Будьте милосердны как милосерден отец ваш небесный. Евангелие о совершенном милосердии. О том, что не должно спорить с ближним, ни осуждать ближнего

"И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд." (Евангелие от Луки, глава 6:31-36)

Если мы хотим быть сыновьями, дочерьми Бога Живого, Того, Кого мы называем Отцом, если мы хотим быть подлинно Его детьми, мы должны от Него научиться самому, может быть, трудному, что есть для человека: давать... Давать, не ожидая ничего в ответ, давать только от полноты сердца и от полноты любви.

Характерная черта всех святых и всех подлинных христиан в том, что они способны оторвать свое внимание от себя самих, сказать себе самим: Отойди с моего пути, ты мне закрываешь мир Божий, ты мне закрываешь Бога Самого и ближнего моего... Мы должны научиться не только минутами забывать себя, но быть такими людьми, которые всецело отвращены от себя и обращены к Богу, к миру, к людям и которые способны давать так, как дает Бог: давать только потому, что в сердце нашем властвует и ликует любовь, давать, не вспомнив о себе ни в минуту, когда даешь, ни потом, после того, как мы совершили добро, не обращаясь к тому, кому мы дали, в ожидании ответной улыбки или ответного дара... Если мы не научились хоть в какой-то мере так относиться к жизни, к Богу, к людям, то мы не начали еще быть христианами.

И действительно: кто из нас может похвастаться, что он обращается к Богу только с любовью, а не лишь тогда, когда ему что-либо нужно или когда Его надо умолить после того, как стало стыдно своей жизни?

Кто из нас может сказать, что он постоянно, каждому, открытым сердцем, радуясь, дает, в надежде, что тот, кто получает, не будет нашим даром унижен, не будет нашим даром ранен, не почувствует, что он - бедняк, который, рано или поздно, должен отдать то, что ему дали.

Надо научиться давать так, чтобы тот, кто получает, ликовал, что через полученный дар - доброе ли слово, материальную ли помощь - открылась новая глубина отношений и новая глубина любви между людьми...

Давайте задумаемся над этим; я с болью думал и вчерашний, и сегодняшний день о том, что я и не начал становиться христианином... Может быть, кто-нибудь из нас и опомнится? Я или кто из вас, слушающих? Вспомним: Бог дает без меры, Бог дает не завист-ливо, Бог дает даром. Он дает, не ожидая ничего Себе в ответ; но неужели в нас не найдется благодарности, чтобы Ему ответить той любовью, из которой рождаются Его дары, и эту любовь распространить на всех, кто Богу любим?

Митрополит Антоний Сурожский

С этим наставлением обращается к нам сегодня Господь наш Иисус Христос. Милосердие - это чувство мало свойственно от Бога отпавшему человеку. "Человек человеку - волк" - гласила латинская пословица. Мысль эта выражена и в словах царя Давида: "Мне очень тяжело, - говорил Давид, - пусть впаду я в руки Господа, ибо велико мило-сердие Его; только бы не впасть мне в руки человеческие" (2 Цар. 24:14).

В Ветхом Завете считали, что милосердие Божие предназначено только избранному народу. Но постепенно Бог воспитывает через пророков в этом народе чувство милосердия к ближнему. Пророки Исаия и Иеремия указывали, что милосердие Божие не знает иного предела, кроме ожесточения грешника (Ис. 9:16; Иер. 16:5-13). "Милость человека к ближнему, а милость Господня на всякую плоть," - читаем мы в книге Премудрости. "Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть," - говорит Псалмопевец Давид. "Господь есть Бог правды... Блаженны все, уповающие на Него" (Ис. 30:18). "Благ и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив." Если же Бог благ и милостив, естественно, Он требует благости и милости в отношениях людей между собой.

Под влиянием раввинских толкований (Талмуда), несмотря на ясно высказанные мысли и призывы пророков, призывы, упраздняющие обособление еврейского народа, иудеи стали пренебрегать зовом Божиим к милосердию, полагая, что своим внешним, формальным соблюдением Закона они приобретают праведность. Но сердце Божие радуют не те, кто считает себя праведником, а раскаивающиеся грешники. Это - основная мысль всех пророков.

"Я милости хочу, а не жертвы," - возглашал Господь устами пророка Осии. А чтобы иметь доступ к Божию милосердию, все - и иудеи и язычники - все равно долж-ны признать себя грешниками, ибо "всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (ср. Рим. гл. 2). "Истинно познаю, что Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" (Деян. 11 гл.). "Нет лицеприятия у Бога," - говорят апп. Петр и Павел.

Новый Завет возвещает нам Благую Весть о бесконечном милосердии Божием. Христос состраждет всем: пред Ним ученые члены синедриона, пред Ним кающиеся грешники - мытари и блудницы, пред Ним чуждые евреям самарянка, хананеянка и рим-ский сотник. Иисус Христос указывает, что чувство милосердия должно сближать с каж-дым человеком в беде, которого я встречаю на своем пути, и исполнять жалостью к тем, кто наносит мне обиды. Христианин не может затворять свое сердце от брата, находяще-гося в нужде, ибо любовь Божия пребывает только в тех, кто проявляет милосердие (1 Ио. 3:17).

"Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный," - говорит нам Господь. Совершенство, которого требует от нас Христос, согласно сегодняшнему Евангельскому чтению, должно заключаться, прежде всего, в обязанности "быть милосердным." Мило-сердие - это сострадание и прощение. Слово милосердие указывает на чувство предан-ности, на духовную связь между людьми, предполагающую верность Богу. Милосердие - это не просто проявление инстинктивной доброты, это жизнь в Боге, милующем нас, это - как бы ответ на наш внутренний долг перед Богом. Аминь.

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 6, ст. 31 - 36.

31. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

(Лк. 6, 31–36)

Сегодняшний евангельский отрывок, дорогие братья и сестры, передает нам ту часть Нагорной проповеди Спасителя, которую мы смело можем озаглавить как «Слово о бескорыстии в делах любви».

Святитель Крымский Лука в проповеди на это евангельское чтение заметил: «Просты и все слова Спасителя нашего, просто и все Его учение, ибо оно было обращено не к гордым ученым, мнящим о себе, что они знают истину, а к тем смиренным, к тем ничего не знающим, которые чужды гордости, которые легко проникаются всякой подлинной, сияющей Божественным светом истиной».

Этими простыми словами Господь устанавливает важные нормы поведения для каждого христианина, первая из которых звучит так: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31). Иисус Христос устанавливает «золотое правило»: делать для других то же, чего мы сами от них ждем. И действительно, суть христианской жизни заключается в том, чтобы с усердием совершать хорошие поступки.

Научая, что добродетель любви к любящим нас не заслуживает высокой награды, Спаситель вопрошает: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят (Лк. 6, 32). Этими словами Спаситель желал показать ученикам, что если они будут любить только любящих их, то не станут выше даже мытарей или язычников, которые так делают по естественному закону любви, вложенному в человека.

Епископ Михаил (Лузин) пишет: «Источник любви только к тем, которые сами нас любят, есть более или менее наше самолюбие; это не есть еще вполне чистая любовь, совершенная; это свойственно и греховной, поврежденной природе человека, и потому такая любовь не заслуживает такой высокой награды, так как в ней еще нет особенного подвига».

Желая, чтобы Его ученики были достойными сынами Небесного Отца, Христос заповедал: любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6, 35).

Александр Павлович Лопухин поясняет: «Надежду на Богосыновство в Царстве Мессии могут иметь только те, которые в этой, временной, жизни поступают так же, как делает в отношении ко всем людям Бог: они по делам своим и теперь походят на Отца своего – Бога».

Таким образом, сначала Господь убеждает естественным законом: чего желаешь себе, то делай и другим. Далее Спаситель говорит и о награде: всякий, имеющий любовь к врагам, а также благотворящий и отдающий, не ожидая ничего в ответ, будет подобен Богу.

Восходя по лестнице христианского совершенства, возрожденный человек сподобится высочайшей любви к врагам, заповедью о которой и заключает Господь первую часть Своей Нагорной проповеди. И, желая показать, насколько исполнение этой заповеди приближает слабого и несовершенного человека к Богу, Христос подтверждает, что идеал христианина – это Бог: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 35).

Архиепископ Аверкий (Таушев) указывает: «Это вполне согласно с Божественным планом, выраженном еще при сотворении человека: “ И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему ” (Быт. 1, 26). Божественная святость для нас недостижима […], но имеется в виду некое внутреннее уподобление, постепенное приближение человеческой души к ее Первообразу при помощи благодати».

В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, Господь раскрывает для нас смысл жизненных идеалов, которые Он Сам воплотил на земле. Призывая Своих последователей быть милосердными, как милосерден Отец Небесный, Господь заново открывает для нас возможность стать подобными Богу, то есть любить и прощать врагов, творя им добро. А также указывает на то, к чему следует стремиться каждому христианину: к любви, благости и милосердию, благодаря которым мы становимся детьми Божьими. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице свт. Луки Войно-Ясенецкого


Как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так и вы поступайте с ними.
Лк.6:31


Когда человек с чистым сердцем впервые слышит эти слова Христовы, он смущается, ему становится даже неловко. Просто, необыкновенно просто это слово Христово и в то же время глубоко - бездонно глубоко.

Мiр не слышал такого требования до Христа. Мiру никогда не приходило на мысль, чтобы творить добро ненавидящим нас и обидящим. Мiр никогда не услышал бы, если бы не пришел Христос, что мы должны любить врагов своих.

Просты слова Христовы, но ими предъявляются к нам требования самые высокие, самые тяжелые. Легко ли любить врагов наших; легко ли благотворить обидящим нас; легко ли давать без оглядки всякому просящему; легко ли давать взаймы людям, совсем не думая о том, чтобы получить обратно? - О, как это трудно, как невозможно, как не вмещается в сознание людей мiра сего!

Но дело в том, что Господь говорит это не людям мiра сего, а нам, христианам. Он говорит тем, кто должен быть народом избранным Христом (1Петр.2:9), предъявляет эти Свои тяжелые требования к тем, кто должен быть народом святым, взятым в удел, чтобы жизнью своей, делами и словами своими «возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет».

Совершенства Христовы, совершенства Божии должны мы возвещать людям всей жизнью своей: делами своими, всеми поступками своими, словами своими.

Что видим и доныне вокруг, что видим даже в самих себе? Относимся ли мы к людям так, как хотим, чтобы к нам они относились? Ведь мы не хотим, чтобы люди унижали и поносили нас, а кто не поносит других, ближних своих, кто не унижает их?

Мы хотим, чтобы в трудных обстоятельствах жизни нашей и близких наших нам помогали, о нас заботились. А когда сами благоденствуем, ни в чем не нуждаемся, часто ли вспоминаем о тех, которые не имеют ничего, которые ждут нашей помощи? О нет, не часто. А Господь требует, чтобы всегда вспоминали.

Нетрудно, совсем нетрудно любить людей, любящих нас; нетрудно, нисколько нетрудно любить отца или мать, или жену, или детей своих. Но велика ли цена этой любви? О нет, она не имеет почти никакой цены, ибо близких своих, детей своих любим по инстинкту любви, который вложен в нас природой. Это, конечно, хорошо; но имеет ли высшую нравственную ценность? О нет, не имеет. Разве медведица, разве волчица не защищают детенышей своих, не идут на человека, пришедшего с оружием?

Благодати Божией не заслужим такой любовью, такими делами (Лк.6:32-34).

Когда приходит несчастный человек, попавший в тяжелые обстоятельства, и просит помощи материальной, и хотя знает, что не сумеет возвратить, в смущении, в стыде просит взаймы, только взаймы, то если и знаете, что так, не отвергайте уверений его, чтобы не было ему больно, и отдайте просимое с чистым сердцем, не ожидая получить обратно. - Тогда будет великая благодать вам от Бога, ибо то, что сделали, есть великое доброе дело.

Господь требует далее того, чтобы ударившему по щеке подставить и другую, а отнявшему верхнюю одежду не препятствовать взять и рубашку. Это вовсе не фантастическое требование, что это можно исполнить, если сердце таково, что способно исполнить это.

Но вот останавливаются многие в смущении пред последним требованием Христовым: «Вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас» (Лк.6:27-28). Любить врагов - легко ли это? О нет, это трудно, это высочайшее требование Христово. А если Он требует, значит, знает, что можно выполнить.

Вникнем, кто враги наши. Враги у нас есть разные: это все, творящие нам пакости, все ненавидящие и обидящие нас.

Но ведь вы слышали в нынешнем апостольском чтении, что и сам апостол Павел имел пакостника плоти - злой человек, медник Александр, который повсюду преследовал апостола Павла, повсюду чинил ему пакости, обиды, досады. Тяжело это было святому апостолу, и он три раза молил Бога избавить его от этого жестокого человека. А какой ответ он получил? «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). - Господь сказал: не надо, пусть продолжает пакости творить, потому что Божественная сила Его совершается в немощи: когда нас поносят, когда преследуют, когда страдаем, тогда сильны мы силой Божией, благодатной Божией помощью.

«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою; ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч.25:21-22). - Прожгут, прожгут эти горящие уголья даже его черное сердце, оно будет потрясено тем, что на его пакости вы отвечаете с кротостью.

Кто еще наши враги? Это злые завистники, клеветники, доносчики ложные.
Но вот о чем подумайте: такие враги всем ли страшны? О нет, не всем.
Было много людей, не ставивших своей целью устроить земное благополучие. Были люди, которые от всего отказывались, предпочитая нищету и, живя в неизвестности, в других не возбуждали зависти. Таковы были все преподобные, все отшельники, пустынники: у них не было никаких врагов, ибо отвергнув все блага земные, они обезоруживали завистников.

Есть еще враги, враги ужасные, убивающие и грабящие нас. Как к ним можно относиться с любовью, как возможно любить грабителей, убийц?
А были святые, для которых это было возможно, которые злодеям отвечали любовью; таков был наш Богоносный отец Серафим Саровский. Были и другие, которые сами помогали грабителям имущество свое увязывать в узлы, сами взваливали им эти узлы на плечи.

Вот пример того, как можно исполнить <эту> заповедь Христову.

«Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд». А евангелист Матфей передает это иными словами: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (5:45).

Поставьте же задачей вашей очищение сердца вашего и стяжание любви, поставьте задачей жизни вашей то, чтобы стать обителью Духа Святого.
И да поможет вам в этом Христос Своей Божественной благодатию.
Аминь.

Неделя 19 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6.31). И всего-то? Так обнадёживающе легко, так просто начинается сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки, таким незатейливым и нехитрым кажется нам это условие нашего спасения, поставленное Господом, но – всего через несколько строчек – каким немыслимым, каким невообразимым и мучительным требованием оборачивается эта такая, казалось бы, простая максима: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6.36)! Ничего себе! Да кто же, скажите на милость, способен «любить врагов»? Ещё куда ни шло – давать взаймы, «не ожидая ничего»; если понемногу да изредка – это можно! Спишем на милостыню. Но вот уподобиться в смирении и любви самому Спасителю, когда Он молится за тех, кто распинает Его, кто бьет Его, кто, издеваясь, вопит: «Радуйся, Царь Иудейский!» (Мф.27.29), – это, Господи, труд, нам неподъёмный, это – выше сил человеческих!

Так происходит потому, что большинство из нас уверены: поступай с нами окружающие люди так же, как мы с ними, – наша жизнь обратилась бы в абсолютное блаженство! Умирать не надо! Сколь бы часто мы ни бывали на исповеди, сколь бы серьёзно и основательно ни относились к покаянию – в самой глубине души каждый из нас уверен: это мои дети непочтительны и грубы, это мои родители деспотичны и нетерпеливы, это мой начальник глуп и некомпетентен, это мои соседи неряшливы и бесцеремонны… А что же я сам? Что – я? Я – скорблю и смиренно терплю всю эту ораву мучителей да ещё и молюсь о них, а стало быть, как и полагается, по-христиански их люблю. А то, что вот нимба надо мной до сих пор не воссияло, так это – по грехам моим. А с другой стороны – какие такие особеннве грехи? Я их, вообще говоря, и не вижу. И действительно, как увидеть? Как их увидеть, если изо дня в день когда глаза заняты усчитыванием чужих грехов, пристальной «экспертной оценкой» родных детей, собственных родителей, своего начальства и ближайших соседей?.. На себя самого, понятно, времени не хватает.

Да, телесные глаза мои направлены на внешнее. Но ведь и очи души моей, то, что принято называть совестью, со-вестью, со-знанием, то, что дано мне Богом для соотнесения, для сравнения, для постоянной корректировки себя самого, какой я есть сегодня, с тем великим Образом, Который является основой моей личности, моего вечного и бессмертного «я»,– эти духовные очи тоже ослеплены. Они смотрят не на меня самого, они оценивают не моё соответствие этому Образу, что, собственно, от меня, как христианина, и требуется прежде всего. Они привычно, вслед за телесными очами, обращаются вовне. При таком устроении души увидеть истинное положение вещей просто невозможно, как невозможно без помощи зеркала увидеть собственные уши.

Таким «зеркалом» для души, для совести должно бы стать для каждого из нас покаяние, то есть такое устроение сознания, когда христианин сравнивает себя не с окружающими его людьми, а с тем великим замыслом о нём самом, который Священное Писание называет «образом Божиим» (Быт.1.26) в человеке. Только осуществив, реализовав в себе самом этот величественный Божий замысел, человек способен быть таким, каким ему и заповедано быть в сегодняшнем Евангелии: милосердным, любящим, способным прощать. Если помнить об этом, тогда великий нравственный закон: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк.6.31), о котором напомнил нам сегодня Христос, этот закон станет для нас первой ступенькой на трудном пути нравственного самоусовершенствования. Ведь даже когда я виноват перед ближним моим, едва ли я захочу, чтобы меня наказали по справедливости. Уж скорее, если даже и не начну оправдываться, ссылаясь на «объективные обстоятельства», как чаще всего и бывает, так просто захочу милосердия и снисхождения. По крайней мере – буду мечтать о нём…

И вот, если быть последовательным, приходится признать, что справедливость – проще и понятнее любви. Справедливость воздаст «каждому по делам его» (Пс.61.13), а милосердие Небесного Отца доныне терпит меня грешного и до «седмижды семидесяти раз» (Мф.18.22) прощает всякого, кто по сто раз на дню предаёт своего Бога. Искатели справедливости будут убеждать нас, что такое прощение развращает, а воздаяние «по делам» воспитывает и укрепляет в напастях, соблазнах и нестроениях житейских. Однако Слово Божие требует от нас не справедливости, а милосердия. Однако Спаситель Христос предлагает каждому из нас не останавливаться на месте, потому что в духовной жизни стоять нельзя. Можно или, обдирая в кровь руки, медленно и трудно карабкаться на вершину, или стремительно падать вниз, оставив всякие усилия, все попытки когда-нибудь до неё добраться.

Если нам удастся положить начало покаянию, тогда есть надежда, что мы увидим когда-нибудь истинное состояние нашей слепой и падшей души. А это, в свою очередь, откроет нам путь к упованию на то, что с нами поступят не справедливо, а милостиво. И тогда, как знать, может быть, мы и научимся жалеть тех, кто сотворил нам злое, тогда, может быть, и достигнем состояния души, при котором возможно уподобиться Отцу нашему Небесному в милосердии и прощении. Аминь.

Похожие статьи

© 2024 ganarts.ru. Теплица и сад. Обустройство. Выращивание. Болезни и вредители. Рассада.