви к Нему, также оно (поминание Аллаха) является и средством, увеличивающим в сердце любовь к Аллаху. Если человек хочет обрести любовь к Аллаху, он должен усердствовать в поминании Аллаха, и тогда Аллах озарит его сердце любовью к Нему.

3.Третьим признаком любви к Аллаху является любовь к тем, кто любит Аллаха . Это может и помочь обрести любовь к Аллаху.

В хадисе говорится: «Лучшие из вас те, при виде которых вспоминают Аллаха ».

Суфьян ас-Саврию сказал: «Тот, кто полюбит того, кого любит Аллах, того и Аллах полюбит; тот, кто возвеличит того, кого возвеличивает Аллах, того и Аллах возвеличит ».

Несомненно, наиболее соответствующими этим хадисам людьми являются духовные наставники, то есть суфийские шейхи. Из истории мы знаем, что на всём протяжении истории Ислама, после времён сподвижников, те, кто стремился к познанию Аллаха, включая и крупнейших учёных уммы, вступали под руководство духовных наставников.

Тому, кто желает познать Аллаха и почувствовать в своём сердце истинную любовь к Аллаху, необходимо, следуя примеру учёных Ислама, найти духовного наставника и вступить под его руководство.



Любовь к Аллаху - это наивысшая степень из всех степеней. Всякая степень после любви к Аллаху является лишь ее плодом. И нет степени, предшествующей ей,кроме как пути к Аллаху. Любовь к Аллаху невозможно определить словами.Всякое определение лишь обесценивает ее.Ее определение - это ее ощущение, потому что определение дается лишь наукам и предметам,а любовь - это душевное чувство, наполняющее сердца влюбленных в Аллаха.Это чувство невозможно исследовать, его можно только ощутить.И все, что сказано о любви, это лишь пояснение ее плодов и раскрытие ее условий.

Великий шейх Ибн аль-Араби (да будет доволен им Аллах) сказал: «Люди разделились в определении сути любви к Аллаху. И я не видел никого, кто сумел бы определить ее сущность, поскольку это невозможно, а те, кто и определили ее, то определили лишь ее плоды и ее следы».

Ибн Дабах сказал:

«Поистине, о любви к Аллаху может сказать лишь тот, кто ее ощутил. А тот, кто ее ощутил, тот пребывает в таком состоянии, что не может выразить ее сущности, подобно опьяневшему, неспособному объяснить свое состояние. А разница между этими состояниями в том, что хмельное опьянение временное и, отрезвев, человек может выразить свои ощущения. А что касается его порочных последствий, то они общеизвестны. А опьянение от любви к Аллаху постоянно, и достигший этого состояния не трезвеет, чтобы объяснить свои чувства.

Когда Джунайда Багдади спросили об этом чувстве, ответом его были слезы, текущие из его глаз, и страстное биение сердца.

Абу Бакр Каттани (да помилует его Аллах) сказал:

«В Мекке в дни мавсима (период Хаджа) был затронут вопрос о любви к Аллаху, и шейхи заговорили о ней. А Джунайд Багдади был среди них самым младшим. Шейхи обратились к нему: «Эй, из Ирака, скажи, что ты знаешь об этом?» Он опустил голову, его глаза наполнились слезами, и он сказал: «Это раб (влюбленный), ушедший от плоти своей, привязавшийся к поминанию Господа, усердный в совершении долга перед Аллахом, сердцем взирающий на Него. Сердце его сожжено лучами трепета (перед Аллахом), он питается из чаши любви к Аллаху, и Всевышний явил ему Себя, скрытого завесами сокровенности. Если он говорит, то от Имени Аллаха, если рассказывает, то об Аллахе, если двигается, то Его велением, а если остановится, то вместе с Ним. Он весь - ради Аллаха. Он с Аллахом, и он движим Аллахом». После этих слов шейхи заплакали и сказали: «К этому ничего нельзя добавить. Да воздаст тебе Аллах, о, венец познавших!»

Основанием Любви Аллаха к Своему рабу и любви раба к Аллаху являются Слова Всевышнего:

«...любимых Им и любящих Его» («Аль Маида», 54).

Так Всевышний говорит о верующих (му’минах). Он также сказал:

«Аллаха сильнее любит тот, кто уверовал» («Аль Бакара», 165).

«Скажи [Мухаммад]: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, [и тогда] Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи. Аллах - Прощающий, Милосердный» («Аль Имран», 31).

В Сунне также много обоснований любви к Аллаху (махабба).

Анас (да будет доволен им Аллах) передал слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: «Вот три вещи, при наличии которых обретается сладость веры (иман): дорожить Аллахом и Его Посланником больше, нежели всем остальным, любить человека только ради Аллаха, ненавидеть возврат к неверию (куфр) так же, как ненавидишь попадание в огонь».

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Кто враждует с Моим Любимцем, тому Я объявляю войну. Мой раб стремится приблизиться ко Мне с более дорогим, чем то, что Я предписал ему (фарз), и Мой раб не перестает приближаться ко Мне, делая добровольные поступки (Сунна), пока Я не полюблю его. А когда Я возлюблю его, Я становлюсь его слухом, его зрением, его руками, которыми он движет, его ногами, которыми он ходит. Если он попросит у Меня чего-либо, то Я непременно дарую ему это, если он просит спасения у Меня, то Я непременно уберегу его».

Также, в другом хадисе от Абу Хурайры Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах возлюбит Своего раба, Он зовет Джабраила (мир ему) и говорит: «Я люблю такого-то, и ты возлюби его». И Джабраил возлюбливает его и объявляет в небесах: «Поистине, Аллах возлюбил такого-то, и вы возлюбите его». И его возлюбливают обитатели небес. Затем ему создают почет и на земле».

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) передал слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: «Мольбою Дауда (мир ему) были слова: «О, Аллах, я прошу у Тебя дать любви к Тебе любящим Тебя, я прошу подсказать поступки, приводящие к любви к Тебе. О, Аллах, сделай любовь к Тебе дороже меня самого и моей семьи, и освежающей влаги». В Коране и Сунне много упоминаний о тех, кого любит Аллах из Своих рабов и упоминаний о том, что Он любит из их поступков, слов и нравов. «Аллах любит терпеливых». «Аллах любит добродетельных». «Воистину Аллах любит покаявшихся и любит очищающихся». В Коране также сказано и обратное: «Воистину, Аллах не любит смуту», «Воистину, Аллах не любит горделивого и высокомерного», «Воистину, Аллах не любит притесняющих».

Изречения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о любви ко Всевышнему многочисленны, и все они указывают на величие ее достоинства и ее воздействия. Когда почетные сподвижники обрели эту степень любви к Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), они достигли вершины совершенства в вере, в нравах и самопожертвовании. В сладости этой любви они забыли горечи бед и трудности испытаний. Сила этой любви привела их к пожертвованию собой, своим имуществом, временем и всем дорогим на пути своего Возлюбленного, дабы достичь Его Удовлетворения и Любви. По сути, Ислам - это поступки, обязанности и правовые нормы, и душою всего этого является любовь. А поступки без этой любви - словно тело без души.

Ученые перечислили пути, приводящие к любви к Аллаху. Наиважнейшими из них являются следующие десять:

1. Чтение Корана с осмыслением и пониманием его значения.

2. Стремление приблизиться к Аллаху путем совершения желательного (Сунны) после обязательного (фарз). Действительно, это делает раба возлюбленным Аллахом.

3. Усердие в поминании Аллаха во всех состояниях и всеми органами: языком, сердцем, действиями. Степень любви мусульманина к Аллаху зависит от его усердия в поминании Аллаха (зикр).

4. Отдавать предпочтение возлюбленным Аллаха перед теми, кто ближе тебе и твоим чувствам.

5. Направление своего сердца к Именам Аллаха,Его Атрибутам (сыфатам). Тот, кто познает Аллаха и Его Атрибуты,тот непременно полюбит Аллаха.

6. Ощущение Милости Аллаха в неисчислимых благах, предоставленных Им Его рабу. Осознание этого порождает в его сердце любовь ко Всевышнему.

7. Покорность сердца перед Всевышним через смиренность и скромность.

8. Уединение для молитвы и обращения к Аллаху.

9. Дружба с возлюбившими Аллаха и стремление собрать лучшие из плодов их слов, подобно тому, как мы выбираем из плодов лучшие из них. Сохранение молчания в их присутствии.

10. Отдаление от всего, что может отдалить твое сердце от Всевышнего.

Одним из самых важнейших, и в то же время, очень простым вопросом является: «Кого более всего должен любить человек?», на который большинство людей не знают ответа. Хотя ответ очень прост - «Более всего нужно любит ь Аллаха». Этот вопрос открывает много важных тем: «Можно ли говорить о том, что любишь Аллаха?», «Как любить Аллаха?», «Кого любит сам Аллах?»…

Самая главная любовь. Аллах создал людей для того, чтобы они любили Его и поклонялись Ему, и чтобы Он любил их. Однако Он никого не принуждает делать это, ибо Аллах - Мудрый, а любовь не бывает принудительной. Аллах дал человеку разум и право выбора, и поэтому любовь к Аллаху является проявлением согласия человека с волей Аллаха в том, для чего Он его сотворил. То есть, человек принимает предложение Аллаха на взаимную любовь осознанно.

Само знание того, что более всего нужно любить Аллаха, является одной из величайших милостей, которую Аллах оказал узнавшему об этом. Этот добрый знак от Аллаха является признаком того, что Он желает этому человеку Рая.

Есть вопрос! К понимаю того, что Аллаха нужно любить более всего, можно прийти даже путем рассуждений. Например, - любовь человека к своей матери.

Каждый любящий свою мать пусть знает, что он обязан любить Аллаха больше, чем свою мать и вообще более всего. Человек любит свою мать за то, что она родила его, кормила, берегла, воспитывала,... Если человек любит свою мать, то Аллаха ему следует любить еще больше, так как:

Аллах создал его, а это больше чем родить.

Аллах дал ему пропитание, а это больше, чем кормить.

Аллах обеспечил безопасность его существования, а это больше чем присматривать.

Аллах наделил его разумом, способностями,... а это больше чем воспитывать.

Значит, Аллаха следует любить больше, чем мать.

Я колеблюсь. Иногда те, которые себя считают мусульманами, совершают молитвы, постятся в месяц Рамадан,... когда им задается вопрос: «Хочешь ли ты любить Аллаха?», отвечают: «Я пока еще не готов», «Мне сперва нужно еще выучить арабский язык и другие науки»,... Очень печально то, что они не отвечают сразу: «Да, конечно хочу. А что мне делать?». Ведь все просто и лежит на поверху, ибо ислам не религия избранных людей а обращена ко всем слоям общества. Надо только:

Просить Аллаха чтоб он тебя любил. Если человек осознает, что нужно любить Аллаха, но чувствует, что его желание еще не полно, то необходимо обратиться к Аллаху с мольбой, чтобы Он помог полюбить Его.

Но если желание еще все равно слабое, то даже со слабым желанием нужно начать выполнять реальные действия и, если Аллах пожелает, то после трудности придет облегчение.

Приступить к реальным действиям. Делать все то, что любит Аллах, и не делать ничего из того, что Он не любит. То есть остерегаться быть таким, кого Аллах не любит и стремиться стать таким, кого Он любит.

Не знающий смысла жизни бесцельно блуждает в этом мире. А те, которые любят Аллаха и служат Ему, стремятся заслужить любовь Самого Аллаха, следствием которой будет Его довольство и милосердие, только по которой входят в Рай.

О любви Аллаха. Для каждого человека важно знать, кого Аллах любит, и кого Аллах не любит, чтобы тем самым человек мог стремиться стать таким, которых любит Аллах, и остерегаться быть таким, которых Всевышний не любит. Это можно узнать только от Самого Аллаха, то есть из Его Откровения человечеству - Корана.

Так кого же любит Аллах?! Всевышний сообщает в Своей Книге что он любит тех кто:

1. Остерегающихся грехов.

2. Кающихся.

3. Очищающихся.

4. Терпеливых.

5. Полагающихся (уповающих) на Аллаха.

6. Беспристрастных.

7. Искренних перед Аллахом.

8. Усердствующих на Его пути.

Кого же Аллах НЕ любит?! Аллах Всевышний называет тех, кого Он не любит:

1. Неверующих.

2. Грешников.

3. Несправедливых.

4. Распространяющих порочность.

5. Изменников.

6. Преступающих.

7. Высокомерных хвастунов.

8. Излишествующих.

9. Желающих быть высокомерными.

10. Ликующих, т.е. высокомерно радующихся.

Если вы любите Аллаха, то... Аллах Всевышний повелел тем, кто истинно любит Его следовать пути пророка Мухаммада: «(О Мухаммад!)» скажи (верующим): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, (тогда) полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи - поистине, Аллах не любит неверных!»» (Семейство Имрана, 31-32)

Подготовил Асад аль Кудали.
По материалам книги Абу Адель «Я люблю Аллаха»

Священный Коран говорит нам, что Аллах сильно любит тех, кто верит в Него. Глубина этой любви прямо пропорциональна силе веры мусульманина в своего Господом и обратно пропорциональна тому, насколько верующий чувствителен к трудностям, с которыми он сталкивается в жизни. Это означает, что верующий сможет вытерпеть тем больше трудностей, чем больше его любовь к Аллаху, и наоборот.

Это состояние можно уподобить состоянию женщины, которая имеет огромное желание стать матерью, и ради этого готова перенести любые трудности. Она готова носить ребенка внутри себя в течение девяти месяцев, страдая от разных недомоганий, таких как боли в спине и утренняя тошнота. Тем не менее, женщина терпит все это, потому что в будущем хочет стать матерью. Она также знает о возможности того, что роды могут сопровождаться разными осложнениями, которые могут привести к страданиям. Женщина знает и то, что может быть что-то не так с ребенком. Кроме того, она понимает, что в течение первых нескольких лет ей придется полностью посвятить себя ребенку, жертвуя отдыхом и едой ради него. Тем не менее, ее сильное желание стать матерью и любовь к ребенку затмевает все это и делает это бремя легким для нее.

Как видно из этого, любовь облегчает боль в такой степени, что мы даже не рассматриваем бремя как трудность или неудобство. Кроме того, все трудности, будь они физические, финансовые или какие-то другие, становятся легкими для верующего, когда он имеет в своем сердце любовь к Аллаху. Кроме того, истинный верующий даже жаждет идти на жертвы ради Аллаха и готов пожертвовать самое ценное для него, свою жизнь, ради Господа, Который и благословил его этим даром. Но печальная истина заключается в том, что мы неправильно поняли, что значит истинная любовь к Аллаху в наших сердцах, и были небрежны в исполнении наших обязанностей по отношению к нашему Творцу.

Степени любви

Самая низшая степень любви к Аллаху достигается простым повторением Слов свидетельства (калима аш-шахадат). Те мусульмане, которых мы можем назвать непокорными, являются, по крайней мере, мусульманами по названию и обрели минимальную степень любви, связанную с этим статусом. Однако даже непокорный и грешный верующий никогда не потерпит никаких оскорблений Аллаха, хотя при этом может терпеть поток оскорблений, направленный на него самого. Таким образом, человек обретает вкус любви к Аллаху, когда произносит Слова свидетельства.

Еще одним важным понятием для верующего является сила (шадда) любви. Сила или увеличение любви к Аллаху достигается за счет праведных дел и поминания (зикр) Аллаха, прямо пропорционально завися от них. Удивительным является и то, что границ этой любви нет. Сильной любовью к Всевышнему наполнены друзья Аллаха (аулия), и она излучается каждой частью их тела и души.

Ничто не кажется сложным и обременительным тому, кто обретает эту высокую степень любви. Намаз для него отныне не бремя, а источник огромной радости. Если любителю мороженого предлагают на выбор разные виды этого лакомства и при этом говорят: "Пожалуйста, возьми на себя труд съесть все это!", это звучит смешно. Далеко не считая это бременем, этот человек любит мороженое и рад любой возможности отведать его. Таков и пример влюбленного в Аллаха и того, как он воспринимает повеления своего возлюбленного Господа.

Три типа любви

Можно выделить три вида любви.

Ишк аз-зати (любовь к человеку): Когда человек влюблен в другого человека, он не видит недостатки возлюбленного, любовь делает его слепым и глухим. Влюбленный не обращает никакого внимания на любые негативные сообщения о том, кого он любит, потому что одержим любовью.

Один правитель велел своему слуге привести к нему самого красивого мальчика в стране, и слуга покорно пошел домой и привел своего смуглого и худенького сына. Правитель сказал: "Я велел тебе привести ко мне красивого мальчика!" Тогда слуга ответил: «Нет никого красивее в моих глазах, чем мой сын".

Лейла (по-арабски «ночь») получила такое имя потому, что была смуглой, как ночь, и не очень-то красивой, но даже при этом Маджнун был безумно влюблен в нее. Правитель того времени пожелал увидеть Лейлу, о которой он так много слышал. Когда ее привели к нему, правитель увидел, что она совершенно обычная. Он заметил: «Ты не отличаешься от любой другой женщины». Лейла улыбнулась и ответила: "Вы не видите меня глазами Маджнуна".

Человек, таким образом, полностью пленен объектом своей любви и желания и не обращает внимания на все его недостатки. Он останется верен своей любви, даже если возлюбленный ругает его, бьет или отвергает - так сильна его любовь.

Ишк ас-сифати (любовь ради какой-то черты): эта любовь не такая сильная, как та, о которой говорилось выше. Ишк ас-сифати подразумевает любовь ради прекрасного характера возлюбленного, его хороших привычек и приятных манер. Но эта любовь существует только до тех пор, пока существуют эти хорошие качества, и поэтому относительно слаба.

3) Ишк аль-ахсани (любовь как ответ на благосклонность): это самый слабый тип любви, так как лицемерен по своей сути и существует лишь постольку, поскольку возлюбленный продолжает выказывать благосклонность к тому, кто утверждает, что любит его.

У нас есть только этот третий вид любви к Аллаху. Мы любим Его, так как Его милость к нам обширна, но эта любовь дает сбои, как только нас настигает хоть малейшая трудность. Небольшое несчастье или теснота заставляют нас халатно относиться к намазу. Если мы испытываем хоть какие-то финансовые трудности, мы начинаем меньше посещать мечеть, потому что считаем необходимым работать дополнительные часы. Вот почему эта любовь самая слабая – ведь она исчезает при малейших нарушениях в отношениях.

Мы все должны стремиться перейти от этой слабой форме любви к самой сильной – ишк аз-зати, когда счастье и горе становятся едины. Ничто не может нарушить узы любви в таких отношениях, и это самый сладостный уровень любви. Это наше истинное призвание, с помощью которого мы начинаем следовать пути шариата и сунны не только легко, но и преисполненные желания.

Признаки любви к Аллаху

Как только мы сделаем Аллаха и любовь к Нему первостепенными по значению для нас, то все наши трудности покажутся нам несущественными, и для нас откроются новые возможности. Все это можно обрести, повинуясь повелениям Аллаха, посещая мечеть и полностью предоставив себя Творцу. А истинную ценность этого мы сможем понять только в будущей жизни.

Любовь, поистине, удивительна. Ходжа Гулам Фарид (да смилуется над ним Аллах) был суфием, великим ученым своего времени и поэтом. Ниже приводится отрывок из одного его известного стихотворения:

Ничто не привлекает меня, только «Алиф» в слове «Аллах».

Если «Алиф» захватил мое сердце, что для меня «Ба» или «Та»?

Мы взяли на себя обязательство в День обещания, как же мы можем сейчас повернуть назад?

Никогда я не откажусь от моей любви, которая забрала у меня сердце для поминания Аллаха.

Теперь каждый день я вижу моего Возлюбленного в новом свете, красивее с каждым разом.

Это действительно слова человека, в сердце которого существует истинная любовь.

Собрания, на которых поминают Аллаха, очищают наши сердца так же, как стирка грязную одежду. Весь день мы утомляем себя погоней за ложными благами этого мира и должны прилагать усилия, чтобы отвести, по крайней мере, некоторое время для поклонения и поминания нашего Господа.

Аллах так милостив, что устремляется к тому, кто делает только один шаг на пути к Нему. Стоит иметь в виду, что если мы регулярно приходим в мечеть, то это знак того, что Аллах принял наши намерения и старания сделать это. Примером этого является то, что я могу терпеть грубого гостя один или два раза, но я никогда не сойду с моего пути, чтобы пригласить его к себе домой. Разрешение на посещение мечети точно также ограничено, являясь прерогативой только тех, кого Аллах желает видеть в Своем доме. Таким образом, наше регулярное посещение мечети и наша привязанность к дому Аллаха являются признаком того, что Аллах доволен нашими усилиями.

Священный Коран говорит, что мечети заполняются теми, кто верит в Аллаха и в день, когда люди встретятся со своим Господом. Поэтому возможность посетить мечеть действительно великое благословение.

Те, кто не пришел в мечеть, несчастливы, потому что лишились тех благословений, которыми осыпаны поклоняющиеся здесь. Конечно, люди имеют обязательства, связанные с работой и семьей, а некоторые имеют действительно уважительную причину из-за болезни, но мы должны пойти на определенные жертвы, чтобы быть включенными в число тех, кого Аллах пригласил к C ебе домой. Мы все должны просить Аллаха, чтобы быть включенными в число этих счастливых душ, а это совсем не трудно для Него.

Когда президент Джонсон посетил Пакистан, он поехал на рикше, и это ему так понравилось, что он устроил для рикши поездку в Америку. Обычный рикша, который даже не мог говорить по-английски и с которым никто не считался, получил возможность посетить Америку. Почему? Не потому, что он сделал что-то особенное, а потому что Джонсон проникся симпатией к нему и к его повозке. Таким же образом мы ничего не заслуживаем, и Аллах благословляет нас из Своих благ только по Своей милости.

Пусть Аллах вдохновит нас, даровав силу исполнять наши обязательства, и пусть дарует нам привязанность к мечети и наполнит наши сердца любовью к Нему и тоской по Нему. Амин.

Зульфикар Ахмад

Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.